МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Управление образования администрации Николаевского муниципального района МБОУ СОШ № 5 РАССМОТРЕНО На заседании ШМО СОГЛАСОВАНО зам. директора УВР УТВЕРЖДЕНО Директор Руководитель ШМО _____Восковщук С.Ю. Протокол №1 от 28.08.2024 года ________Буш С.Ю. _______Карпец О.В Протокол №1 Приказ № 105-осн от 28.08.2024 год ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86 Владелец: Карпец Ольга Викторовна Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для начального общего образования г. Николаевск-на-Амуре 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗПИСКА Актуальность и назначение программы Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее – программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей. Педагог помогает обучающемуся: – в формировании его российской идентичности; – в формировании интереса к познанию; – в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других; – в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм; – в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности; – в развитии у школьников общекультурной компетентности; – в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор; – в осознании своего места в обществе; – в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей; – в формировании готовности к личностному самоопределению. Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы: 1. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». 2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. №2/20). 3. 31.05.2021 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676). 5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229). 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы 6 Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования. Программа реализована в работе с обучающимися 1–2 и 3–4 классов, в течение одного учебного года, занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов. Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории Хабаровского края. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) 7 и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи. Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать. Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При подготовке к занятию учитель ознакамливается со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья часть – заключительная. Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия. Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество). В заключительной части подводятся итоги занятия. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь позитивный образ будущего – значит понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это придаёт жизни определённость, наполняя её глубокими смыслами и ценностями. Будущее России – это образ сильного и независимого государства, благополучие которого напрямую зависит от наших действий уже сегодня. День знаний – это праздник, который напоминает нам о важности и ценности образования, которое является основой позитивного образа будущего, ведь в условиях стремительных изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей жизни, чтобы идти в ногу со временем. Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС. Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и функции – быть источником достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их. Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки. Вклад РЖД в совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной сферы России. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом. Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными системами, цифровыми устройствами. сельскохозяйственных Разноплановость профессий, и технологичность востребованность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.). День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны. Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны. Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Проекты, в которых младший школьник может проявлять свою ответственность и заботу о других. Как создать крепкую семью. Семья как ценность для каждого гражданина страны. Крепкая семья – защита и забота каждого члена семьи 10 о своих близких. Образ крепкой семьи в литературных произведениях. Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них. Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций. Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело? С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих. День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Как поздравить маму в её праздник – День матери? Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтёрство – возможность заботы и помощи животным. День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны. Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. Что такое права и обязанности гражданина? От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год. День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Школьные средства массовой информации. День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции. История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и самореализации. Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира. Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делается для успешного развития экономики России? Учиться сегодня нужно так, чтобы суметь в дальнейшем повысить уровень своего образования, перестроиться на использование новых цифровых технологий там, где их раньше никогда не было. Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Правила безопасного использования цифровых ресурсов. Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование. Арктика – территория развития. Многообразие и красота природы России: представление о природных особенностях Арктики. Зима в Арктике самая холодная, снежная и суровая. Животные Арктики. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики. Международный женский день. Международный женский день – праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию. Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития массового спорта в России. День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и самореализации. Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством. Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному 14 краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её историю и культуру. Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий. Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией. Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу. Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту? 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать. Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Знакомство с проектами «Орлята России» и Движение Первых. Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные ценности России, объединяющие всех граждан страны. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере ценностного гражданско-патриотического отношения к своей Родине – воспитания: России; становление осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей. В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к тексту выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат. В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; формирование первоначального представления о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста. Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой России. Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы. Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе; формирование чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; формирование первоначальных представлений о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы; формирование основ рационального поведения и обоснованного принятия решений; формирование первоначальных представлений о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России, важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов образовательной организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения. Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека; развитие умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как 36 регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства, знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина. Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России. Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки. Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры. Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; развитие умения взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1–2, 3–4 классы (1 час в неделю) № n/n 1 Темы занятий Образ будущего. Ко Дню знаний Количество Основное содержание часов 1 Виды деятельности Электронные обучающихся ресурсы Иметь позитивный образ будущего – Познавательная беседа, https://razgovor.eds значит понимать, к чему стремиться, и просмотр осознавать, что это придаёт oo.ru/ жизни видеофрагментов, определённость, наполняя её глубокими выполнение смыслами и ценностями. Будущее России интерактивных заданий, – это образ сильного и независимого работа с текстовым и государства, благополучие которого иллюстративным напрямую зависит от наших действий уже материалом сегодня. День знаний – это праздник, который напоминает нам о важности и ценности образования, которое является основой позитивного образа будущего, ведь в условиях стремительных изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей жизни, чтобы идти в ногу 19 со временем. Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд 2 Век информации. 1 Информационное телеграфное агентство Познавательная беседа, https://razgovor.eds 120 лет России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее просмотр Информационном мировое у агентству цитируемых новостных служб страны. выполнение России ТАСС Агентство неоднократно меняло названия, интерактивных заданий, агентство, одна из oo.ru/ самых видеофрагментов, но всегда неизменными оставались его работа с текстовым и государственный статус и функции – быть иллюстративным источником достоверной информации о материалом России для всего мира. В век информации крайне важен мышления. навык критического Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, 20 распознавать фейки и не распространять их. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений 3 Дорогами России 1 «Российские железные крупнейшая российская большой историей, дороги» компания, – Познавательная беседа, https://razgovor.eds с просмотр oo.ru/ обеспечивающая видеофрагментов, пассажирские и транспортные перевозки. выполнение Вклад РЖД в экономики страны. транспорт – совершенствование интерактивных заданий, самый Железнодорожный работа с текстовым и устойчивый и иллюстративным надёжный для пассажиров: всепогодный, материалом безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной сферы России. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом. Формирующиеся ценности: коллективизм, патриотизм, единство народов России 21 4 Путь зерна 1 Российское сельское хозяйство – ключевая Познавательная беседа, https://razgovor.eds отрасль промышленности нашей страны, просмотр главной задачей производство которой выполняет является видеофрагментов, продуктов Агропромышленный питания. выполнение комплекс важнейшую России интерактивных заданий, миссию обеспечению всех продовольствием, а oo.ru/ по работа с текстовым и россиян иллюстративным его мощности материалом позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения хозяйство объединила в планеты. Сельское это отрасль, которая себе традиции нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными системами, цифровыми устройствами. Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных технологичность и профессий, экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, 22 фермерские хозяйства и т. п.). Формирующиеся ценности: созидательный труд 5 День учителя 1 Учитель – одна из важнейших в обществе Познавательная беседа, https://razgovor.eds профессий. Назначение социальное служение, учителя образование – просмотр oo.ru/ и видеофрагментов, воспитание подрастающего поколения. В выполнение разные исторические времена труд учителя интерактивных заданий, уважаем, социально значим, оказывает работа с текстовым и влияние на развитие образования членов иллюстративным общества. Учитель – советчик, помощник, материалом участник познавательной деятельности школьников. Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность 23 6 Легенды о России 1 Любовь к Родине, патриотизм – качества Познавательная беседа, https://razgovor.eds гражданина России. Знание истории просмотр oo.ru/ страны, историческая правда, сохранение видеофрагментов, исторической памяти – основа выполнение мировоззренческого суверенитета страны. интерактивных заданий, Попытки исказить роль России в мировой работа с текстовым и истории – одна из стратегий иллюстративным информационной войны против нашей материалом. страны. Формирующиеся ценности: патриотизм 7 Что значит быть взрослым? 1 Быть взрослым – это нести Познавательная беседа, https://razgovor.eds ответственность за себя, своих близких и просмотр свою страну. Активная oo.ru/ видеофрагментов, жизненная позиция, выполнение созидательный подход к жизни, умение интерактивных заданий, принимать решения значение, жить в духовнонравственными и осознавать соответствии их работа с текстовым и с иллюстративным ценностями материалом. общества – основа взрослого человека. 24 Проекты, в которых младший школьник может проявлять свою ответственность и заботу о других. Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы 8 Как создать крепкую семью? 1 Семья как ценность для каждого Познавательная беседа, https://razgovor.eds гражданина страны. Крепкая семья – просмотр oo.ru/ защита и забота каждого члена семьи о видеофрагментов, своих близких. Образ крепкой семьи в выполнение литературных произведениях. интерактивных заданий, Преемственность поколений: ценности традиции и семейные работа с текстовым и (любовь, иллюстративным взаимопонимание, участие в семейном материалом хозяйстве, отношение проявление воспитании к детей). Особое старшему поколению, действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них. Формирующиеся ценности: крепкая 25 семья 9 Гостеприимная 1 Гостеприимство – все качество, Познавательная беседа, https://razgovor.eds Россия. Ко Дню объединяющее народы России. просмотр народного Семейные встречи гостей, видеофрагментов, единства кулинарные традиции народов России. выполнение традиции oo.ru/ Путешествие по России – это знакомство с интерактивных заданий, культурой, историей и традициями разных работа с текстовым и народов. Гастрономический туризм – это иллюстративным вид путешествий, основой которого материалом являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций. Формирующиеся ценности: единство народов России, крепкая семья 26 10 Твой вклад в 1 общее дело Уплата налогов – это коллективная и Познавательная беседа, https://razgovor.eds личная ответственность, вклад гражданина просмотр oo.ru/ в благополучие государства и общества. видеофрагментов, Ни одно государство не может обойтись выполнение без налогов, это основа бюджета страны, интерактивных заданий, основной источник дохода. Своим работа с текстовым и небольшим вкладом мы создаём будущее иллюстративным страны, процветание России. Каким будет материалом мой личный вклад в общее дело? Формирующиеся ценности: гражданственность, взаимоуважение, взаимопомощь единство и народов России 11 С заботой к себе и окружающим 1 Доброта и забота – качества настоящего Познавательная беседа, https://razgovor.eds человека, способного оказывать помощь и просмотр oo.ru/ поддержку, проявлять милосердие. Доброе видеофрагментов, дело: кому оно необходимо и для кого выполнение предназначено. России: Добрые дела граждан интерактивных заданий, благотворительность и работа с текстовым и 27 пожертвование как проявление добрых иллюстративным чувств и заботы об окружающих. Формирующиеся материалом ценности: взаимопомощь, жизнь, взаимоуважение, коллективизм 12 День матери 1 Мать, мама – главные в жизни человека Познавательная беседа, https://razgovor.eds слова. Мать – хозяйка хранительница в семейного доме, просмотр oo.ru/ очага, видеофрагментов, воспитательница детей. Материнство – это выполнение счастье и ответственность. Многодетные интерактивных заданий, матери: примеры из истории и работа с текстовым и современной жизни. «Мать-героиня» – иллюстративным высшее звание материалом Российской Федерации. Как поздравить маму в её праздник – День матери? Формирующиеся ценности: крепкая семья 28 13 Миссиямилосердие 1 (ко Кто такой волонтёр? Деятельность Познавательная беседа, https://razgovor.eds волонтёров как социальное служение в просмотр Дню волонтёра) oo.ru/ военное и мирное время: примеры из видеофрагментов, истории и Милосердие волонтёров. современной и забота Направления – жизни. выполнение качества интерактивных заданий, волонтёрской работа с текстовым и деятельности: экологическое, социальное, иллюстративным медицинское, цифровое и т. д. материалом Зооволонтёрство – возможность заботы и помощи животным. Формирующиеся ценности: милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение 14 День Героев Отечества 1 Герои Отечества – это самоотверженные и Познавательная беседа, https://razgovor.eds мужественные люди, которые любят свою просмотр oo.ru/ Родину и трудятся во благо Отчизны. видеофрагментов, Качества героя – человека, ценою выполнение собственной жизни и здоровья спасающего интерактивных заданий, других: смелость и отвага, работа с текстовым и самопожертвование и ответственность за иллюстративным 29 судьбу других. Проявление уважения к материалом героям, стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны. Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу 15 Как пишут законы? 1 Для чего нужны законы? Как менялся свод Познавательная беседа, https://razgovor.eds российских законов от древних времён до просмотр oo.ru/ наших дней. Законодательная власть в видеофрагментов, России. Что такое права и обязанности выполнение гражданина? От инициативы людей до интерактивных заданий, закона: как появляется закон? Работа работа с текстовым и депутатов: от проблемы – к решению иллюстративным (позитивные примеры). Формирующиеся материалом ценности: жизнь и достоинство 30 16 Одна страна – 1 одни традиции Новогодние традиции, объединяющие все Познавательная беседа, https://razgovor.eds народы России. Новый год – любимый просмотр семейный праздник. oo.ru/ История видеофрагментов, возникновения новогоднего праздника в выполнение России. Участие детей в подготовке и интерактивных заданий, встрече Нового года. Подарки и пожелания работа с текстовым и на Новый год. История создания иллюстративным новогодних игрушек. О чём люди мечтают материалом в Новый год. Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство народов России 17 День российской печати 1 Праздник посвящён работникам печати, в Познавательная беседа, https://razgovor.eds том числе редакторам, журналистам, просмотр oo.ru/ издателям, корректорам, – всем, кто в той видеофрагментов, или иной степени связан с печатью. выполнение Российские традиции издательского дела, интерактивных заданий, история праздника. Издание печатных работа с текстовым и средств информации – коллективный труд иллюстративным людей многих профессий. Школьные материалом средства массовой информации. 31 Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, гуманизм 18 День студента 1 День российского студенчества: история Познавательная беседа, https://razgovor.eds праздника и его традиции. История просмотр oo.ru/ основания Московского государственного видеофрагментов, университета имени М.В. Ломоносова. выполнение Студенческие годы – это путь к овладению интерактивных заданий, профессией, возможность для творчества и работа с текстовым и самореализации. Наука: научные открытия иллюстративным позволяют улучшать жизнь людей, материалом обеспечивают прогресс общества. Науку делают увлечённые ценности: талантливые, люди. Формирующиеся служение ответственность творческие, за Отечеству его и судьбу, 32 коллективизм 19 БРИКС (тема о 1 Роль нашей страны в современном мире. Познавательная беседа, https://razgovor.eds международных БРИКС – символ многополярности мира. просмотр отношениях) Единство и многообразие стран БРИКС. видеофрагментов, Взаимная поддержка государствам развивать помогает выполнение экономику, обмениваться опытом различных общества. в Россия oo.ru/ торговлю и интерактивных заданий, знаниями и работа с текстовым и сферах успешно жизни иллюстративным развивает материалом контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира. Формирующиеся ценности: многонациональное единство 33 20 Бизнес и 1 Что сегодня делается для успешного Познавательная беседа, https://razgovor.eds технологическое развития экономики России? предпринимательс сегодня нужно так, чтобы суметь в видеофрагментов, тво дальнейшем повысить образования, Учиться просмотр уровень перестроиться использование новых oo.ru/ своего выполнение на интерактивных заданий, цифровых работа с текстовым и технологий там, где их раньше никогда не иллюстративным было. материалом Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд 21 Искусственный 1 Искусственный интеллект отрасль в – Познавательная беседа, https://razgovor.eds интеллект и стратегическая человек. оптимизирующая Стратегия повышающая взаимодействия производства. Искусственный интеллект – интерактивных заданий, процессы России, просмотр oo.ru/ и видеофрагментов, эффективность выполнение помощник человека. ИИ помогает только работа с текстовым и при условии, если сам человек обладает иллюстративным хорошими мышлением. знаниями и Правила критическим материалом безопасного 34 использования цифровых ресурсов. Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие нравственные идеалы 22 Что значит 1 День защитника Отечества: исторические Познавательная беседа, https://razgovor.eds служить традиции. Профессия военного: кто её просмотр Отечеству? 280 выбирает сегодня. Защита Отечества – видеофрагментов, лет со дня обязанность рождения Ф. Федерации, проявление любви к родной интерактивных заданий, Ушакова земле, Родине. Честь и воинский долг. 280- работа с текстовым и гражданина oo.ru/ Российской выполнение летие со дня рождения великого русского иллюстративным флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества материалом российского воина: смелость, героизм, самопожертвование. Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу 35 23 Арктика – 1 Многообразие и красота природы России: Познавательная беседа, https://razgovor.eds территория представление о природных особенностях просмотр развития Арктики. Зима в Арктике самая холодная, видеофрагментов, oo.ru/ снежная и суровая. Животные Арктики. выполнение Российские исследователи Арктики. интерактивных заданий, Россия – мировой лидер атомной отрасли. работа с текстовым и Атомный ледокольный флот, развитие иллюстративным Северного морского пути. Знакомство с материалом проектами развития Арктики. Формирующиеся ценности: патриотизм 24 Международный женский день 1 Международный женский день – праздник Познавательная беседа, https://razgovor.eds благодарности и любви к женщине. просмотр oo.ru/ Женщина в современном обществе – видеофрагментов, труженица, мать, воспитатель детей. выполнение Великие женщины в истории России. интерактивных заданий, Выдающиеся женщины ХХ века, работа с текстовым и прославившие Россию. Формирующиеся ценности: иллюстративным приоритет материалом духовного над материальным, крепкая 36 семья 25 Массовый спорт в России 1 Развитие массового спорта – вклад в Познавательная беседа, https://razgovor.eds благополучие и здоровье нации, будущие просмотр oo.ru/ поколения страны. Здоровый образ жизни, видеофрагментов, забота о собственном здоровье, спорт как выполнение важнейшая часть жизни современного интерактивных заданий, человека. Условия развития массового работа с текстовым и спорта в России. иллюстративным Формирующиеся ценности: жизнь материалом 37 26 День 1 История и традиции Артека. После Познавательная беседа, https://razgovor.eds воссоединения воссоединения Крыма и Севастополя с просмотр Крыма и Россией Артек – это уникальный и видеофрагментов, Севастополя с современный комплекс из 9 лагерей, выполнение Россией. 100- работающих летие Артека пространство круглый год. для саморазвития и Артек oo.ru/ – интерактивных заданий, творчества, работа с текстовым и самореализации. иллюстративным Формирующиеся ценности: историческая материалом память и преемственность поколений 27 Служение 1 Искусство – это способ общения и диалога Познавательная беседа, https://razgovor.eds творчеством. между поколениями и народами. Роль просмотр Зачем людям музыки искусство? 185 лет сопровождает человека с рождения до выполнение со дня рождения конца П.И. Чайковского воспринимать и понимать музыку. Россия работа с текстовым и в жизни жизни. человека: Способность oo.ru/ музыка видеофрагментов, слушать, интерактивных заданий, – страна с богатым культурным наследием, иллюстративным страна великих композиторов, писателей, материалом художников, признанных во всём мире. Произведения П. И. Чайковского, 38 служение своей Формирующиеся стране ценности: творчеством. приоритет духовного над материальным 28 Моя малая Родина 1 Россия – великая и уникальная страна, Познавательная беседа, https://razgovor.eds (региональный и каждый из её регионов прекрасен и просмотр местный неповторим компонент) экономическими и другими ресурсами. выполнение своими oo.ru/ природными, видеофрагментов, Любовь к родному краю, способность интерактивных заданий, любоваться природой и беречь её – часть работа с текстовым и любви к Отчизне. Патриот честно иллюстративным трудится, заботится о процветании своей материалом страны, уважает её историю и культуру. Формирующиеся ценности: патриотизм, приоритет духовного над материальным 39 29 Герои 1 Исследования космоса помогают нам Познавательная беседа, https://razgovor.eds космической понять, как возникла наша Вселенная. просмотр отрасли Россия – лидер в развитии космической видеофрагментов, oo.ru/ отрасли. Полёты в космос – это результат выполнение огромного труда большого коллектива интерактивных заданий, учёных, рабочих, космонавтов, которые работа с текстовым и обеспечили первенство нашей Родины в иллюстративным освоении космического пространства. В материалом условиях невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет продвигаться в российской науке освоении новых материалов и создании новых технологий. Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству 40 30 Гражданская 1 авиация России Значение авиации для жизни общества и Познавательная беседа, https://razgovor.eds каждого человека. Как мечта летать просмотр oo.ru/ изменила жизнь человека. Легендарная видеофрагментов, история развития российской гражданской выполнение авиации. Героизм инженеров и конструкторов, интерактивных заданий, лётчиков-испытателей работа с текстовым и первых российских самолётов. Мировые иллюстративным рекорды российских лётчиков. материалом Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией. Формирующиеся ценности: служение Отечеству 31 Медицина России 1 Охрана здоровья приоритет страны. государственной Современные больницы. Технологии медицины. России – Познавательная беседа, политики просмотр поликлиники Достижения медицины. области граждан и видеофрагментов, российской выполнение будущего Профессия в интерактивных заданий, врача работа с текстовым и играет ключевую роль в поддержании и иллюстративным 41 улучшении здоровья людей и их уровня материалом жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее только призвание, знаний, но требующее и не человеческого сочувствия, служения обществу. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, милосердие 32 Что такое успех? (ко Дню труда) 1 Труд – основа жизни человека и развития Познавательная беседа, https://razgovor.eds общества. Человек должен иметь знания и просмотр oo.ru/ умения, быть терпеливым и настойчивым, видеофрагментов, не бояться трудностей (труд и трудно – выполнение однокоренные слова), находить пути их интерактивных заданий, преодоления. долгосрочного Чтобы успеха, добиться работа с текстовым и нужно много иллюстративным трудиться. Профессии будущего – что материалом будет нужно стране, когда я вырасту? Формирующиеся ценности: созидательный труд 42 33 80-летие Победы в 1 День Победы – священная дата, память о Познавательная беседа, https://razgovor.eds Великой которой передаётся от поколения к просмотр Отечественной поколению. Историческая память: память видеофрагментов, войне о подвиге нашего народа в годы Великой выполнение oo.ru/ Отечественной войны. Важно помнить интерактивных заданий, нашу историю и чтить память всех людей, работа с текстовым и перенёсших тяготы войны. Бессмертный иллюстративным полк. Страницы героического прошлого, материалом которые нельзя забывать. Формирующиеся ценности: единство народов России, историческая память и преемственность поколений 34 Жизнь в Движении 1 19 мая – День детских общественных Познавательная беседа, https://razgovor.eds организаций. Детские организации объединяли и разных поколений видеофрагментов, объединяют активных, выполнение целеустремлённых детских общественные просмотр ребят. общественных oo.ru/ Участники интерактивных заданий, организаций работа с текстовым и находят друзей, вместе делают полезные иллюстративным 43 дела и ощущают себя частью большого материалом коллектива. Знакомство с проектами «Орлята России» и Движение Первых. Формирующиеся ценности: дружба, коллективизм 35 Ценности, 1 Ценности – это важнейшие нравственные Познавательная беседа, https://razgovor.eds которые нас ориентиры для человека и общества. просмотр объединяют Духовно-нравственные ценности России, видеофрагментов, объединяющие всех граждан страны. oo.ru/ выполнение Формирующиеся ценности: традиционные интерактивных заданий, российские ценности духовнонравственные работа с текстовым и иллюстративным материалом ОБЩЕЕ 35 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 44 45