Учебный план МБОУ СОШ № 5, реализующей АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. II этап обучения при реализации АООП V - IX классы представлен недельным учебным планом. Срок обучения по АООП ООО составляет 5 лет. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году. Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс). В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется МБОУ СОШ № 5 самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ СОШ № 5. Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов включают обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 5 6 7 8 9 класс класс класс класс класс Обязательная часть 1.Язык и 1.1. Русский язык речевая 1.2. Чтение практика (Литературное чтение) 2.Математика 2.1. Математика 2.2. Информатика 3.Естествознание 3.1. Природоведение 3.2. Биология 3.3. География 4.Человек и 4.1. Основы социальной общество жизни 4.2. Мир истории 4.3. История Отечества 5.Искусство 5.1. Музыка 5.2. Рисование (изобразительное искусство) 6.Физическая 6.1.Адаптивная физическая культура культура 7. Технологии 7.1. Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Профильный труд Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной неделе) Коррекционно-развивающая область: 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 2 2 - 4 2 2 2 2 3 1 2 2 2 2 3 1 2 2 2 2 3 1 2 2 2 2 1 2 - - - - 2 2 2 2 2 6 27 6 28 7 29 7 29 7 29 2 2 1 1 1 2 2 1 1 1 29 30 30 30 30 6 6 6 6 6 Логопедические занятия Психокоррекционные занятия Внеурочная деятельность: Спортивно-оздоровительное направление Духовно-нравственное направление Общекультурное направление Социальное направление Всего к финансированию 3 3 4 1 1 1 1 39 3 3 4 1 1 1 1 40 3 3 4 1 1 1 1 40 3 3 4 1 1 1 1 40 3 3 4 1 1 1 1 40