Экология 5-7 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
имени героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова
г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
МБОУ СОШ № 5

РАССМОТРЕНО
руководитель ШМО
_________Л.Г.Перевозная
Протокол № 1 от «29»
августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
УВР
_______________С. Ю. Буш
«29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
_____________О. В. Карпец
Приказ № 170-осн от
«29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Экология»
для обучающихся 5 – 7 классов

г. Николаевск-на-Амуре, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по экологии отражает основные требования федерального
государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения образовательных программ
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и
развития,

обучающихся

средствами учебного

предмета «Экология»;

определяет возможности предмета для реализации требований к результатам
освоения

программ

основного

общего

образования,

требований

к

результатам обучения экологии, а также основных видов деятельности
обучающихся.
Курс «Экология» на ступени среднего звена основного общего
образования направлен на формирование у обучающихся экологической
культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной
связи

человеческого

общества

и

природы.

Данная

программа

предусматривает формирование экологического сознания и навыков
осознанного отношения к окружающей среде, ориентирована на осознание
учащимися экологических проблем в системе: Мир – Россия.
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в
соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание,
значимое для формирования экологической культуры – познавательной,
нравственной и эстетической, для формирования основ экологического
мышления, развития опыта природоохранной деятельности, безопасного для
человека и окружающей его среды образа жизни.
Экологические знания являются одним из основных компонентов
экологической культуры. Научные представления о многообразии и
целостности природы, о взаимосвязанности и взаимозависимости всех ее
компонентов необходимы для формирования у школьников экологического
мышления, развития навыков экологически оправданного поведения и

ценностного отношения к природе.
Рабочая программа экологического образования общекультурной
направленности с учетом ведущих содержательных линий соответствует
всем группам требований ФГОС: к результатам, структуре и условиям
реализации образовательной программы.
Программа по экологии строится с учетом следующих содержательных
линий:
•

Правила экологического образа жизни

•

Здоровье своими руками

•

Экологические навыки

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ»
Содержание курса «Экология» для 5 – 7 классов способствует
расширению и углублению знаний учащихся об окружающем мире и
формирует представление о природе.
Цели экологического образования формулируются на нескольких
уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне
требований к результатам освоения содержания предметных программ. В
общем смысле цели экологического образования определяются социальными
требованиями в формировании экологического мышления, понимании
влияния социально – экономических процессов на состояние природной и
социальной

среды,

на

приобретении

опыта

экологонаправленной

деятельности.
Глобальные

цели

формулируются

с

учетом

рассмотрения

экологического образования как компонента системы образования в целом,
поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
Глобальные цели:
•

социализация – вхождение школьников в мир культуры и

социоприродных отношений;
•

формирование

познавательной

культуры

как

системы

познавательных (научных) ценностей и эстетической культуры как
способности к эмоционально – ценностному отношению к объектам живой
природы;
•

ориентация в системе моральных ценностей, признание высокой

ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;
•

развитие экологического сознания, направленного на осмысление

взаимодействия человека с природой, и практического действия по ее
сохранению;
•

овладение ключевыми компетентностями:

познавательными,

информационными,

ценностно

учебно–

смысловыми,

коммуникативными.
Цель курса: формирование экологического сознания и экологической
ответственности учащихся к окружающей среде.
Задачи курса:
–

сформировать

у

учащихся

умения

понимать

сущность

современной экологической проблемы и осознавать ее, с одной стороны, как
актуальную для человечества, с другой стороны, как лично значимую;
–

способствовать

становлению

системы

экологически

ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов,
стремлений и т.д.) и отношений;
–

формировать знания и умения, составляющие основу творческой

и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с
ними жизненных ситуаций;
–

развивать личную ответственность за состояние окружающей

среды, которая проявляется в умении принимать компетентные решения в
ситуациях выбора и действовать в соответствии с ними;

–

научить обучающихся уверенно пользоваться экологической

терминологией и символикой;
–

объяснять роль экологических факторов в жизни живых

организмов;
–

сформировать у обучающихся представлений об экологической

культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития
общества и природы, об экологических связях в системе «человек – общество
– природа»;
–

познакомить обучающихся со значением экологических знаний

для формирования современных научных представлений о мире;
–

создать условия для осознания важности экологических знаний

как для формирования общего кругозора, так и для развития функциональной
грамотности, позволяющих человеку решать практические задачи;
–

развивать

способность

анализировать

экологическую

информацию, полученную из различных источников, а также умение
высказывать и аргументировать свою точку зрения с позиций знаний
экологии;
–

развивать устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;

–

создать условия для формирования личностного отношения к

экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические
последствия своих действий в окружающей среде;
–

показать возможность личного участия каждого человека в

природоохранной деятельности.
Содержание курса экологии в основной школе направлено на
формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования
разнообразных видов учебной деятельности.
Обучающиеся

включаются

в

проектную

и

исследовательскую

деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как
умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать,

проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать
свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность
– умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку
зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Изучение
интеграции

её

экологии
с

основывается

другими

на

тесной

общеобразовательными

межпредметной
дисциплинами

естественнонаучного цикла, которая достигается в процессе знакомства с
общенаучными

методами

(наблюдение,

измерение,

эксперимент,

моделирование), раскрытия значения научного знания для практической
деятельности человека, гармоничного развития общества и природы.
Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация
на взаимодействие экологического и гуманитарного знания. Ценностный
компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей
яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно- этический или
эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится
личностно

значимой,

вызывает

интерес,

лучше

воспринимается

и

усваивается.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Программа может быть реализована в работе со школьниками 5—7
классов. В соответствии с учебным планом выделяется по 1 часу в неделю на
изучение курса «Экология».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 (7) класс
Раздел 1. Введение в предмет «Экология» (4 ч)
Основные понятия экологии. Понятия «экология», «экологичный образ
жизни», «экологическая деятельность». Направления современной экологии:
общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города
(урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных
людей. Российские и международные экологические организации, работа
которых нацелена на сохранение планеты.
Сообщества и экосистемы. Сообщество живых организмов –
важнейший компонент экосистемы. Группы организмов в природном
сообществе (производители, потребители, разрушители). Пищевые связи в
экосистеме, пищевые сети. Природные и искусственные экосистемы, их
сравнительная характеристика. Городские экосистемы. Природные и
искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его
деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление
городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие,
миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе:
изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской
среды на здоровье людей.
Мое влияние на экологию. Повседневные действия, которые могут
нанести ущерб природе. Способы уменьшения последствий наших
повседневных действий для природы.
Раздел 2. Правила экологичного образа жизни (7 ч)
Путешествие пластиковой бутылки. Содержимое нашего пакета с
мусором. Пластик в общем объёме мусора. Подготовка пластиковой бутылки
к переработке.
Сдай батарейку. Использование разных типов батареек, элементов
питания дома и в промышленности. Вред использованных батареек для

природы. Правила сбора и утилизации использованных батареек.
Как отдыхать экологично. Отдых на природе. Что значит отдыхать
экологично. Как выглядят места отдыха людей, не заботящихся о природе.
Правила экологичного отдыха.
Знаки экологической безопасности. Виды знаков экологической
безопасности. Функциональное назначение знаков.
Маркировка товаров. Что такое маркировка и экомаркировка товаров.
Процесс получения экомаркировки на товар. Экологические знаки на
упаковке. Экомаркировка и экологическая чистота цикла производства и
продажи товара.
Раздел 3. Здоровье своими руками (5 ч)
Звук и здоровье. Взаимосвязь экологичного образа жизни и здоровья
человека. Звук и здоровье. «Шумовое загрязнение». Природные и
техногенные звуки. Частота звука и громкость звука: их влияние на
физическое и психическое здоровье человека.
Транспорт вокруг нас. Современные транспортные средства и типы
двигателей. Соотношение машин с различными типами двигателей на
дорогах России и сравнение их характеристик с точки зрения состава
выхлопных газов. Влияние выхлопных газов на здоровье человека. Болезни,
связанные с качеством воздуха. Способы минимизации выбросов выхлопных
газов двигателя внутреннего сгорания. Экологические стандарты топлива в
России. Электромобиль.
Экология питания. Потребность подростка в еде: калории; белки, жиры
и углеводы; вода; витамины. Количество приемов пищи. Домашняя еда и
фастфуд. Упаковка для еды в магазине и дома. Правила хранения продуктов
длительного хранения и скоропортящихся продуктов. Вегетарианство. Расчёт
массы тела. Анорексия. Питание во время стрессовых ситуаций.
Раздел 4. Экологические навыки (18 ч)
Практикум по сортировке неорганического мусора. Вопрос об

утилизации мусора и его место среди экологических проблем планеты. Как
утилизуют мусор. Что такое сортировка мусора. Правила сортировки мусора.
Одноразовая посуда. Места для сбора разных видов мусора.
Потребительское общество. Что такое «потребительское общество».
Его характеристики. Ограничение потребления.
Экология нашего города. Наш город с точки зрения экологии.
Природные особенности местности, в которой мы живём. Промышленные
предприятия города и района. Трассы и магистрали. Экологические
проблемы города и способы их решения.
Какой бывает энергия. Получение энергии и способы её экономии дома,
в школе, в городе. Что такое «зелёная энергия». Солнечные станции, ветряки,
приливные электростанции - их плюсы и минусы для экологии. Расчёт
стоимости электроэнергии.
Пернатые друзья. Птицы нашего края. Значение птиц для природы.
Охрана птиц. Зимующие птицы. Кормушки и корм для птиц.
Санитары нашей природы. Основные функции санитаров природы.
Животные, птицы, насекомые, помогающие сохранить окружающую
природу. Санитары леса и мусор в лесу.
Экологический практикум. Правила очистки водоёмов и рек от мусора.
Правила сбора мусора в лесу и парке. Правила посадки саженцев деревьев.
Правила сбора макулатуры. Правила создания экологической тропы.
Экологичный образ жизни. Как экологичный образ жизни позволит
сохранить жизнь на планете. Глобальные экологические вызовы. Усилия
народов и стран мира по сохранению жизни на планете.
Создание социальной рекламы. Значение социальной рекламы.
Примеры социальной рекламы. Экологическая социальная реклама.
Красная книга России. Цель создания Красной книги. Структура
Красной книги России. Разные цвета страниц Красной книги.
День Земли. История возникновения Дня Земли. Акции, которые

проводятся ко Дню Земли. Акции «Час Земли», «Зелёный марафон».
Экологическая карта города (района). Карта города (района), где
обозначены все «экологические места»: пункты приёма пластиковой тары,
батареек,

макулатуры;

экологические тропы и т. д.

места

наибольшего

загрязнения

воздуха,

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты отражают готовность обучающихся
руководствоваться

системой

позитивных

ценностных

ориентаций

и

расширение опыта деятельности на её основе, в том числе в сфере:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми
школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы;
готовность к разнообразной совместной деятельности; выстраивание
доброжелательных отношений с участниками курса.
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины в науке,
технологиях и трудовых достижениях народа, с которыми школьники будут
знакомиться в ходе экскурсий экологической направленности.
духовно-нравственного воспитания:
воспитание моральных ценностей и норм в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм;
осознание необходимости брать на себя ответственность в ситуации
экологического выбора, активное неприятие асоциальных поступков.
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе

прикладного;

стремление

создавать

вокруг

себя

эстетически

привлекательную среду.
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение правил гигиены, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная

физическая

активность);

способность

адаптироваться

к

изменяющимся социальным, информационным и природным условиям,
стрессовым ситуациям; осмысление собственного опыта и выстраивание
дальнейших целей, связанных с будущей профессиональной жизнью; умение
управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода задачи; применение знаний, полученных в ходе
изучения курса;
осознание важности обучения для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор, построение индивидуальной образовательной
траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей:
принятие

идеи

экологизации

современного

общества

с

необходимостью сохранения живой природы и защите её от негативного

антропогенного воздействия, вызванного потребительским отношением
человека.
экологического воспитания:
применение социальных и естественно-научных знаний для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
понимания ценности научного познания:
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира, средством самосовершенствования человека;
овладение основными навыками исследовательской деятельности в
процессе изучения экологии, осмысление собственного опыта, анализ своих
поступков

и

стремление

совершенствовать

пути

достижения

цели

индивидуального и коллективного благополучия.
адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение социального опыта и основных социальных ролей;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции;

развитие способности осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие, в том числе в сфере экологии;
умение оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду;
способность

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать

происходящие изменения и их последствия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
Метапредметные результаты обучающихся, освоивших данный
курс, включают:
Универсальные познавательные действия:
выявлять дефицит информации о той или иной стороне экологически
значимой деятельности, находить способы решения возникших проблем;
использовать вопросы как инструмент для познания;
аргументировать свою позицию, мнение;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе работы с
интернет-источниками;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия, связанных с тем или иным экологически обоснованным
выбором;
применять различные методы при поиске и отборе информации,
связанной с экологически значимой деятельностью и дальнейшим изучением

курса;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию;
находить аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию в различных информационных источниках;
самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации, предназначенную для остальных участников курса.
Универсальные коммуникативные действия:
формулировать суждения в соответствии с целями и условиями
общения в рамках занятий, включённых в курс;
выражать свою точку зрения; понимать намерения других участников
занятий курса, проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым,
участвующим в занятиях;
в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и(или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты работы, связанные с тематикой
курса по экологии;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной
деятельности,

коллективно

строить

действия

по

её

достижению:

распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких участников курса, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен

мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
участников курса.
Универсальные регулятивные действия:
выявлять проблемы, возникающие в ходе изучения курса;
ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
делать выбор и брать на себя ответственность за решения,
принимаемые в процессе включения в различные виды активности в сфере
экологии;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
предвидеть

трудности,

которые

могут

возникнуть

в

рамках

экологически обоснованной деятельности;
объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результатов

деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения
курса, уметь находить позитивное в любой ситуации;
уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
различать, называть и управлять собственными эмоциями;
уметь ставить себя на место другого человека, осознанно относиться к
другому человеку, его мнению, понимать мотивы и намерения участников
курса, осознанно относиться к ним.
Предметные результаты освоения программы основного общего
образования представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, затрагиваемых в ходе экологически значимой деятельности
школьников.

Предметные результаты включают:
Биология:
формирование

ценностного

отношения

к

живой

природе,

к

собственному организму;
понимание роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;
умение применять систему биологических знаний;
формирование представлений об основных факторах окружающей
среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов, об
антропогенных факторах;
формирование

представлений

об

экосистемах

и

значении

биоразнообразия, о глобальных экологических проблемах, стоящих перед
человечеством, и способах их преодоления;
умение создавать и применять словесные и графические модели для
объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы;
владение

навыками

работы

с

информацией

биологического

содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных
данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений);
умение интегрировать биологические знания со знаниями других
учебных предметов;
формирование

основ

экологической

грамотности:

осознание

необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране
природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека;
умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
умение использовать приобретённые знания и навыки для здорового
образа жизни, сбалансированного питания и физической активности;
неприятие вредных привычек и зависимостей; умение противодействовать

лженаучным манипуляциям в области здоровья;
формирование мотивации к продолжению изучения биологии как
профильного предмета на уровне среднего общего образования.
География:
освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах

географических

объектов,

понимание

роли

географии

в

формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете
Земля, в решении современных практических задач своего населённого
пункта;
умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами, реально
наблюдаемыми

географическими

явлениями

и

процессами;

умение

использовать географические знания для описания существенных признаков
разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни, положения и
взаиморасположения объектов и явлений в пространстве;
умение объяснять влияние изученных географических объектов и
явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
умение

выбирать

и

использовать

источники

географической

информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения
учебных,

практико-ориентированных

задач,

практических

задач

в

повседневной жизни;
умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и
компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития;
умение решать практические задачи геоэкологического содержания для
определения качества окружающей среды своей местности, путей её
сохранения и улучшения, задачи в сфере экономической географии для
определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.

Химия:
владение правилами поведения в целях сбережения здоровья и
окружающей природной среды;
понимание вреда (опасности) воздействия на живые организмы
определённых веществ, способов уменьшения и предотвращения их вредного
воздействия;
понимание значения жиров, белков, углеводов для организма человека.
Физика:
умение использовать знания о физических явлениях в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами
и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
понимание

необходимости

применения

достижений

физики

и

технологий для рационального природопользования.
Технология:
понимание социальных и экологических последствий развития
технологий

промышленного

и

сельскохозяйственного

производства,

энергетики и транспорта.
Основы безопасности жизнедеятельности: формирование культуры
безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений,
системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения;
овладение знаниями и умениями для предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в
помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной
среды);
формирование социально ответственного отношения к ведению
здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя,

курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью
окружающих.
Русский язык:
формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения
при помощи современных средств устной и письменной речи): создание
устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и
личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научнопопулярной литературы.
Литература:
овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать
проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения
учебной задачи.
Физическая культура:
формирование привычки к здоровому образу жизни и занятиям
физической культурой;
умение планировать самостоятельные занятия физической культурой и
строить индивидуальные программы оздоровления и физического развития.

Тематическое планирование
5 (7) класс
№ Наименование разделов и тем программы
п/п

1.1.
1.2
1.3
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.1
3.2
3.3
4.1
4.2

Количество часов
Электронные
всего
контрольные практические образовательные ресурсы
работы
работы
4
Раздел «Введение в предмет экология»
1
Основные понятия экологии
2
Сообщества и экосистемы
1
Мое влияние на экологию
7
Раздел «Правила экологичного образа жизни»
2
1
Путешествие пластиковой бутылки
1
Сдай батарейку
1
Как отдыхать экологично
1
0,5
Знаки экологической безопасности
2
0,5
Маркировка товаров
5
Раздел «Здоровье своими руками»
1
Звук и здоровье
2
Транспорт вокруг нас
2
Экология питания
18
Раздел «Экологические навыки»
2
2
Практикум по сортировке неорганического мусора
1
Потребительское общество

4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12

Экология нашего города
Какой бывает энергия
Пернатые друзья
Санитары нашей природы
Экологический практикум
Экологичный образ жизни
Создание социальной рекламы
Красная книга России
День Земли
Экологическая карта города
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
2
2
1
2
1
2
1
1
2
34

1
1
2
1
1
2
12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.

Методическое пособие уроков экологии 5-9 классы.

2.
Руймерс Н.Ф. Природоиспользование: словарь-справочник, М.,
Мысль, 1990г.
3.
Экология для школьников; атлас под ред. А.Т. Зверева, М. АСТПРЕСС, 2001г.
4.

Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М. Наука, 1975 г.

5.

Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. – М. Дрофа, 2001

6.

Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.-М.,2000.-

7.

В.Г.Бабенко и др. Экология животных. – М: «Вентана - Граф»,

8.

Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2007. - 320 с.

г.
388с.
2002.
9.
Физиология человека: Учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф.
Коротько. - В 2 т.- М.: Медицина, 2002. - 448 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».