Рабочая программа по финансовой грамотности 10-11 классы

Рабочая программа по учебному предмету «Финансовая грамотность»
(предметная область «Общественные науки») включает пояснительную
записку,

содержание

обучения,

планируемые

результаты

освоения

программы.
Пояснительная записка
Программа по «Финансовой грамотности» разработана на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной
рабочей программы воспитания, входит в часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Нормативно-правовую основу настоящей примерной образовательной
программы по учебному предмету «Финансовая грамотность» составляют
следующие документы:
федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября
2017 года №2039-р об утверждении Стратегии повышения финансовой
грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 годы;
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования по финансовой
грамотности на личностном, метапредметном и предметном уровнях,
примерное содержание учебного предмета «Финансовая грамотность».
Программа определяет содержание учебного предмета, основные
методические подходы к обучению, финансового воспитания и развития у
обучающихся компетенций финансовой грамотности.
В рамках учебного предмета «Финансовая грамотность» предполагается
обучение учащихся финансовой грамотности с учетом их потребностей в
финансовой социализации, опыта взаимодействия с миром финансов.
Значительное внимание

в процессе обучение уделяется формированию

компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой

информации из различных источников, решению финансовых задача на
грамотный и обоснованный выбор финансовых услуг, продуктов и способов
их оформления и использования, в том числе в цифровом формате.
Содержание программы

ориентировано

на

дополнение

основных

общественно-научных предметов, таких как: обществознание, история,
география и нацелено на формирование финансовой грамотности у учащихся
10 классов на базовом уровне в пределах познавательных способностей и
потребностей молодых людей.
Программа по «Финансовой грамотности» обеспечивает:
приобретение опыта решения задач на управление личными финансами
учащимися 10 классов на основе практико-ориентированного подхода с
применением современных информационных и цифровых технологий;
формирование финансовой грамотности у учащихся 10 классов для
принятия аргументированных решений на основе альтернатив в цифровом
мире.
Реализация Программы рассчитана на два года обучения (10-11 классы),
реализуется за счет вариативной части учебного плана и может быть
предназначена для использования во внеурочной деятельности, предполагает
разные варианты формирования календарно-тематического планирования.
Учебный предмет «Финансовая грамотность» составлен на основе
требований к предметным результатам освоения основной образовательной
программы,

представленной

в

федеральном

государственном

образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитан на
общую учебную нагрузку в объеме 68 ч (1 ч в неделю в течение одного года).

Содержание учебного курса «Финансовая грамотность»
10 класс:
Раздел 1. Личность в мире будущего
Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни.
Человеческий капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный
интеллект. Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills.
Раздел 2. Деньги в цифровом мире
Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени.
Инфляция и дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный
интернет-банк. Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество.
Скимминг. Фишинг. Снифферинг.
Раздел 3. Моделирование личных финансов
Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные
потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы.
Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила
составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности».
11 класс:
Раздел 4. Инструменты сбережения и инвестирования
Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке
(депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии
государства. Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые
активы. Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации.
Производный

финансовый

инструмент.

Опционы.

Фьючерсы.

Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный
счёт.

Стратегия

Диверсификация

инвестирования.
инвестиционного

Доходность.
портфеля.

Рыночные

Принципы

риски.

финансовых

пирамид в цифровом мире.
Раздел 5. Инструменты кредитования и заимствования
Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование.
Ипотека. Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный

заёмщик. Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения
кредита. Банкротство физических лиц.
Раздел 6. Сотрудничество с государством
Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина.
Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая
система идентификации и аутентификации. Связь гражданина с государством.
Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на
доходы физических лиц. Транспортный налог.
Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и
пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части
пенсии. Новая пенсионная формула.
Раздел 7. Создайте свой стартап
Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнесидея. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации
идей. Принятие решений в ситуации неопределённости.

Планируемые результаты освоения программы «Финансовая
грамотность»
Личностные

результаты

достигаются

в

единстве

учебной

и

воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты обучения:
предполагающие формирование самостоятельности при принятии
финансовых

решений

в

сфере

управления

личными

финансами

и

взаимодействия с финансовыми организациями, что реализуется посредством:
осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих
принятия ответственных решений;
личной оценки действий субъектов финансовых отношений;
овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их
моделирования в виде игровых ситуаций;
готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере;
готовности использовать возможности, существующие в цифровом
мире, для принятия финансовых решений.
Метапредметные результаты обучения, включающие:
Познавательные:
освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся
условиях;
организация сбора, обработки, анализа информации в различных
формах;
овладение

методами

сравнения,

обобщения,

классификации,

формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации;
установление

причинно-следственных

связей,

логической

цепи

рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта действий;
формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме.
Регулятивные:

постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой
проблемы;
прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их
стоимости, функций, видов;
оценка достоинств и недостатков использования цифровых технологий
при достижении финансовых целей;
контроль результатов использования, выбранного способа достижения
финансовых целей;
корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом влияния
различных факторов;
оценка результатов реализации принятого финансового решения.
Коммуникативные:
инициирование сотрудничества в поиске и

сборе финансовой

информации;
планирование, определение функций и способов взаимодействия
обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для успешного
решения финансовых вопросов;
выявление проблем в области управления личными;
выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз в конкретных
финансовых ситуациях;
участие дискуссиях по финансовым вопросам, аргументация своей
точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов;
представление

результатов

анализа

определённой

финансовой

проблемы в форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ.
Предметные результаты обучения
10 класс:
освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство сферы
финансов в глобальном цифровом мире и способов действия человека в нем, в
частности:

человеческий

капитал,

инвестирование,

роботизация,

искусственный интеллект, компетенции будущего, Hard skills, Soft skills.

Деньги, природа цифровых денег, инфляция и дефляция, волатильность,
банковские карты, мобильный интернет-банк, электронные деньги и
кошельки. Телефонное и интернет-мошенничество. Потребности, желания,
финансовая цель, активы и пассивы, осознанные расходы, источники дохода
физического лица, правила составления финансового плана, финансовая
«подушка безопасности».
Освоение компетенций финансовой грамотности:
оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных
компетенций;
планировать инвестиции в себя и развитие Hard skills и Soft skills;
различить разные типы денег, понимать сущность происходящих
процессов изменения стоимости денег, определять безопасность операций;
формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски;
планировать личные доходы и расходы;
составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой
«подушки безопасности»;
11 класс:
Маховик сбережений. Депозит, простые и сложные проценты,
накопительный

счёт,

система

страхования

вкладов,

инвестирование,

финансовые активы, облигации, акции, государственные и корпоративные
облигации, Производный финансовый инструмент, опционы, фьючерсы,
квалифицированный инвестор, брокер, индивидуальный инвестиционный
счёт,

стратегия

инвестирования,

принципы

финансовых

пирамид.

Коммерческий банк, микрофинансовые организации, кредит, кредитные
карты, автокредитование, ипотека, кредитная история, кредитный договор,
банкротство физических лиц. Идентификация, персональные данные,
традиционная и биометрическая защита, единая система идентификации и
аутентификации, налоговая система, налог на имущество, налог на доходы
физических лиц, транспортный налог, социальные услуги и льготы,

пенсионная система, страховая и накопительная части пенсии. Стартап,
бизнес-план, бизнес-идея, маркетинговая стратегия, финансовый план;
освоение предметных умений, включающих умения вести финансовые
расчёты, в том числе с использованием цифровых ресурсов и использовать
различную финансовую информацию для принятия решений.
Освоение компетенций финансовой грамотности:
оценивать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов,
платёжных карт, страховых программ и т. д.;
видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых
услуг;
понимать различия между финансовыми инструментами, оценивать их
возможности применения;
различать банки и микрофинансовые организации (МФО), выбирать
наиболее выгодный вариант использования услуг по заимствованию денег;
оценивать

условия

предоставления

финансовых

услуг,

видеть

возможные последствия;
понимать специализацию и роль финансовых посредников в области
банковских, страховых и инвестиционных услуг, делать обоснованный выбор
наиболее подходящих услуг;
понимать

принципы

работы

налоговой

и

пенсионной

систем,

пользоваться сайтами и личными кабинетами ФНС и ПФР;
отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы
защиты от них;
пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги;
защищать персональную информацию различными способами;
понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые
ресурсы и представлять возможные риски; формулировать идею стартапа,
понимать возможности финансирования (в зависимости от конкретных
условий);

принимать осознанные решения при совершении операций с денежными
средствами, использовать на практике дистанционные средства управления
финансами;
оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые
активы и человеческий капитал;
расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и
приоритетами;
оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый в
конкретных жизненных обстоятельствах;
диагностировать действия организации как финансовой пирамиды.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
1.
2.
3.

Тема
Тема 1. Личность в мире будущего
Тема 2. Деньги в цифровом мире
Тема 3. Моделирование личных финансов
Итог

Кол-во
часов
10
12
12
34

11 класс
№

Тема

1.
2.

Тема 4. Инструменты сбережения и инвестирования
Тема 5. Инструменты кредитования и заимствования

3.
4.

Тема 6. Сотрудничество с государством
Тема 7. Создавайте свой стартап
Итог

Кол-во
часов
12
8
8
6
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Программа по финансовой грамотности 10-11 классы, Общественные
науки. Финансовая грамотность. Цифровой мир: 10-11 классы: базовый
уровень: учебник/С.В. Толкачёва. – 2-е изд., стер. – Москва: Просвещение,
2022. – 174с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.
Диагностические работы Министерства просвещения РФ - https://fg.resh.edu.ru
Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение
https://media.prosv.ru
Банк заданий ИСРО РАО - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy
Открытый банк заданий PISA - https://fюco.ru/примеры-задач-pisa

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».