Рабочая программа по предмету "Основы предпринимательства" 11 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы предпринимательства»
составлена на основе программы элективного курса для 10, 11 классов
общеобразовательных школ (любого профиля), автор программы – В.Д.
Симоненко/Сборник программ методических материалов по экономике и
праву для общеобразовательных учреждений. Издательство ВИТА. Москва.
2008/
Становление и развитие в России предпринимательства являются
закономерным и объективным процессом реализации экономических реформ
и формирования в перспективе цивилизованной рыночной экономики.
Переход к экономике, юридическое признание собственности вызвали к
жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность.
Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых
подходов к людям, к их деятельности, а самое главное – новых знаний.
В этих условиях особенно важно соответствие содержания образования
потребностям общества в формировании нового типа работников –
предприимчивых, экономически грамотных, профессионально образованных,
способных быстро адаптироваться в различных ситуациях.
В связи с этим одним из приоритетных направлений современного
образования является обучение учащихся основам предпринимательства, их
адаптация и ориентация в рыночных условиях, формирование экономического
мышления, развития экономической культуры населения.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ

Учебный предмет «Основы предпринимательства» направлен на
решение

образовательных

задач

расширения

кругозора

учащихся

о

современном мире и роли предпринимательства в нем. Изучение предмета
способствует воспитанию экономически грамотного гражданина страны,
обладающего

качествами

лидера,

умеющего

принять

решение

и

прогнозировать его последствия, уважающего экономические права и свободы
других

людей,

готового

поделиться

своими

знаниями

и

опытом,

предприимчивого и ответственного хозяина своего бизнеса.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ

Цели изучение предмета:
формирование научного мировоззрения, способствующее осознанию
возможностей человека и его места в новых социально- экономических
условиях;
формирование у старшеклассников знания о предпринимательской
деятельности как важнейшей сфере человеческой деятельности;
развивать экономическую, технологическую и правовую культуру;
воспитывать

творческую,

конкурентоспособную

личность,

обладающую такими качествами, как самостоятельность, предприимчивость,
деловитость, ответственность, расчет риска при принятии решений,
эффективные действия в условиях конкуренции;
развивать предпринимательскую инициативу старшеклассников, их
потенциальные

возможности

и

способности

к

самообразованию

и

саморазвитию;
решать

задачи

профессиональной

ориентации

школьников

и

самоопределения личности с учетом профессиональных предпочтений.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа учебного предмета «Основы предпринимательства»
составлена для учащихся 11 класса. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
и реализуется за счет части образовательной программы, формируемой
участниками образовательных отношений.

СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ

11 КЛАСС
Тема 1. Становление предпринимательства
Понятие и сущность предпринимательства. Функции и условия
предпринимательской деятельности.
Физические и юридические лица как субъекты предпринимательства.
История

развития

предпринимательства

в

России.

Виды

предпринимательской деятельности.
Организационно-правовые формы предпринимательства.
Понятие о индивидуальный предпринимательской деятельности.
Малое предпринимательство. Государственная поддержка
предпринимательства. Налогообложение малых предприятий.
Тема

2.

Производство

товаров

и

услуг

как

основа

предпринимательства
Понятие предпринимательской идеи. Банк предпринимательских идей.
Технология принятия решений. Понятие о бизнес-планах. Проект создания
собственного дела. Стратегия и тактика поведения на рынке. Понятие о
инновациях и инновационное деятельности. Внутренние и внешние причины
нововведений.

Технология

выбора

прибыльной

идеи.

Понятие

о

информационных технологиях в предпринимательстве, основные функции
информационных

технологиях

в

предпринимательской

деятельности,

основные программы, используемые в бизнесе. Интернет-технологии в
деятельности предпринимателя.
Тема 3. Барьеры в предпринимательской деятельности
Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков.
Методы управления рисками и составляющие процесса управления. Способы
снижения риска в предпринимательской деятельности. Государственное
регулирование

предпринимательства.

Формы

государственного

регулирования в экономике. Позитивные и негативные вмешательства
государства в экономику. Понятие о конкуренции. Формы рыночной
конкуренции.

Ценовые

конкурентного

поведения

регулировании,

методы

и

неценовые
на

рынке.

борьбы

с

методы
Понятие

конкуренции.
об

конкуренцией

Типы

антимонопольном
и

обеспечения

конкурентоспособности продукции. Понятие об издержках производства и
реализации продукции. Себестоимость продукции.
Виды. Структура себестоимости. Калькуляция, статьи расходов для
калькуляции продукции. Понятие о цене товара, классификация цен.
Основные факторы и стратегия ценообразования. Методика образования цен.
Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения. Классификация
налогообложения в РФ. Исчисление налогов на прибыль, НДС. Налог на доход
физических лиц.
Тема 4. Прибыль как цель предпринимательства.
Прибыль как один из основных показателей успешности предприятия.
Функции прибыли, главные показатели прибыли на предприятии. Основные
методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли
предприятия. Использование финансовых ресурсов. Понятие о финансовом
менеджменте. Внутренние источники финансирования предприятия: прибыль,
уставной и добавочный капитал, фонды специального назначения и целевого
финансирования. Внешние источники финансирования предприятия: кредит,
факторинг, эмиссия ценных бумаг. Показатели эффективного использования
трудовых ресурсов предприятия: производительность труда, норма времени,
норма выработки. Показатели эффективности использования материальных
ресурсов: материалоемкость, материалоотдача, коэффициент использования
материалов. Рентабельность предприятия. Показатели финансового состояния
предприятия:

платежеспособность,

кредитоспособность,

финансовая

устойчивость предприятия. Анализ готовой продукции: качество продукции,
технологичность, технический эффект. Отчетность предприятия: налоговая,
управленческая, финансовая, внутренняя. Формы и виды финансовой

отчетности. Бухгалтерский отчет. Виды бухгалтерской отчетности на
предприятии. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы
предприятия. Понятие о счете, отражение в счетах бухгалтерских операциях.
Тема

5.

Составляющие

успешности

предпринимательской

деятельности
Понятие о менеджмент. Основные элементы управления: объекты и
субъекты управления, структура управления персоналом. Понятие о
маркетинге. Основные функции и направления маркетинговых исследований.
Концепция маркетинга. Планирование ассортимента и организация сбыта.
Послепродажный

и

послегарантийный

сервис.

Маркетинговое

планирование. Личность
предпринимателя. Характеристика деловых качеств предпринимателя.
Понятие о рекламе. Функции и составляющие рекламы. Рекламодатели и
рекламные агентства. Виды и средства рекламы. Общие требования к рекламе.
Тема 6. Мотивация предпринимательской деятельности
Понятие

о

предпринимателя.

предпринимательском
Нормы

и

праве,

источники

правовая

права.

грамотность

Ответственность

предпринимателей: уголовная, административная, налоговая, гражданскоправовая, материальная, дисциплинарная. Обучение предпринимательству в
зарубежных странах. Самоменеджмент в деятельности предпринимателя.
Основные

цели

самоменеджмента.

Основные

этапы

процесса

самоменеджмента. Мотивация в деятельности предпринимателя. Внутренние
и внешние мотивы деятельности.
Моральное и материальное стимулирование.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УЧЕБНОГО

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты
освоения
обучающимися
основной
образовательной программы среднего общего образования должны отражать
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной
внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
 сформированность
гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
 умение
взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
 сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на
основе формирования элементов географической и экологической
культуры;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и
историко-культурных объектов родного края, своей страны, быта,
научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе
безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения
к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности в
области географических наук, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
экологического воспитания:


сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем и географических особенностей их проявления;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 умение прогнозировать, в том числе на основе применения
географических знаний, неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития географических наук и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира для применения
различных источников географической информации в решении
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность в географических
науках индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать:
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы,
которые могут быть решены с использованием знаний по основам
предпринимательства, рассматривать их всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации экономических объектов, процессов и явлений и
обобщения;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 разрабатывать план решения экономической задачи с учётом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях с учётом предложенной экономической задачи;


вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
 координировать и выполнять работу при решении экономических
задач в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
 креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем,
имеющих экономические аспекты;
б) базовые исследовательские действия:
 владеть
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических экономических задач, применению различных методов
познания экономических объектов, процессов и явлений;
 владеть видами деятельности по получению нового экономического
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;
 владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
 формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
 уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
 выбирать и использовать различные источники экономической
информации, необходимые для изучения проблем, которые могут
быть решены средствами предпринимательства, и поиска путей их
решения, для анализа, систематизации и интерпретации информации
различных видов и форм представления;


выбирать оптимальную форму представления и визуализации
информации с учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы
и т. д.);
 оценивать достоверность информации;
 использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (в том числе и ГИС) при решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
 владеть
навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
 владеть различными способами общения и взаимодействия;
 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
 сопоставлять свои суждения по экономическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;
 развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по аспектам
предпринимательства различных вопросов с использованием
языковых средств;
б) совместная деятельность:
 использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план
действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
 самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;


самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать
осознанный
выбор,
аргументировать
его,
брать
ответственность за решение;
 оценивать приобретённый опыт;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень;
б) самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов
целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
 оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
 использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания,
включающего
способность
понимать
своё
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
г) принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;


принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
 признавать своё право и право других на ошибки;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
понимание основных принципов предпринимательской деятельности,


представление о роли предпринимательства в обществе;
развитие

предпринимательской

инициативы

школьников,

их

потенциальных возможностей и способностей в сфере экономики и
предпринимательства, в том числе способности к самообразованию и
саморазвитию;
освоение

приёмов

работы

с

экономической

информацией,

её

осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
освоение технологии

создания

собственного

дела, определение

наиболее выгодных сфер бизнеса, планирования предпринимательской
деятельности и составления бизнес-плана;
выработка навыков проведения исследований экономических явлений в
сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической
информации, прогнозирование развития явления и поведения людей и
предпринимательских

фирм,

сопровождающееся

интерпретацией и их критическим рассмотрением.

графической

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
Всего

1
2
3
4
5
6

Становление предпринимательства
Производство товаров и услуг как основа
предпринимательства
Барьеры в предпринимательской деятельности
Прибыль как цель предпринимательства
Составляющие
успешности
предпринимательской деятельности
Мотивация предпринимательской деятельности

Контрольные
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

5
5

Практические
работы
1
1

6
6
6

1
1
1

6
34

1
6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
http://be.economicus.ru/
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
HTTPS://PROSHKOLU.RU/CLUB/ECONOMY/LIST/2-11112/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://ecschool.hse.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».