МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Управление образования Николаевского муниципального района МБОУ СОШ № 5 РАССМОТРЕНО руководитель ШМО Восковщук С.Ю. ____________________ Протокол №1 от 29.08.2023 года СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Зам.директора по УВР Директор Буш С.Ю. Карпец О.В _______________________ _______________________ Приказ №170-осн от 29.08.2023 года от 29.08.2023 года Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» для обучающихся 1-4 классов Николаевск на Амуре, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федер ации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» Программа по литературному чтению на родном (русском) языке направлена на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации, на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу содержания программы по литературному чтению на родном (русском) языке положена идея о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании обучающихся. Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» не предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» Целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке являются: -воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; -включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; -осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры; -развитие читательских умений. Достижение данных целей предполагает решение следующих задач -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; -воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа, формирование у обучающегося интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; -формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе; -обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы; -формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования; -совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; -развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (русском) языке – 67 часов: в 1 классе – 16 часов (0,5 часа в неделю), во 2 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю), в 3 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю), в 4 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Тема 1. ХАРАКТЕР НАРОДА В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ Малые жанры фольклора — повторение и обобщение изученного в дошкольном детстве; работа со словами в прямом и переносном значениях, с образными выражениями; работа над осознанием эстетической ценности малых жанров. Перенос знаний и умений от простого к сложному, от известного к неизвестному — выход на понимание фольклора как основы русской культуры, осознание отличий произведений малых жанров друг от друга, знакомство с их особенностями и бытованием у русского народа с древности до наших дней. Малые жанры: считалка, колядка, закличка, пословица. Образ персонажа, рождённый в народе, и его воплощение в художественном произведении (Р. Балакшин «Добрый дедушка»). Внеклассное чтение: стихи Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, В. Лунина, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман, М. Яснова; проза: Ю. Кузнецова «Сказки про вредин»; Л. Ларина «Снежный король и приключения Розовинки в космосе», «Улыбнись, Ёлочка!»; М. Тараненко «Замок новогодних секретов», «Русские забавы. Мороз трещит, стоять не велит». Развивать умения: воспринимать текст на слух; работать над интонированием своей речи; правильно и полно повторять по памяти текст небольшого объёма; отвечать на вопросы к тексту. Развивать интерес к русскому устному народному творчеству как отражению культуры народа. Совершенствовать умения: читать правильно, осознанно, по слогам, с постепенным переходом на чтение целыми словами; воспринимать на слух произведения малых жанров фольклора как художественный текст. Совершенствовать умение работать в творческой мастерской по группам. Воспитывать любовь и уважение к Родине, её культуре и природе. Литературоведческие понятия: считалка, закличка, пословица, колядка, эпиграф, сказание, стихотворение. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): грамота, добро, Светлый праздник, Рождество, Сочельник, Святки, жизнь дарована, русское авось, чудо, чудотворец, уважение, созвучие, забава, природа. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения; подробный пересказ, словесное рисование; рассуждение; дополнение текста — описания картины или иллюстрации. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись, окружающий мир. Метапредметность: умение соотносить знания, получаемые на уроках литературного чтения на родном русском языке, с другими областями знаний; умение сравнивать, соотносить содержание двух текстов, обобщать; умение оценивать свою роль в коллективном обсуждении услышанного или прочитанного; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения читаемого или прочитанного. Тема 2. ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ Произведения устного народного творчества и художественной литературы о школе и дружбе, обучении и взаимоотношениях людей, отношении человека к природе и животным, своему родному краю: И. Пивоварова «Дождь»; А. Пришелец «Наш край». Внеклассное чтение: стихи русских поэтов XIX–XX вв. и поэтовсовременников — Р. Алдониной, В. Берестова, М. Бородицкой, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, В. Лунина, М. Лукашевича, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман, М. Яснова. Развивать умения: воспринимать текст на слух; работать над интонированием изучаемого текста и своей речи; правильно и полно повторять по памяти текст небольшого объёма; отвечать на вопросы к тексту. Развивать умения: слушать пословицы и работать с их содержанием; понимать и соотносить прямой и переносный смысл пословиц; анализировать прочитанные приговорки, потешки, тексты загадок и скороговорок, анализировать стихотворение, определять его рифму. Развивать умения: слушать рассказ и работать с его содержанием, выделяя последовательность событий, имена и характеры персонажей; анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев и оценивать их поступки; читать выразительно и по ролям; формулировать своё отношение к героям произведения; делать выводы. Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг. Совершенствовать умения: понимать содержание прочитанного художественного произведения; определять эмоциональный строй произведения; находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде; определять главную мысль произведения; формулировать несложный вывод на основе прочитанного с приведением доводов; объяснять смысл пословиц по теме урока, соотносить ключевое слово культуры с содержанием текста; выделять самостоятельно ключевые слова в тексте в меру своих компетенций. Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему. Формировать умения: сравнивать произведения разных жанров на одну тему и выделять особенности построения текста. Литературоведческие понятия: потешка, загадка, отгадка, приговорка, скороговорка, стихотворение, песня, поэт, рифма, звукоподражание, сказка, пословица, народная примета, лубок. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): уважение, созвучие, потеха, забава, Родина, родной край, любовь к Родине, природа, смекалка, мысль, мудрость, правда, ложь, слово. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения; подробный пересказ, словесное рисование; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы, приговорки, народные приметы; русский язык, лубок, музыка, живопись, окружающий мир. Метапредметность: умение соотносить знания, получаемые на уроках литературного чтения на родном русском языке, с другими областями знаний; умение сравнивать, соотносить содержание двух текстов, обобщать; умение оценивать свою роль в коллективном обсуждении услышанного или прочитанного; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения читаемого или прочитанного. Тема 3. МОЙ ДРУГ — КНИГА Стихи и проза о школе и дружбе, обучении и взаимоотношениях людей — взрослых и детей: В. Левин «Считалка для кошки»; М. Бородицкая «Щиталочка»; Н. Пикулева «Читайте, дети!»; М. Дружинина «Выходи, Василёк!», «Что здесь написано?». Внеклассное чтение: стихи Р. Алдониной, В. Берестова, М. Бородицкой, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, М. Лукашевича, В. Лунина, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман, М. Яснова; проза: Н. Волкова «Шарф для поезда», «Водные процедуры», «Куда спрятался вор», «Бетономешалка», «Долгожданная встреча», «Бородатая история» и др.; М. Дружинина «Батарейки», «Битва с вампирами», «Буду чемпионом!», «Бутерброды для птенцов», «Как тебя зовут?», «Кисель - компот», «Непослушные цыплята», «Спортивная шоколадка»; Ю. Кузнецова «Сказки про вредин», «Сказки на один укус»; М. Лазаренская «Копилка со смешинкой», «Светофор. Разноглазый постовой»; Л. Ларина «Помидорчики», «Приключения в УхЧудиновке», «Долина Забытых обещаний, или Новые приключения в УхЧудиновке». Развивать умения: воспринимать текст на слух; работать над интонированием воспроизводимого текста и своей речи; правильно и полно повторять по памяти текст небольшого объёма; отвечать на вопросы к тексту. Развивать умения: слушать пословицы и работать с их содержанием; понимать прямой и переносный смысл пословиц; анализировать прочитанные считалки; анализировать стихотворение, определять его рифму. Развивать умения: слушать рассказ и работать с его содержанием; анализировать прочитанный рассказ, характеризовать героев и оценивать их поступки; читать выразительно и по ролям; формулировать своё отношение к героям произведения; делать выводы. Развивать интерес к рассказам о семье, школе и детстве. Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг. Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать её содержание по названию; выбирать из предложенных книг те, которые соответствуют теме. Развивать умение работать с инфографикой. Совершенствовать умения: понимать содержание прочитанного художественного произведения; определять эмоциональный строй произведения; находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде; определять главную мысль произведения; формулировать несложный вывод на основе прочитанного, с приведением доводов; объяснять смысл пословиц по теме урока. Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему. Формировать умения: сравнивать произведения разных жанров на одну тему и выделять особенности построения текста в соответствии с уровнем своей компетенции. Литературоведческие понятия: дразнилка авторская, пословица, стихотворение, считалка авторская, рифма. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): учение, учёность, ум, сердце, речь, творчество, уважение, хитрый, мудрый. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения; подробный пересказ, словесное рисование; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: умение соотносить знания, получаемые на уроках литературного чтения на родном русском языке, с другими областями знаний; умение сравнивать, соотносить содержание двух текстов, обобщать; умение оценивать свою роль в коллективном обсуждении услышанного или прочитанного; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения читаемого или прочитанного. Тема 4. СЕМЬЯ — ОСНОВА ЖИЗНИ Стихи и проза о семье и взаимоотношениях близких людей — взрослых и детей: К. Валаханович «Шпионы»; Д. Бурачевская «Курица лапой»; В. Сухомлинский «Сказка о гусыне», «Седьмая дочь». Внеклассное чтение: стихи Р. Алдониной, В. Берестова, М. Бородицкой, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, В. Лунина, М. Лукашевича, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман, М. Яснова; проза: Н. Волкова «Картина в папиной мастерской», «Безвыходный сад», «Даша и дедушка»; М. Дружинина «Очень полезный подарок», «Гошка- помощник»; Е. Каликинская «Доченька. Учимся дружить, любить, молиться», «Пасхальная радость прабабушки Поли», «По дорогам Сказанщины»; Л. Романовская «Витька-Винтик». Развивать умения: понимать прямой и переносный смысл пословиц; слушать текст и работать с его содержанием; слушать стихотворение и работать с его содержанием; анализировать прочитанное стихотворение, читать выразительно текст; анализировать прочитанный текст, характеризовать героев и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; читать выразительно и по ролям; формулировать своё отношение к героям произведения; сравнивать произведения разных жанров на одну тему; делать выводы. Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать её содержание по названию; выбирать из предложенных книг те, которые соответствуют теме. Совершенствовать умения: находить необходимую информацию; ориентироваться в учебной книге по условным обозначениям; определять общие признаки слов; находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде. Литературоведческие понятия: пословица, авторская сказка, стихотворение; на пропедевтику: притча. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): отец, друг, счастье, мать, любовь, уважение. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы по тексту; различные виды чтения; подробный пересказ, словесное рисование; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись, окружающий мир. Метапредметность: умение оценивать свою роль в коллективном обсуждении услышанного или прочитанного; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения читаемого или прочитанного. Тема 5. ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩИЙ, ВЕРНЫЙ ДРУГ Стихи и проза о дружбе и взаимоотношениях близких людей, друзей — ровесников и людей с животными: Р. Алдонина «Цап- царап»; К. Валаханович «Сон щенка»; Ю. Симбирская «Друг»; Т. Собакин «Любимый звук»; С. Георгиев «Динь- динь»; А. Кондратьев «Пожалуйста»; Ю. Кузнецова «Сказка про сороку, которая никому не говорила “пожалуйста”»; А. Усачёв «Кот и собака». Внеклассное чтение: стихи Р. Алдониной, М. Бородицкой, К. Валаханович, Б. Заходера, А. Игнатовой, В. Лунина, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской; Т. Собакина, И. Токмаковой, А. Усачёва, Е. Фельдман, М. Яснова; проза С. Георгиева, М. Дружининой, Ю. Кузнецовой, А. Куприна, Ю. Лавряшиной, Е. Чарушина, А. Усачёва. Развивать умения: слушать текст и работать с его содержанием; анализировать прочитанный текст, характеризовать героев и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; читать выразительно и по ролям; формулировать своё отношение к героям произведения; делать выводы. Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему. Развивать умения: определять авторское отношение к описываемому в произведении; формулировать своё отношение к прочитанному произведению. Развивать умения: участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы, слушать ответы одноклассников; формулировать своё отношение к прочитанному произведению, составлять устное высказывание. Совершенствовать умения: понимать содержание прочитанного художественного произведения; находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде; определять главную мысль произведения; сравнивать слова и выражения из текста; формулировать несложный вывод на основе прочитанного. Литературоведческие понятия: интонация, жест, поговорка в тексте, пословица, речь героев, загадка, стихотворение, художественное произведение о животных, звукоподражание, литературная сказка, диалог. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): игра, дружба, чудо, мир и ссора, преданность, друзья человека, грубость, вежливость. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы по тексту; различные виды чтения; подробный пересказ, словесное рисование; рассуждение; этика общения. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы, поговорки; русский язык, музыка, живопись, школьный театр. Метапредметность: умение соотносить знания, получаемые на уроках литературного чтения на родном русском языке, с другими областями знаний; умение сравнивать, соотносить содержание двух текстов, обобщать; умение оценивать свою роль в коллективном обсуждении услышанного или прочитанного; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения читаемого или прочитанного. Тема 6. РОССИЯ — МОЯ РОДИНА Стихи о Родине, защите Отечества и памяти народной: В. Шефнер «22 июня»; К. Симонов «Тот самый длинный день в году…»; В. Харитонов «День Победы»; М. Дружинина «Без победы не бывать Отчизне». Внеклассное чтение: сборники «Стихи и рассказы о Родине»; В. Карасёва «Кирюшка»; А. Печерская «Юные герои Великой Отечественной»; С. Радзиевская «Болотные робинзоны»; Т. Бокова «Родина»; В. Орлов «Родное». Развивать умения: понимать мудрые изречения; слушать стихотворение и работать с его содержанием; анализировать прочитанное стихотворение, читать выразительно текст. Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать её содержание по названию; различать книги одного автора и сборники произведений; выбирать из предложенных книг те, которые соответствуют теме; сравнивать произведения разных жанров на одну тему. Развивать интерес к произведениям о Родине. Развивать умение работать с инфографикой. Совершенствовать навык чтения текста целыми словами, вслух и про себя. Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему. Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг. Литературоведческие понятия: стихотворение, песня, мудрое изречение. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): Родина, родная земля, любовь к Родине, мир, война, победа, память, праздник Победы, герой, подвиг, Бессмертный полк. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы по тексту; различные виды чтения; подробный пересказ, словесное рисование; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы и их соотнесение с целым текстом; русский язык, музыка, живопись, фотография, окружающий мир. Метапредметность: умение оценивать свою роль в коллективном обсуждении услышанного или прочитанного; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения читаемого или прочитанного, умение соотносить содержание разных текстов, умение заучивать наизусть стихотворный текст; умение запоминать содержание и пересказывать. 2 КЛАСС Тема 1. ШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО Рассказы и стихи о школьном детстве, взаимоотношениях детей и взрослых, отношении к учёбе как своему главному делу в этом возрасте, традициях в российских семьях и традиционном отношении к образованию детей: Л. Толстой «Филипок»,М. Дружинина «Отличная отметка». Внеклассное чтение: стихи Р.Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман; проза В. Драгунского, М. Дружининой, М. Лазаренской, Н. Носова, М. Тараненко, А. Усачёва. Литературоведческие понятия: произведение — литературное, художественное, пословица, поговорка, стихотворение, рассказ, быль, ритм, темп, строфа, образ (расширительно, общее представление), автор произведения, герой произведения. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): вольный, воля, остроумный, остроумие, век. Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных видов творчества. Тема 2. ИСПОКОН ВЕКА КНИГА РАСТИТ ЧЕЛОВЕКА Художественные и научно-познавательные тексты по истории создания славянской азбуки и первой книги на языке славян, развития письменности на Руси, о становлении книжной культуры в России, возникновении рукописной книги и её ценности для людей русского Средневековья — научно-популярный текст о возникновении славянской азбуки и научнохудожественный о рукописной мастерской: Е. Каликинская «Божидар. Книгописная школа» (фрагмент произведения «Стрела и река. Повесть о первопечатниках»); А. Шевченко «Русская речь»; В. Берестов «Читалочка». Внеклассное чтение: проза О. Гурьян, Е. Каликинской, Е. Чудиновой. Литературоведческие понятия: главная мысль, тема, портрет, прямое и переносное значение, метафора (расширительно). Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): свет, тьма, русская речь, глаголица, кириллица, память предков, рукопись, слово, глагол как слово, Учитель, свет учения, Книга книг, Библия, Священное Писание, духовный подвиг, братья по вере, книгопечатание. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ; составление устного и письменного высказывания на заданную тему; сочинение рассказа; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе по анализу прочитанного; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам коллективного обсуждения прочитанного текста. Тема 3. РОССИЯ — НАШ ОБЩИЙ ДОМ Рассказы и стихи о детстве в родном краю, взаимоотношениях детей и взрослых, отношении к малой родине, восприятии большой Родины — Р оссии: М. Матусовский «С чего начинается Родина?» (фрагмент); К. Ушинский «Наше Отечество»; З. Александрова «Родина»; С. Есенин «Топи да болота…». Внеклассное чтение: стихирусских поэтов XIX–XXI вв. о России, природе и взаимоотношениях людей друг с другом и с природой; проза П. Бажова, В. Бианки, О. Гурьян, Е. Каликинской, Ю. Лавряшиной, В. Сутеева, Е. Чарушина, Е. Чудиновой. Литературоведческие понятия: сборник, герой произведения, пейзаж, образ Родины, эпитет, звуковой повтор. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): Родина, Родина-мать, Отчизна, Отечество, малая родина, родная земля, народ, природа, время, межвременье, счастье. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; краткий пересказ, словесное рисование; сочинение рассказа; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной игре; умение прислушиваться и с уважением относиться к партнёрам команды (группы). Тема 4. ЗИМЫ БОЛЬШОЕ ТОРЖЕСТВО Рассказы и стихи о праздновании Рождества в России XIX–XXI вв., об отношении к празднику русских людей и традициях празднования: А. Фет «Ночь тиха. По тверди зыбкой…»; А. Вертинский «Рождество». Внеклассное чтение: стихи русских поэтов XIX–XXI вв. о зиме, праздновании Рождества и Нового года; стихи и проза Саши Чёрного; М. Тараненко «Замок новогодних секретов», «Русские забавы. Мороз трещит, стоять не велит!»; А. Усачёв «Стихи к праздникам», «Зимняя сказка», «Азбука Деда Мороза». Литературоведческие понятия: рассказ, рождественский рассказ, цветопись, повтор, герой, образ. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): Рождество, Сочельник, чудо, чудесный, святой праздник, ангел, тоска по Родине, любовь к Родине, трудный час, друг, дружба, вода и хлеб, вера, верность, преданный, преданность. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; подробный и выборочный пересказ, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам команды (группы). Тема 5. ДОБРА ЖЕЛАЕШЬ — ДОБРО И ДЕЛАЙ Рассказы и стихи о семье, взаимоотношениях близких родственников и друзей: С. Есенин «Бабушкины сказки»; Е. Благинина «Бабушка-забота». Внеклассное чтение: стихи Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, В. Лунина, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман; проза М. Дружининой, И. Краевой, Ю. Лавряшиной, М. Лазаренской, Н. Носова, М. Тараненко, А. Усачёва. Литературоведческие понятия: сказка, литературная (авторская) сказка, слово-сигнал, ассоциация, поэт, писатель-прозаик, интонация, приговорка, портрет героя, образ героя, риторический вопрос, пасхальный рассказ, рассказчик. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): жизнь, смерть, живая природа, друзья, закон, корень, плод, отец и сын, портрет героя, душа, дом, забота, дед и баба, дедушка, бабушка, светлый (светлый праздник, светлый человек); Первопрестольная. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; сочинение рассказа; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной игре; умение прислушиваться и с уважением относиться к членам команды. Тема 6. ДЕТИ И ВОЙНА Чтение и изучение рассказа Т. Кудрявцевой «Детский дом. Лёка…» о блокаде Ленинграда и осиротевших детях, их выживании и взрослении, о взаимоотношениях взрослых и детей в военную пору. Внеклассное чтение: стихи о Великой Отечественной войне; проза: Е. Верейская «Три девочки»; Ю. Герман «Вот как это было»; В. Карасёва «Кирюшка»; С. Олефир «Когда я был маленьким, у нас была война…»; Л. Пантелеев «Рассказы о войне для детей»; С. Радзиевская «Болотные робинзоны»; Э. Фонякова «Хлеб той зимы»; Г. Черкашин «Кукла». Литературоведческие понятия: шедевр, герой. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): Родина-мать, мать родная, война, мир, блокада, детский дом, сирота, стыд, правда, ложь, жалость, милосердие, доброта, прощение, светлая память, доброта, талант, дар. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; краткий и выборочный пересказ, словесное рисование, сочинение рассказа; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись, фотоискусство. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективном обсуждении читаемого; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения читаемого произведения. Тема 7. КАК ПОЖИВЁШЬ, ТАК И ПРОСЛЫВЁШЬ Стихи и проза о детстве и взрослении, постижении мира и профессий, выборе своего места в этом мире и стиля поведения: стихи: Я. Аким «Кем я буду»; Настя Доброта «Мамины профессии», «Папины профессии»; М. Тараненко «Жаворонок Витя». Внеклассное чтение: проза: Ю. Венедиктова «Бабушки-светлячки», «Веточкин и Плюшкина», «Лучший друг по имени Лучик», «Стадо слонов», «Филька и компания»; Н. Волкова «Картина в папиной мастерской», «Безвыходный сад», «Даша и дедушка», «Волшебник из фонаря», «Шарф для поезда», «Познакомься с кабачком!»; Е. Каликинская «Ангельское пёрышко», «Верблюжонок и три волхва», «Вокруг света на птичьем крыле»; И. Краева «Колямба, внук Одежды Петровны, и компания»; Ю. Лавряшина «Коробочка», «Котёнок в космосе», «Котёнок и Сева с тополя», «Кто похитил Вову?»; М. Лазаренская «Пони Йошка»; Л. Романовская «ВитькаВинтик»; Е. Тимашпольская «Митя Тимкин, второклассник». Научно-познавательная литература: Н. Волкова, В. Волков «Большойпребольшой», «ВДНХ. Главная выставка страны», «Как это было. Москва», «Как это устроено. Москва», «Метро. Подземный город», «Московские высотки», «О чём молчат башни Кремля?», «Профессии старой России в рисунках и фотографиях»; М. Дороченкова, А. Кравчук «Вадим Гиппенрейтер. Природа — среда моего обитания»; «В зоопарке скучно не бывает!», «Кто пёрышко потерял?», «Лесные секреты», «Путешествие среди коралловых рифов»; Е. Каликинская «Империя Чаинки», «Парад пуговиц»; И. Краева, М. Чернышёв «Наше Подмосковье»; М. Тараненко «Русские забавы. Лови, не зевай!», «Русские забавы. Мороз трещит, стоять не велит!». Литературоведческие понятия: настоящее и прошлое время в художественном произведении, герой, речь героя, портрет и характер героя, обобщающие высказывания в конце произведения. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): труд, умение, мастер, радость, свет, рассвет, заря. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; сочинение рассказа; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной игре; умение прислушиваться и с уважением относиться к членам команды. 3 КЛАСС Тема 1. ОСЕНЬ ЯСНЕЕ ЛЕТА Рассказы и стихи об осени и природе России, школьном детстве, взаимоотношениях детей и взрослых, отношении к учёбе как к своему главному делу в этом возрасте, традициях в российских семьях и традиционном отношении к образованию детей: М. Лермонтов «Осень»; И. Дружаева «Сентябрины». Внеклассное чтение: стихи Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, В. Лунина, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман, М. Яснова; проза В. Голявкина, В. Драгунского, М. Дружининой, Ю. Лавряшиной, М. Лазаренской. Литературоведческие понятия: олицетворение, автор, словарь, пословица, поговорка, литературное произведение, стихотворение; тон речи, темп речи, заголовок текста и тема, повесть, рассказ, диалог, монолог, ирония, сказка, авторская сказка, жизнеподобие. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): природа и человек, страдание, великодушие, мечта, самоуважение, тайна, волшебное и реальное, сила духа. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного. Тема 2. МЫ С ПРИЯТЕЛЕМ ВДВОЁМ Рассказы и стихи о школьном детстве, взаимоотношениях детей и взрослых, трудностях взросления и нравственного выбора, отношении к книге и обучению в средневековой Руси и России ХХ столетия: А. Барто «Так на так»; Б. Заходер «Мы — друзья». Внеклассное чтение: стихи Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, Б. Заходера, И. Иванниковой, В. Лунина, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман, М. Яснова; проза В. Голявкина, В. Драгунского, М. Дружининой, Е. Каликинской, Ю. Лавряшиной, М. Лазаренской. Развивать умения: читать текст целыми словами, вслух и про себя, осмысленно, правильно, интонационно оформляя высказывание, выделяя голосом логические ударения; работать с содержанием стихотворения; объяснять заглавие текста; определять значение использованных образных средств; определять тему произведения; характеризовать героев и их поступки. Литературоведческие понятия: историческая повесть, диалог, монолог, ключевые слова, тема, главная мысль, заглавие, повествователь и герои, событие, пейзаж в художественном произведении, персонаж. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): радость, ложь, правда, зависть, честность, смех, смелость, страх, ровесник, книга, друг, дружба, грубость, вежливость. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Тема 3. ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ Стихи о любви к малой и большой Родине, об обычае русских людей всегда возвращаться на малую родину, в отчий дом: А. Твардовский «О Родине»; Ю. Визбор «Родные края». Внеклассное чтение: стихи и проза о Родине, её людях, культуре и природе. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): Родина, родная сторона, дом, обычай, родная речь. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказа; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, выбирать наиболее эффективные для решения поставленной задачи. Тема 4. ЗИМНЯЯ СКАЗКА Чтение и изучение стихотворений: А. Пушкин «Няне»; Саша Чёрный «Няня Пушкина». Внеклассное чтение: стихи А. Пушкина, П. Вяземского и других поэтов XIX в. о зиме; проза К. Лукашевич; стихи и сказки писателей ХХ в. о зиме, праздновании Нового года (С. Маршак, С. Михалков, Э. Успенский и др.); «Зимний зверинец» (сборник произведений современных поэтов для детей); М. Дружинина «Зимняя книга»; Е. Каретникова «Зимняя сказка»; С. Прокофьева, И. Токмакова «Подарок для снегурочки»; С. Маршак «Двенадцать месяцев»; Г. Сапгир «Зимние сказки и не только»; А. Усачёв «Зимняя сказка и другие стихи к праздникам». Литературоведческие понятия: рассказчик, заглавие, художественный образ, сравнение, олицетворение. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): грусть, тоска, сердце, душа, чудо, святые дни. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; овладение логическими действиями сравнения, сопоставления, классификации, установления общего и различного. Тема 5. СЕМЬЯ — ОПОРА СЧАСТЬЯ Рассказы и стихи о семье, взаимоотношениях близких родственников и друзей: А. Платонов «Разноцветная бабочка», В. Сухомлинский «Именинный обед». Внеклассное чтение: «Моя семья и я: лучшие стихи и рассказы современных писателей для детей»; «Моя семья: тематический сборник произведений школьной программы. 1–4 классы»; рассказы В. Драгунского, М. Дружининой, С. Георгиева, О. Кургузова, А. Лисаченко о семье. Литературоведческие понятия: легенда, шаблон, характер героя, рассказчик, композиция, завязка, кульминация, развязка, авторская сказка, автор и герой, момент наивысшего напряжения в повествовании, противопоставление. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): хлеб, голова, отец, сын, милосердие, почитание, уважение, любовь, добро и зло, валенки, брат и сестра, традиция, правда, ложь, честность. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; использование языковых средств для решения познавательных и коммуникативных задач. Тема 6. «ПОВСЮДУ БЛАГОВЕСТ ГУДИТ…» Рассказы и стихи о православных праздниках: А. Майков «Христос Воскрес!»; С. Есенин «Черёмуха». Внеклассное чтение: стихи о весне А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина и других поэтов XIX– XX вв.; И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Как весна на север пришла»; В. Сутеев «Весна»; Я. Аким «Весна, весною, о весне…»; В. Бианки «Дед Мороз и весна». Литературоведческие понятия: пасхальный рассказ, словесный образ, метафора, эпитет, цветопись, светопись. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): весна, верба, Воскресение, благовест, природа, мир. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; использование языковых средств выразительности для решения творческих и коммуникативных задач. Тема 7. ПУТЬ К ПОБЕДЕ Стихи и рассказы о Родине, защите Отечества и памяти народной: Е. Благинина «Шинель»; В. Донская «Доброты не бывает много…»; М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец». Внеклассное чтение: произведения К. Симонова, А. Н. Толстого, М. Шолохова, В. Богомолова, Л. Кассиля, Л. Пантелеева, Р. Погодина, А. Митяева, В. Осеевой;С. Алексеев «Битва за Москву», «Ни шагу назад», «Орлович-Воронович», «От Москвы до Берлина», «Подвиг Ленинграда»; Е. Верейская «Три девочки»; В. Карасёва «Кирюшка»; В. Катаев «Сын полка»; С. Олефир «Когда я был маленьким, у нас была война…»; С. Радзиевская «Болотные робинзоны»; Э. Фонякова «Хлеб той зимы». Литературоведческие понятия: план, антитеза, финал рассказа. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): война и мир, враг, герой, слава, свобода, победа, доброта, подвиг, память, обелиск. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; использование языковых средств для решения познавательных задач, установления и выражения причинно-следственных связей, построения рассуждений; использование средств языковой выразительности для передачи своих чувств: восхищения, сопереживания и сочувствия, осуждения и одобрения и др. Тема 8. УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС Авторская сказка и стихи об удивительном мире, который надо увидеть и понять, о восхищении жизнью: Е. Клюев «История об одном невероятно глупом мастерке»; Ю. Мориц «Малиновая кошка». Внеклассное чтение: стихи Р.Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман; проза Ю. Венедиктовой, О. Гурьян, М. Дружининой, Е. Каликинской, Ю. Лавряшиной, М. Лазаренской, Н. Носова, Л. Романовской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Чудиновой. Литературоведческие понятия: шуточное стихотворение, перевёртыш, авторская ирония, заглавие, характер персонажа. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): мастер, мечта, дорога. Развитие речи: определение значения слов; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы, поговорки; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного. 4 КЛАСС Тема 1. ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ! ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА! Рассказы и стихи об осени и природе России, школьном детстве, взаимоотношениях между детьми, отношении к учёбе как своему главному делу в этом возрасте: Е. Наумова «Замечательный день», «Очень просто»; Л. Преображенская «Осени приметы»; А. Дементьев «Друг познаётся в удаче…»; Е. Пермяк «Надёжный человек»; Е. Клюев «Указка, которая знала всё». Внеклассное чтение: стихи А. Пушкина, С. Есенина, Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман; проза В. Драгунского, М. Дружининой, М. Лазаренской, Н. Носова, М. Тараненко, А. Усачёва. Литературоведческие понятия: рассказ, авторская сказка, ирония, стихотворение, портрет, автор, пословица, тема. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): знания, осень, природа, примета, дружба, ответственность, беда, гордыня,мастер, мечта. Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой; сравнение литературных произведений с произведениями различных видов творчества. Тема 2. «ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…» Стихи и проза об историческом прошлом России: В. Старостин «Вольга — богатырь вещий», «Царь Возвяг и последний подвиг Вольги»; А. Хомяков «Киев»; Е. Чудинова «Гардарика»; А. К. Толстой «Песня о Гаральде и Ярославне». Внеклассное чтение: былинный эпос русского народа;М. Лермонтов «Бородино»; баллады А. К. Толстого; исторические повести О. Гурьян; Е. Чудинова «Гардарика», «Лыбедь». Литературоведческие понятия: былина, цитата, историческая сказка, рассказчик, фрагмент, идея, историческая тема, стилизация, песня, афоризм, русский язык, повесть. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): Русская земля, богатырь, герой, защитник, Родина-мать, мать родимая, светлая Русь, подвиг, слава, князь, город, учение, отец и дочь, свобода, любовь, согласие, судьба, ученик, учитель, учёность, университет, достоинство, родная кровь, книга, язык, век. Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой, а также литературных произведений с произведениями различных видов творчества. Тема 3. ГДЕ НАМ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ РОДИТЬСЯ… Стихи о Родине: Н. Языков «Родина»; И. Бунин «В стороне далёкой от родного края…». Внеклассное чтение: стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Языкова, И. Бунина, С. Есенина, К. Симонова и других поэтов XIX–ХХ вв. Литературоведческие понятия: лирический герой, адресат, обращение, риторический вопрос. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): раздолье, воля, имя, Русская земля, победа, даль, грядущее, век. Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; словесное рисование; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных видов творчества. Тема 4. РОЖДЕСТВО ПОДАРИТ ПРАЗДНИК И ДОБРОМ СОГРЕЕТ ДУШУ Рассказ и стихи о Рождестве, об отношении к празднику русских людей и традициях празднования: Саша Чёрный «Рождественский ангел»; В. Соллогуб «Бабушка-зима», В. Смирнов «Рождественский дед». Внеклассное чтение: стихи А. Пушкина, П. Вяземского и других поэтов XIX в. о зиме и Рождестве; проза К. Лукашевич; стихи и литературные сказки ХХ в. о зиме, праздновании Нового года (С. Маршак, С. Михалков, Э. Успенский и др.); «Зимний зверинец» (сборник современных поэтов для детей); М. Дружинина «Зимняя книга»; Е. Каретникова «Зимняя сказка»; С. Прокофьева, И. Токмакова «Подарок для снегурочки»; С. Маршак «Двенадцать месяцев»; Г. Сапгир «Зимние сказки и не только»; А. Усачёв «Зимняя сказка и другие стихи к праздникам». Литературоведческие понятия: метафора, сравнение. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): Рождество, ангел, дети, дед, зима. Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных видов творчества. Тема 5. НЕВИДИМЫЙ МИР ВНУТРИ ТЕБЯ Проза о детстве, взаимоотношениях между детьми, выборе своего места в этом мире и стиля поведения: О. Першина «Леночка, дельфин и Рождество»; А. Фёдоров «Господин Снов». Внеклассное чтение: Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; А. Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости». Литературоведческие понятия: повествование, завязка, метафора, финал. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): путь, хлеб, свой, чужой, русское Рождество, слово, внутренний мир, совесть, добро и зло, душа, враг, друг, прощение. Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных видов творчества. Тема 6. ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ Стихи и проза о семье, взаимоотношениях близких родственников: А. Лопатина «Листья и корни»; К. Валаханович «Я буду с тобой»; О. Чусовитина «Кто открыл мне этот мир…»; Ю. Кузнецова «Лес в шкатулке»; И. Шмелёв «Филиповки»; Т. Бокова «Слово “Бабушка”»; А. Усачёв «Бабушка»; М. Лукашевич «Мой папа»; Е. Каликинская «Всё по-другому»; А. Куприн «Московская Пасха», «Пасхальные колокола». Внеклассное чтение: стихи Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, Б. Заходера, И. Иванниковой, М. Лукашевича, В. Лунина, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман, М. Яснова; проза Ю. Венедиктовой, Н. Волковой, В. Голявкина, В. Драгунского, М. Дружининой, Е. Каликинской, Ю. Лавряшиной, М. Лазаренской. Литературоведческие понятия: притча, время и место, сборник, тема, строфа, речь героя, диалог, пословица в речи героя, ритм, темп, герой и повествователь, пасхальный рассказ, описание, закличка, рассказчик, эпитет, загадка. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): семья, корни, родство, сирота, мать и дитя, звезда, мастер, мастерица, мастерство, опыт, терпение и труд, человек, отец, родня, трудолюбие, забота, весна, колокол, радость, Воскресение, традиция. Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных видов творчества. Тема 7. «ИДЁТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!» Стихи и проза о Великой Отечественной войне, защите Отечества и памяти народной: В. Бахревский «Героическая азбука»; С. Орлов «Его зарыли в шар земной…»; С. Щипачёв «22 июня 1941»; П. Железнов «Пионеры-герои». Внеклассное чтение: произведения К. Симонова, А. Н. Толстого, М. Шолохова, В. Богомолова, Л. Кассиля, Л. Пантелеева, Р. Погодина, А. Митяева, В. Осеевой о войне; С. Алексеев «Битва за Москву», «Ни шагу назад», «Орлович-Воронович», «От Москвы до Берлина», «Подвиг Ленинграда»; В. Бахревский «Героическая азбука»; Е. Верейская «Три девочки»; В. Карасёва «Кирюшка»; В. Катаев «Сын полка»; С. Олефир «Когда я был маленьким, у нас была война…»; С. Радзиевская «Болотные робинзоны»; Э. Фонякова «Хлеб той зимы». Литературоведческие понятия: повествование, риторический вопрос, антитеза. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): Отечество, герой, солдат, подвиг, война, мир, победа. Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных видов творчества. Тема 8. ЭТО РУССКОЕ РАЗДОЛЬЕ, ЭТО РОДИНА МОЯ Стихи о летней поре, восхищении жизнью: И. Бунин «Полевые цветы»; К. Валаханович «Лето, не уйдёшь!», «Моя деревня»; Саша Чёрный «Летом». Внеклассное чтение: стихи И. Бунина, Саши Чёрного, Р.Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, М. Лукашевича, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман; проза Саши Чёрного, Ю. Венедиктовой, О. Гурьян, В. Драгунского, М. Дружининой, Е. Каликинской, Ю. Лавряшиной, М. Лазаренской, Н. Носова, Л. Романовской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Чудиновой. Литературоведческие понятия: метафора. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): природа, поле, цветок, лето, благо, радость, грусть. Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных видов творчества. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения федеральной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в ФГОС НОО. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности: Гражданско-патриотическое воспитание: -становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны; -осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; -сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; -уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора; -первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях. Духовно-нравственное воспитание: -признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского опыта; -проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств, для выражения своего состояния и чувств, проявление эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка; -сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с использованием примеров художественных произведений. Эстетическое воспитание: -уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; -стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; -физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: -соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации; -бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения. Трудовое воспитание: -осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений. Экологическое воспитание: -бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: -первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий; -познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения литературного чтения на родном (русском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: -сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов; -объединять объекты (тексты) по определённому признаку; -определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов; -находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения, анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов; -выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; -устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: -с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией; -сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); -проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; -формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста, формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала; -прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: -выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения; -согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; -распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); -соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; -анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; -понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; -проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; -признавать возможность существования разных точек зрения; -корректно и аргументированно высказывать своё мнение; -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; -создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; -подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; -подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: -планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; -выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: -устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; -корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов; -соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов; -находить ошибку, допущенную при работе с текстами; -сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: -формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; -принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; -проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; -ответственно выполнять свою часть работы; -оценивать свой вклад в общий результат; -выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить: -понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; -осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения произведений русской литературы; -осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития, для познания себя, мира, национальной истории и культуры, для культурной самоидентификации, для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы; -ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной оценки поступков героев; -овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов; -совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов); -применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого, составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения); -самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга чтения; -использование справочных источников для получения дополнительной информации. К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном (русском) языке: -осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира, национальной истории и культуры; -владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской литературы; -применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста; -использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова; -читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору. К концу обучения во 2 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном (русском) языке: -ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; -владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности; -совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации художественных и учебных текстов; -применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; -обогащать собственный круг чтения; -соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов искусства. К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном (русском) языке: -осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы; -осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; -давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; -совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов; -применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц; -пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации. К концу обучения в 4 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном (русском) языке: -осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития, для культурной самоидентификации; -определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; -совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; -применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов); -самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; -пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № Наименование разделов и тем программы п/п Количество часов всего контрольные работы практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1. Характер народа в его творчестве 1 0 0 https://infourok.ru/ 2. Грамоте учиться всегда пригодится 3. Мой друг — книга 2 0 0 https://infourok.ru/ 4 0 1 https://vk.com/ 4. Семья — основа жизни 3 0 1 https://infourok.ru/ 5. Что такое настоящий, верный друг 3 0 0 https://infourok.ru/ 6. Россия — моя родина 3 0 1 https://vk.com/ Итого: ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 16 16 0 3 2 КЛАСС № Наименование разделов и тем программы п/п Количество часов всего контрольные работы практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1. Школьное детство 2 0 0 https://infourok.ru/ 2. Испокон века книга растит человека 3 0 1 https://infourok.ru/ 4 0 1 https://infourok.ru/ 3. Россия – наш общий дом 4. Зимы большое торжество 2 0 0 https://infourok.ru/ 5. Дети и война 2 0 1 https://infourok.ru/ 1 0 0 https://infourok.ru/ 3 0,5 0 https://infourok.ru/ 17 17 0,5 3 6. Как поживёшь, так и прослывёшь 7. Дети и война Итого: ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1. Осень яснее лета 2 0 0 https://infourok.ru/ 2. Мы с приятелем вдвоём 2 0 1 https://infourok.ru/ 2 0 1 https://nsportal.ru/ 3. Человек без Родины, что соловей без песни 4. Зимняя сказка 2 0 0 https://infourok.ru/ 5. Семья – опора счастья 2 0 1 https://infourok.ru/ 6. «Повсюду благовест гудит…» 2 0 0 https://infourok.ru/ 7. Путь к Победе 3 0 1 https://infourok.ru/ 8. Удивительный мир вокруг нас 2 0,5 0 https://infourok.ru/ 17 17 0,5 4 Итого: ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1. Здравствуй, осень! Здравствуй школа! 2 0 0 https://infourok.ru/ 2. Дела давно минувших дней, преданья старины глубоких… 5 0 1 https://infourok.ru/ 1 0 0 https://infourok.ru/ 1 0 0 https://infourok.ru/ 5. Рождество подарит праздник и добром согреет душу Невидимый мир внутри тебя 2 0 1 https://infourok.ru/ 6. Любовь к Родине начинается с семьи 2 0 1 https://infourok.ru/ 7. «Идёт война народная, священная война!» 3 0 1 https://infourok.ru/ 8. Это русское раздолье, это родина моя 1 0,5 0 https://infourok.ru/ Итого: ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 17 0,5 4 3. 4. Где нам посчастливилось родиться… УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Учебник «Литературное чтение на родном русском языке» 1 класс Н.Е. Кутейникова О. В. Синёва М.: Просвещение; 2020 год. Учебник «Литературное чтение на родном русском языке» 2-4 классов Н.Е. Кутейникова О. В. Синёва М.: Просвещение (в 2-ух частях); 2020 год. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое пособие 1-4 класс О.М. Александрова, М.И. Кузнецова Л.В. Петленко, В.Ю. Романова Москва "Учебная литература ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://infourok.ru/ https://vk.com/ https://nsportal.ru/ Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)