Рабочая программа учебного курса «Физиология человека и животных»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации Николаевского муниципального района
МБОУ СОШ № 5

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

Зам. директора по УВР

Директор

Руководитель ШМО
_________Перевозная Л.Г.
Протокол № 13
от «28» августа 2024 г.

___________________

________________________

Буш С.Ю

Карпец О.В.
Приказ № 105-осн
от «28» августа 2024 г.

от «28» августа 2024 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86
Владелец: Карпец Ольга Викторовна
Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Физиология человека и животных»
для обучающихся 11 класса

г. Николаевск-на-Амуре, 2024 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Физиология человека и животных» естественно-научной
направленности предназначен для обучающихся 11 класса МБОУ СОШ
№ 5, проявляющих интерес к биологии и проектно-исследовательской
деятельности. Настоящий курс предназначен для углубленного изучения
биологических явлений и закономерностей, расширения базовых знаний,
развития практических умений и навыков в современной биологии.
Программа направлена на расширение знаний обучающихся в области
физиологии человека, а также подготовку к выполнению заданий,
встречающихся в испытаниях различного уровня (предпрофессиональных
экзаменах, конкурсах, олимпиадах, ГИА). Содержание курса способствует
формированию основ естественно-научной грамотности, расширению и
систематизации знаний обучающихся по основным разделам биологической
науки. Программа данного курса может быть реализована с применением
цифровых образовательных технологий, технологий смешанного обучения.
Актуальность

данной

программы

подкрепляется

практической

значимостью изучаемых тем, что способствует повышению интереса к
познанию биологии и ориентирует на выбор профиля будущей специальности.
У обучающихся складывается первое представление о творческой научноисследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно
расширять знания. Школьники постигают логику научной деятельности в
следующей

последовательности:

исследование

явления,

накопление

информации о нём, систематизация информации и поиск закономерностей,
объяснение закономерностей, установление причин их существования,
изложение научной информации, постижение методов научного познания.
Раздел учебного предмета «Биология» «Человек и его здоровье» можно
назвать одним из наиболее актуальных в жизни любого человека. Знания о
функциях человеческого организма, об основах здорового образа жизни
необходимы не только врачам или биологам. Материал, излагаемый в этом
разделе, является актуальным в жизни любого человека, вне зависимости от
2

рода деятельности, который он для себя выберет. В ответ на запросы общества
все больше внимания в школьных курсах уделяется проблемам охраны и
поддержания здоровья.
В процессе обучения курсу «Физиология человека и животных»
организуется самостоятельная познавательная деятельность обучающихся,
развиваются

навыки

самоорганизации,

формирующие

потребность

к

дальнейшему самообразованию и использованию разнообразных источников
информации.
Программа курса призвана повысить компетентность обучающихся в
фундаментальных

вопросах

общей

биологии

через практическую

и

теоретическую деятельность, направленных на осознание направлений
биологии как единой всеобъемлющей науки.
Цель программы:
1) развить у обучающихся интерес к биологическим наукам и

определённым видам практической деятельности (медицине, лабораторным
исследованиям и др.);
2)

выявить интересы и помочь в выборе

профиля будущей

специальности;
3)

познакомить с современными методами научного исследования,

применяющимися при изучении физиологических процессов организма
человека и животных
4)

вооружить обучающихся некоторыми навыками самонаблюдения

и лабораторными навыками;
5)

расширить и углубить знания обучающихся о физиологических

функциях органов и систем организма человека и животных.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел № 1 ВВЕДЕНИЕ
Общие представления о системах органического мира. Основные
признаки живого. Уровни организации живых организмов. Принципы
классификации. Техника безопасности на занятиях. Уровни организации
3

живой материи. Характеристика живого, как биологической системы. Клетка
как открытая система. Организация потоков веществ, энергии и информации
в клетке. Законы термодинамики в применении к живым организмам. Техника
безопасности на занятиях.
Клетки животных и человека как саморегулирующиеся биологические
системы и элементарные структурно-функциональные единицы жизни.
Клетка как структурно-функциональная единица жизни. Клетка как открытая
система. Организация потоков веществ, энергии и информации в клетке.
Структура, состав и функции клеток животных и человека. Организация и
функции цитоплазматических структур (эндоплазматическая сеть, комплекс
Гольджи, митохондрии, лизосомы, центриоли, цитоскелет и двигательный
аппарат). Современные представления о структуре и функции клеточных
мембран.
Практика:
лабораторная работа «Получение полупроницаемой мембраны»;
лабораторная работа «Движение цитоплазмы»;
лабораторная работа «Проницаемость живых и мертвых клеток»;
подготовка презентаций (PowerPoint) по результатам лабораторных работ,
оформленных в виде мини-исследовательских проектов.
Тканевой уровень организации жизни. Взаимосвязь строения тканей
животных и человека и выполняемых ими функций. Физиологическая
характеристика ткани: основные виды и функции тканей; информационные
межклеточные взаимодействия. Строение и функции тканей. Классификация
тканей. Эпителиальная ткань и ее разновидности. Соединительная ткань
(рыхлая соединительная, плотная волокнистая соединительная, жировая,
скелетная,

дентин,

гематопоэтические

ткани).

Мышечная

ткань

(поперечнополосатая сердечная, поперечнополосатая скелетная, гладкая).
Нервная ткань.
Практика:
Рассматривание готовых микропрепаратов животных тканей с помощью
4

цифрового микроскопа и оформление результатов в виде рисунков и
презентаций.
Организменный уровень организации жизни. Организм животных и
человека и составляющие его структуры. Основные анатомические понятия.
Раздел № 2 ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ КАК НАУКА
Физиология как наука. Этапы становления физиологии. Теория: Общая
характеристика физиологии как науки о механизмах жизнедеятельности
организма: Основные задачи физиологии; основные этапы развития
физиологии; физиология как научная основа здорового образа жизни; методы
исследования в физиологии.
Практика:
Знакомство с лабораторией «Биотехнологии и физиологии человека».
знакомство с лабораторным и цифровым оборудованием для проведения
физиологических

исследований;

лабораторная

работа

«Оценка

функционального состояния человека по основным физиологическим
показателям»; оформление представленных лабораторных работ в виде
небольших исследовательских проектов (используя программу PowerPoint);
выполнение кейс заданий.
Основные

понятия

физиологии.

Принципы

формирования

и

организации физиологических функций. Функция. Гомеостаз. Жесткие и
нежесткие константы гомеостаза. Регуляция. Основные кибернетические
принципы регуляции функций организма.
Практика:
Функциональное биоуправление как метод компьютерной диагностики
организма:

лабораторная работа «Диафрагмально-релаксационный

тип

дыхания как способ регуляции кардиореспираторной системы»; разработка
плана проведения собственного исследования «Саморегуляция как способ
донозологического

восстановления

функций

в

организме»;

решение

творческих биологических задач.
Раздел № 3 РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА
5

Организм как целое. Эволюция регуляторных систем животных и
человека.
Понятия гуморальной и нервной регуляции функций организма.
Гуморальная регуляция функций организма животных и человека.
Понятие

о

гормонах.

Роль

гуморальной

регуляции

в

организме.

Биологический механизм действия гормонов. Последствия нарушения
гормонального статуса для человека и животных.
Практика:
изучение возрастных особенностей эндокринной системы: лабораторная
работа «Изучение физиологической организации эндокринной системы и
механизмов действия гормонов».
Эволюция нервной системы животных. Классификация нервной
системы. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы.
Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Вегетативная нервная
система. Нервная регуляция функций организма животных и человека.
Роль нервной системы в обеспечении гомеостаза организма животных и
человека.
Практика:
лабораторная работа «Влияние изменений функционального состояния
эндокринной системы детей и подростков на высшую нервную деятельность»;
изучение морфофункциональных особенностей нервной системы:
лабораторная работа «Анализ рефлекторной дуги»; лабораторная работа
«Влияние силы раздражителя на время рефлекса»;
лабораторная работа «Исследование спинномозговых рефлекторных
реакций человека (на примере коленного рефлекса)»;
лабораторная работа «Функции продолговатого мозга»; лабораторная
работа «Изучение функций среднего мозга»;
лабораторная работа «Исследование двигательных функций мозжечка»;
лабораторная работа «Исследование двигательных функций мозжечка»;
выполнение кейс заданий.
6

Гуморальные механизмы регуляции жизнедеятельности. Межклеточная
и

межорганная

регуляция

обменных

процессов.

Нейроэндокринные

взаимосвязи.
Практика:
лабораторная работа «Глазо-сердечная проба Г. Данини-Б. Ашнера
(G. Dagnini; B. Aschner)»;
лабораторная работа «Выработка условного рефлекса у человека на
раздражители второй сигнальной системы»; разработка и проведение
собственных исследований по теме «Физиология центральной нервной
системы».
Итоговое занятие по теме: «Нервно-гуморальная регуляция функций
организма животных и человека. Человек как открытая саморегулирующаяся,
самовосстанавливающая система: «за» и «против»».
Раздел № 4 ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
Эволюционное развитие органов чувств у животных. Анализаторы.
Структура анализаторов. Основные анализаторные системы.
Практика:
изучение

морфофункциональных

особенностей

органов

чувств

животных;
лабораторная

работа «Светочувствительные элементы сетчатки.

Нахождение слепого пятна (опыт Э. Мариотта)»;
лабораторная работа «Оценка остроты и гиперостроты зрения»;
лабораторная работа «Наблюдение за рефлекторными реакциями
зрачка».
Анализаторы и их роль в жизнедеятельности организма. Строение и
функции анализаторов. Возрастные особенности деятельности анализаторов.
Практика: лабораторная работа «Влияние интенсивной нагрузки на
слуховую чувствительность»;
лабораторная работа «Анализ пространства с помощью бинокулярного
зрения»;
7

лабораторная работа «Острота слуха».
Итоговое занятие по теме: «Роль анализаторов в обеспечении высшей
нервной деятельности и гармоничном развитии человека»
Раздел № 5 ФИЗИОЛОГИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА
Постоянство внутренней среды организма человека и животных.
Эволюционное развитие и функции крови, тканевой жидкости, лимфы.
Практика:
лабораторная работа: «Изучение микропрепаратов крови животных и
человека под микроскопом».
Кровь как внутренняя среда организма. Состав крови: плазма,
форменные элементы крови. Группы крови человека и животных. Значение
переливания крови в медицине. Свертывание крови как защитная реакция.
Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Защитные
факторы организма. Иммунитет. Вакцинация человека и животных, ее
значение.
Практика:
изучение морфофункциональных особенностей крови:

лабораторная

работа «Возрастные изменения иммунитета» (оформление работы в виде
ученического проекта).
Раздел № 6 ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ
Общая характеристика системы кровообращения. Эволюция системы
кровообращения

у

животных

и

человека.

Роль

и

место

системы

кровообращения в поддержании жизнедеятельности организма.
Практика:
изучение

особенностей

строения

системы

кровообращения:

лабораторная работа «Исследование артериального пульса».
Основные компоненты системы кровообращения. Движение крови
по сосудам.
Регуляция кровообращения у человека и животных.
8

Практика:
лабораторная работа «Динамика показателей артериального давления в
ходе выполнения функциональных проб» (оформление работы в виде
исследовательского проекта);
лабораторная работа «Исследование дыхательной аритмии сердца»
(оформление работы в виде исследовательского проекта).
Сердце как компонент системы кровообращения. Общая характеристика
основных физиологических свойств сердца: автоматия, возбудимость,
проводимость, сократимость. Электрические явления в сердце.
Практика:
лабораторная работа «Определение типа вегетативной регуляции»
(оформление работы в виде исследовательского проекта);
лабораторная работа «Измерение систолического и минутного объема
крови расчетным методом».
Сердечный цикл, его фазы. Работа клапанного аппарата в различные
фазы сердечного цикла. Кровообращение как физиологический индикатор
состояния здоровья.
Практика:
разработка

и

проведение

собственных

исследований

по

теме

«Кровообращение».
Итоговое занятие по теме: «Кровообращение как показатель здоровья
человека».
Раздел № 7 ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ
Эволюция

дыхательной

системы

и

ее

значение

в

процессах

жизнедеятельности животных и человека. Понятия легочного и тканевого
дыхания.
Практика:
изучение анатомо-физиологических особенностей строения органов
дыхания: лабораторная работа «Формирование навыков диафрагмальнорелаксационного типа дыхания».
9

Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция
деятельности дыхательной системы. Влияние токсичных веществ на
дыхательную систему.
Практика:
лабораторная работа «Спирография. Определение жизненной емкости
легких и составляющих ее объемов»; разработка плана проведения
собственного исследования «Влияние респираторной системы на специфику
регуляции работы сердца».
Итоговое занятие по теме: «Роль кардиореспираторной системы в
оценке психоэмоционального состояния человека».
Раздел № 8 ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ
Эволюция пищеварительной системы животных и человека. Строение и
функции пищеварительной системы. Функции пищеварительного аппарата и
методы их изучения. Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения в
желудке.
Практика:
изучение особенностей строения пищеварительной системы животных.
Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция
деятельности пищеварительной системы. Гигиена пищеварения. Всасывание.
Методы оценки качества пищевых продуктов.
Практика:
Лабораторная работа «Изучение строения органов пищеварения»;
выполнение кейс заданий.
Раздел № 9 ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ, ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И
ЭНЕРГИИ
Обмен веществ и энергии как основная функция жизни. Обмен веществ
между организмом и окружающей средой. Гуморально-нервные механизмы
его регуляции.
Практика:
исследование возрастных особенностей обмена веществ и энергии
10

человека: лабораторная работа «Расчет общего обмена человека».
Водно-солевой,
Пластический

обмен.

белковый,

жировой

Энергетический

и

обмен.

углеводный
Распад

и

обмены.
окисление

органических веществ в клетках животных и человека. Ферменты.
Лабораторная работа «Составление суточного пищевого рациона
человека»
Нормы питания. Значение правильного питания. Витамины и их
значение для организма человека и животных.
Практика:
Лабораторная работа «Оценка собственного типичного пищевого
рациона»; разработка и проведение собственных исследований по теме
«Пищеварение. Обмен веществ и энергии».
Эволюция выделительной системы человека и животных. Строение и
функции почек.
Механизм образования мочи. Регуляция деятельности выделительной
системы.
Искусственная почка.
Раздел №10 БИОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ
ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
История открытия «животного электричества». Потенциал покоя и
потенциал действия. Значение регистрации биоэлектрических явлений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗАЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения курса являются:
1)

выделение существенных признаков организма животных и

человека и физиологических процессов (обмен веществ и превращение
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, регуляция
жизнедеятельности организма); целостное представление об организме как
открытой, саморегулирующейся, самовосстанавливающейся системе;
2)

распознавание на таблицах частей и органоидов клеток, органов и

систем органов человека и животных;
11

3)

знать

и

использовать

биологические

знания

в

вопросах

функционирования организма; знать и использовать приобретенные знания и
умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по
отношению к собственному здоровью, выработки навыков культуры здоровья
и духовно-нравственного благополучия;
4)

знать и анализировать физиологические процессы, протекающие в

организме животных и человека; давать научное объяснение физиологическим
механизмам, лежащим в основе здоровья; углубленное представление о
физиологических процессах организма, обеспечивающих состояние здоровья;
5)

знать и использовать методы биологической науки – проводить

исследования с организмом человека и объяснять их результаты; проводить
наблюдения

за

собственным

организмом;

ставить

биологические

эксперименты и интерпретировать их результаты; знать правила работы в
кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
6)

анализ и оценка влияния факторов внешней и внутренней среды на

осуществление функций в организме животных и человека; овладение общими
приемами проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
7)

овладение

системой

биологических

знаний

–

понятиями,

закономерностями, теориями, имеющими важное общеобразовательное и
познавательное значение; усвоение научной биологической терминологии,
применяемой в области анатомии и физиологии человека;
8)

овладение

навыками

использования

научно-популярной

литературы по анатомии и физиологии человека, справочных материалов (на
бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении
учебных задач.
Личностными результатами освоения курса
Личностными результатами являются:
1) ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других людей;
2) потребности в здоровом образе жизни;
3) навыки жизни в гармонии с самим собой и окружающим миром;
12

4)

развитие

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

творческих способностей обучающихся; научный тип мышления;
9)

убежденность в возможности познания природы, в необходимости

разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к биологии как к элементу общечеловеческой культуры;
10) навыки конструктивного общения и поведения в социуме;
11) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
12)

готовность к обоснованному выбору жизненного пути в

соответствии с собственными интересами и возможностями;
13)

мотивация образовательной деятельности школьников на основе

личностно- ориентированного подхода;
14) формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю, к
авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметными результатами освоения курса являются:
1)

овладение

составляющими

исследовательской

и

проектной

деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать
материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения

работать

с

разными

источниками

биологической

информации: находить биологическую информацию в различных источниках
(тексте учебника, научно- популярной литературе, биологических словарях и
справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
3)

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих

действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и
здоровью окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
13

аргументации

своей

позиции,

сравнивать

разные

точки

зрения,

аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
5) мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки;
6) системные знания в отношении здоровья;
7) навыки самостоятельного проектирования эксперимента;
8) исследовательская и информационно-коммуникационная культура
при познании физиологических процессов, протекающих в организме;
9) творческий потенциал учащихся;
10)

компетенции, необходимые для самореализации в современных

научно-производственных отраслях.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

УЧЕБНОГО КУРСА «ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ»
Требования к оснащению учебного процесса:
• лабораторное оборудование;
• микроскопы;
•

наборы микропрепаратов, а также наборы для самостоятельного

изготовления микропрепаратов;
•

компьютер с возможностью выхода в интернет;

•

мультимедийный проектор (интерактивная доска);

•

специальная, научная и методическая литература по общей

биологии; фильмы, презентации, схемы, микрофотографии.
При реализации программы рекомендуется использовать оборудование
для

реализации

проекта

«Точка

роста»

естественно-научной

и

технологической направленности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ»
№
раздела
Раздел
ВВЕДЕНИЕ
№1

Название раздела и темы

Кол-во
часов
4
14

1
2
3
4

Основные признаки и уровни организации живых систем. Техника
безопасности на занятиях.
Клетки животных и человека как саморегулирующиеся
биологические
системы
и
элементарные
структурнофункциональные единицы жизни.
Тканевой уровень организации жизни. Взаимосвязь строения тканей
животных и человека и выполняемых ими функций.
Организменный уровень организации жизни. Организм животных и
человека и составляющие его структуры. Основные анатомические
понятия.

Раздел
ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ КАК НАУКА
№2
История развития знаний о физиологических функциях организма
5
человека и животных. Задачи современной физиологии. Методы
исследования в физиологии.
Основные понятия физиологии. Принципы формирования и
6
организации физиологических функций организма человека и
животных. Понятие о функции и гомеостазе.
Раздел
РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА
№3
Организм как целое. Эволюция регуляторных систем животных и
7
человека. Понятия гуморальной и нервной регуляции функций
организма.
Гуморальная регуляция функций организма животных и человека.
8
Последствия нарушения гормонального статуса для человека и
животных.
9

10

11

12
Раздел
№4

13

Эволюция нервной системы животных. Рефлекторный характер
деятельности нервной системы. Вегетативная нервная система.
Роль нервной системы в обеспечении гомеостаза организма
животных и человека.
Лабораторная
работа:
«Изучение
морфофункциональных
особенностей нервной системы»; «Анализ рефлекторной дуги»;
«Влияние силы раздражителя на время рефлекса»
Гуморальные
механизмы
регуляции
жизнедеятельности.
Межклеточная и межорганная регуляция обменных процессов.
Нейроэндокринные взаимосвязи.
Лабораторная работа «Глазо-сердечная проба Г. Данини-Б. Ашнера
(G. Dagnini; B. Aschner)»; «Выработка условного рефлекса у человека
на раздражители второй сигнальной системы».
Разработка и проведение собственных исследований по теме
«Физиология центральной нервной системы».
Итоговое занятие по теме: «Нервно-гуморальная
регуляция
функций организма животных и человека».

1
1
1
1
2
1

1
6
1

1
1

1

1

1

ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

3

Эволюционное развитие органов чувств у животных. Анализаторы.
Структура анализаторов. Основные анализаторные системы.
Лабораторная работа «Светочувствительные элементы сетчатки.
Нахождение слепого пятна (опыт Э. Мариотта)»; «Оценка остроты и
гиперостроты зрения»; «Наблюдение за рефлекторными реакциями

1

15

зрачка».

14

15
Раздел
№5
16

17

18
Раздел
№6
19

20

21

22

23
Раздел
№7
24

Анализаторы и их роль в жизнедеятельности организма. Строение и
функции анализаторов. Возрастные особенности деятельности
анализаторов.
Лабораторная работа «Влияние интенсивной нагрузки на слуховую
чувствительность»; «Острота слуха».
Итоговое занятие по теме: «Роль анализаторов в обеспечении
высшей нервной деятельности и гармоничном развитии человека»
ФИЗИОЛОГИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА
Эволюционное развитие и функции внутренней среды организма
человека и животных.
Лабораторная работа: «Изучение микропрепаратов крови животных
и человека под микроскопом».
Кровь: состав, функции, значение в жизни животных и человека.
Защитные реакции крови.
Защитные факторы организма животных и человека. Иммунитет.
Практика: изучение морфофункциональных особенностей крови.
Лабораторная работа «Возрастные изменения иммунитета»
(оформление работы в виде ученического проекта).
ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ
Эволюция системы кровообращения, ее функции и значение у
животных и человека.
Лабораторная работа «Исследование артериального пульса».
Движение крови по сосудам. Лимфообращение. Регуляция
кровообращения у человека и животных.
Лабораторная работа «Динамика показателей артериального
давления в ходе выполнения функциональных проб»; «Исследование
дыхательной аритмии сердца» (оформление работ в виде
исследовательского проекта).
Сердце как компонент системы кровообращения. Электрические
явления в сердце.
Лабораторная работа: «Измерение систолического и минутного
объема крови расчетным методом; «Определение типа вегетативной
регуляции» (оформление работы в виде исследовательского
проекта).
Фазы сердечного цикла. Кровообращение как физиологический
индикатор состояния здоровья.
Практика: разработка и проведение собственных исследований по
теме «Кровообращение».
Итоговое занятие по теме: «Кровообращение как показатель
здоровья человека».

1

1
3

1

1

1

5
1

1

1

1

1

ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ

3

Эволюция дыхательной системы и ее значение в процессах
жизнедеятельности животных и человека.
Практика: изучение анатомо-физиологических особенностей
строения органов дыхания. Лабораторная работа «Формирование

1

16

25

26
Раздел
№8
27
28
Раздел
№9

29

30

31

32
33
34

навыков диафрагмально-релаксационного типа дыхания».
Биологические механизмы дыхания у животных и человека, их
регуляция. Влияние токсичных веществ на дыхательную систему.
Лабораторная работа «Спирография. Определение жизненной е
мкости
легких и составляющих ее объемов»; разработка плана
проведения собственного исследования
«Влияние респираторной системы на специфику регуляции работы
сердца».
Итоговое занятие по теме: «Роль кардиореспираторной системы в
оценке психоэмоционального состояния человека».

1

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

2

Эволюция пищеварительной системы, ее строение и функции у
животных и человека. Методы изучения процессов пищеварения.
Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта и его
регуляция. Гигиена пищеварения. Методы оценки качества пищевых
продуктов.
ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ, ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ,
ВЫДЕЛЕНИЯ
Обмен веществ и энергии как основная функция жизни. Гуморальнонервные механизмы его регуляции.
Практика: исследование возрастных особенностей обмена веществ и
энергии человека.
Лабораторная работа «Расчет общего обмена человека».
Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмены.
Пластический обмен. Энергетический обмен. Ферменты.
Лабораторная работа «Составление суточного пищевого рациона
человека».
Нормы питания. Значение правильного питания. Витамины и их
значение для организма человека и животных.
Практика: Лабораторная работа «Оценка собственного типичного
пищевого рациона»; разработка и проведение собственных
исследований по теме «Пищеварение. Обмен веществ и энергии».
Эволюция выделительной системы человека и животных. Строение
и функции почек.
Механизм
образования
мочи.
Регуляция
деятельности
выделительной системы. Искусственная почка.
Обобщающий урок по теме: «Биоэлектрические явления в организме
человека и животных».
ИТОГО:

1

1
1
6

1

1

1

1
1
1
34

17

ЛИТЕРАТУРА:
1) Альбертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. – М.: – Ижевск:
НИЦ
2) «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных
исследований, 2012. – 2000 с.
3) Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения
клеток, тканей и органов. /В.Г. Елисеев, Ю.И. Афанасьев, Е.Ф. Котовский,
А.Н. Яцковский. Изд.5-е, пер. и доп. – М.: Медицина, 2004.
4) Банин В.В. Цитология. Функциональная ультраструктура клетки.
Атлас [Электронный ресурс] / Банин В.В. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2016. - 264 с.
5) Биология клетки: учебное пособие / А. Ф. Никитин, Е. Я. Адоева,
Ю.Ф. Захаркив [и др.]; под ред. А. Ф. Никитина. - 2-е изд. – Санкт-Петербург:
СпецЛит, 2015. - 166 с.
6) Борхунова Е.Н. Цитология и общая гистология. Методика изучения
гистологических препаратов / Учебно-методическое пособие для студентов
высших учебных заведений. – М.: Эдитус. – 2016. – 144 с.
7) Васильев Ю.Г. Цитология с основами патологии клетки / Ю.Г.
Васильев, В.М. Чучков, Т.А. Трошина. – М.: Зоомедлит, 2013. – 231 с.
8)

Машкина О.С., Белоусов М.В., Попов В.Н. Цитология: учебно-

методическое

пособие

для

вузов.

–

Воронежский

государственный

университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2013. – 97 с.
9) Практикум по генетике человека / В. Н. Калаев и др.; под общ. ред.
В.Н. Калаева; Воронежский государственный университет. – Воронеж:
Издательский дом ВГУ, 2019. – 206 с.
10) Физиология человека: уч. пособие./ Сост. Ж.Н. Садчикова.- Самара:
Самар. гос. техн. ун-т, 2009 г.- 65 с.
11) Юшканцева С.И. Быков В.Л. Гистология, цитология и эмбриология.
Краткий атлас: Учебное пособие. – Спб: Издательство «П-2», 2006.
12) Апчел, В.Я. Физиология человека и животных: Учебник для студ.
18

учреждений высш. пед. проф. образования / В.Я. Апчел, Ю.А. Даринский, В.Н.
Голубев. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 448 c.
13) Балашова, В.Ф. Физиология человека: тестовый контроль знаний:
Методическое пособие / В.Ф. Балашова. – М.: Физ. культура, 2007. – 128 c.
14) Брин, В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах: Учебное
пособие / В.Б. Брин. – СПб.: Лань, 2016. – 608 c.
15) В.А. Леках. Ключ к пониманию физиологии. –М.: 2002. – 177 С.
16) Глушковский, А.П. Рабочая тетрадь по учебной дисциплине
«Анатомия и физиология человека»: Учебное пособие / А.П. Глушковский. –
СПб.: Лань, 2016. – 100 c.
17) Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. Биология в трех томах / под ре. Р.
СОПЕРА. – М.: МИР, 2004.
18) Данилова Н.Н, Крылов А.Л. Физиология высшей нервной
деятельности: учебник. – М.: Учебная литература, 1997.
19) Красильникова

Т.В.

Биология.

10–11

классы:

Наглядный

справочник. – К.; Х.: Веста, 2006. – 112 с.
20) Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и
поступающих в вузы. – М.: – 1995.– 478 с.
21) Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М., 1994. – 415
с.
22) Солодков,

А.С.

Физиология

человека.

Общая.

Спортивная.

Возрастная: Учебник для высших учебных заведений физической культуры /
А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Сов. спорт, 2012. – 620 c.
23) Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник / Н.И.
Федюкович. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 510 c.
24) Хауэлс У. 20 миллионов лет эволюции //Наука и Жизнь. – 1986. –
№5. – С. 74–85, 240 с. 1997.
25) Цилинский Я.Я. Популяционная структура и эволюция вирусов. –
М., 1988.
26) Шульгольский В.В. Физиология центральной нервной системы – М.:
19

МГУ
Интернет-ресурсы:
1) Цитология и биология клетки: [Электронный ресурс]//Единое окно
доступа к образовательным ресурсам.
URL: http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.2.74.2.22&p_nr=20
2) Каталог наглядных видеоресурсов по цитологии: [Электронный
ресурс]//Цитология. Просветительский интернет-проект
URL: https://cytology.pro/video/
3) Цитология: [Электронный ресурс]//Биология для студентов.
URL: https://vseobiology.ru/tsitologiya
4) Цитология: [Электронный ресурс]//Биомолекула.
URL: https://biomolecula.ru/themes/citologija
5) Цитология – наука о клетке: [Электронный ресурс]//ЯКласс.
URL:https://www.yaklass.ru/p/biologia/obschie-biologicheskiezakonomernosti/tcitologiianaukao-kletke-17330
6) Молекулярная генетика: [Электронный ресурс]//Большая Российская
энциклопедия URL: https://bigenc.ru/biology/text/2223984
7) Молекулярная генетика: [Электронный ресурс]//Наука сегодня.
URL: https://www.sciencenow.ru/nauka-i-zdorove/molekulyarnaya-genetika/
http://www.bibliotekar.ru/lechebnoe-pitanie/ Медицинская библиотека
https://ru.wikipedia.org/ Свободная энциклопедия Википедия

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».