МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Управление образования администрации Николаевского муниципального района МБОУ СОШ № 5 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор Руководитель ШМО _________Перевозная Л.Г. Протокол № 13 от «28» августа 2024 г. ___________________ ________________________ Буш С.Ю Карпец О.В. Приказ № 105-осн от «28» августа 2024 г. от «28» августа 2024 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86 Владелец: Карпец Ольга Викторовна Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Физиология человека и животных» для обучающихся 11 класса г. Николаевск-на-Амуре, 2024 г. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный курс «Физиология человека и животных» естественно-научной направленности предназначен для обучающихся 11 класса МБОУ СОШ № 5, проявляющих интерес к биологии и проектно-исследовательской деятельности. Настоящий курс предназначен для углубленного изучения биологических явлений и закономерностей, расширения базовых знаний, развития практических умений и навыков в современной биологии. Программа направлена на расширение знаний обучающихся в области физиологии человека, а также подготовку к выполнению заданий, встречающихся в испытаниях различного уровня (предпрофессиональных экзаменах, конкурсах, олимпиадах, ГИА). Содержание курса способствует формированию основ естественно-научной грамотности, расширению и систематизации знаний обучающихся по основным разделам биологической науки. Программа данного курса может быть реализована с применением цифровых образовательных технологий, технологий смешанного обучения. Актуальность данной программы подкрепляется практической значимостью изучаемых тем, что способствует повышению интереса к познанию биологии и ориентирует на выбор профиля будущей специальности. У обучающихся складывается первое представление о творческой научноисследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания. Школьники постигают логику научной деятельности в следующей последовательности: исследование явления, накопление информации о нём, систематизация информации и поиск закономерностей, объяснение закономерностей, установление причин их существования, изложение научной информации, постижение методов научного познания. Раздел учебного предмета «Биология» «Человек и его здоровье» можно назвать одним из наиболее актуальных в жизни любого человека. Знания о функциях человеческого организма, об основах здорового образа жизни необходимы не только врачам или биологам. Материал, излагаемый в этом разделе, является актуальным в жизни любого человека, вне зависимости от 2 рода деятельности, который он для себя выберет. В ответ на запросы общества все больше внимания в школьных курсах уделяется проблемам охраны и поддержания здоровья. В процессе обучения курсу «Физиология человека и животных» организуется самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, развиваются навыки самоорганизации, формирующие потребность к дальнейшему самообразованию и использованию разнообразных источников информации. Программа курса призвана повысить компетентность обучающихся в фундаментальных вопросах общей биологии через практическую и теоретическую деятельность, направленных на осознание направлений биологии как единой всеобъемлющей науки. Цель программы: 1) развить у обучающихся интерес к биологическим наукам и определённым видам практической деятельности (медицине, лабораторным исследованиям и др.); 2) выявить интересы и помочь в выборе профиля будущей специальности; 3) познакомить с современными методами научного исследования, применяющимися при изучении физиологических процессов организма человека и животных 4) вооружить обучающихся некоторыми навыками самонаблюдения и лабораторными навыками; 5) расширить и углубить знания обучающихся о физиологических функциях органов и систем организма человека и животных. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел № 1 ВВЕДЕНИЕ Общие представления о системах органического мира. Основные признаки живого. Уровни организации живых организмов. Принципы классификации. Техника безопасности на занятиях. Уровни организации 3 живой материи. Характеристика живого, как биологической системы. Клетка как открытая система. Организация потоков веществ, энергии и информации в клетке. Законы термодинамики в применении к живым организмам. Техника безопасности на занятиях. Клетки животных и человека как саморегулирующиеся биологические системы и элементарные структурно-функциональные единицы жизни. Клетка как структурно-функциональная единица жизни. Клетка как открытая система. Организация потоков веществ, энергии и информации в клетке. Структура, состав и функции клеток животных и человека. Организация и функции цитоплазматических структур (эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, центриоли, цитоскелет и двигательный аппарат). Современные представления о структуре и функции клеточных мембран. Практика: лабораторная работа «Получение полупроницаемой мембраны»; лабораторная работа «Движение цитоплазмы»; лабораторная работа «Проницаемость живых и мертвых клеток»; подготовка презентаций (PowerPoint) по результатам лабораторных работ, оформленных в виде мини-исследовательских проектов. Тканевой уровень организации жизни. Взаимосвязь строения тканей животных и человека и выполняемых ими функций. Физиологическая характеристика ткани: основные виды и функции тканей; информационные межклеточные взаимодействия. Строение и функции тканей. Классификация тканей. Эпителиальная ткань и ее разновидности. Соединительная ткань (рыхлая соединительная, плотная волокнистая соединительная, жировая, скелетная, дентин, гематопоэтические ткани). Мышечная ткань (поперечнополосатая сердечная, поперечнополосатая скелетная, гладкая). Нервная ткань. Практика: Рассматривание готовых микропрепаратов животных тканей с помощью 4 цифрового микроскопа и оформление результатов в виде рисунков и презентаций. Организменный уровень организации жизни. Организм животных и человека и составляющие его структуры. Основные анатомические понятия. Раздел № 2 ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ КАК НАУКА Физиология как наука. Этапы становления физиологии. Теория: Общая характеристика физиологии как науки о механизмах жизнедеятельности организма: Основные задачи физиологии; основные этапы развития физиологии; физиология как научная основа здорового образа жизни; методы исследования в физиологии. Практика: Знакомство с лабораторией «Биотехнологии и физиологии человека». знакомство с лабораторным и цифровым оборудованием для проведения физиологических исследований; лабораторная работа «Оценка функционального состояния человека по основным физиологическим показателям»; оформление представленных лабораторных работ в виде небольших исследовательских проектов (используя программу PowerPoint); выполнение кейс заданий. Основные понятия физиологии. Принципы формирования и организации физиологических функций. Функция. Гомеостаз. Жесткие и нежесткие константы гомеостаза. Регуляция. Основные кибернетические принципы регуляции функций организма. Практика: Функциональное биоуправление как метод компьютерной диагностики организма: лабораторная работа «Диафрагмально-релаксационный тип дыхания как способ регуляции кардиореспираторной системы»; разработка плана проведения собственного исследования «Саморегуляция как способ донозологического восстановления функций в организме»; решение творческих биологических задач. Раздел № 3 РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА 5 Организм как целое. Эволюция регуляторных систем животных и человека. Понятия гуморальной и нервной регуляции функций организма. Гуморальная регуляция функций организма животных и человека. Понятие о гормонах. Роль гуморальной регуляции в организме. Биологический механизм действия гормонов. Последствия нарушения гормонального статуса для человека и животных. Практика: изучение возрастных особенностей эндокринной системы: лабораторная работа «Изучение физиологической организации эндокринной системы и механизмов действия гормонов». Эволюция нервной системы животных. Классификация нервной системы. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Вегетативная нервная система. Нервная регуляция функций организма животных и человека. Роль нервной системы в обеспечении гомеостаза организма животных и человека. Практика: лабораторная работа «Влияние изменений функционального состояния эндокринной системы детей и подростков на высшую нервную деятельность»; изучение морфофункциональных особенностей нервной системы: лабораторная работа «Анализ рефлекторной дуги»; лабораторная работа «Влияние силы раздражителя на время рефлекса»; лабораторная работа «Исследование спинномозговых рефлекторных реакций человека (на примере коленного рефлекса)»; лабораторная работа «Функции продолговатого мозга»; лабораторная работа «Изучение функций среднего мозга»; лабораторная работа «Исследование двигательных функций мозжечка»; лабораторная работа «Исследование двигательных функций мозжечка»; выполнение кейс заданий. 6 Гуморальные механизмы регуляции жизнедеятельности. Межклеточная и межорганная регуляция обменных процессов. Нейроэндокринные взаимосвязи. Практика: лабораторная работа «Глазо-сердечная проба Г. Данини-Б. Ашнера (G. Dagnini; B. Aschner)»; лабораторная работа «Выработка условного рефлекса у человека на раздражители второй сигнальной системы»; разработка и проведение собственных исследований по теме «Физиология центральной нервной системы». Итоговое занятие по теме: «Нервно-гуморальная регуляция функций организма животных и человека. Человек как открытая саморегулирующаяся, самовосстанавливающая система: «за» и «против»». Раздел № 4 ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ Эволюционное развитие органов чувств у животных. Анализаторы. Структура анализаторов. Основные анализаторные системы. Практика: изучение морфофункциональных особенностей органов чувств животных; лабораторная работа «Светочувствительные элементы сетчатки. Нахождение слепого пятна (опыт Э. Мариотта)»; лабораторная работа «Оценка остроты и гиперостроты зрения»; лабораторная работа «Наблюдение за рефлекторными реакциями зрачка». Анализаторы и их роль в жизнедеятельности организма. Строение и функции анализаторов. Возрастные особенности деятельности анализаторов. Практика: лабораторная работа «Влияние интенсивной нагрузки на слуховую чувствительность»; лабораторная работа «Анализ пространства с помощью бинокулярного зрения»; 7 лабораторная работа «Острота слуха». Итоговое занятие по теме: «Роль анализаторов в обеспечении высшей нервной деятельности и гармоничном развитии человека» Раздел № 5 ФИЗИОЛОГИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА Постоянство внутренней среды организма человека и животных. Эволюционное развитие и функции крови, тканевой жидкости, лимфы. Практика: лабораторная работа: «Изучение микропрепаратов крови животных и человека под микроскопом». Кровь как внутренняя среда организма. Состав крови: плазма, форменные элементы крови. Группы крови человека и животных. Значение переливания крови в медицине. Свертывание крови как защитная реакция. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Защитные факторы организма. Иммунитет. Вакцинация человека и животных, ее значение. Практика: изучение морфофункциональных особенностей крови: лабораторная работа «Возрастные изменения иммунитета» (оформление работы в виде ученического проекта). Раздел № 6 ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ Общая характеристика системы кровообращения. Эволюция системы кровообращения у животных и человека. Роль и место системы кровообращения в поддержании жизнедеятельности организма. Практика: изучение особенностей строения системы кровообращения: лабораторная работа «Исследование артериального пульса». Основные компоненты системы кровообращения. Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения у человека и животных. 8 Практика: лабораторная работа «Динамика показателей артериального давления в ходе выполнения функциональных проб» (оформление работы в виде исследовательского проекта); лабораторная работа «Исследование дыхательной аритмии сердца» (оформление работы в виде исследовательского проекта). Сердце как компонент системы кровообращения. Общая характеристика основных физиологических свойств сердца: автоматия, возбудимость, проводимость, сократимость. Электрические явления в сердце. Практика: лабораторная работа «Определение типа вегетативной регуляции» (оформление работы в виде исследовательского проекта); лабораторная работа «Измерение систолического и минутного объема крови расчетным методом». Сердечный цикл, его фазы. Работа клапанного аппарата в различные фазы сердечного цикла. Кровообращение как физиологический индикатор состояния здоровья. Практика: разработка и проведение собственных исследований по теме «Кровообращение». Итоговое занятие по теме: «Кровообращение как показатель здоровья человека». Раздел № 7 ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ Эволюция дыхательной системы и ее значение в процессах жизнедеятельности животных и человека. Понятия легочного и тканевого дыхания. Практика: изучение анатомо-физиологических особенностей строения органов дыхания: лабораторная работа «Формирование навыков диафрагмальнорелаксационного типа дыхания». 9 Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция деятельности дыхательной системы. Влияние токсичных веществ на дыхательную систему. Практика: лабораторная работа «Спирография. Определение жизненной емкости легких и составляющих ее объемов»; разработка плана проведения собственного исследования «Влияние респираторной системы на специфику регуляции работы сердца». Итоговое занятие по теме: «Роль кардиореспираторной системы в оценке психоэмоционального состояния человека». Раздел № 8 ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ Эволюция пищеварительной системы животных и человека. Строение и функции пищеварительной системы. Функции пищеварительного аппарата и методы их изучения. Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения в желудке. Практика: изучение особенностей строения пищеварительной системы животных. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Гигиена пищеварения. Всасывание. Методы оценки качества пищевых продуктов. Практика: Лабораторная работа «Изучение строения органов пищеварения»; выполнение кейс заданий. Раздел № 9 ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ, ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ Обмен веществ и энергии как основная функция жизни. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Гуморально-нервные механизмы его регуляции. Практика: исследование возрастных особенностей обмена веществ и энергии 10 человека: лабораторная работа «Расчет общего обмена человека». Водно-солевой, Пластический обмен. белковый, жировой Энергетический и обмен. углеводный Распад и обмены. окисление органических веществ в клетках животных и человека. Ферменты. Лабораторная работа «Составление суточного пищевого рациона человека» Нормы питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма человека и животных. Практика: Лабораторная работа «Оценка собственного типичного пищевого рациона»; разработка и проведение собственных исследований по теме «Пищеварение. Обмен веществ и энергии». Эволюция выделительной системы человека и животных. Строение и функции почек. Механизм образования мочи. Регуляция деятельности выделительной системы. Искусственная почка. Раздел №10 БИОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ История открытия «животного электричества». Потенциал покоя и потенциал действия. Значение регистрации биоэлектрических явлений. ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗАЛЬТАТЫ Предметными результатами освоения курса являются: 1) выделение существенных признаков организма животных и человека и физиологических процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, регуляция жизнедеятельности организма); целостное представление об организме как открытой, саморегулирующейся, самовосстанавливающейся системе; 2) распознавание на таблицах частей и органоидов клеток, органов и систем органов человека и животных; 11 3) знать и использовать биологические знания в вопросах функционирования организма; знать и использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному здоровью, выработки навыков культуры здоровья и духовно-нравственного благополучия; 4) знать и анализировать физиологические процессы, протекающие в организме животных и человека; давать научное объяснение физиологическим механизмам, лежащим в основе здоровья; углубленное представление о физиологических процессах организма, обеспечивающих состояние здоровья; 5) знать и использовать методы биологической науки – проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты; проводить наблюдения за собственным организмом; ставить биологические эксперименты и интерпретировать их результаты; знать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. 6) анализ и оценка влияния факторов внешней и внутренней среды на осуществление функций в организме животных и человека; овладение общими приемами проведения наблюдений за состоянием собственного организма; 7) овладение системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; усвоение научной биологической терминологии, применяемой в области анатомии и физиологии человека; 8) овладение навыками использования научно-популярной литературы по анатомии и физиологии человека, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Личностными результатами освоения курса Личностными результатами являются: 1) ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других людей; 2) потребности в здоровом образе жизни; 3) навыки жизни в гармонии с самим собой и окружающим миром; 12 4) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; научный тип мышления; 9) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к биологии как к элементу общечеловеческой культуры; 10) навыки конструктивного общения и поведения в социуме; 11) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; 12) готовность к обоснованному выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; 13) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода; 14) формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения. Метапредметными результатами освоения курса являются: 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих; 4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и 13 аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. 5) мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки; 6) системные знания в отношении здоровья; 7) навыки самостоятельного проектирования эксперимента; 8) исследовательская и информационно-коммуникационная культура при познании физиологических процессов, протекающих в организме; 9) творческий потенциал учащихся; 10) компетенции, необходимые для самореализации в современных научно-производственных отраслях. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО КУРСА «ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ» Требования к оснащению учебного процесса: • лабораторное оборудование; • микроскопы; • наборы микропрепаратов, а также наборы для самостоятельного изготовления микропрепаратов; • компьютер с возможностью выхода в интернет; • мультимедийный проектор (интерактивная доска); • специальная, научная и методическая литература по общей биологии; фильмы, презентации, схемы, микрофотографии. При реализации программы рекомендуется использовать оборудование для реализации проекта «Точка роста» естественно-научной и технологической направленности. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ» № раздела Раздел ВВЕДЕНИЕ №1 Название раздела и темы Кол-во часов 4 14 1 2 3 4 Основные признаки и уровни организации живых систем. Техника безопасности на занятиях. Клетки животных и человека как саморегулирующиеся биологические системы и элементарные структурнофункциональные единицы жизни. Тканевой уровень организации жизни. Взаимосвязь строения тканей животных и человека и выполняемых ими функций. Организменный уровень организации жизни. Организм животных и человека и составляющие его структуры. Основные анатомические понятия. Раздел ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ КАК НАУКА №2 История развития знаний о физиологических функциях организма 5 человека и животных. Задачи современной физиологии. Методы исследования в физиологии. Основные понятия физиологии. Принципы формирования и 6 организации физиологических функций организма человека и животных. Понятие о функции и гомеостазе. Раздел РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА №3 Организм как целое. Эволюция регуляторных систем животных и 7 человека. Понятия гуморальной и нервной регуляции функций организма. Гуморальная регуляция функций организма животных и человека. 8 Последствия нарушения гормонального статуса для человека и животных. 9 10 11 12 Раздел №4 13 Эволюция нервной системы животных. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Вегетативная нервная система. Роль нервной системы в обеспечении гомеостаза организма животных и человека. Лабораторная работа: «Изучение морфофункциональных особенностей нервной системы»; «Анализ рефлекторной дуги»; «Влияние силы раздражителя на время рефлекса» Гуморальные механизмы регуляции жизнедеятельности. Межклеточная и межорганная регуляция обменных процессов. Нейроэндокринные взаимосвязи. Лабораторная работа «Глазо-сердечная проба Г. Данини-Б. Ашнера (G. Dagnini; B. Aschner)»; «Выработка условного рефлекса у человека на раздражители второй сигнальной системы». Разработка и проведение собственных исследований по теме «Физиология центральной нервной системы». Итоговое занятие по теме: «Нервно-гуморальная регуляция функций организма животных и человека». 1 1 1 1 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ 3 Эволюционное развитие органов чувств у животных. Анализаторы. Структура анализаторов. Основные анализаторные системы. Лабораторная работа «Светочувствительные элементы сетчатки. Нахождение слепого пятна (опыт Э. Мариотта)»; «Оценка остроты и гиперостроты зрения»; «Наблюдение за рефлекторными реакциями 1 15 зрачка». 14 15 Раздел №5 16 17 18 Раздел №6 19 20 21 22 23 Раздел №7 24 Анализаторы и их роль в жизнедеятельности организма. Строение и функции анализаторов. Возрастные особенности деятельности анализаторов. Лабораторная работа «Влияние интенсивной нагрузки на слуховую чувствительность»; «Острота слуха». Итоговое занятие по теме: «Роль анализаторов в обеспечении высшей нервной деятельности и гармоничном развитии человека» ФИЗИОЛОГИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА Эволюционное развитие и функции внутренней среды организма человека и животных. Лабораторная работа: «Изучение микропрепаратов крови животных и человека под микроскопом». Кровь: состав, функции, значение в жизни животных и человека. Защитные реакции крови. Защитные факторы организма животных и человека. Иммунитет. Практика: изучение морфофункциональных особенностей крови. Лабораторная работа «Возрастные изменения иммунитета» (оформление работы в виде ученического проекта). ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ Эволюция системы кровообращения, ее функции и значение у животных и человека. Лабораторная работа «Исследование артериального пульса». Движение крови по сосудам. Лимфообращение. Регуляция кровообращения у человека и животных. Лабораторная работа «Динамика показателей артериального давления в ходе выполнения функциональных проб»; «Исследование дыхательной аритмии сердца» (оформление работ в виде исследовательского проекта). Сердце как компонент системы кровообращения. Электрические явления в сердце. Лабораторная работа: «Измерение систолического и минутного объема крови расчетным методом; «Определение типа вегетативной регуляции» (оформление работы в виде исследовательского проекта). Фазы сердечного цикла. Кровообращение как физиологический индикатор состояния здоровья. Практика: разработка и проведение собственных исследований по теме «Кровообращение». Итоговое занятие по теме: «Кровообращение как показатель здоровья человека». 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ 3 Эволюция дыхательной системы и ее значение в процессах жизнедеятельности животных и человека. Практика: изучение анатомо-физиологических особенностей строения органов дыхания. Лабораторная работа «Формирование 1 16 25 26 Раздел №8 27 28 Раздел №9 29 30 31 32 33 34 навыков диафрагмально-релаксационного типа дыхания». Биологические механизмы дыхания у животных и человека, их регуляция. Влияние токсичных веществ на дыхательную систему. Лабораторная работа «Спирография. Определение жизненной е мкости легких и составляющих ее объемов»; разработка плана проведения собственного исследования «Влияние респираторной системы на специфику регуляции работы сердца». Итоговое занятие по теме: «Роль кардиореспираторной системы в оценке психоэмоционального состояния человека». 1 ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ 2 Эволюция пищеварительной системы, ее строение и функции у животных и человека. Методы изучения процессов пищеварения. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта и его регуляция. Гигиена пищеварения. Методы оценки качества пищевых продуктов. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ, ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ, ВЫДЕЛЕНИЯ Обмен веществ и энергии как основная функция жизни. Гуморальнонервные механизмы его регуляции. Практика: исследование возрастных особенностей обмена веществ и энергии человека. Лабораторная работа «Расчет общего обмена человека». Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмены. Пластический обмен. Энергетический обмен. Ферменты. Лабораторная работа «Составление суточного пищевого рациона человека». Нормы питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма человека и животных. Практика: Лабораторная работа «Оценка собственного типичного пищевого рациона»; разработка и проведение собственных исследований по теме «Пищеварение. Обмен веществ и энергии». Эволюция выделительной системы человека и животных. Строение и функции почек. Механизм образования мочи. Регуляция деятельности выделительной системы. Искусственная почка. Обобщающий урок по теме: «Биоэлектрические явления в организме человека и животных». ИТОГО: 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 34 17 ЛИТЕРАТУРА: 1) Альбертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. – М.: – Ижевск: НИЦ 2) «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2012. – 2000 с. 3) Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. /В.Г. Елисеев, Ю.И. Афанасьев, Е.Ф. Котовский, А.Н. Яцковский. Изд.5-е, пер. и доп. – М.: Медицина, 2004. 4) Банин В.В. Цитология. Функциональная ультраструктура клетки. Атлас [Электронный ресурс] / Банин В.В. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2016. - 264 с. 5) Биология клетки: учебное пособие / А. Ф. Никитин, Е. Я. Адоева, Ю.Ф. Захаркив [и др.]; под ред. А. Ф. Никитина. - 2-е изд. – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2015. - 166 с. 6) Борхунова Е.Н. Цитология и общая гистология. Методика изучения гистологических препаратов / Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Эдитус. – 2016. – 144 с. 7) Васильев Ю.Г. Цитология с основами патологии клетки / Ю.Г. Васильев, В.М. Чучков, Т.А. Трошина. – М.: Зоомедлит, 2013. – 231 с. 8) Машкина О.С., Белоусов М.В., Попов В.Н. Цитология: учебно- методическое пособие для вузов. – Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2013. – 97 с. 9) Практикум по генетике человека / В. Н. Калаев и др.; под общ. ред. В.Н. Калаева; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2019. – 206 с. 10) Физиология человека: уч. пособие./ Сост. Ж.Н. Садчикова.- Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2009 г.- 65 с. 11) Юшканцева С.И. Быков В.Л. Гистология, цитология и эмбриология. Краткий атлас: Учебное пособие. – Спб: Издательство «П-2», 2006. 12) Апчел, В.Я. Физиология человека и животных: Учебник для студ. 18 учреждений высш. пед. проф. образования / В.Я. Апчел, Ю.А. Даринский, В.Н. Голубев. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 448 c. 13) Балашова, В.Ф. Физиология человека: тестовый контроль знаний: Методическое пособие / В.Ф. Балашова. – М.: Физ. культура, 2007. – 128 c. 14) Брин, В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах: Учебное пособие / В.Б. Брин. – СПб.: Лань, 2016. – 608 c. 15) В.А. Леках. Ключ к пониманию физиологии. –М.: 2002. – 177 С. 16) Глушковский, А.П. Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека»: Учебное пособие / А.П. Глушковский. – СПб.: Лань, 2016. – 100 c. 17) Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. Биология в трех томах / под ре. Р. СОПЕРА. – М.: МИР, 2004. 18) Данилова Н.Н, Крылов А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: учебник. – М.: Учебная литература, 1997. 19) Красильникова Т.В. Биология. 10–11 классы: Наглядный справочник. – К.; Х.: Веста, 2006. – 112 с. 20) Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: – 1995.– 478 с. 21) Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М., 1994. – 415 с. 22) Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Сов. спорт, 2012. – 620 c. 23) Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник / Н.И. Федюкович. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 510 c. 24) Хауэлс У. 20 миллионов лет эволюции //Наука и Жизнь. – 1986. – №5. – С. 74–85, 240 с. 1997. 25) Цилинский Я.Я. Популяционная структура и эволюция вирусов. – М., 1988. 26) Шульгольский В.В. Физиология центральной нервной системы – М.: 19 МГУ Интернет-ресурсы: 1) Цитология и биология клетки: [Электронный ресурс]//Единое окно доступа к образовательным ресурсам. URL: http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.2.74.2.22&p_nr=20 2) Каталог наглядных видеоресурсов по цитологии: [Электронный ресурс]//Цитология. Просветительский интернет-проект URL: https://cytology.pro/video/ 3) Цитология: [Электронный ресурс]//Биология для студентов. URL: https://vseobiology.ru/tsitologiya 4) Цитология: [Электронный ресурс]//Биомолекула. URL: https://biomolecula.ru/themes/citologija 5) Цитология – наука о клетке: [Электронный ресурс]//ЯКласс. URL:https://www.yaklass.ru/p/biologia/obschie-biologicheskiezakonomernosti/tcitologiianaukao-kletke-17330 6) Молекулярная генетика: [Электронный ресурс]//Большая Российская энциклопедия URL: https://bigenc.ru/biology/text/2223984 7) Молекулярная генетика: [Электронный ресурс]//Наука сегодня. URL: https://www.sciencenow.ru/nauka-i-zdorove/molekulyarnaya-genetika/ http://www.bibliotekar.ru/lechebnoe-pitanie/ Медицинская библиотека https://ru.wikipedia.org/ Свободная энциклопедия Википедия 20