Рабочая программа по родному (русскому) языку 10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)»
(предметная

область

«Родной

язык

и

родная

литература»)

(далее

соответственно – программа по родному языку (русскому), родной язык
(русский)

включает

пояснительную

записку,

содержание

обучения,

планируемые результаты освоения программы по родному языку (русскому).
Программа по родному языку (русскому) позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания родного языка (русского)
современные подходы к достижению личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС СОО;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне среднего
общего образования по годам обучения в соответствии с ФГОС СОО;
разработать

календарно-тематическое

планирование

с

учётом

особенностей конкретного класса, используя предложенные основные виды
учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания курса родного русского языка на уровне среднего
общего образования.
Программа

по

родному

языку

(русскому)

разработана

для

функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных
организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка
изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание
программы по родному языку (русскому) ориентировано на сопровождение и
поддержку курса русского языка, обязательного для изучения во всех
образовательных организациях Российской Федерации, и направлено на
достижение результатов освоения федеральной образовательной программы
среднего общего образования по родному языку (русскому), заданных ФГОС
СОО для базового уровня.

В то же время программа по родному языку (русскому) в рамках
предметной области «Родной язык и родная литература» имеет определённые
особенности. Родной язык (русский) дополняет содержание курса «Русский
язык» в аспектах, связанных с отражением в русском языке культуры, истории
русского народа и других народов России, с совершенствованием культуры
речи и текстовой деятельности обучающихся. Предметные результаты
освоения учебного предмета «Родной язык (русский)» отличаются от
предметных результатов по другим родным языкам народов Российской
Федерации в силу того, что в курсе русского родного языка не
рассматриваются вопросы системного устройства языка и письменного
оформления речи.
Изучение предмета «Родной язык (русский)» играет важную роль в
реализации основных целевых установок среднего общего образования: в
становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, духовнонравственном

развитии

и

воспитании

обучающихся,

формировании

способности к организации своей деятельности.
В «Стратегии государственной национальной политики Российской
Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «общероссийская
гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной
доминанты, присущей всем народам России. Современное российское
общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который
основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического
и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором
заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как
уважение

самобытных

традиций

народов,

населяющих

Российскую

Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую
культуру».
Государственная поддержка этнокультурного и языкового многообразия
Российской Федерации, этнокультурного развития русского народа и других
народов Российской Федерации, их творческого потенциала, являющегося

важнейшим стратегическим ресурсом российского общества, – один из
важнейших принципов национальной политики Российской Федерации.
В этом контексте возрастает значимость выполнения русским языком не
только функций государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов нашей страны, но и его функции как
языка

национального,

являющегося

основой

сохранения

русской

и

общероссийской культуры.
Системообразующей доминантной содержания курса родного языка
(русского) на уровне среднего общего образования, как и на предыдущих
уровнях образования, является идея изучения родного языка как инструмента
познания национальной культуры и самореализации в ней. В соответствии с
этим содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» имеет
следующие особенности:
внимание не к внутреннему системному устройству языка, а к факторам
социолингвистического и культурологического характера – многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом;
направленность на формирование представлений о русском языке как
живом,

развивающемся

явлении,

о

диалектическом

противоречии

подвижности и стабильности в русском языке (включая его лексику, формы
существования,

стилистическую

систему,

а

также

нормы

русского

литературного словоупотребления);
ориентированность во всех содержательных блоках учебного предмета
прежде всего на анализ отражения в фактах языка русской языковой картины
мира и концептосферы русского народа, особенностей русского менталитета
и морально-нравственных ценностей.
Содержание программы родного языка (русского) опирается на
содержание программы русского языка, представленного в предметной
области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его.

Основные содержательные линии программы по родному языку
(русскому) (блоки программы) соотносятся с основными содержательными
линиями основного курса русского языка, но не дублируют их.
Первая содержательная линия «Язык и культура» представлена в
программе

по

родному

языку

(русскому)

темами,

связанными

с

особенностями русской языковой картины мира и отражения в ней
менталитета

русского

народа,

основными

типами

национально-

специфической лексики русского языка, активными процессами и новыми
тенденциями в развитии русского языка новейшего периода, особенностями и
разновидностями письменной речи начала XXI в. в современной цифровой
(виртуальной) коммуникации, словарями русского языка как своеобразными
источниками сведений об истории и традиционной культуре народа.
Вторая содержательная линия «Культура речи», раскрывающая
проблемы современной речевой культуры, нацелена на формирование у
обучающихся ответственного и осознанного отношения к использованию
русского языка во всех сферах жизни, развитие способности обучающихся
ориентироваться в современной речевой среде с учётом требований экологии
языка и повышение их речевой культуры, на формирование представлений о
культуре речи как компоненте национальной культуры, о вариантах языковой
нормы.
Третья содержательная линия «Речь. Речевая деятельность. Текст»
нацелена на формирование осознанного отношения к тексту как средству
передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа,
культурной связи поколений. В разделе предусмотрено освоение приёмов
работы с традиционными линейными текстами, ознакомление с приёмами
оптимизации процессов чтения и понимания гипертекстов, с современными
информационно-справочными

ресурсами,

электронными

базами,

пространством блогосферы.
Целями изучения родного языка (русского) по программам среднего
общего образования являются:

формирование
идентичности,

у

обучающихся

гражданского

общероссийской

самосознания,

гражданской

патриотизма,

чувства

сопричастности к судьбе Отечества, ответственности за его настоящее и
будущее, представления о традиционных российских духовно-нравственных
ценностях

как

основе

российского

общества,

воспитание

культуры

межнационального общения;
воспитание познавательного интереса и любви к родному русскому
языку, отношения к нему как к духовной, нравственной и культурной
ценности, а через него – к родной культуре, ответственности за языковую
культуру как национальное достояние;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов
России;
овладение культурой межнационального общения, основанной на
уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных
российских духовно-нравственных ценностей;
расширение представлений о родном языке как базе общезначимых
интеллектуальных и морально-нравственных ценностей и поведенческих
стереотипов, знаний о родном русском языке как форме выражения
национальной

культуры

и

национального

мировосприятия,

истории

говорящего на нём народа, об актуальных процессах и новых тенденциях в
развитии русского языка новейшего периода, о русском литературном языке
как высшей форме национального языка, о вариативности нормы, типах
речевой культуры, стилистической норме русского языка, о тексте как
средстве хранения и передачи культурных ценностей и истории народа;
совершенствование

устной

и

письменной

речевой

культуры,

формирование гибких навыков использования языка в разных сферах и
ситуациях общения на основе представлений о русском языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и
стабильности в русском языке (включая его лексику, формы существования,
стилистическую

систему,

а

также

нормы

русского

литературного

словоупотребления), обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи обучающихся;
совершенствование познавательных и интеллектуальных умений
опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;
совершенствование умений функциональной грамотности: текстовой
деятельности,

умений

дифференцировать
прослушанного

и

осуществлять
интегрировать

текста,

овладение

информационный

информацию
стратегиями,

поиск,

прочитанного

и

обеспечивающими

оптимизацию чтения и понимания текстов различных форматов (гипертекст,
графика,

инфографика

и

другие),

умений

трансформировать,

интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в
практической деятельности.
В соответствии с ФГОС СОО родной язык (русский) входит в
предметную область «Родной язык и родная литература» и является
обязательным для изучения.
Содержание

учебного

предмета

«Родной

язык

(русский)»,

представленное в программе по родному языку (русскому), соответствует
ФГОС СОО, федеральной образовательной программе среднего общего
образования.
Общее число часов, рекомендованных для изучения предмета «Родной
язык (русский)» представлено для двух вариантов учебного плана на – 136
часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в
неделю), и на – 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе –
34 (1 час в неделю).
Родной язык (русский) не ущемляет права обучающихся, изучающих
иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на
изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса «Русский язык».

Содержание обучения в 10 классе
Раздел 1. Язык и культура
Родной язык в жизни человека, общества, государства. Понятие родного
языка, значение родного языка в жизни человека. Родной язык как явление
национальной культуры. Русский язык в кругу других родных языков народов
Российской Федерации. Культура родной речи как фактор сохранения
культурной преемственности поколений.
Русская языковая картина мира и отражение в языке менталитета
русского народа. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории
народа. Национально-специфическая лексика русского языка и её основные
типы (повторение, обобщение). Особенности русской языковой картины мира
(общее представление). Ключевые слова русской культуры, основные разряды
ключевых слов и их особенности (повторение, обобщение).
История русского народа и русской культуры сквозь призму лексики и
фразеологии русского языка (повторение, обобщение). Актуализация и
пассивизация различных разрядов слов и устойчивых словосочетаний в
процессе исторического развития общества и культуры русского народа.
Переосмысление значений слов.
Старославянская лексика в русском языке: прошлое и настоящее. Роль
старославянизмов

в

формировании

лексического

состава

русского

литературного языка и высокого стиля русской речи. Актуализация
старославянизмов в русском языке новейшего времени.
Словари русского языка как источники сведений об истории и культуре
русского народа (обзор, общее представление). Общие толковые словари
русского языка, отражающие прошлые периоды его истории. Специальные
исторические и этимологические словари русского языка.
Раздел 2. Культура речи
Языковая норма и современный русский литературный язык. Основные
причины изменения языковых норм. Вариантность нормы как естественное
свойство литературного языка.

Типы речевой культуры носителей языка. Речь правильная и речь
хорошая (общее представление).
Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Изменения в ударении и в произношении. Варианты ударения и
произношения.
Лексические нормы современного русского литературного языка.
Изменения лексических норм. Современные словарные пометы.
Морфологические нормы современного русского литературного языка
Изменения морфологических норм: варианты форм имени существительного,
глагольных форм.
Орфографические
современном

русском

варианты.
языке.

Орфографическая
Орфографический

вариативность
вариант

в

(общее

представление).
Языковая игра. Отступление от языковых норм в языковой игре.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Текст как средство передачи и хранения культурных ценностей, опыта и
истории народа. Тексты как памятники культуры. Отражение в памятниках
письменности патриотизма русских людей. Значение труда летописца в
истории русской культуры. Библиотеки как культурные центры.
Линейный текст и гипертекст. Гипертекст как разветвлённая система
текстов, связанных гиперссылками. Использование линейного и нелинейного
чтения с целью ознакомления с содержанием текста и его усвоения.
Современные тексты как особое явление в практике общения.
Возможности использования в тексте различных знаковых систем. Отражение
в текстах современных тенденций к визуализации и диалогизации общения.
Стратегии чтения и понимания текста. Приёмы оптимизации процессов
чтения и понимания текста. Приёмы использования графики как средства
упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста.
Русский язык в повседневном устном общении. Специфика устной речи.
Речевой опыт. Социальные роли.

Письменная речь в Рунете. Коммуникация в Рунете как отражение
современного состояния русского языка и основных тенденций его развития.
Коммуникативные площадки Рунета. Культура электронного общения.
Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как
информационно-справочный ресурс. Состав и структура Национального
корпуса русского языка. Возможности работы с Обучающим корпусом
Национального корпуса русского языка.
Содержание обучения в 11 классе
Раздел 1. Язык и культура
Динамические процессы и новые тенденции в развитии русского языка
новейшего периода. Основные направления современного развития русского
языка.

Изменения

функциональных

в
и

формах
социальных

существования

русского

разновидностях,

языка,

способах

его

речевой

коммуникации и формах русской речи в новейший период его развития (общее
представление).
Русский язык в современной цифровой (виртуальной) коммуникации.
Современная

цифровая

(виртуальная,

электронно-опосредованная)

коммуникация, её особенности и формы (общее представление). Электронная
(цифровая, клавиатурная) письменная русская речь и её особенности. Устнописьменная речь как новая форма реализации русского языка (общее
представление).
Активные процессы в развитии лексики русского языка XXI в.
Расширение словарного состава русского языка в XXI в. Актуальные пути
появления новых слов (общее представление).
Новая иноязычная лексика в русском языке XXI в. и процессы её
адаптации. Причины пополнения русского языка новыми иноязычными
заимствованиями. Особенности процессов иноязычного заимствования
лексики и фразеологии в новейший период развития русского языка.
Основные направления и способы освоения русским языком новых
иноязычных слов в XXI в. (общее представление).

Актуальные способы создания морфологических и семантических
неологизмов в русском языке новейшего периода. Образование производных
и сложносоставных новых слов (морфологических неологизмов) на базе
иноязычных инноваций. Семантические неологизмы в русском языке
новейшего периода, основные пути их образования.
Новая фразеология русского языка. Основные тенденции в развитии
фразеологии

русского

языка

новейшего

периода.

Фразеологические

неологизмы и их источники.
Раздел 2. Культура речи.
Синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Изменения синтаксических норм. Варианты форм, связанные с управлением,
вариативность в согласовании сказуемого с подлежащим, колебания в
употреблении предлогов.
Факультативные знаки препинания. Факультативные, альтернативные
знаки препинания (общее представление).
Культура

устного

делового

общения.

Условия

успешной

профессионально-деловой коммуникации. Этикет и речевой этикет делового
общения. Деловая беседа. Деловой разговор по телефону.
Культура письменного делового общения. Документ как деловая бумага.
Однозначность

лексики,

использование

терминов,

недопустимость

двусмысленности. Деловое письмо. Функции и виды делового письма.
Оформление деловых писем (общее представление).
Культура учебно-научного общения. Разновидности учебно-научного
общения, их особенности. Речевой этикет в учебно-научной коммуникации,
его специфика (общее представление). Невербальные средства общения в
речевом этикете (замещающие и сопровождающие жесты). Культура
оформления научного текста.
Противостояние

речевой

агрессии

как

актуальная

проблема

современной межличностной коммуникации. Понятие речевой агрессии как
нарушение экологии языка. Способы противостояния речевой агрессии.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Прецедентный текст как средство культурной связи поколений.
Прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена.
Сплошные и несплошные тексты. Виды несплошных текстов.
Тексты инструктивного типа. Назначение текстов инструктивного типа.
Инструкции вербальные и невербальные.
Приёмы работы с текстом публицистического стиля. Способы
выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля.
Информационные ловушки.
Основные жанры интернет-коммуникации. Блогосфера. Средства
создания коммуникативного комфорта и языковая игра.
Традиции и новаторство в художественных текстах. Стилизация.
Сетевые жанры.
Планируемые результаты освоения программы по родному языку
(русскому) на уровне среднего общего образования.
Личностные результаты освоения обучающимися программы по
родному языку (русскому) на уровне среднего общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии

с

традиционными

российскими

социокультурными,

историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися программы по
родному языку (русскому) на уровне среднего общего образования по родному
языку (русскому) должны отражать готовность и способность обучающихся

руководствоваться

сформированной

внутренней

позицией

личности,

системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих

традиционным

ценностям

российского

общества,

расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения родного языка (русского) на уровне среднего
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие

традиционных

национальных,

общечеловеческих

гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность

российской

гражданской

идентичности,

патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, родной язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному

наследию,

памятникам,

боевым

подвигам

и

трудовым

достижениям народа, традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность

принимать

осознанные

решения,

ориентируясь

на

морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоцио­нальное воздействие
искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества, в том числе словесного;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по родному русскому языку;
5) физического воспитания:
сформированность

здорового

и

безопасного

образа

жизни,

ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного
русского языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления
с

деятельностью

филологов,

журналистов,

писателей,

переводчиков,

педагогов; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической

культуры, понимание влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства

взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную

и

исследовательскую

деятельность

по

родному

языку

индивидуально и в группе.
В

процессе

достижения

личностных

результатов

освоения

обучающимися программы по родному языку (русскому) на уровне среднего
общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность

за

своё

поведение,

способность

адаптироваться

к

эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации; способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных

навыков,

включающих

способность

выстраивать

отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты, учитывая собственный читательский и жизненный
опыт.
В результате изучения родного языка (русского) на уровне среднего
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические

действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно

формулировать

и

актуализировать

проблему,

рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения, в том числе на материале русского родного
языка;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия рассматриваемых явлений и
процессов;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить

коррективы

в

деятельность,

оценивать

соответствие

результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать

и

выполнять

работу

в

условиях

реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия при выполнении проектов
по родному языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в
том числе с использованием собственного читательского опыта.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности
в контексте изучения предмета «Родной язык (русский)», навыками
разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового
знания, в том числе по родному русскому языку, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе

при создании учебных и социальных проектов;
владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми понятиями
и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно

осуществлять

поиск,

анализ,

систематизацию

и

интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения
информации
представления

и

целевой
и

аудитории,

визуализации

(текст,

выбирая

оптимальную

форму

презентация, таблица,

схема,

диаграмма, график и другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;

использовать

средства

информационных

и

коммуникационных

технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть

навыками

распознавания

и

защиты

информации,

информационной безопасности личности.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке
родного языка и во внеурочной деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть

различными

способами

общения

и

взаимодействия;

аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать
свою точку зрения.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как
часть регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно

составлять

план

решения

проблемы

с

учётом

имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
оценивать приобретённый опыт;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
самостоятельно составлять план действий при анализе и создании
текста, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия
себя и других как часть регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть

навыками

познавательной

рефлексии

как

осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
У

обучающегося

будут

сформированы

умения

совместной

деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы на уроке родного языка и во внеурочной деятельности;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
принимать

цели

совместной

деятельности,

организовывать

и

координировать действия по её достижению: составлять план действий,

распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, развивать творческие способности

и

воображение, быть

инициативным.
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по родному языку
(русскому):
Язык и культура.
Осознавать и объяснять роль родного языка в жизни человека, общества,
государства,

смысл

понятия

«традиционные

российские

духовно-

нравственные ценности», объяснять роль русского языка в сохранении
традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Осознавать

и

аргументировать

необходимость

ответственного

отношения к использованию родного русского языка во всех сферах жизни,
иметь представление о языковом многообразии Российской Федерации,
проявлять уважительное отношение к национальным культурам и языкам
народов России.
Осознавать взаимосвязь родного языка и родной культуры, иметь
представление о ключевых словах русской культуры и их основных разрядах,
анализировать и комментировать текст с точки зрения употребления в нём
ключевых слов русской культуры (в рамках изученного).
Иметь

представление

о

языке

как

развивающемся

явлении,

характеризовать процессы актуализации и пассивизации различных разрядов
слов и устойчивых словосочетаний в процессе исторического развития
общества и культуры народа, приводить соответствующие примеры.

Извлекать из словарей различных типов и комментировать информацию
об истории и традиционной культуре, особенностях русского быта и
мировоззрения русского народа.
Культура речи.
Осознавать и комментировать основные причины изменения языковых
норм, приводить примеры, иллюстрирующие динамику языковой нормы (в
рамках изученного).
Иметь

представление

об

основных

типах

речевой

культуры,

комментировать основные типы речевой культуры человека.
Иметь представление об изменениях орфоэпических норм современного
русского литературного языка, актуальных вариантах орфоэпической и
акцентологической норм современного русского литературного языка,
анализировать примеры вариантов произношения и ударения в отдельных
грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного).
Иметь представление об изменениях лексических норм современного
русского литературного языка, осознавать и объяснять причины их изменений,
понимать значение словарных помет в толковых словарях (в рамках
изученного).
Иметь

представление

об

изменениях

морфологических

норм

современного русского литературного языка, анализировать и сопоставлять
варианты форм имени существительного, глагола.
Иметь

представление

об

орфографической

вариативности

в

современном русском языке, орфографическом варианте; анализировать
орфографические варианты (на отдельных примерах).
Анализировать и оценивать с точки зрения соблюдения норм
современного русского литературного языка чужую и собственную речь,
корректировать

речь

с

учётом

её

соответствия

основным

нормам

современного литературного языка.
Использовать современные толковые словари, словари синонимов,
антонимов, паронимов, орфоэпические словари, грамматические словари и

справочники русского языка, использовать орфографические словари и
справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Иметь представление о тексте как средстве передачи и хранения
культурных ценностей, опыта и истории народа; как памятнике культуры.
Иметь представление о новых форматах текстов, функционирующих в
цифровой среде, об их отличиях от традиционных текстов, о возможностях
использования в текстах различных знаковых систем, об отражении в этих
текстах современных тенденций к визуализации и диалогизации общения.
Владеть основными стратегиями, приёмами оптимизации процессов
чтения и понимания текста. Осуществлять информационную переработку
линейных текстов и гипертекстов. Использовать графику как средство
упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста при
создании вторичных текстов.
Иметь представление о специфике устной речи. Осознавать и
использовать свой речевой опыт в процессе коммуникации.
Иметь представление о коммуникации в Рунете как одной из сфер
общения, отражающей современное состояние русского языка и тенденции его
развития, владеть культурой электронного общения.
Использовать Обучающий корпус Национального корпуса русского
языка как информационно-справочный ресурс.
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по родному языку
(русскому):
Язык и культура.
Иметь представление о динамических процессах и новых тенденциях в
развитии русского языка новейшего периода и комментировать их (в рамках
изученного), приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции в
развитии русского языка.
Иметь

представление

о

цифровой

(виртуальной,

электронно-

опосредованной) коммуникации и её формах, комментировать её основные
особенности,

характеризовать

основные

отличия

устно-письменной

разновидности электронной речи от традиционной письменной речи (в рамках
изученного), анализировать фрагменты устно-письменной речи разных
жанров (блог, форум, чат и другие).
Комментировать активные процессы в развитии лексики русского языка
в XXI в., характеризовать особенности процесса заимствования иноязычной
лексики и основные способы её освоения русским языком в новейший период
его развития (в рамках изученного).
Определять

значения

новейших

иноязычных

лексических

заимствований (с использованием словарей иностранных слов), оценивать
целесообразность их употребления, целесообразно употреблять иноязычные
слова.
Иметь

представление

об

актуальных

способах

создания

морфологических и семантических неологизмов в русском языке новейшего
периода, определять значения и способы словообразования морфологических
неологизмов, характеризовать пути образования сематических неологизмов (в
рамках изученного), приводить соответствующие примеры.
Объяснять причины появления новых фразеологизмов, характеризовать
основные тенденции в развитии фразеологии русского языка новейшего
периода, определять значения новых фразеологизмов, характеризовать их с
точки зрения происхождения (на отдельных примерах, в рамках изученного),
принадлежности к определённому тематическому разряду, особенностей
употребления.
Культура речи.
Иметь

представление

об

изменениях

синтаксических

норм

современного русского литературного языка, современных вариантах
синтаксической нормы, анализировать и сопоставлять варианты форм,
связанные с управлением, согласованием сказуемого с подлежащим;
анализировать колебания в употреблении предлогов.

Иметь представление о факультативных, альтернативных знаках
препинания, анализировать примеры использования факультативных знаков
препинания в текстах.
Иметь представление о специфике устной и письменной речи в сфере
профессионально-делового

общения,

характеризовать

основные

виды

делового общения (в рамках изученного), анализировать речевое поведение
человека, участвующего в деловой беседе, телефонных деловых разговорах с
учётом речевой ситуации, с позиции требований к речевому этикету делового
общения, делать выводы об особенностях эффективного делового речевого
взаимодействия.
Характеризовать языковые особенности, функции, виды делового
письма (в рамках изученного), анализировать деловое письмо как текст
официально-делового стиля, создавать текст делового письма в соответствии
с целью, речевой ситуацией и стилистическими нормами официальноделового стиля (в рамках изученного).
Характеризовать особенности учебно-научного общения, анализировать
речевое поведение человека, участвующего в учебно-научном общении, с
учётом речевой ситуации, норм научного стиля, требований к речевому
этикету учебно-научного общения.
Анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения
уместного использования языковых средств в соответствии с условиями и
сферой общения, создавать монологические и диалогические высказывания с
учётом особенностей делового и учебно-научного общения.
Осознавать и характеризовать речевую агрессию как нарушение
экологии языка, анализировать речевое поведение человека в ситуации
противостояния речевой агрессии.
Использовать современные толковые словари, словари синонимов,
антонимов, паронимов, орфоэпические словари, грамматические словари и
справочники русского языка, использовать орфографические словари и
справочники по пунктуации.

Речь. Речевая деятельность. Текст.
Иметь представление о прецедентных текстах как средстве культурной
связи

поколений.

Распознавать

прецедентные

тексты,

высказывания,

ситуации, имена, характеризовать их место в культурном наследии.
Характеризовать различия в представлении информации в сплошных и
несплошных

текстах.

Выявлять

роль

иллюстративного

материала

в

содержательном наполнении несплошных текстов разных видов.
Распознавать тексты инструктивного типа, характеризовать их с точки
зрения назначения. Осуществлять информационную переработку вербальных
и невербальных инструкций.
Владеть приёмами работы с текстами публицистического стиля,
характеризовать способы выражения оценочности, диалогичности в текстах
публицистического стиля. Распознавать информационные ловушки.
Различать

основные

жанры

интернет-коммуникации.

Иметь

представление о блогосфере. Владеть средствами создания коммуникативного
комфорта.
Характеризовать традиции и новаторство в художественных текстах.
Иметь представление о стилизации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
п/п

Количество часов
Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)
1
Язык как знаковая система
2
Семиотические свойства языка
3
Асимметрия языкового знака
4
Мотивированные и немотивированные языковые знаки
5
Язык и другие семиотические системы
6
Естественные и искусственные языки
7
Взаимосвязь языка и мышления
8
Роль языка в формировании мышления индивида и мышления общества
(индивидуальное и общественное сознание)
9
Происхождение письменной речи в связи с развитием мышления
10
Практическая работа
Раздел 2. Культура речи (14 ч.)
1
Основные орфоэпические нормы. Фонетика, графика, орфоэпия
2
Звуки и буквы, историческое чередование звуков
3
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи
4
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Изменение лексического состава языка
5
Изменение значений имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка
6
Новая фразеология, активизация процесса заимствования
7
Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости
8
Современные толковые словари. Словарные пометы
9
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Ошибки в образовании и употреблении глагольных форм (употребление форм 1 лица
ед.ч. настоящего или будущего времени, форм повелительного наклонения и др.)
10
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Всего

КР

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Нормативное образование и употребление причастий и деепричастий. Нормы
употребления причастных и деепричастных оборотов
12
Ошибки в построении предложений с причастным и деепричастным оборотом
13
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета в ситуациях делового дистанционного
общения
14
Контрольная работа
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч.)
1
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Мастерство публичного выступления
2
Средства выразительности устной речи (тон, тембр, темп)
3
Риторические функции градации, инверсии, разных видов повторов, оксюморона,
умолчания, риторических вопросов, восклицаний, обращений, игры слов
4
Техника импровизированной речи. Особенности импровизации
5
Текст как единица языка. Приемы смыслового чтения
6
Создание текста как результата собственной исследовательской или проектной
деятельности
7
Функциональные разновидности языка. Язык художественной литературы. Тексты
современных песен
8
Театр, кино и литература
9
Источники богатства и выразительности русской речи. Использование приема
«чужое слово»: подражание, пародия, стилизация, сказ
10
Сочинение с использованием приема «чужое слово» /защита индивидуального
проекта
11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№
п/п

Количество часов
Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)
1
Язык как знаковая система
2
Семиотические свойства языка
3
Асимметрия языкового знака
4
Мотивированные и немотивированные языковые знаки
5
Язык и другие семиотические системы
6
Естественные и искусственные языки
7
Взаимосвязь языка и мышления
8
Роль языка в формировании мышления индивида и мышления общества
(индивидуальное и общественное сознание)
9
Происхождение письменной речи в связи с развитием мышления
10
Практическая работа
Раздел 2. Культура речи (14 ч.)
1
Основные орфоэпические нормы. Фонетика, графика, орфоэпия
2
Звуки и буквы, историческое чередование звуков
3
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи
4
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Изменение лексического состава языка
5
Изменение значений имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка
6
Новая фразеология, активизация процесса заимствования
7
Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости
8
Современные толковые словари. Словарные пометы
9
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Ошибки в образовании и употреблении глагольных форм (употребление форм 1 лица
ед.ч. настоящего или будущего времени, форм повелительного наклонения и др.)

Всего

КР

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Нормативное образование и употребление причастий и деепричастий. Нормы
употребления причастных и деепричастных оборотов
12
Ошибки в построении предложений с причастным и деепричастным оборотом
13
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета в ситуациях делового дистанционного
общения
14
Контрольная работа
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч.)
1
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Мастерство публичного выступления
2
Средства выразительности устной речи (тон, тембр, темп)
3
Риторические функции градации, инверсии, разных видов повторов, оксюморона,
умолчания, риторических вопросов, восклицаний, обращений, игры слов
4
Техника импровизированной речи. Особенности импровизации
5
Текст как единица языка. Приемы смыслового чтения
6
Создание текста как результата собственной исследовательской или проектной
деятельности
7
Функциональные разновидности языка. Язык художественной литературы. Тексты
современных песен
8
Театр, кино и литература
9
Источники богатства и выразительности русской речи. Использование приема
«чужое слово»: подражание, пародия, стилизация, сказ
10
Сочинение с использованием приема «чужое слово» /защита индивидуального
проекта
10
11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».