Рабочая программа учебного курса «Физика в задачах»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации Николаевского
муниципального района
МБОУ СОШ № 5

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
________________________
Пальчевская Т.А.
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
________________________
Буш С.Ю.
от «28» августа 2024

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
_______________________
Карпец О.В.
Приказ № 105-осн
от «28» августа 2024 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86
Владелец: Карпец Ольга Викторовна
Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Физика в задачах»
для обучающихся 10-11 классов

Николаевск-на-Амуре 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Физика в задачах» разработана на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания и концепции преподавания учебного
предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные образовательные программы.
Содержание программы по курсу направлено на формирование
естественно-научной картины мира обучающихся 10 – 11 классов при
обучении их физике на углубленном уровне на основе системнодеятельностного подхода. Программа по курсу соответствует требованиям
ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным
результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации
межпредметных

связей

физики

с

естественно-научными

учебными

предметами. В ней определяются основные цели изучения физики на уровне
среднего общего образования, планируемые результаты освоения курса
физики: личностные, метапредметные, предметные (на базовом уровне).
Программа по курсу «Физика в задачах» включает:
 пояснительную записку;
 планируемые результаты освоения курса;
 содержание учебного курса по годам обучения.
Физика как наука о наиболее общих законах природы вносит
существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный
курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных
предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и
явлений,

изучаемых

химией,

биологией,

физической

географией

и

астрономией. Использование и активное применение физических знаний
определяет характер и развитие разнообразных технологий в сфере
энергетики, транспорта, освоения космоса, получения новых материалов с

заданными свойствами и других. Изучение физики вносит основной вклад в
формирование

естественно-научной

картины

мира

обучающихся,

в

формирование умений применять научный метод познания при выполнении
ими учебных исследований.
В основу курса «Физика в задачах» для учащихся 10 – 11 классов
углубленного уровня положен ряд идей, которые можно рассматривать как
принципы его построения.
Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически
завершённым, он содержит материал из всех разделов физики, включает как
вопросы классической, так и современной физики.
Идея генерализации. Ведущим в курсе является формирование
представлений о структурных уровнях материи, веществе и поле.
Идея гуманитаризации. Её реализация предполагает использование
гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития
физики

с

развитием

общества,

а

также

с

мировоззренческими,

нравственными и экологическими проблемами.
Идея прикладной направленности. Курс предполагает знакомство с
широким кругом технических и технологических приложений изученных
теорий и законов.
Идея экологизации реализуется посредством введения элементов
содержания,

посвящённых

экологическим

проблемам

современности,

которые связаны с развитием техники и технологий, а также обсуждения
проблем рационального природопользования и экологической безопасности.
Стержневыми элементами курса физики на уровне среднего общего
образования являются физические теории (формирование представлений о
структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и
принципов

в

современных

представлениях

о

природе,

границах

применимости теорий, для описания естественно-научных явлений и
процессов).

Системно-деятельностный подход в курсе реализуется прежде всего за
счёт организации экспериментальной деятельности обучающихся. Решение
расчётных и качественных задач. При этом для расчётных задач приоритетом
являются задачи с явно заданной физической моделью, позволяющие
применять изученные законы и закономерности как из одного раздела курса,
так и интегрируя знания из разных разделов. Для качественных задач
приоритетом являются задания на объяснение протекания физических
явлений и процессов в окружающей жизни, требующие выбора физической
модели для ситуации практико-ориентированного характера.
Основными целями изучения учебного курса являются:
 формирование интереса и стремления обучающихся к научному
изучению

природы,

развитие

их

интеллектуальных

и

творческих

способностей;
 развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;
 формирование научного мировоззрения как результата изучения основ
строения материи и фундаментальных законов физики;
 формирование умений объяснять явления с использованием физических
знаний и научных доказательств;
 формирование представлений о роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач в
процессе изучения учебного курса:
 приобретение системы знаний об общих физических закономерностях,
законах,

теориях,

включая

механику,

молекулярную

физику,

электродинамику, квантовую физику и элементы астрофизики;
 формирование умений применять теоретические знания для объяснения
физических явлений в природе и для принятия практических решений в
повседневной жизни;

 освоение способов решения различных задач с явно заданной физической
моделью, задач, подразумевающих самостоятельное создание физической
модели, адекватной условиям задачи;
 понимание физических основ и принципов действия технических
устройств и технологических процессов, их влияния на окружающую среду;
 овладение методами самостоятельного планирования и проведения
физических

экспериментов,

анализа

и

интерпретации

информации,

определения достоверности полученного результата;
 создание условий для развития умений проектно-исследовательской,
творческой деятельности.
На изучение курса «Физика в задачах» отводится 68 часов: в 10 классе
– 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 КЛАСС
Введение
Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения
физических задач.
Кинематика
Основные законы и понятия кинематики. Решение расчетных и
графических

задач

на

равномерное

движение.

Решение

задач

на

равноускоренное движение. Движение по окружности. Решение задач.
Динамика и статика
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на
основные

законы

динамики.

Задачи

на

определение

характеристик

равновесия физических систем. Подбор, составление и решение задач по
интересам.
Законы сохранения
Классификация задач по механике: решение задач средствами
кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. Задачи на закон

сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы
и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической
энергии. Решение задач несколькими способами.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение
молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения
идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул,
характеристики состояния газа в изопроцессах. Задачи на свойства паров:
использование

уравнения

Менделеева-Клапейрона,

характеристика

критического состояния. Задачи на определение характеристик твердого
тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас
прочности, сила упругости. Качественные и количественные задачи.
Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Основы термодинамики
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на
тепловые двигатели.
Электрическое поле
Задачи разных видов на описание электрического поля различными
средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми
линиями, напряженностью. Задачи разных видов на описание электрического
поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией. Решение
задач на описание систем конденсаторов.
11 КЛАСС
Электродинамика
Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для
полной

цепи.

Электрический

ток

в

проводниках,

полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.

электролитах,

Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с
током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.
Магнитные свойства вещества.
Закон
Переменный

электромагнитной
ток.

Явление

индукции.

самоиндукции.

Электромагнитное
Индуктивность.

поле.
Энергия

электромагнитного поля.
Колебания и волны
Механические колебания. Превращения энергии при колебаниях.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур.
Механические волны. Энергия волны.
Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и
их практическое применение.
Оптика
Геометрическая оптика. Волновые свойства света.
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
Гипотеза

М. Планка.

Корпускулярно-волновой

Фотоэлектрический

дуализм.

Соотношение

эффект.

Фотон.

неопределенностей

Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода
на основе квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды
радиоактивных превращений атомных ядер.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция
деления ядер.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Повторение. Решение задач
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты

Личностные результаты освоения учебного курса «Физика в задачах»
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций,

позитивных

внутренних

убеждений,

соответствующих

традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
 принятие

традиционных

общечеловеческих

гуманистических

и

демократических ценностей;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма;
 ценностное отношение к государственным символам, достижениям
российских учёных в области физики и техники;
3) духовно-нравственного воспитания:
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в
деятельности учёного;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
4) эстетического воспитания:

эстетическое

отношение

к

миру,

включая

эстетику

научного

творчества, присущего физической науке;
5) трудового воспитания:
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
числе связанным с физикой и техникой, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию в области
физики на протяжении всей жизни;
6) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;
 расширение опыта деятельности экологической направленности на
основе имеющихся знаний по физике;
7) ценности научного познания:
 сформированность

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню развития физической науки;
 осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе
изучения

физики

осуществлять

проектную

и

исследовательскую

деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 самостоятельно

формулировать

и

актуализировать

проблему,

рассматривать её всесторонне;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;

 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических
явлениях;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
Базовые исследовательские действия:
 владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами
физической науки;
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в
области физики, способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения задач физического содержания, применению различных
методов познания;
 владеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных проектов в области физики;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
 анализировать

полученные

в

ходе

решения

задачи

результаты,

критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности, в том числе при изучении физики;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;

 уметь

переносить

знания

по

физике

в

практическую

область

жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
 ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
 владеть навыками получения информации физического содержания из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
 оценивать достоверность информации;
 использовать

средства

информационных

и

коммуникационных

технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены,

ресурсосбережения,

правовых

и

этических

норм,

норм

информационной безопасности;
 создавать тексты физического содержания в различных форматах с
учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 осуществлять общение на уроках физики и во внеурочной деятельности;
 распознавать

предпосылки

конфликтных

ситуаций

и

смягчать

конфликты;
 развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;

 принимать

цели

совместной

деятельности,

организовывать

и

координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
 осуществлять

позитивное

стратегическое

поведение

в

различных

ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области
физики и астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи;
 самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных
задач, план выполнения практической работы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать

осознанный

выбор,

аргументировать

его,

брать

на

себя

ответственность за решение;
 оценивать приобретённый опыт;
 способствовать формированию и проявлению эрудиции в области
физики, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;

 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
 использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
 признавать своё право и право других на ошибки.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы
по физике для уровня среднего общего образования у обучающихся
совершенствуется

эмоциональный

интеллект,

предполагающий

сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность

за

своё

поведение,

способность

адаптироваться

к

эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих
возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении общения, способность к
сочувствию и сопереживанию;

 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
Предметные результаты
 знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и
понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных
явлений;
 умения пользоваться методами научного исследования явлений природы,
проводить

наблюдения,

планировать

и

выполнять

эксперименты,

обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с
помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
 умения применять теоретические знания по физике на практике, решать
физические задачи на применение полученных знаний;
 умения и навыки применять полученные знания для объяснения
принципов

действия

важнейших

технических

устройств,

решения

практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей
жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
 формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений
природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в
развитии материальной и духовной культуры людей;
 развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и
выдвигать
выдвинутых

гипотезы,
гипотез,

отыскивать
выводить

и
из

формулировать

доказательства

экспериментальных

фактов

и

теоретических моделей физические законы;
 коммуникативные

умения:

докладывать

о

результатах

своего

исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы,
использовать справочную литературу и другие источники информации.

Общими предметными результатами обучения по данному курсу
являются:
 умение пользоваться методами научного исследования явлений природы:
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
 обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений
с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать
границы погрешностей результатов измерений;
 развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать
физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать
доказательства выдвинутых гипотез.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Учебник «Физика 11 класс. Классический курс.» Г.Я. Мякишев, Б.Б.
Буховцев, В.М. Чаругин.М.: Просвещение,2021 г
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Дидактические материалы. Физика 10 класс. А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.:
Издательство «Дрофа», 2022 г.
2.ФГОС Контрольно-измерительные материалы «Физика 10-11». Н.И.Зорин.
М.ВАКО 2020 г.
3. Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике 10 класс.
О.И. Громцева. М.: Издательство «Экзамен» 2021
4. Самостоятельные и контрольные работы в 10 классе. Базовый и
профильный уровни. Е.С. Ерюткин, С.Г. Ерюткина. ФГОС, Москва,
«Просвещение», 2020
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Физика. Подготовка к ЕГЭ – 2022: учебно – методическое пособие. –
Ростов-на-Дону: Легион, 2022
2. Физика. 9-11 кл. Профильное обучение / сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа,
2020».
3. Дидактический материал по физике. 7 – 11 класс. С.А. Тихомирова
4. Физика. Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся.
5. Сборник комбинированных задач по физике 10 – 11 класс.
6. Задачник по физике. 10 - 11 класс. А. П. Рымкевич
7. Сборник задач по физике. Г. Н. Степанова


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».