Рабочая программа курса «Трудные вопросы в курсе обществознания» 10 – 11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации Николаевского муниципального района
МБОУ СОШ № 5

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО учителей
социально-экономического
цикла
__________Пальчевская Т.А.
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
______________ Буш С.Ю.
Приказ №1
от «28» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______________ О.В. Карпец
Приказ № 105-осн
от «28» августа 2024 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86
Владелец: Карпец Ольга Викторовна
Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ В КУРСЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
10 – 11 классы

г. Николаевск-на-Амуре 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Трудные вопросы в курсе обществознания» относится к
предметной области «Общественные науки». Курс даст возможность не
только повысить уровень освоения знаний, но и повысить степень овладения
необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями,
способами деятельности. Так, например, более целенаправленной работы
требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными
реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на
основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие
теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и
понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи,
применяя социально-гуманитарные знания.
Учебник Боголюбов Л.Н. «Право». Углубленный уровень. 2022 г.
Обществознание – интегральная учебная дисциплина, цель которой
состоит в том, чтобы, овладев основами социально- гуманитарных наук – наук
о человеке и обществе, – учащиеся получили комплексное и целостное знание
об обществе.
Этими
психология,

науками

являются

социология,

философия,

политология,

социология,

правоведение,

социальная

культурология,

экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен
и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные
вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об
обществе.
Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении
знаний по модульным блокам: «Политика» и «Право».
Теоретический

материал

адекватен

кодификатору

элементов

содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений
учащихся в рамках обществоведческого курса.
Задачи курса:

1. преобразование

содержания теоретического материала в более

доступную для восприятия форму;
2. выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
3. раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной

степени сложности;
4. применение социально-гуманитарные знания в процессе решения

познавательных и практических задач;
5. формирование

и

развитие

у

учащихся

интеллектуальных

и

практических умений;
6. воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения

преодолевать трудности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы среднего общего образования отражают:
сформированность

российской

гражданской

идентичности,

патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
сформированность

гражданской

позиции

выпускника

как

сознательного, активного и ответственного члена российского общества,
уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою
ответственность за благосостояние общества, обладающего
собственного

достоинства,

осознанно

принимающего

чувством

традиционные

национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;

сформированность

основ

саморазвития

и

самовоспитания

в

соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами
российского

гражданского

самостоятельной,

общества;

творческой

и

готовность

и

способность

ответственной

к

деятельности

(образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной,
иной);
сформированность толерантного сознания и поведения личности в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на
основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни:

потребность

в физическом самосовершенствовании,

занятиях

спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек,
курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как
собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её
ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности

участия

в

решении

личных,

общественных,

государственных,

общенациональных проблем;
сформированность основ экологического мышления, осознание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной среды;
приобретение опыта природоохранной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы,
ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования отражают:
умение

самостоятельно

определять

цели

и

составлять

планы;

самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и
внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные
ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных
ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать
конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
готовность

и

способность

к

самостоятельной

информационно-

познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках

информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию, получаемую из различных источников;
умение ориентироваться в социально-политических и экономических
событиях, оценивать их последствия;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение

навыками

познавательной

рефлексии

как

осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты освоения базового курса обществознания:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение

умениями

выявлять

причинно-следственные,

функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов;
сформированность

представлений

об

основных

тенденциях

и

возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Из истории государства и права
Связь и
происхождения

зависимость государства и
государства

и

права:

права. Основные теории

теологическая,

патриархальная,

договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая,
материалистическая.

Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль
Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники
философско-правовой мысли. Русская правда. Судебник 1497 г. Соборное
Уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ»
Екатерины II. Российское право в 19-начале 20 века. Совершенствование
правовой системы в царствование Александра I.
Деятельность М. М. Сперанского. Совершенствование системы
управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской
империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного
самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале 20 века.
Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность государственной думы.
Советское право 1917-1953 г.г. Замена права «революционным
правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х г.г. «Сталинская»
Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954-1991 г.г. Критика культа личности. Консервация
административно-командной системы управления. Начало правозащитного,
диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис
общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки
превратить

Россию

в

модернизированное

государство

с

рыночной

экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы
финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие
Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др.
Вопросы теории государства и права
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политикоправовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и
функции государства. Форма правления, форма государственного устройства,
политический режим. Понятие права. Система права. Законодательство.
Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное

право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая
норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона.
Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав
человека.
Конституция РФ
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его
виды и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции РФ и
ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание
вступительной части Конституции. Российская Федерация – демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы
– высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель
суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной
власти. Прямое действие Конституции РФ.
Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации.
Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды
субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ.
Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант
Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия
Президента РФ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».