Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я-ты-он-она - вместе целая страна» для обучающихся 5 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации Николаевского
муниципального района
МБОУ СОШ № 5
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

замдиректора по УВР

Директор

Руководитель ______ Э.А. Цветкова

_______________С.Ю. Буш

_____________О.В. Карпец

Протокол № 1
«28» августа 2024 г.

от «28» августа 2024 г.

Приказ № 105-осн
от «28» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Я-ты-он-она - вместе целая
страна»
для обучающихся 5 классов

г. Николаевск на Амуре, 2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна»
разработана с целью приобщения обучающихся к российским
традиционным
ценностям;

духовно-нравственным

развития

инициативности

и

социокультурным

и

самостоятельности

пятиклассников, умения работать в коллективе; ориентирована на
создание благоприятных условий для адаптации при переходе на
следующий уровень образования.
Ценностно-целевыми
воспитания

являются

основаниями

федеральной

традиционные

российские

программы
духовно-

нравственные ценности. Их сохранение и укрепление является одной
из стратегических целей системы образования, что закреплено Указом
президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 и Стратегией
национальной безопасности Российской Федерации.
В

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным стандартом основного общего образования, ООП
ООО реализуется посредством урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и
другими институтами воспитания.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна»
(далее — Программа) разработана с целью приобщения обучающихся
5 классов к российским традиционным духовно-нравственным и
социокультурным

ценностям.

Данная

Программа

является

преемственной по отношению к программе социальной активности
для обучающихся начальных классов «Орлята России».
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению

традиционных

российских

духовно-нравственных

ценностей» Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №
400

«О

Стратегии

национальной

безопасности

Российской

Федерации»
Актуальность Программы
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных
механизмов, одним из которых является внеурочная деятельность
обучающегося.

Под

образовательная

внеурочной

деятельность,

деятельностью

направленная

понимается

на

достижение

планируемых результатов освоения основных образовательных
программ

(предметных,

метапредметных

и

личностных),

осуществляемая в формах, отличных от урочной.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать
активность

и

самостоятельность

индивидуальную

и

групповую

обучающихся,
работы,

сочетать

проектную

и

исследовательскую деятельность,экскурсии, походы, деловые игры и
пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл
занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным
проблемам современного мира. Данные занятия должны быть
направлены

на

удовлетворение

социальных

интересов

и

потребностей обучающихся. Основная цель занятий — развитие
важных для жизни подрастающего человека социальных умений:
заботиться

о

других

и

организовывать

свою

собственную

деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и
нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать
другие точки зрения.
Основная задача, решаемая с помощью занятий, - обеспечение
психологического благополучия обучающихся в образовательном
пространстве школы, создание условий для развития ответственности
за формирование макро и микрокоммуникаций, складывающихся в
образовательной

организации,

понимания

обучающимися

зон

личного влияния на уклад школьной жизни.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного
возраста к подростковому, поэтому среди пятиклассников можно
увидетьи еще «психологических младшекласников», и одновременно
младших подростков. Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция
школьника, которую он занимал в начальных классах. У него
появляется возможность к построению обобщений в более сложной
деятельности по усвоению норм взаимоотношений, что выражается в
активизации интимно-личностного и стихийно-группового общения.
Фактически

в

пятом

классе

происходит

переход

ведущей

деятельности ребенкаот учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью
меняется характер обучения по сравнению с начальной школой,
поэтому особое внимание в Программе уделено вопросам адаптации
школьников к новым условиям. Происходит активное формирование
ценностной сферы личности, определяются жизненные перспективы.
Дети осознают себя и свои возможности, интересы, способности, у
них формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на
свое будущее. В этом возрасте актуализируются потребности в
установлении

доверительных

отношений,

признании

и

самоутверждении, главным образом, в группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на
других людей. Они начинают осознавать и нести ответственность за
свои

поступки,

внешняя

регуляция

активности

смещается

к

внутренней регуляции. Деятельность с одной стороны должна
отвечать потребностям пятиклассника в самоутверждении, а с другой
— создавать условия для развертывания отношений с товарищами и
признания его реальной значимости как полноправного члена
общества. Участие в такой деятельности обеспечивает признание
взрослых и в то же время создает возможности для построения

разнообразных отношений со сверстниками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные
события, под которыми понимаются субъект-субъектные формы
взаимодействия взрослого и ребенка, в которых активность взрослого
способствует овладению представлениями о какой-либо ценности,
формированию отношения к ней и к приобретению ребенком
собственного

опыта

преобразовывает

ее

переживания.

персональный

В

событиях

социальный

опыт

ребенок

на

личные

установки и позиции, включается в многообразные социальные связи,
является исполнителем разных ролевых функций, тем самым
преобразует окружающее общество и себя. Участие ребенка в такого
рода событиях обеспечивает активную социализацию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна»
разработана с учетом указанных выше возрастных особенностей
пятиклассников,

социальной

образовательной организации

ситуации
и

развития

направлена

на

их

детей

в

активную

социализацию.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: приобщение обучающихся к российским
традиционным

духовно-нравственным

и

социокультурным

ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и
психологических особенностей.
Задачи Программы:
создание условий для усвоения обучающимися социальных норм,
духовно-нравственных ценностей, традиций;
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям,

традициям

социокультурного

опыта

поведения,

общения,

межличностных и социальных отношений;
развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности,
самопознания, ответственности, умения работать в коллективе;
обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся
5-х классов при переходе на следующий уровень образования.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ
Методологическими

основаниями

Программы

являются

аксиологический, антропологический и системно-деятельностный
подходы:
аксиологический

подход

предполагает,

что

воспитание

представляет собой социальную деятельность, направленную на
передачу

ценностей

от

старшего

поколения

к

младшему.

Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях,
приобретают социокультурный опыт; у них формируется моральная
рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура;
антропологический

подход

предполагает

становление

и

воспитание человека во всей полноте его природных, социальных
и духовных характеристик. Воспитание человека осуществляется в
системе реальных жизненных связей и отношений в событийных
общностях, в которых происходит зарождение нравственного
сознания,

обретается

опыт

нравственного

поведения,

что

в

совокупности с личностными особенностями составляет основу
субъектности ребенка;
системно-деятельностный подход обуславливает системную
реализацию воспитательного потенциала содержания образования,
формирование и развитие у обучающихся мотивации к учебной

деятельности, развитие субъектной личностной позиции на основе
опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора.
В основе Программы лежит понятие образовательного события,
которое было введено в педагогическую систему А. С. Макаренко и
закреплено

классической

Образовательное событие —

традиционной

педагогикой.

это особая форма организации

совместной деятельности детей и взрослых, которая предполагает
инициативные формы включения и создание «продукта совместной
деятельности», позволяющая ребенку приобретать собственный
опыт переживания той или иной ценности. В воспитательном
событии осуществляется взаимное обогащение
воспитательного
самостоятельности,
пятиклассников.

процесса.

Оно

всех

субъектов

способствует

развитию

ответственности,

инициативности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Классные
п/
события
п
1 «Моя
школа мои
возможнос
ти»

2

«Моя семья —
моя опора»

ИТОГО: 5
3 «Мой
выбор —
моя
ответстве
нность»

ИТОГО: 8
4 «Мои знания —
моя сила»

Темы занятий

Занятие 1.
«Какие мы?»
Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»
Занятие 4. «Школьные старты» (подготовка)
Занятие 5. «Школьные старты»
Занятия 6–7. «Мы — команда»
Занятие 8.
«История моей семьи»
Занятие 9.
«Семья — начало всех начал»
Занятие 10.
«Правила счастливой семьи» (подготовка)
Занятия 11–12.
«Правила счастливой семьи»

Количество
часов
1
2
1
1
2
ИТОГО: 7
1
1
1
2

Занятие 13.
«Моя гражданская позиция: почему важно
выбирать»
Занятие 14.
«Цифровая грамотность и безопасность в
сети»
Занятие 15.
«Безопасное использование цифровых
ресурсов»
Занятие 16.
«Финансовая безопасность»
Занятие 17.
«Планируем бюджет»
Занятие 18.
«5 правил финансовой грамотности»
Занятия 19–20.
«Мы выбираем»

1

Занятия 21–22.
«Чудеса науки»
Занятие 23.
«Эмоциональный интеллект»
Занятие 24.
«Правильные привычки: здоровое питание»

2

1

1

1
1
1
2

1
1

ИТОГО: 7
5 «Моя
страна —
моя
история»

ИТОГО: 5
Итоговое занятие
ИТОГО: 34 часа

Занятия 25.
«Правильные привычки: правила
безопасности»
Занятия 26–27.
«В здоровом теле — здоровый дух»

1

Занятие 28.
«Аллея памяти»
Занятие 29.
«Живет герой на улице родной»
Занятие 30.
«Через года, через века помните…»
Занятия 31–32.
«Зарница»

1

«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ
СТРАНА»

2

1
1
2

2

СОДЕРЖАНИЕ

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в
каждом из которых отражаются особенности личностного развития
ребенка, его воспитания и социализации. Активная социализация
осуществляется через овладение представлениями о ценностях,
нормах

и

правилах

поведения

в

обществе;

формирование

ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с
ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на
развитие представлений ребенка о школе как единой общности,
помогающей

развить

сформировать

навыки

его

индивидуальные

активной

социальной

способности,
деятельности

в

коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат такие
ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и
командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение
семейных

ценностей

и

традиций,

актуализирует

у

детей

представления о семье как важнейшем социальном институте.
Событие

актуализирует такие

ценности,

как

крепкая

семья,

милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на
развитие умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах
жизни. В основе данного события лежат такие ценности, как
справедливость,

гуманизм,

гражданственность,

выбор

и

ответственность, праваи свободы человека, приоритет духовного над
материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению
детей

к

миру

научного

знания,

формированию

навыков

познавательной деятельности. Данное событие строится на таких
ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие
патриотических
гражданской

чувств

детей,

идентичности.

формирование
Данное

общероссийской

событие

способствует

актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм,
историческая

память и

преемственность

поколений,

единство

народов России, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из
которых состоит из трех частей.
Первая

часть

—

«информирование»:

ребенок

получает

информацию, формирующую у него представления о какой-либо
ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события.
Вторая
информации

часть

—

ребенку

«практика»:
предлагаются

в

контексте

полученной

практические

задания,

выполнение которых способствует формированию отношения к
транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной
информации и проделанной самостоятельной работы ребенок при
поддержке педагога делает выводы о полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором
дети демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной
деятельности, делятся индивидуальным опытом по каждому из
занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего
события для группы.
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники,
которые позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт.
Такимобразом, в конце учебного года у каждого пятиклассника будет
иметься собственная

брошюра,

иллюстрирующая

его

путь

в

Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на
которой дети демонстрируют полученные в течение учебного года
знанияи умения, подводят коллективные и индивидуальные итоги.
Таким образом, у пятиклассников происходит построение
логической цепочки от собственного опыта проживания каждого
занятия к ознакомлению с опытом других детей и к формированию
общего отношения классного коллектива к прожитому ими событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Яты- он-она — вместе целая страна» и наглядно демонстрирует
особенности протекания активной социализации на практике, когда
знания и опыт отдельного субъекта, с одной стороны, интегрируются
в общее социальное пространство, а с другой стороны, дополняют и
обогащают опыт самого субъекта новыми коллективными знаниями.
Основными

формами

взаимодействия

педагогов

с

обучающимися являются: классный час, творческая мастерская
хакатон,

квест-игра,

которые

направлены

на

формирование

ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать
не только учебный кабинет, закрепленный за классом, но и другие
помещения образовательной организации (спортзал, библиотеку,
рекреации и т. д.), а также пришкольную территорию. Кроме того,
Программа предусматривает организацию экскурсий, мастер-классов
и других занятий за пределами школы на территории социальных
партнеров.
Приветствуется
подготовке

и

активное

проведении

старшеклассников

участие
занятий

(наставников),

самих

Программы,

других

родителей и социальных партнёров школы.

обучающихся

педагогов

а

в

также
школы,

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение
достижений

школьниками

следующих

личностных

и

метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей
программы воспитанияв общеобразовательных организациях.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление
об основных правах, свободах
социальных

и

обязанностях

гражданина,

нормах и правилах межличностных отношений в

поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к

взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской

идентичности

многоконфессиональном

обществе,

в

поликультурном
проявление

исследованию родного языка, истории,

культуры

интереса

и
к

Российской

Федерации, своего края, народов России,к истории и современному
состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на
моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
возникающих в процессе реализации проектов или исследований,
осознание важности морально-этических принципов в деятельности
исследователя; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры

здоровья и эмоционального благополучия: осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков,
курения) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям,
в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и других без осуждения; умение
осознавать эмоциональное
управлять

состояние

собственным

себя

и

других,

эмоциональным

умение

состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая семью, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность
действоватьв условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение

учиться у

других

людей,

осознавать

в

совместной

деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных,

осознавать

дефициты

собственных

компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты

знаний

и

В сфере овладения универсальными учебными познавательными
действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов

(явлений);

устанавливать

существенный

признак

классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинноследственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы

с

использованием

умозаключений,

умозаключений

дедуктивных
по

и

аналогии,

индуктивных
формулировать

гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения
учебной задачи; формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы
при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
задачи;

выбирать,

интерпретировать

анализировать,

информацию

систематизировать

различных

видов

и

и
форм

представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие

одну

и

ту же идею, версию) в различных

информационных источниках.
В

сфере

овладения

универсальными

учебными

коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать
суждения, выражать эмо ции в соответствии с целями и условиями
общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных
текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к

собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично
представлять

результаты

исследования,

проекта);

выполненного

опыта

самостоятельно

(эксперимента,

выбирать

формат

выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории
и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием

иллюстративных

материалов;

понимать

и

использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения

групповых

форм

взаимодействия

при

решении

поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить,

выполнять

поручения,

подчиняться,

планировать

организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять

задачи

между членами

команды, участвовать в

групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать
свои действия с другими членами команды; оценивать качество
своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным

участниками

взаимодействия;

сравнивать

результаты с исходной зада- чей и вклад каждого члена команды в
достижение

результатов,

разделять

сферу

ответственности

проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

и

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными
действиями: выявлять проблемы для решения в жизненных и
учебных

ситуациях;

ориентироваться

в

различных

подходах

принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм
решения задачи (илиего часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план
действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность
за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и
рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения; учитывать контекст и пред- видеть трудности, которые
могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины
достижения

(недостижения)

результатов

деятельности,

оценку приобретенному опыту, уметь находить

давать

позитивное в

произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на
основе

новых

обстоятельств,

изменившихся

ситуаций,

установленных ошибок, возникших трудностей; различать; выявлять
и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать
способ выражения эмоций;

осознанно относиться к другому

человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же
право другого; принимать себя и других без осуждения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации Программы и обеспечения единых

подходов

к

ее

реализации

разработан

учебно-методический

комплекс, состоящий из отдельных тетрадей по каждому событию, в
которых

содержатся

методические

рекомендации

педагогу,

помогающие ему грамотно организовать деятельность школьников.
Разработки занятий представлены в виде технологических карт.
Технологическая

карта

представляет

собой

документ,

регламентирующий деятельность педагога по планированию и
организации образовательного процесса на занятии в соответствии с
требованиями

ФОП

ООО.

Технологическая

карта

является

обобщенно-графическим выражением сценария урока, основой его
проектирования, средством представления индивидуальных методов
работы педагога. В каждой технологической карте представлено
описание необходимого для проведения занятия материальнотехнического обеспечения, а также обозначено

пространство,

соответствующее условиям проведения занятия.
В приложениях к соответствующим технологическим картам
размещены необходимые для проведения занятий демонстрационные
и раздаточные материалы.
При

разработке

использовался

принцип

методических

материалов

вариативности,

к

позволяющий

занятиям
педагогу

самостоятельно выбрать задания, формы занятий в зависимости от
имеющихся в образовательной организации материально-технических
и кадровых ресурсов, а также уровня сформированности классного
коллектива.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».