МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Управление образования администрации Николаевского муниципального района МБОУ СОШ № 5 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО _____________ Э.А. Цветкова Протокол №___ от «28» августа 2024г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора УВР _______________С.Ю. Буш от «28» августа 2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор ________О.В. Карпец Приказ № 105-осн. от «28» августа 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Мир шахмат» для обучающихся 1-4 классов г. Николаевск-на-Амуре 2024 г. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности «Мир шахмат» определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Актуальность и назначение программы. Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года. Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин). XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социальнопедагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем 2 принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её. С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей младшего школьного возраста. «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы…» (В. А. Сухомлинский). В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации. 3 В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ориентированным на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, решать проблемы творческого и поискового характера, планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи и пр. Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик выпускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект. Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает методические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре. Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру. Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные. Общие задачи направлены на: 4 массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру; приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре; открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы; выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; Образовательные задачи способствуют: приобретению знаний из истории развития шахмат; постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия; овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях; освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии; изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников. Оздоровительные задачи направлены на формирование: представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности; первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений. 5 Воспитательные задачи способствуют: приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время; воспитанию коллективного положительных взаимодействия и качеств личности, сотрудничества в норм учебной и мотивации к соревновательной деятельности; формированию у детей устойчивой интеллектуальным занятиям. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Курс внеурочной деятельности «Мир шахмат» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования. «Мир шахмат» – курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс. В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных областях. Современное образование – переход от гносеологической парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный 6 диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь курс внеурочной деятельности по шахматам диалогичен. Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны. Занятие по программе состоит из нескольких частей: вводноподготовительной части (подготовка к занятию), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты», самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной части (подведение итогов). Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций: компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются); возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей; высокая степень травмобезопасности. 7 Настоящая программа включает в себя два основных раздела: «Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практикосоревновательная деятельность». В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры. Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников. В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта. Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4 классах – в течение 34 часов. Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой 8 деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание курса внеурочной деятельности направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время представления о целях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так и способность, и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда. В этой связи содержание программы «Мир шахмат» при её соответствии целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные ориентиры: воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории; формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии культур, национальностей, религий; обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям; развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра, признание права каждого на собственное мнение и способность 9 принять самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду; развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию; формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности. Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа «Мир шахмат» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных и метапредметных. Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят: формирование основ российской, гражданской идентичности; ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации; 10 наличие чувства прекрасного; формирование основ шахматной культуры; понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; готовность и способность к саморазвитию и самообучению; уважительное отношение к иному мнению; приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; умение управлять своими эмоциями; дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат; оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных. Познавательные УУД: умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; владение способом структурирования шахматных знаний; 11 способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; умение находить необходимую информацию; способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения. Коммуникативные УУД: умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД: 12 умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Теоретические основы и правила шахматной игры История шахмат Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и не рокировавшегося короля в начале партии, атака при 13 равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легко фигурных эндшпилей. Практико-соревновательная деятельность Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. 14 Тематическое планирование (1–4 классы) Содержание раздела Тематическое планирование Характеристика видов деятельности учащихся 1 класс (33 ч) Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры Из истории шахмат Основные содержательные линии Знакомство с историей Сведения о возникновении шахмат возникновения шахмат и и появлении их на Руси, первое появления их на Руси. знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира. Базовые понятия Основные содержательные линии шахматной игры Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. Знакомство с основными шахматными терминами: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и взятия каждой фигуры. Выполнение практикоориентированных заданий: правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнёром. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность Соревнования Основные содержательные линии Выполнение практикоУчастие детей в шахматном ориентированных заданий: играть турнире «Первенство класса». партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами. 2 класс (34 ч) 15 Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры Из истории шахмат Основные содержательные линии Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира. Базовые понятия Основные содержательные линии шахматной игры Основы шахматной игры (повторение материала 1-го года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами). Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. Знакомство с вкладом чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры Знакомство с способами защиты в шахматной партии, элементарными шахматными комбинациями, с дебютными ловушками. Развитие умений видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность Конкурсы позиций решения Основные содержательные линии Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали». Соревнования Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». Шахматный праздник Основные содержательные линии Участие в школьном шахматном празднике. Выполнение практикоориентированных заданий: расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализировать свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивать собственное выполнение. Выполнение практикоориентированных заданий: играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. Выполнение практикоориентированных заданий: Освоение правил игры. Участие в играх и эстафетах. 16 Приобретение навыков общения и взаимодействия со сверстниками. Проявление доброжелательности, взаимопонимания, смелости, воли, решительности, активности и инициативы при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулирование эмоций в процессе игровой деятельности. Соблюдение правил техники безопасности во время участия в празднике. 3 класс (34 ч) Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры Из истории шахмат Основные содержательные линии Знакомство с историей История возникновения возникновения шахматных соревнований по шахматам, соревнований, правилами системы проведения шахматных проведения соревнований, соревнований. различными системами проведения шахматных соревнований. Базовые понятия Основные содержательные линии Знакомство с шахматными шахматной игры Шахматная комбинация: задачи на комбинациями и тактическими мат в два хода, тактические приёмами «завлечение», приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение «отвлечение», «уничтожение защиты», основами разыгрывания защиты», «спёртый мат». дебюта: развитие фигуры, Основы разыгрывания дебюта, дебютные ловушки, короткие атака на короля в дебюте. Основы партии. пешечного эндшпиля: проведение Знакомство со способами решения пешки в ферзи, правило квадрата, позиций на мат в два хода, отталкивание плечом, реализация нахождения тактических приёмов лишней пешки. «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат», атаки рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, прохождения пешки в ферзи. Соблюдение правил поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность Конкурсы решения Основные содержательные линии позиций Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «спёртый мат». Выполнение практикоориентированных заданий: расставлять позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализировать свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью 17 Соревнования Шахматный праздник Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». Основные содержательные линии Участие в школьном спортивношахматном празднике. тестового задания оценивать собственное выполнение. Играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. Выполнение практикоориентированных заданий: Освоение правил игры. Участие в играх и эстафетах. Общение и взаимодействие со сверстниками. Проявление доброжелательности, взаимопонимания, смелости, воли, решительности, активности и инициативы при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулирование эмоций в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдение правил техники безопасности во время участия в празднике. 4 класс (34 ч) Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры Из истории шахмат Основные содержательные линии История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. Базовые понятия Основные содержательные линии шахматной игры Тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/f7, перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легко фигурные окончания. Знакомство с появлением шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России. Знакомство с тактическими приёмами «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, Защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках, тактическими приёмами «мельница», «перекрытие», «рентген», Разыгрывание открытых дебютов по теории, использование перевеса в развитии в дебюте, атака короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывание простейшие ладейные эндшпили: ладья с 18 пешкой против ладьи (позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания. Соблюдение правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность Конкурсы решения Основные содержательные линии позиций Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приёмы и шахматные комбинации. Соревнования Шахматный праздник Выполнение практикоориентированных заданий: Выставление позиции для решения упражнений, решение шахматных упражнений. Анализ своих ответов и ответов своих сверстников. Оценивание с помощью тестового задания собственного выполнения. Основные содержательные линии Выполнение практикоУчастие детей в шахматном ориентированных заданий: турнире «Первенство класса». Отыгрывание партии от начала до конца с записью партии и различным контролем времени. Основные содержательные линии Выполнение практикоУчастие в школьном спортивно- ориентированных заданий: шахматном празднике. Освоение правил игры. Участие в играх и эстафетах. Общение и взаимодействие со сверстниками. Соблюдение правил техники безопасности во время участия в празднике. 19 Поурочное планирование 1 класс № урока 1 2. Тема урока Содержание урока Шахматы – мои друзья. Знакомство детей с правилами техники безопасности на История возникновения занятиях по шахматам. шахмат Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом Шахматная доска Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии 3. Горизонталь Знакомство с «горизонталь», шахматной доской: новое понятие 4 Вертикаль доской: новое понятие 5 Диагональ доской: новое понятие 6 Шахматная нотация Знакомство с шахматной «вертикаль» Знакомство с шахматной «диагональ» Обозначение вертикалей, шахматных фигур горизонталей, полей, 7 8 Шахматные фигуры и Расстановка шахматных фигур в начальной позиции начальная позиция Ладья Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход» 9 Слон 10 Ферзь 11. Конь Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие 12 13 14 Пешка Превращение пешки Король Правила хода и взятия пешкой Правила превращение пешки Правила хода и взятия королём 15 Ценность фигур Сравнительная сила фигур Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие 20 16 Нападение 17 18 Взятие. Взятие на Особое взятие пешкой: взятие на проходе проходе Шах и защита от шаха Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха 19 20 Мат Пат – ничья 21 22 Рокировка Правила рокировки, длинная и короткая рокировки Основные принципы Общие принципы игры в начале шахматной партии игры в начале партии 23 Мат двумя ладьями Техника матования одинокого короля двумя ладьями одинокому королю Мат ферзём и ладьёй Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй одинокому королю 24 25 26 Атакующие возможности фигур Постановка мата всеми фигурами Варианты ничьей Мат ферзём и королём Техника матования одинокого короля ферзём и королём одинокому королю Материальное Определение материального преимущества, реализация преимущество материального преимущества 27 Нарушение основных Ошибочные ходы в начале партии и их последствия принципов игры в начале партии 28 Партии-миниатюры 29 Запись шахматной Способ ведения записи партии во время соревнований партии Шахматный этикет Правила поведения шахматиста во время партии Шахматный турнир Участие в шахматном турнире 2 класс 30 31–33 Анализ коротких партий 1. Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов 2 Шахматные фигуры (повторение) Повторение материала первого года обучения 3 Нападение в шахматной Повторение материала первого года обучения партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение) Мат. Пат. Мат Повторение материала первого года обучения одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход (повторение) 4 21 5. 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Тактический приём «двойной удар» Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход изпод нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением Отработка на практике пройденных на уроках 5, 6 тактических приёмов, Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами Тактический приём Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «связка» «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку Конкурс решения Отработка на практике тактических приёмов, позиций: как бы вы пройденных на уроках 8, 9 сыграли? Тактический приём Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля «ловля фигуры» фигуры» и способами его применения Тактический приём Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной «сквозной удар» удар» и способами его применения Мат на последней Слабость последней горизонтали, «форточка» горизонтали Конкурс решения Отработка на практике тактических приёмов, позиций: как бы вы пройденных на уроках 11–13 сыграли? Тактический приём Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый «открытый шах» шах» и способами его практического применения 16 Тактический «двойной шах» 7–20 Шахматный турнир 1 Основы игры в дебюте: Раскрытие основных принципов игры в дебюте, дебютные ловушки знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля» Основы игры в дебюте: Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на атака на короля короля партнёра Основы эндшпиля: Знакомство с понятием «реализация преимущества» и реализация большого такими способами реализации преимущества, как игра на материального мат, размен одноимённых фигур для увеличения преимущества материального перевеса Основы анализа Просмотр и анализ коротких шахматных партий шахматной партии 22–23 24–25 26–28 приём Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения Игровая практика 22 29 Конкурс решения Отработка на практике материала уроков 21–25 позиций: как бы вы сыграли? 30–33 Шахматный турнир Игровая практика 34 Шахматный праздник Решение заданий, игровая практика 3 класс 1 2 3 4 5 6 Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований. Матование одинокого короля разными фигурами (повторение) Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории возникновения шахматных соревнований, изучение различных систем проведения шахматных соревнований Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение) Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «открытый шах» (повторение) Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Тактический приём «завлечение» Повторение материала второго года обучения Повторение материала второго года обучения. Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в два хода Повторение материала второго года обучения Отработка на практике материала уроков 2–4 Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение фигур под тактический удар» 7 Тактический «отвлече ние» 8 Тактический приём Знакомство с новым тактическим приёмом «уничтожение «уничтожение защиты» защиты», способом его применения в практической игре; рассмотрение и анализ типичных позиций на данную тему 9 Тактический «спёртый мат» 10 11 приём Знакомство с новым тактическим приёмом «отвлечение фигур от защиты» приём Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разбор классической партии на применение приёма «спёртый мат» Сочетание тактических Просмотр партий на тему «сочетания различных приёмов тактических приёмов» Конкурс решения Отработка на практике материала уроков 6–9 позиций: как бы вы сыграли? 23 12 13 14 15 16–19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Борьба за инициативу Информирование учащихся о том, как начинать атакующие действия в шахматной партии Основы дебюты: атака Знакомство со способами атаки на короля, который не на нерокировавшегося успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий, короля быстрое развитие, мобилизация фигур Атака на Знакомство со способами атаки на короля, который рокировавшегося сделал рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия короля пешечного прикрытия короля, уничтожение защиты Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Шахматный турнир Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата Отработка на практике материала уроков 12–14 Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, отталкивание плечом Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки Введение и раскрытие «взаимоблокируемые пешки», цугцванга», «ключевые поля». Игровая практика Знакомство с основами анализа шахматной партии, разбор партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: пешка против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, правило квадрата Повторение материала: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля; введение новых понятий «оппозиция», «ключевые поля» новых «позиция понятий: взаимного Знакомство с правилом блуждающего квадрата, раскрытие особенностей разрозненных пешек, их сильных и слабых сторон Знакомство с теоретическими позициями пешечного эндшпиля: король и две пешки против короля, особенности проведения пешек в ферзи по вертикалям b и g решения Отработка на практике материала уроков 20–26 как бы вы Конкурс позиций: сыграли? Сыграй как чемпион Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание мира. Партия В. ходов Крамник – Д. Садвакасов 24 29 30–33 34 Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен Шахматный турнир Шахматный праздник Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов Игровая практика Решение заданий, игровая практика 4 класс 1 2 История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси, о том, как в России начала формироваться шахматная культура Основные принципы Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: игры в дебюте роль центра, создание численного превосходства 4 Перевес в развитии Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения фигур численного превосходства» Атака на короля Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и разносторонней рокировках, а также плана атаки на короля, оставшегося в центре 5 Перевес в пространстве Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения пространственного перевеса 6 Оценка позиции Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы правильно оценить позицию во время шахматной партии 7 План игры 8 Выбор хода 9 Открытые дебюты 10 Полуоткрытые дебюты 11 Закрытые дебюты Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели планирования Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать за партнёра Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская защита, Французская защита Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита 12 Гамбиты Королевский гамбит 13 Тактический приём «мельница» Тактический приём «перекрытие» Тактический приём «рентген» Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Решение дидактических заданий Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Решение дидактических заданий Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение дидактических заданий Отработка на практике материала уроков 13–16 3 14 15 16 25 Анализ шахматной партии: выбери ход Шахматный турнир Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира Игровая практика Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя слонами 30-33 Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю. Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Роль шахмат в жизни человека Как стать сильным шахматистом Шахматный турнир 34 Шахматный праздник Решение заданий, игровая практика 17 18–21 22–25 26 27 28 29 Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования слоном и конём Отработка на практике материала уроков 22–27 Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре Игровая практика 26 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ШАХМАТ» Данная программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями авторов Е. А. Прудниковой и Е. И. Волковой (учебник для первого года обучения написан в соавторстве с Э. Э. Уманской) 27 28