МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Управление образования администрации Николаевского муниципального района МБОУ СОШ № 5 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО ______Восковщук С.Ю. Протокол №1 от 28.08.2024 года СОГЛАСОВАНО зам. директора УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ____Буш С.Ю. _____Карпец О.В. от 28.08.2024 года Приказ №105-осн от 28.08.2024 года ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86 Владелец: Карпец Ольга Викторовна Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «История родного края» для начального общего образования г. Николаевск-на-Амуре 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История родного края» (далее – программа) составлена на основе требований к результатам освоения образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Программа ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена важностью формирования ценностного отношения младших школьников к природе родного края, его разнообразия, богатства и красоты, а также необходимостью объединять вклад учебной и внеучебной деятельности обучающихся в развитие и воспитание обучающихся. Цель программы «История родного края» - воспитание у детей чувства любви и уважения к родному краю, привитие интереса к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование активной жизненной позиции. Основные задачи программы «История родного края». - способствовать развитию познавательного интереса учащихся к истории и культуре родного города, к его настоящему и будущему; - формировать первоначальные представления и элементарные знания об истории и культуре родного края, его структуре, важнейших промышленных, культурных и социальных объектах; - создать условия для включения младших школьников в общественнозначимую деятельность, способствующую воспитанию чувства сопричастности к жизни города, преданности ему и личной ответственности за его настоящее и будущее; - воспитывать эмоционально положительное отношение к различным сторонам жизни города, развивать умение чувствовать и понимать красоту его природы и архитектурного облика; 2 - формировать представление о морально-этических нормах поведения в природе и обществе, способствовать воспитанию нравственных качеств: участливости, заботы и бережного отношения к родному городу и его коренным жителям, создать условия для проявления соответствующего поведения; Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «История родного края» составляют следующие документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2. Методические рекомендации по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; 3. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; 4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; 5. СанПиН 1.2.3685-21; Программа реализуется с обучающимися 1–4 классов. Программа рассчитана на 16,5 учебных часа в 1 классах и 17 часов 2-4 классах, по 0,5 часа. Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, беседы, деловые игры, викторины, интервью, блицопросы и т. д.). А также экскурсии, игры и праздники на воздухе. В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. 3 Это проявляется: в выделении в цели программы ценностных приоритетов; в приоритете личностных результатов; в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается федеральной рабочей программой воспитания. Курс «История родного края» направлен на формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство с природно-географическим и культурно-историческим наследием Хабаровского края. Добиться хороших результатов и развития познавательного интереса школьников педагог может, применяя различные формы и виды деятельности, позволяющие раскрыть потенциал каждого, учитывая возрастные особенности и интересы учащихся; устанавливая во время занятий доброжелательную атмосферу. Задачи: формировать общее представление о природе и истории родного края, их богатстве и разнообразии; развивающие: развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю; профориентационное воспитание на примере работы специалистов естественнонаучной направленности. 4 Содержание курса внеурочной деятельности 1 класс. Первый раздел «Моя семья» (4 ч) знакомит: с понятиями «семья», «родословная», краеведение», «родина», «отчизна», «поколение», «потомки», «предки». В ходе изучения этого раздела первоклассники учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем, об обрядах с домашними животными, фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков. Второй раздел «Моя школа» (3 ч) знакомит: с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актовогозала и др. помещений); с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, ее учителями; с объектами, расположенными вокруг школы. В ходе изучения этого раздела дети учатся рассказывать о себе: кто я, чем люблю заниматься, чем особенно интересуюсь. Под руководством родителей и учителя приучаются к режиму дня школьника, осознают значение соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни. Третий раздел «Мой родной город» (5,5 ч) знакомит: с историей образования нашего города; с достопримечательностями родного города; с населением и почетными людьми города; с историей развития и названия улиц. с памятниками ВОВ в городе Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Четвертый раздел – «Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая 5 родина» (2 ч) знакомит: с государственной символикой России; с обычаями и традициями русского народа; с самым знаменитым городом России – Москва; с народными и религиозными праздниками; с другими государствами, языками, способами общения и взаимодействиями людей. Этот раздел развивает у школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества и посту Работа над проектом: (2 ч) Конкурс рисунков «Моя Россия, мой город» Знакомство учащихся с проектной деятельностью как новым видом обобщения изученного материала. Ознакомление с примерами проектов учащихся с его составными частями. Планирование сценария учащегося, как представление его самостоятельной (индивидуальной или в группе) работы по проекту. Обзор и обсуждение основных частей проекта. Планирование самостоятельных действий учащихся на следующий этапах; Предварительная подготовка: мозговой штурм, обсуждения; Практическая работа: работа в библиотеках, экскурсии; Исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников, обсуждение научных проблем; 2 класс «История и культура» (4 ч.) знакомит: с понятиями «краеведение», «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»; с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, ритуал и с временной последовательностью событий. др.) 6 В ходе изучения этого раздела у школьников воспитывается чувство прекрасного, развивается их творческое мышление, художественные способности, прививаются эстетические вкусы, идеалы, формируется понимание значимости искусства в жизни каждого ученика. «История создания вещей» (2 ч.) знакомит: с понятиями «вещь», «свойства вещи». с информацией о старинных предметах и их значением в современной с русской глиняной посудой, посудой крестьянина и купца. с орудиями труда крестьянина и доспехами воина жизни; В ходе изучения раздела у второклассников воспитывается интерес к истории создания вещей, к русским обычаям, чувство патриотизма. «Музей – машина времени» (2 ч.) знакомит: с видами музеев; с профессиями работников музеев; со значением памятников и музеев в истории развития нашего города. Этот раздел пополняет знания детей об истории развития музеев города, воспитывает интерес к изучению памятников старины. «О прошлом говорят» (2 ч.) знакомит: с историей строительства и развития города Николаевска-на-Амуре; с памятниками архитектуры (храмы, соборы) и истории. Этот раздел развивает у школьников интерес к истории возникновения русских православных храмов, как памятников архитектуры. «Памятники Николаевска-на-Амуре» (1 ч.) знакомит: -с памятниками павшим в ВОВ, мемориал «Фронтовое письмо»; «Природа нашего края» (5 ч.) знакомит: с природой нашего края, а именно с флорой и фауной. Этот раздел развивает у школьников умения работать с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе. «Люби и знай родной край» (1 ч.) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися за год. 7 3 класс Введение (1 ч.) Дальний Восток России Народы Приамурья (10 ч.) История народов, населяющих Хабаровский край. Удэгейцы. Нанайцы. Орочи. Нивхи. Негидальцы. Ульчи. Эвенки Эвены. Подготовка к тематическому конкурсу «Народы Приамурья» Тематический конкурс «Народы Приамурья» В этом разделе учащиеся знакомятся с многообразием народов Нижнеамурья, а также с их историей. Хозяйство края (3 ч.) Чем исторически богат наш край. Что даёт наш край стране. История промышленности в Хабаровском крае Раздел посвящен хозяйству, как в древние времена так и нынешние. «Литературный Хабаровский край и Николаевск-на-Амуре» (3 ч) Знакомиться с фактами биографии писателей и поэтов, живших в Хабаровском крае, Николаевске-на-Амуре. Знакомство с жизнью и творчеством В.Распутина и его произведениями, а также поэтами и писателями современности. Творческий конкурс «Проба пера». 4 класс Археология Приамурья (3 ч.). Путешественники вглубь времён. Древние культуры Приамурья. Исторические памятники древнего наскального искусства на Амуре. Данный раздел расскажет о археологических раскопках проводимые на Дальнем Востоке. Дальний Восток России (XVII – XIX) (4 ч.) Открытие русскими Сибири и Дальнего Востока. Бумагопластика «Морской коч» Освоение Приамурья и Приморья. Жизнь и быт Нижнеамурцев в конце XIX – начале XX в. Раздел включает в себя исторические освоения Дальнего Востока XVII – XIX в.в. Дальний Восток России (XX – начало XXI века) (6 ч.) История гражданской войны на Дальнем Востоке России. «Их именами названы…» Им рукоплескала вся страна. Бумагопластика «Самолёт-Чкалова». Хабаровский край в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. 8 Данный раздел показывает исторические события гражданской войны и ВОВ которые затронули Дальний Восток. Также в этом разделе будет просвещаться подвиг Чкалова В.П. Журнал «Моя семья в истории края» (4 ч.) Самостоятельные и коллективные действия учащихся под руководством учителя: мозговой штурм, обсуждения темы, подбор материала. Практическая работа. Исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников, обсуждение научных проблем. Распределение работы между учащимися: работа под руководством, коллективная и самостоятельная работа. Предметными результатами изучения курса «История родного края» во 1-м классе является формирование следующих достижений: Дать учащимся знания о понятии своей семьи отчизне, родине; Формировать экологические знания о природе родного края и её особенностях, учить раскрывать взаимосвязи, существующие в природе; Учить использовать полученные знания, как в учебной деятельности, так и в жизни; Дать знания о краевой столице ее название; Учить собирать, обобщать и систематизировать полученные знания в процессе проектной и творческой деятельности; Знать название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села); символику страны, края, города, школы; традиции русского народа и семьи; правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе. 2 класс Предметными результатами изучения курса «История родного края» во 2-м классе является формирование следующих достижений: Формировать экологические знания о природе родного края и её особенностях, учить раскрывать взаимосвязи, существующие в природе; Учить использовать полученные знания как в учебной деятельности, так и в жизни; Получить знания об условиях жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы животных, вошедших в Красную книгу; 9 Получить знания об истории создания города, его памятников; Дать знания об архитектуре Хабаровского края; Дать знания об культуре и обычаях людей Хабаровского края. 3 класс Предметными результатами изучения курса «История родного края» во 3-м классе является формирование следующих достижений: Учить собирать, обобщать и систематизировать полученные знания в процессе проектной и творческой деятельности; Формировать экологические знания о природе родного края и её особенностях, учить раскрывать взаимосвязи, существующие в природе; Знать о том, что Хабаровский край населяют различные коренные народы; Помнить о том, что в Хабаровском крае есть свои писатели и поэты, которые внесли вклад в русскую литературу. 4 класс Предметными результатами изучения курса «История родного края» в 4-м классе является формирование следующих достижений: Дать учащимся знания по истории и географии родного города и края; Уметь применять полученные знания на практике и в жизни; Использовать знания по культуре народов на других предметах; Дать учащимся знания о ВОВ и гражданской войне в Хабаровском крае; Учить использовать полученные знания, как в учебной деятельности, так и в жизни; Учить собирать, обобщать и систематизировать полученные знания в процессе проектной и творческой деятельности; Дать учащимся знания о быте Нижнеамурцев. 10 Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «История родного края» № п/п 1. Тема Моя семья. 2. Что изучает краеведение? 3. Мой дом. 4. Мир твоего дома 5. Жизнь каждого члена семьи. 6. Отношения семье. 7. Моя родословная. 8. Я и моё имя. 9. Я – ученик, я – школьник. в 1 класс (16,5 ч.) Виды деятельности школьников Составлять устный рассказ о своей семье, используя семейные фотографии. Изображать на рисунке членов семьи. Знакомиться с понятиями «Родина», «Отчизна». Составлять устный рассказ о своем доме. Изображать свой дом. Узнавать об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем (из истории), об обрядах с домашними животными. Составлять устно рассказ о домашних делах, об обязанностях, которые может исполнять первоклассник в семье. Узнавать о нравственных обязанностях младших перед старшими. Изображать на рисунке членов семьи. Получать информацию о понятиях «поколение», «потомки», «предки». Составлять родословное древо. Узнавать, что обозначают наши имена, что такое фамилия и отчество, как родители выбирают имя ребенку, что могут рассказать имена, отчества, фамилия о прошлом. Получать информацию о значении соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни. 11 Количество часов 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Дата изучения 10. Родная школа. 11. Трудовая жизнь школы. Экскурсия по школе. 12. Школьные, семейные традиции праздники. и 13. Новый год. 14. Рождественские колядки. 15. Мой город. 16. Труд людей в городе и на селе. 17. 18. 19. родной Узнавать историю школы из объяснения учителя, о возведении здания, о его назначении, о реконструкции в разные годы. Схематически изображать здание школы и прилегающей территории. Получение информации об общих правилах поведения. Знать и выполнять правила поведения в школе. Познакомить детей с школьными кабинетами и их назначениями. 0,5 Узнавать, что такое реликвия. Рассказывать о традициях и праздниках в семье и школе. Составлять макет «Школа – мойдом». Участвовать в виртуальном путешествии. Разучивание песен, стихов, посвященных Новому году. Как празднуют новый год в школе Участвовать в празднике Рождество Христово. Исполнение рождественской колядки. Учитель повествует о городе, о достопримечательностях, об окружающих людях. 0,5 Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Рассказывать о труде людей в городе и на селе. Профессии в моей Узнавать и приводить семье. примеры профессий. Рассказывать о профессии своих родителей. Наш современный Узнавать здания по вывеске. город. Составлять рассказ о своем городе. Познакомить с названиями улиц в честь кого улицы были названы. Правила безопасного Формулирование правила поведения наулице. безопасного поведения. Знать безопасный путь в школу. 12 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 20. Виртуальная экскурсия памятникам ВОВ 21. Виртуальная экскурсия городу. Вести наблюдения под к руководством экскурсовода. Знакомиться с памятниками (Фронтовое письмо) Знакомиться с памятниками (Памятник подводникам) Перерабатывать полученную информацию, делать выводы. Выполнять задания, проверять свои знания. Интерактивная игра. по 0,5 0,5 Викторина «Где эта улица, где этот дом?». Хабаровск - краевая Знакомиться с столица. познавательными фактами о городе. 0,5 24. Я – надежда Отечества. 0,5 25. Земля – общий дом для всех людей. Узнавать о предназначении человека. Уметь ценить в других людях положительные качества и поступки. Составлять памятку «Законы дружбы». Участвовать в ролевой игре «Мы из разных стран». 26. Моя родина. Получать информацию об обычаях и традициях русского народа. Читать стихи о Родине, дружбе, школе. 0,5 27. О гербе, гимне. 22. 23. 28. 29. малая флаге и Знать символику нашего государства. Рисовать флаг России. Учить гимн России. Москва – столица Получение информации о нашей Родины. Москве, Кремле, Красной площади. Участвовать в виртуальном путешествии по Москве. Русский народный Узнавать о традиционном костюм. Сто народов – народном костюме: однастрана. праздничном и будничном. Работать с иллюстрациями с изображением национальных костюмов и народов России. Знакомство с языками народов России. 13 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 30. Конкурс рисунков на тему: «Моя Россия, мой город» Участвовать в выставке рисунков на тему: «Моя Россия – мой город». Презентовать работы. 0,5 31. Проект-лепбук «История родного края» Проект-лепбук «История родного края». Проект-лепбук «История родного края». Оформление проекта, используя метод «Мозговой штурм» 0,5 Заготовка проекта. 0,5 32. 33. № п/п Тема для Выполнение проекта. 2 класс (17 ч.) Виды деятельности школьников о Знакомство детей с понятием краеведение 0,5 Количество часов 0,5 1. Краеведениеродном крае. 2. Что такое культура? Знакомство с понятием культурноенаследие, культура. 0,5 3. Что такое культура? Закрепление понятий культурное наследие, культура. 0,5 4. Источники жизни народа. изучения Классификация источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ,обычай, ритуал и др.) 0,5 5. Что такое время? Что такое время? Сравнение понятий «время», «дата», «год», «век». Закрепление представления о временной последовательности событий. Обычаи русской старины. Узнавать о русских обычаях, обычаях других стран, о значении обычаев для современного человека. Устанавливать соответствие пословиц о русских обычаях. Ритуалы Хабаровского Познакомиться с ритуалами края которые проводись в Хабаровском крае Что такое вещь? Дифференциация понятий «копия» и «подлинник». Практическое задание «Рисование людей, которым могли принадлежать вещи (шляпа, кольчуга,кокошник)» 0,5 6. 7. 8. 9. наука материалов 14 0,5 0,5 0,5 0,5 Дата изучения 10. Посуда на Руси. Сопоставлять, какая посуда была в старину, из какого материала ее изготавливали. Сравнивать посуду крестьянина и купца. Практиковаться в росписи посуды. Познакомиться с орудиями труда крестьянина и доспехами воина. Провести сравнительный анализ предметов для войны и мирной жизни. Выполнять практическую работу по теме: «Вооружи» воина». Прослеживать историческое развитие производства посуды, мебели и бытовых приборов, оружия и разных видов транспорта. Придумать и нарисовать модель автомобиля будущего. Узнавать, какие бывают музеи, музейные профессии. Участвовать в ролевой игре «В музее». Участвовать в виртуальной экскурсии по музейным залам. Оценивать достижения культуры. Знакомство с профессиями работников музеев; 0,5 в Наблюдать под руководством экскурсовода. Вести записи своих впечатлений о истории развития города Николаевска-наАмуре. 17. История возникновения и Узнавать историю развития города возникновения и развития Николаевск-на-Амуре города, о первых жителях села и их потомках. 18. История строительства г Узнавать о строительстве Николаевска-на-Амуре. города. 0,5 19. Прикоснуться к вечности. Знакомиться с древнейшей Дома наших предков архитектурой старинные постройки города. 20. Храмы. Получать информацию о храме, Соборы. расположенных в г. Николаевскна-Амуре. Заочная экскурсия. 0,5 21. Виртуальная экскурсия к Познакомиться с историей памятникам воинов создания памятника. (фронтовое погибших в ВОВ. письмо) Вести наблюдения под 0,5 11. Для войны жизни. и мирной 12. От колеса до кареты. 13. Что такое музей? 14. Что такое музей? Повторение видов музеев. 15. Какие бывают профессии в музее 16. Экскурсия краеведческий музей города. 15 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 руководством учителя. 22. Виртуальная экскурсия к Познакомиться с историей памятникам воинов создания памятника. (Памятник погибших в ВОВ подводникам) Вести наблюдения под руководством учителя. 23. Флора и фауна нашего Собирать информацию о флоре края. и фауне нашего края. Устный журнал. Выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждать выступления одноклассников. 24. Дальневосточная жар- Собирать информацию о птицах птица. Хабаровского края. Лесной доктор. Дрофа. 25. Копытные наших лесов. Накапливать информацию о травоядных животных: Лось. Изюбр. Косуля. Кабарга 0,5 26. Звери Дальневосточных лесов. 0,5 27. Озеро Байкал – История Всемирного Наследия Знакомство с хищниками леса Бурый медведь. Гималайский медведь. Амурский тигр, снежный барс. Знакомство с уникальными объекта природными ландшафтами, с огромным разнообразием представителей флоры и фауны Байкала. 0,5 амурского Опасная колючка - касатка. Ценность лосося и кеты. Нерест лососёвых. Стихи дальневосточных поэтов. 29. Черёмуха азиатская. Изучение информации «За что люди любят черёмуху». Классификация черёмух. Целебная сила черёмухи. 30. Дуб монгольский. Знакомство с растением Дуб дальневосточный и его европейские собратья. Как он расселяется. Использование древесины в народном хозяйстве. 31. Пробковое дерево. Знакомство с понятием Бархат Дальневосточные амурский. Использование пробки подснежники. амурского бархата. Адонис амурский, весенник звёздчатый, хохлатки, ветреницы. Охрана первоцветов. 0,5 28. Рыбы бассейна. 16 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 32. Прибайкальский национальный парк 33. Конкурс рисунков люблю свой край». 34. Проверь себя. № п/ п 1. Извлекать интересную для себя информацию из просмотра научно – популярного фильма о Прибайкальском национальном парке. «Я Участвовать в конкурсе рисунков. Презентовать свои работы. Тема Дальний Восток России 2. Хабаровский край 3. Народы, населяющие Хабаровский край. 4. 5. Удэгейцы. Удэгейцы. 6. 7. Нанайцы. Нанайцы. 8. 9. Орочи. Орочи. 10. 11. Негидальцы. Негидальцы. 12. 13. Нивхи. Нивхи. 14. 15. Ульчи. Ульчи. 16. 17. Эвенки Эвенки Проверять и оценивать знания, полученные за год. свои 3 класс (17 ч.) Виды деятельности школьников Изучение страны. Родина. Малая родина. Федеральный округ. Субъект Российской Федерации. Символика Хабаровского края. Экскурсия в Краеведческий музей. Экспозиция «Народы Приамурья» Изучать Районов заселения. Быт. Национальные праздники. Обряды. Игры. Читаем книгу Нагишкина «Амурские сказки» Изучение районов заселения. Быт. Национальные праздники. Обряды. Игры. Читаем книгу Нагишкина «Амурские сказки» Изучение Районов заселения. Быт. Национальные праздники. Обряды. Игры. Читаем книгу Нагишкина «Амурские сказки» Изучение Районов заселения. Быт. Национальные праздники. Обряды. Игры. Читаем книгу Нагишкина «Амурские сказки» Изучение Районов заселения. Быт. Национальные праздники. Обряды. Игры. Читаем книгу Нагишкина «Амурские сказки» Изучение Районов заселения. Быт. Национальные праздники. Обряды. Игры. Читаем книгу Нагишкина «Амурские сказки» Изучение Районов заселения. Быт. Национальные праздники. Обряды. Игры. Читаем книгу Нагишкина «Амурские сказки» 17 0,5 0,5 0,5 Количество часов 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Дата изучения 18. 19. Эвены Эвены 20. Подготовка к тематическому конкурсу «Народы Приамурья» 21. Подготовка к тематическому конкурсу «Народы Приамурья» 22. Тематический конкурс «Народы Приамурья» Чем богат наш край. Что даёт наш край стране. История Горнорудной промышленность в Хабаровком крае История Пищевой промышленность в Хабаровком крае. История Лесной промышленность в Хабаровком крае . История рыбной промышленность в Хабаровком крае. Писатели и поэты земли Нижнеамурской. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Писатели и поэты Нижнеамурской. Писатели и поэты Нижнеамурской. земли земли 32. Писатели и поэты современности. 33. Творческий конкурс «Проба пера». Изучение Районов заселения. Быт. Национальные праздники. Обряды. Игры. Читаем книгу Нагишкина «Амурские сказки» Квалификация на группы. Определение темы выступления. Подбор материала. Виртуальная экскурсия в Краеведческий музей Хабаровска Экспозиция «Народы Приамурья» Викторина по «Народам Приамурья» Природные ресурсы края. Экскурсия в Краеведческий музей. Знакомство со способами добычи угля, золота их предназначение. Виртуальное знакомство с Предприятиями по переработке овощей, мяса, молока, рыбы. Виртуальное знакомство с Предприятиями по заготовке и переработке древесины. Экскурсия (виртуальная) в Речной порт. 0,5 0,5 Изучение истории писателей их произведений, а также поэтов, живших Николаевске-на-Амуре Хабаровском крае. Нины Неупокоевой Изучение истории писателей их произведений, а также поэтов, живших Николаевске-на-Амуре Хабаровском крае. Людмила Михайловская Изучение истории писателей их произведений, а также поэтов, живших Николаевске-на-Амуре Хабаровском крае. Лилия Яшина Получение информации современных писателях поэтах. Людмиле Южаковой Хворостовой Пробовать сочинять стихи родном крае. 0,5 18 и 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 в и 0,5 в и 0,5 в о и – 0,5 о 0,5 34. № п/п 1. Писатели и поэты современности Конкурс чтецов. Тема Путешественники глубь времён. в 2. Древние культуры Приамурья 3. Памятники древнего наскального искусства на Амуре. Встреча древних культур 4. 5. Встреча культур 6. Экскурсия в краеведческий музей 7. Открытие русскими Сибири и Дальнего Востока. Урок-практикум. Бумагопластика «Морской коч» Приамурское генералгубернаторство. Освоение Приамурья и Приморья. Освоение Приамурья и Приморья. Строительство Транссиба и моста через р. Амур. Урок-практикум. Бумагопластика 8. 9. 10. 11. 12. 13. древних 4 класс (17 ч.) Виды деятельности школьников Знакомство с Археологическими раскопками на территории Дальнего Востока. Продолжение с изучением археологических раскопок на территории Дальнего Востока. Жизнь первобытных людей на Дальнем Востоке в период каменного века. Знакомство с дальневосточными племенами – мохэ, кидани и шивэй: быт, занятия, религиозные верования. Общее и особенное в развитии славянских и дальневосточных племен в V– VIII вв. Бохай как «процветающее государство к востоку от моря». Общее и особенное в развитии древнейших государств на территории современной России в VIII–XII вв. Дальний Восток – регион религиозного многообразия. Культурное наследие бохайского многонационального государства.. Экскурсия о археологических раскопках на территории Хабаровского края Знакомство с историей Хождение за Камень: открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Предки коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Россияне, открывавшие и осваивающие Сибирь и Дальний Восток в XIV–XVI вв. Наиболее яркие и интересные страницы из истории Хабаровского края (имена и события по выбору учащихся и учителя). (Лента времени, викторина «Кто возглавил эти экспедиции?»). Деятельность Н. Н. МуравьеваАмурского по заключению 19 0,5 Количество часов 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Дата изучения 14. «Паровоз Транссиба». Жизнь и быт хабаровчан в конце XIX – начале XX в. мирных договоров с Китаем и образованию населенных пунктов на закрепленной за Россией территории. Освоение Приамурья и Приморья во второй половине XIX в. Переселенцы. Появление и развитие Хабаровска как центра Приамурского генералгубернаторства. Строительство Транссиба и моста через р. Амур. Жизнь и быт дальневосточников в конце XIX – начале XX в. Знакомство с установление Советской власти на Дальнем Востоке. Дальневосточники в годы Гражданской войны и иностранной интервенции. Выход на Комсомольскую площадь. Посещение памятника «Скорбящая мать» 15. Гражданская война на Дальнем Востоке России. 16. Гражданская война на Дальнем Востоке России. Их именами Знакомство с именами героев названы… Гражданской войны в названиях улиц. Им рукоплескала вся Экскурсия к памятнику Чкалова. страна. Урок-практикум. Урок-практикум. Бумагопластика «Самолёт-Чкалова» Хабаровский край в Знакомство с информацией о годы Второй мировой защите дальневосточных рубежей и Великой СССР в годы Великой Отечественной войн. Отечественной войны. Дальневосточники-герои. Их именами Знакомство с именами героев названы… ВОВ в названиях улиц, площадей. Хабаровский край в Посещение памятника Фронтовое годы Второй мировой письмо. и Великой Отечественной войн. Хабаровский край в Знакомство с героями ВОВ их годы Второй мировой вклад в победу и Великой Отечественной войн. Знакомство с понятием труд, быт Урок-практикум. Бумагопластика и праздниками бабушек и «Письмо с фронта». дедушек. Хабаровский край на Судьба наших родных, связанная карте России и мира в с историей Отечества в годы войны. Книга памяти XXI веке. Хабаровского края. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 20 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Главный порт Отбор информации о Ванинском Хабаровского края. морском порту. Исследование текста, отбор информации Создаём журнал «Моя Самостоятельные и семья в истории края» коллективные действия Создаём журнал учащихся под руководством «Моя семья в истории учителя: края» Мозговой штурм, обсуждения Создаём журнал «Моя темы, подбор материала; семья в истории края» Практическая работа; Создаём журнал «Моя Исследовательская работа: обзор и электронных семья в истории края» литературы Создаём журнал «Моя источников, обсуждение научных семья в истории края» проблем; Создаём журнал «Моя Распределение работы между семья в истории края» Создаём журнал «Моя семья в истории края» Создаём журнал «Моя учащимися: работа под семья в истории края» руководством, коллективная и самостоятельная работа. 21 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5