Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края до края»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации Николаевского муниципального района
МБОУ СОШ № 5

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
_________Восковщук С.Ю.
Протокол №1

СОГЛАСОВАНО
зам. директора УВР
Буш С.Ю.

от 28.08.2024 года

от 28.08.2024 года

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Карпец О.В
Приказ №105-осн
от 28.08.2024 года
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86
Владелец: Карпец Ольга Викторовна
Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края до края»
для начального общего образования

г. Николаевск-на-Амуре
2024 г.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до
края» (далее – программа) составлена на основе требований к результатам освоения
основной
образовательной
программы,
представленных
в
федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС
НОО), утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
12 августа 2022 № 732.
Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена важностью
формирования ценностного отношения младших школьников к природе родной
страны, ее разнообразию, богатству и красоте, а также необходимостью объединять
вклад учебной и внеучебной деятельности обучающихся в развитие и воспитание
обучающихся.
Для современной системы российского образования весьма важной является
идея интеграции обучения и воспитания, взаимосвязи учебной работы обучающихся
и
их
внеурочной
деятельности.
Именно
интеграция в значительной
степени повышает успешность формирования такой нравственной ценности, как
патриотизм – прочный фундамент прошлого, настоящего и будущего России, одна из
главных опор общества и государства. От сопричастности подрастающего поколения
к судьбе своей Родины зависит будущее страны. Одной из основ патриотического
воспитания является формирование внимательного и бережного отношения к природе
России. Безусловно, существенный вклад в гражданско-патриотическое воспитание
младших школьников вносит изучение предметов учебного плана – русский язык и
литературное чтение, музыка и изобразительное искусство. Необходимо отметить
особую роль предмета «Окружающий мир», особенно изучение темы «Природные
зоны».
В начальной школе эта тема имеет важное значение – она закладывает основы
для курсов географии и биологии на уровне основного общего образования. От того,
насколько хорошо усвоена эта тема в начальной школе, зависит и достижение
основной цели изучения предмета «Окружающий мир» – создание у младшего
школьника образа целостной картины мира.
Программа курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до
края» в совокупности с уроками окружающего мира дает возможность
обучающимся более широко и углубленно изучить многообразие и богатство
природы России.
Зачастую педагоги используют на уроках изучения природных зон
объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (рассказ учителя с
опорой на визуальный ряд мультимедийной презентации, чтение учебника, ответы на
2

вопросы) и рассматривают природные зоны по однотипной схеме. Все это приводит к
тому, что обучающиеся нередко воспринимают урок окружающего мира как еще
один урок чтения и теряют к нему интерес. Организация исследовательской
деятельности на уроках происходит эпизодически.
В начальной школе исследовательская деятельность проходит этап становления
и развития. С помощью программы курса внеурочной деятельности «Наша Родина от
края и до края» можно сделать изучение темы природных зон более эмоционально
окрашенным и запоминающимся. Освоение материала происходит с помощью
исследовательских методов: наблюдение, сравнение, поиск ошибки, дополнение
информации, решение проблемной ситуации. Используются разные формы работы,
в том числе игровые: дидактические и ролевые игры, ведение Дневника
путешественника, составление описания растения или животного, конференция.
Кроме того, формы занятий предполагают сочетание коллективной, групповой и
индивидуальной работы младших школьников, предоставляя им возможность
научиться работатьсовместно, а также проявить и развить самостоятельность.
Основная цель курса – активизация процесса познания младшими школьниками
окружающего мира, обеспечение условий для разнообразной активной поисковой,
исследовательской деятельности детей, совершенствования их функциональной
грамотности.
Курс внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» предназначен
для обучающихся 3–4 классов и направлен на освоение ими элементарных умений
исследовательской деятельности; осознание культуры исследовательского труда;
развитие интереса к творческому поиску через знакомство с природой нашей Родины.
Активная групповая работа формирует умения использовать различные способы
поиска информации (в печатных и электронных источниках), аргументированно
представлять собственную позицию, адекватно с учетом правил речевого этикета
вести учебный диалог, осуществлять самоконтроль за выбором достоверной
информации.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом
рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания и учитывает психологопедагогические особенности младших школьников. Это позволяет на практике
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это
проявляется:

– в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, направленной на формирование у детей младшего школьного возраста
гражданско-патриотических чувств;

– в формировании позитивного отношения школьников к базовым ценностям
3

общества (Отечество, природа, человек, знания, труд, культура), ценностного
отношения к социальной реальности в целом;

– в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих
большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность
и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое
значение которых для воспитания подчеркивается федеральной рабочей программой
воспитания.
Программа представлена в объёме 17 часов в год для учащихся 3-4
классов.

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАША РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ»

Раздел 1. Зона арктических пустынь – край снега и льда
Понятие «природная зона». Общая характеристика зоны арктических
пустынь: погода, температура воздуха в летнее и зимнее время. Явления
природы: полярная ночь и полярный день, северное сияние. Зависимость жизни
растительного и животного мира от состояния неживой природы. Особенности
растительного мира Арктики: приспособление растений к суровым условиям
жизни, примеры арктических растений. Особенности животного мира Арктики:
приспособление животных к суровым условиям жизни, примеры животных,
обитающих в Арктике. Заповедный остров Врангеля.
Раздел 2. Тундра – самая северная материковая зона
Расположение зоны тундры на карте Российской Федерации. Особенности
неживой

природы

тундровой

зоны:

погода,

температура

воздуха,

продолжительность зимы и лета. Особенности растительного мира тундры,
примеры растений, произрастающих в этой зоне. Цветковые растения тундры.
Особенности животного мира тундры: приспособление животных к условиям
жизни, основные признаки приспособления. Народы, проживающие в тундре,
и их занятия.
Раздел 3. Тайга
Особенности самой большой природной зоны России, расположение
на карте России. Тайга как край хвойных деревьев. Особенности внешнего вида
хвойных деревьев (кедр, пихта, ель, сосна). Лиственница – долгожитель.
Богатство и разнообразие животного мира тайги. Примеры животных таежного
края: внешний вид, повадки, образ жизни. Использование человеком таежных
богатств. Изучение Сибири. В.К. Арсеньев. Сихотэ-Алинский заповедник.
Раздел 4. Зона смешанных и широколиственных лесов
Расположение зоны смешанных и широколиственных лесов на карте
Российской Федерации. Особенности времен года зоны смешанных лесов:
5

погода, температура в разные сезоны. Этажи леса. Примеры растений разных
этажей леса. Разнообразие и богатство растительного мира смешанных лесов.
Примеры растений смешанного леса. Разнообразие и богатство животного мира
смешанных лесов. Главные представители животного мира, обитающиев
смешанном лесе: внешний вид, образ жизни, повадки. Лес – богатство, значение
леса для жизни и труда человека.
Раздел 5. Зона степей
Особенности степи, отличающие эту зоны от других природных зон:
недостаток влаги, высокая температура, особенность почвы. Сезонные
изменения в степи. Приспособление растений и животных к условиям жизни
в степи. Примеры растений и животных, обитающих в этой природной зоне.
Раздел 6. Зона субтропиков
Факторы, влияющие на климат и погоду в субтропиках (море, горы).
Южные моря – особенности, влияние моря на эмоциональное состояние
человека. Богатство и своеобразие растительного мира юга России. Разнообразие
и особенности внешнего мира растений субтропиков. Животный мир
субтропиков. Южный край – здравница России.
Раздел 7. Заключение. Итоговая конференция
Резерв: 2 часа.

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАША РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование гражданско-патриотических чувств, чувства гордости за
свою страну, ee природные богатства, разнообразие и красоту;
проявление желания изучать природу родной страны, описывать природные
зоны, создавать тексты-картинки для Дневника путешественника.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия:
понимать зависимости жизни и состояния живого мира природы от
явлений неживой природы; называть и описывать особенности приспособления
растительного и животного мира к среде обитания;
анализировать и оценивать факторы адаптации растений и животных к
окружающей среде;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию;
аргументировать свое мнение;
самостоятельно формулировать обобщения
проведённого обсуждения в группе или в паре.
Универсальные коммуникативные действия:
включаться
в коллективное
обсуждение
и сверстниками;

и

выводы

вопросов

по

с

результатам

педагогом

формулировать ответы на вопросы;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг
с другом;
участвовать в беседе (дискуссии): умение задавать вопросы, высказывать свое
мнение, соблюдать правила ведения диалога;
конструировать суждения, выражать свою точку зрения; понимать намерения
других участников занятий, проявлять
уважительное отношение к ним; в
корректной форме формулировать свои возражения;
создавать небольшие тексты описательного, повествовательногохарактера;
публично представлять результаты работы, связанные с тематикой курса.
Универсальные регулятивные действия:
проявлять активность в познавательной деятельности;
7

работать с информацией, представленной в текстовой, иллюстративнойи
графической форме;
оценивать результат коллективной (групповой) работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
находить и показывать основные природные зоны на физической карте и на
карте природных зон России;
объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать
характеристику природной зоны, сравнивать различные природные зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон, описывать и
сравнивать их;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах, влияние
особенностей зоны на деятельность человека и влияние деятельности человека на
природу зоны; называть возникающие экологические проблемы и способы ихрешения,
приводить примеры заповедников России.

8

№
п/п
1.

Тема

Программное содержание

Виды деятельности школьников

Понятие «природная зона». Общая
характеристика зоны арктических
пустынь: погода, температура воздуха
в летнее и зимнее время. Явления
природы: полярная ночь и полярный
день, северное сияние.
Зависимость
жизни растительного и животного
мира
от
состояния
неживой
природы.
Особенности
растительного
мира
Арктики:
приспособление растений
к суровым условиям жизни, примеры
арктических растений

Работают с географической

Арктика –
северная
России

самая
зона

2.

Арктика –
северная
России

самая
зона

3.

Как
животные Особенности животного мира
приспособились
Арктики:
приспособление
к
условиям
животных к суровым условиям
Арктики.
жизни,
примеры
животных,
обитающих в Арктике.

4.

Как
животные
приспособились к
условиям Арктики.

Особенности животного мира

Заповедный остров
Врангеля
Природная зона –

Знакомство с северным заповедником
«Остров Врангеля»
Расположение зоны тундры на карте

5.
6.

Арктики:
приспособление
животных к суровым условиям
жизни,
примеры
животных,
обитающих в Арктике.

Количество
часов
0,5

картой, учатся ориентироватьсяв ней.
Проводят
сравнительносопоставительный анализ по карте
«Природные зоны России».
Ведут
«Дневник
0,5
путешественника»,
в
т.
ч.
фиксируют
в
нем
географические данные. Участвуют в
обсуждении
особенностей
зоны
арктическихпустынь в России.
Участвуют в коллективной творческой
работе – создании картины-аппликации
«Северноесияние»
0,5
Участвуют в диалоге с целью
сравнения объектов животного мира
Арктики.
Классифицируют информацию на
основе внесения данных
в
таблицу
«Способы
приспособления
животных
0,5
Арктики».
Просматривают и обсуждают видеофильм
«Остров Врангеля»

0,5
Находят

объекты

на

карте

0,5

Дата
изучения

тундра

Российской Федерации. Особенности
неживой природы тундровой зоны:
погода,
температура
воздуха,
продолжительность зимы и лета.

7.

Природная зона –
тундра
продолжение

8.

Природная зона –
тундра
продолжение
Жители тундры и
ихзанятия

Цветковые
растения
тундры.
Особенности животного мира тундры:
приспособление животных к условиям
жизни,
основные
признаки
приспособления.
Особенности растительного мира
тундры,
примеры
растений,
произрастающих в этой зоне.
Народы, проживающие в тундре, и их
занятия.

–
самая
10. Тайга
большая природная
зона России

Особенности
самой
большой
природной
зоны
России,
расположение на карте России.

–
самая
11. Тайга
большая природная
зона России
хвойных
12. Край
деревьев
хвойных
13. Край
деревьев
продолжение
хвойных
14. Край
деревьев

Богатство
и
разнообразие
растительного и животного мира тайги.

9.

Тайга как край хвойных деревьев.
Особенности внешнего вида хвойных
деревьев (кедр, пихта, ель, сосна).
Лиственница – долгожитель.

природных зон.
Сравнивают объекты неживой и
живой природы тундры (групповая
работа: на карточке представлено
описание,
по которому нужно найти на
иллюстрации представителя живой
природы тундры).
Ведут «Дневник путешественника»

0,5

0,5
Описывают одежду и жилища коренных 0,5
народов Севера
по иллюстрациям.
Участвуют в дискуссии «Могут ли
северные
народы
заниматься
растениеводством?»
Обсуждают основные занятия народов
Севера.
Находят объекты на картеприродных зон
0,5
и описывают их. Просматривают и
обсуждаютвидеофильм о таежном крае.
Заполняют «Дневникпутешественника».
0,5
Сравнивают и выявляют с опорой на 0,5
иллюстрации
особенности
хвойных
деревьев (кедр, пихта, ель, сосна, 0,5
лиственница), способы их приспособления
к условиям тайги.
Сравнивают с опорой на схему объекты 0,5
живой природы – соснуи лиственницу.

продолжение
15. Животные тайги.
16. Как
использует
человек
таежные
богатства.

Примеры животных таежного края:
внешний вид, повадки, образ жизни.
Использование человеком таежных
богатств. Изучение Сибири.

17. В.К. Арсеньев –
ученый,
исследующий
Сибирь
и
Дальний
Восток.

В.К. Арсеньев, его изучение Сибири.
Сихотэ-алинский заповедник.

18. Природная зона –
смешанные леса

Особенности времен года зоны
смешанных
лесов:
погода,
температура в разные сезоны.

19. Природная зона –
смешанные леса

Разнообразие
и
богатство
растительного
мира
смешанных
лесов. Примеры растений смешанного
леса.

20. Природная зона –
смешанные леса

Главные представители животного
мира, обитающие в смешанном лесе:
внешний вид, образ жизни, повадки.

21. Природная зона –

Лес – богатство, значение леса для

Работают со справочной литературой для
выявления
способа
приспособления
лиственницы.
Участвуют в дидактической игре
«Узнай животное по описанию».
Обсуждают вопрос «Почему
в тайге можно встретить
много
разнообразных животных?» Анализируют
и выбирают информацию в текстовом
описании по теме «Занятия населения
зоны тайги».
Участвуют в дискуссии «Может ли тайга
«заболеть? Как «вылечить» тайгу?»
Участвуют в беседе о красоте и богатстве
таежного края. Обсуждают репродукцию
картиныВ.М. Васнецова «Северный край».
Обсуждают рассказ учителя об ученомисследователе Сибирии Дальнего Востока
В.К.
Арсеньеве.
Просматривают
и
обсуждают
видеоматериал
«Сихотэалинский заповедник».
Участвуют в беседе по сравнению и
выявлению признаков смешанного леса
как природной зоны с опорой на
наглядный материал.
Осуществляют творческую работу по
устному описанию особенностей леса.
Работают с картой природных зон –
находят границы зоны смешанных и
широколиственных лесов.
Участвуют
в
беседе
по
серии
иллюстраций с целью расширения
представлений
о
разнообразии
растительного мира смешанного леса.
Устанавливают причинно- следственные

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

смешанные леса
22. Природная зона –
смешанные леса
23. Природная зона –
смешанные
леса
(РЕЗЕРВ)
24. Природная зона –
степь
25. Природная зона –
степь
26. Природная зона –
степь
27. Природная зона –
степь

жизни и труда человека.
Этажилеса. Примеры растений разных
этажей леса.
Разнообразие и богатство
животного мира смешанных лесов.

связи при заполнении схемы «Ярусы
леса». Участвуют в ролевой игре
0,5
«Легенда о ландыше». Просматривают и
обсуждают.
0,5

Особенности степи, отличающие эту
зону от других природных зон:
недостаток
влаги,
высокая
температура, особенности почвы.
Сезонные изменения в степи.

Работают с географической картой по
выделению границ зоны степей.
Участвуют в дискуссии «Почему в
степи не растут деревья?» Участвуют в
дидактической игре
«Узнай животное по описанию». Читают
и обсуждают поэтические произведения,
посвященные степи. Просматривают и
обсуждают
видеофильм
«Бегущие
сайгаки
в Калмыкии». Заполняют «Дневника
путешественника»
Участвуют в беседе по выявлению
особенностей зоны субтропиков
с опорой на наглядный материал.
Работают с картой по нахождениюграниц
зоны субтропиков.
Просматривают
и
обсуждают
видеоматериалы «Ласточкино гнездо»,
«Водопад Джур-Джур».
«Сочи. Субтропики».

Приспособление растений
и животных к условиям жизнив степи.
Примеры растений и животных,
обитающих в этойприродной зоне.

28. Природная зона –
субтропики

Факторы, влияющие на климат
и погоду в субтропиках (море, горы).

29. Природная зона –
субтропики

Южные моря – особенности, влияние
моря на эмоциональное состояние
человека.
Богатство
и
своеобразие
растительного мира юга России.
Животный мир субтропиков. Южный
край – здравница России.
Разнообразие и особенности внешнего
мира растений субтропиков.

30. Природная зона –
субтропики
31. Природная зона –
субтропики
32. Природная зона –
субтропики
(РЕЗЕРВ)

Участвуют в беседе
по поэтическому отрывку о
красоте моря.
Рассматривают
и
обсуждают
репродукции картин
И. Айвазовского.
Сопоставляют тексты описаний и

0,5

0,5
0,5
0,5

0,5

0,5

0,5
0,5
0,5

33. Итоговая
конференция
34. Итоговая
конференция

Обобщение,
подведение
изучения природных зон.
Обобщение,
подведение
изучения природных зон.

создают иллюстрации
растительного
мира
субтропиков.
Участвуют в дидактической игре
«Угадай-ка»: описание животногопо фото.
итогов Создают презентации на тему
0,5
«Какая природная зона мне
итогов запомнилась больше всего»
0,5
и готовят устное представление ее
содержательной части.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».