МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Управление образования администрации Николаевского муниципального района МБОУ СОШ № 5 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО _________Восковщук С.Ю. Протокол №1 СОГЛАСОВАНО зам. директора УВР Буш С.Ю. от 28.08.2024 года от 28.08.2024 года УТВЕРЖДЕНО Директор Карпец О.В Приказ №105-осн от 28.08.2024 года ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86 Владелец: Карпец Ольга Викторовна Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края до края» для начального общего образования г. Николаевск-на-Амуре 2024 г. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» (далее – программа) составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 № 732. Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена важностью формирования ценностного отношения младших школьников к природе родной страны, ее разнообразию, богатству и красоте, а также необходимостью объединять вклад учебной и внеучебной деятельности обучающихся в развитие и воспитание обучающихся. Для современной системы российского образования весьма важной является идея интеграции обучения и воспитания, взаимосвязи учебной работы обучающихся и их внеурочной деятельности. Именно интеграция в значительной степени повышает успешность формирования такой нравственной ценности, как патриотизм – прочный фундамент прошлого, настоящего и будущего России, одна из главных опор общества и государства. От сопричастности подрастающего поколения к судьбе своей Родины зависит будущее страны. Одной из основ патриотического воспитания является формирование внимательного и бережного отношения к природе России. Безусловно, существенный вклад в гражданско-патриотическое воспитание младших школьников вносит изучение предметов учебного плана – русский язык и литературное чтение, музыка и изобразительное искусство. Необходимо отметить особую роль предмета «Окружающий мир», особенно изучение темы «Природные зоны». В начальной школе эта тема имеет важное значение – она закладывает основы для курсов географии и биологии на уровне основного общего образования. От того, насколько хорошо усвоена эта тема в начальной школе, зависит и достижение основной цели изучения предмета «Окружающий мир» – создание у младшего школьника образа целостной картины мира. Программа курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» в совокупности с уроками окружающего мира дает возможность обучающимся более широко и углубленно изучить многообразие и богатство природы России. Зачастую педагоги используют на уроках изучения природных зон объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (рассказ учителя с опорой на визуальный ряд мультимедийной презентации, чтение учебника, ответы на 2 вопросы) и рассматривают природные зоны по однотипной схеме. Все это приводит к тому, что обучающиеся нередко воспринимают урок окружающего мира как еще один урок чтения и теряют к нему интерес. Организация исследовательской деятельности на уроках происходит эпизодически. В начальной школе исследовательская деятельность проходит этап становления и развития. С помощью программы курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» можно сделать изучение темы природных зон более эмоционально окрашенным и запоминающимся. Освоение материала происходит с помощью исследовательских методов: наблюдение, сравнение, поиск ошибки, дополнение информации, решение проблемной ситуации. Используются разные формы работы, в том числе игровые: дидактические и ролевые игры, ведение Дневника путешественника, составление описания растения или животного, конференция. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы младших школьников, предоставляя им возможность научиться работатьсовместно, а также проявить и развить самостоятельность. Основная цель курса – активизация процесса познания младшими школьниками окружающего мира, обеспечение условий для разнообразной активной поисковой, исследовательской деятельности детей, совершенствования их функциональной грамотности. Курс внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» предназначен для обучающихся 3–4 классов и направлен на освоение ими элементарных умений исследовательской деятельности; осознание культуры исследовательского труда; развитие интереса к творческому поиску через знакомство с природой нашей Родины. Активная групповая работа формирует умения использовать различные способы поиска информации (в печатных и электронных источниках), аргументированно представлять собственную позицию, адекватно с учетом правил речевого этикета вести учебный диалог, осуществлять самоконтроль за выбором достоверной информации. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания и учитывает психологопедагогические особенности младших школьников. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется: – в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, направленной на формирование у детей младшего школьного возраста гражданско-патриотических чувств; – в формировании позитивного отношения школьников к базовым ценностям 3 общества (Отечество, природа, человек, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; – в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается федеральной рабочей программой воспитания. Программа представлена в объёме 17 часов в год для учащихся 3-4 классов. 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАША РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ» Раздел 1. Зона арктических пустынь – край снега и льда Понятие «природная зона». Общая характеристика зоны арктических пустынь: погода, температура воздуха в летнее и зимнее время. Явления природы: полярная ночь и полярный день, северное сияние. Зависимость жизни растительного и животного мира от состояния неживой природы. Особенности растительного мира Арктики: приспособление растений к суровым условиям жизни, примеры арктических растений. Особенности животного мира Арктики: приспособление животных к суровым условиям жизни, примеры животных, обитающих в Арктике. Заповедный остров Врангеля. Раздел 2. Тундра – самая северная материковая зона Расположение зоны тундры на карте Российской Федерации. Особенности неживой природы тундровой зоны: погода, температура воздуха, продолжительность зимы и лета. Особенности растительного мира тундры, примеры растений, произрастающих в этой зоне. Цветковые растения тундры. Особенности животного мира тундры: приспособление животных к условиям жизни, основные признаки приспособления. Народы, проживающие в тундре, и их занятия. Раздел 3. Тайга Особенности самой большой природной зоны России, расположение на карте России. Тайга как край хвойных деревьев. Особенности внешнего вида хвойных деревьев (кедр, пихта, ель, сосна). Лиственница – долгожитель. Богатство и разнообразие животного мира тайги. Примеры животных таежного края: внешний вид, повадки, образ жизни. Использование человеком таежных богатств. Изучение Сибири. В.К. Арсеньев. Сихотэ-Алинский заповедник. Раздел 4. Зона смешанных и широколиственных лесов Расположение зоны смешанных и широколиственных лесов на карте Российской Федерации. Особенности времен года зоны смешанных лесов: 5 погода, температура в разные сезоны. Этажи леса. Примеры растений разных этажей леса. Разнообразие и богатство растительного мира смешанных лесов. Примеры растений смешанного леса. Разнообразие и богатство животного мира смешанных лесов. Главные представители животного мира, обитающиев смешанном лесе: внешний вид, образ жизни, повадки. Лес – богатство, значение леса для жизни и труда человека. Раздел 5. Зона степей Особенности степи, отличающие эту зоны от других природных зон: недостаток влаги, высокая температура, особенность почвы. Сезонные изменения в степи. Приспособление растений и животных к условиям жизни в степи. Примеры растений и животных, обитающих в этой природной зоне. Раздел 6. Зона субтропиков Факторы, влияющие на климат и погоду в субтропиках (море, горы). Южные моря – особенности, влияние моря на эмоциональное состояние человека. Богатство и своеобразие растительного мира юга России. Разнообразие и особенности внешнего мира растений субтропиков. Животный мир субтропиков. Южный край – здравница России. Раздел 7. Заключение. Итоговая конференция Резерв: 2 часа. 6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАША РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: формирование гражданско-патриотических чувств, чувства гордости за свою страну, ee природные богатства, разнообразие и красоту; проявление желания изучать природу родной страны, описывать природные зоны, создавать тексты-картинки для Дневника путешественника. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные действия: понимать зависимости жизни и состояния живого мира природы от явлений неживой природы; называть и описывать особенности приспособления растительного и животного мира к среде обитания; анализировать и оценивать факторы адаптации растений и животных к окружающей среде; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию; аргументировать свое мнение; самостоятельно формулировать обобщения проведённого обсуждения в группе или в паре. Универсальные коммуникативные действия: включаться в коллективное обсуждение и сверстниками; и выводы вопросов по с результатам педагогом формулировать ответы на вопросы; договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; участвовать в беседе (дискуссии): умение задавать вопросы, высказывать свое мнение, соблюдать правила ведения диалога; конструировать суждения, выражать свою точку зрения; понимать намерения других участников занятий, проявлять уважительное отношение к ним; в корректной форме формулировать свои возражения; создавать небольшие тексты описательного, повествовательногохарактера; публично представлять результаты работы, связанные с тематикой курса. Универсальные регулятивные действия: проявлять активность в познавательной деятельности; 7 работать с информацией, представленной в текстовой, иллюстративнойи графической форме; оценивать результат коллективной (групповой) работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: находить и показывать основные природные зоны на физической карте и на карте природных зон России; объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны, сравнивать различные природные зоны; приводить примеры растений и животных разных природных зон, описывать и сравнивать их; оценивать деятельность людей в разных природных зонах, влияние особенностей зоны на деятельность человека и влияние деятельности человека на природу зоны; называть возникающие экологические проблемы и способы ихрешения, приводить примеры заповедников России. 8 № п/п 1. Тема Программное содержание Виды деятельности школьников Понятие «природная зона». Общая характеристика зоны арктических пустынь: погода, температура воздуха в летнее и зимнее время. Явления природы: полярная ночь и полярный день, северное сияние. Зависимость жизни растительного и животного мира от состояния неживой природы. Особенности растительного мира Арктики: приспособление растений к суровым условиям жизни, примеры арктических растений Работают с географической Арктика – северная России самая зона 2. Арктика – северная России самая зона 3. Как животные Особенности животного мира приспособились Арктики: приспособление к условиям животных к суровым условиям Арктики. жизни, примеры животных, обитающих в Арктике. 4. Как животные приспособились к условиям Арктики. Особенности животного мира Заповедный остров Врангеля Природная зона – Знакомство с северным заповедником «Остров Врангеля» Расположение зоны тундры на карте 5. 6. Арктики: приспособление животных к суровым условиям жизни, примеры животных, обитающих в Арктике. Количество часов 0,5 картой, учатся ориентироватьсяв ней. Проводят сравнительносопоставительный анализ по карте «Природные зоны России». Ведут «Дневник 0,5 путешественника», в т. ч. фиксируют в нем географические данные. Участвуют в обсуждении особенностей зоны арктическихпустынь в России. Участвуют в коллективной творческой работе – создании картины-аппликации «Северноесияние» 0,5 Участвуют в диалоге с целью сравнения объектов животного мира Арктики. Классифицируют информацию на основе внесения данных в таблицу «Способы приспособления животных 0,5 Арктики». Просматривают и обсуждают видеофильм «Остров Врангеля» 0,5 Находят объекты на карте 0,5 Дата изучения тундра Российской Федерации. Особенности неживой природы тундровой зоны: погода, температура воздуха, продолжительность зимы и лета. 7. Природная зона – тундра продолжение 8. Природная зона – тундра продолжение Жители тундры и ихзанятия Цветковые растения тундры. Особенности животного мира тундры: приспособление животных к условиям жизни, основные признаки приспособления. Особенности растительного мира тундры, примеры растений, произрастающих в этой зоне. Народы, проживающие в тундре, и их занятия. – самая 10. Тайга большая природная зона России Особенности самой большой природной зоны России, расположение на карте России. – самая 11. Тайга большая природная зона России хвойных 12. Край деревьев хвойных 13. Край деревьев продолжение хвойных 14. Край деревьев Богатство и разнообразие растительного и животного мира тайги. 9. Тайга как край хвойных деревьев. Особенности внешнего вида хвойных деревьев (кедр, пихта, ель, сосна). Лиственница – долгожитель. природных зон. Сравнивают объекты неживой и живой природы тундры (групповая работа: на карточке представлено описание, по которому нужно найти на иллюстрации представителя живой природы тундры). Ведут «Дневник путешественника» 0,5 0,5 Описывают одежду и жилища коренных 0,5 народов Севера по иллюстрациям. Участвуют в дискуссии «Могут ли северные народы заниматься растениеводством?» Обсуждают основные занятия народов Севера. Находят объекты на картеприродных зон 0,5 и описывают их. Просматривают и обсуждаютвидеофильм о таежном крае. Заполняют «Дневникпутешественника». 0,5 Сравнивают и выявляют с опорой на 0,5 иллюстрации особенности хвойных деревьев (кедр, пихта, ель, сосна, 0,5 лиственница), способы их приспособления к условиям тайги. Сравнивают с опорой на схему объекты 0,5 живой природы – соснуи лиственницу. продолжение 15. Животные тайги. 16. Как использует человек таежные богатства. Примеры животных таежного края: внешний вид, повадки, образ жизни. Использование человеком таежных богатств. Изучение Сибири. 17. В.К. Арсеньев – ученый, исследующий Сибирь и Дальний Восток. В.К. Арсеньев, его изучение Сибири. Сихотэ-алинский заповедник. 18. Природная зона – смешанные леса Особенности времен года зоны смешанных лесов: погода, температура в разные сезоны. 19. Природная зона – смешанные леса Разнообразие и богатство растительного мира смешанных лесов. Примеры растений смешанного леса. 20. Природная зона – смешанные леса Главные представители животного мира, обитающие в смешанном лесе: внешний вид, образ жизни, повадки. 21. Природная зона – Лес – богатство, значение леса для Работают со справочной литературой для выявления способа приспособления лиственницы. Участвуют в дидактической игре «Узнай животное по описанию». Обсуждают вопрос «Почему в тайге можно встретить много разнообразных животных?» Анализируют и выбирают информацию в текстовом описании по теме «Занятия населения зоны тайги». Участвуют в дискуссии «Может ли тайга «заболеть? Как «вылечить» тайгу?» Участвуют в беседе о красоте и богатстве таежного края. Обсуждают репродукцию картиныВ.М. Васнецова «Северный край». Обсуждают рассказ учителя об ученомисследователе Сибирии Дальнего Востока В.К. Арсеньеве. Просматривают и обсуждают видеоматериал «Сихотэалинский заповедник». Участвуют в беседе по сравнению и выявлению признаков смешанного леса как природной зоны с опорой на наглядный материал. Осуществляют творческую работу по устному описанию особенностей леса. Работают с картой природных зон – находят границы зоны смешанных и широколиственных лесов. Участвуют в беседе по серии иллюстраций с целью расширения представлений о разнообразии растительного мира смешанного леса. Устанавливают причинно- следственные 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 смешанные леса 22. Природная зона – смешанные леса 23. Природная зона – смешанные леса (РЕЗЕРВ) 24. Природная зона – степь 25. Природная зона – степь 26. Природная зона – степь 27. Природная зона – степь жизни и труда человека. Этажилеса. Примеры растений разных этажей леса. Разнообразие и богатство животного мира смешанных лесов. связи при заполнении схемы «Ярусы леса». Участвуют в ролевой игре 0,5 «Легенда о ландыше». Просматривают и обсуждают. 0,5 Особенности степи, отличающие эту зону от других природных зон: недостаток влаги, высокая температура, особенности почвы. Сезонные изменения в степи. Работают с географической картой по выделению границ зоны степей. Участвуют в дискуссии «Почему в степи не растут деревья?» Участвуют в дидактической игре «Узнай животное по описанию». Читают и обсуждают поэтические произведения, посвященные степи. Просматривают и обсуждают видеофильм «Бегущие сайгаки в Калмыкии». Заполняют «Дневника путешественника» Участвуют в беседе по выявлению особенностей зоны субтропиков с опорой на наглядный материал. Работают с картой по нахождениюграниц зоны субтропиков. Просматривают и обсуждают видеоматериалы «Ласточкино гнездо», «Водопад Джур-Джур». «Сочи. Субтропики». Приспособление растений и животных к условиям жизнив степи. Примеры растений и животных, обитающих в этойприродной зоне. 28. Природная зона – субтропики Факторы, влияющие на климат и погоду в субтропиках (море, горы). 29. Природная зона – субтропики Южные моря – особенности, влияние моря на эмоциональное состояние человека. Богатство и своеобразие растительного мира юга России. Животный мир субтропиков. Южный край – здравница России. Разнообразие и особенности внешнего мира растений субтропиков. 30. Природная зона – субтропики 31. Природная зона – субтропики 32. Природная зона – субтропики (РЕЗЕРВ) Участвуют в беседе по поэтическому отрывку о красоте моря. Рассматривают и обсуждают репродукции картин И. Айвазовского. Сопоставляют тексты описаний и 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 33. Итоговая конференция 34. Итоговая конференция Обобщение, подведение изучения природных зон. Обобщение, подведение изучения природных зон. создают иллюстрации растительного мира субтропиков. Участвуют в дидактической игре «Угадай-ка»: описание животногопо фото. итогов Создают презентации на тему 0,5 «Какая природная зона мне итогов запомнилась больше всего» 0,5 и готовят устное представление ее содержательной части.