МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Управление образования администрации Николаевского муниципального района МБОУ СОШ № 5 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО руководитель ШМО Зам. директора по УВР ______ Восковщук С.Ю. ________ Буш С.Ю. Протокол от 29.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор _______ Карпец О.В. 170-осн от 29.08.2023 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86 Владелец: Карпец Ольга Викторовна Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России» для обучающихся 1-4 классов г. Николаевск-на-Амуре 2023 Пояснительная записка В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением иего дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира. Рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание. В основу курса внеурочной деятельности положен системно – деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России». Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: 1) Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 2) Учебно-методического комплекса к Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». 3) Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Согласно учебного плана на реализацию данной программы отводится 33/34 учебных недели (1 час в неделю, 33/34 часа за учебный год). Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально – ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России. 2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. 3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде. 4. Развивать творческие способности и эстетический вкус. 5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре. 6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей. 7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. 8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. Планируемые результаты освоения программы Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно- методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, основываются на российских базовых национальных ценностях: Личностные результаты: -формирование основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование гуманистические и демократические ценностные ориентации; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; - формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование безопасного, здорового образа жизни; - формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; -формирование эстетические потребности, ценности и чувства. Метапредметные результаты: - владеть методами поиска, переработки, хранения и передачи информации; уметь слушать собеседника и вести диалог; - уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществление взаимного контроля в совместной деятельности; - уметь использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; -уметь определять общую цель и пути ее достижения. - сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать объекты, явления по родовидовым признакам; - устанавливать аналогии и причинно- следственные связи; - работать с таблицами, картами, схемами; - умению кодировать и декодировать информацию; - осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности; - анализировать причины своего успеха/неуспеха Предметные результаты: - использовать действия с языковыми единицами для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; - самостоятельно выбирать интересующую литературу; -пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; -применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; - выполнять элементарные правила экологической грамотности, нравственного поведения в мире природы и людей, - элементарным способам изучения природы и обществ (наблюдению, записи, измерению, опыту, сравнению, классификации и др., с получением информации из семейных архивов, пространстве); от окружающих людей, в открытом информационном - устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; - практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); - использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных творческих, технологических и организационных задач. Содержание курса внеурочной деятельности Построение курса внеурочной деятельности для 1 классов Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных классов. Учитывая их физиологические, психологические и познавательные особенности развития, учителю необходимо первоначально решить вопросы, связанные с адаптацией детей к учебному процессу. Поэтому вхождение в программу «Орлята России», знакомство с треками для ребят 1-го класса начинается со 2-й четверти. Для подготовки первоклассников к участию в программе «Орлята России» в первой четверти учителю предлагаются для проведения с детьми три игровых занятия. 4 игровых занятия для: - вхождения ребёнка в ритм и атмосферу школьной деятельности; - включения детей в деятельность, мотивирующую на дальнейшее участие в Программе. Занятия: -с использованием игр на командообразование, создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы в классе, мотивацию на участие в Программе; - для приобретения опыта совместной деятельности в команде, - для выявления лидеров и формирования в дальнейшем микрогрупп для использования методики ЧТП (чередования творческих поручений). - первичная оценка уровня - сплочённости класса. В первой четверти учителю необходимо решить ряд главных задач: введение первоклассника в новый для него школьный мир, помощь ребёнку в адаптации к новым социальным условиям, сохранение/настрой на позитивное восприятие учебного процесса. А также развитие мотивации детей на участие в Программе «Орлята России». У каждого учителя есть собственный опыт решения выше обозначенных задач, и к этому опыту в рамках подготовки к участию в программе «Орлята России» Программа предлагает добавить проведение четырёх игровых занятий. Вводный «Орлятский урок» для первоклассников Основными задачами являются старт Программы для детей и эмоциональный настрой класса на участие в Программе. «Орлёнок – Эрудит» Ко второй четверти учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для ребёнка более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации. «Орлёнок – Мастер» Мастерская Деда Мороза: подготовка класса и классной ёлки к новогоднему празднику / участие в новогоднем классном и школьном празднике. «Орлёнок – Мастер» Знакомимся с мастерами различных профессий; посещаем места работы родителей-мастеров своего дела, краеведческие музеи и пр. «Орлёнок – Спортсмен» К середине учебного года у всех школьников нарастает гиподинамический кризис, повышается утомляемость. Как следствие, согласно статистике, середина учебного года – это один из периодов повышения заболеваемости среди школьников. Рекомендуется к предложенному содержанию трека добавить больше занятий, связанных с двигательной активностью, нахождением детей на свежем воздухе. «Орлёнок–Хранитель исторической памяти» Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека будет способствовать празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников. «Орлёнок – Эколог» Пробуждение природы после зимы даёт учителю более широкие возможности для проведения трека. Часть мероприятий можно уже проводить за пределами здания школы. Расширяются возможности использования природного материала, возможности проведения различных экологических акций и пр. «Орлёнок – Лидер» В логике Программы важно, чтобы все треки прошли до трека «Орлёнок – лидер», так как он является завершающим и подводящим итоги участия первоклассников в Программе в учебном году. Основными задачами являются оценка уровня сплочённости класса и приобретенных ребёнком знаний и опыта совместной деятельности в классе как коллективе. Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году В УМК – использование игровых методов диагностики результатов. Основными результатами, которые нам необходимо оценить станут: - личностное развитие ребёнка (изменение его позиции от «наблюдателя» до «активного участника»); - сформированность класса как коллектива; уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в Программе. Построение курса внеурочной деятельности для 2 классов Реализация программы «Орлята России» для детей 2 класса начинается с первой недели триместра учебного года. Каждый трек состоит из 4-5 занятий, один из которых предполагает «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов Программы. Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе. Основными задачами являются старт Программы для детей и эмоциональный настрой класса на участие в Программе. «Орлёнок – Лидер» Реализация Программы начинается с данного трека, который позволяет актуализировать/ приобрести опыт совместной деятельности в коллективе, что необходимо в начале учебного года. Также занятия трека позволят выявить первичную оценку уровня сплочённости класса и лидеров для дальнейшего формирования микрогрупп. «Орлёнок – Эрудит» Вторая четверть отличается высокой мотивацией у детей на учебную деятельность. В этот временной промежуток в школах проходят различные олимпиады. В рамках трека происходит знакомство ребёнка с разными способами получения информации. «Орлёнок – Мастер» Подготовка новогоднего спектакля/номера/концерта. Игра для подведения промежуточных итогов участия в Программе Игра по итогам 3х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» Игру учитель проводит самостоятельно, используя предоставленные методические рекомендации. «Орлёнок – Доброволец» Тематика трека актуальна круглый год, поэтому учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей и истории добровольческого/ волонтерского/ тимуровского движения в любое время учебного года. «Орлёнок – Спортсмен» Учитывая разницу в погодных условиях предлагается трек провести в данное время: различные соревнования, посвященные 23 февраля и пр. В том числе, в соответствии с возрастом, Весёлые страты, «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие соревнования, чтобы минимизировать воздействия гиподинамического кризиса середины учебного года. «Орлёнок – Эколог» Несмотря на большую разницу в климате регионов страны, весна – наиболее благоприятный период для реализации трека. Погодные условия позволяют уже часть мероприятий трека проводить за пределами здания школы. «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» В логике Программы важно, чтобы все треки прошли до трека «Орлёнок– хранитель исторической памяти», так как он является треком, подводящим итоги участия в учебном году. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году Основными результатами станут: - личностное развитие ребёнка (изменение его позиции от «наблюдателя» до «активного участника»); - сформированность класса как коллектива; - уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в Программе. Построение курса внеурочной деятельности для 3-4 классов Реализация программы «Орлята России» для детей 3-4 классов начинается с первой недели триместра учебного года. Каждый трек состоит из 4-5 занятий, одно из которых предполагает «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов Программы. Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе. Основными задачами являются старт Программы для детей и эмоциональный настрой класса на участие в Программе. «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. Реализация Программы начинается с данного трека, который позволяет актуализировать/ приобрести опыт совместной деятельности в коллективе, что необходимо в начале учебного года. В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание. Вторая четверть отличается высокой мотивацией у детей на учебную деятельность. В этот временной промежуток в школах проходят различные олимпиады, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. В рамках трека происходит знакомство ребёнка с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе. «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела. «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Календарно-тематическое планирование 1 класс Трек Тема Подготовительный этап к участию в Программе 1 Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в классе» 2 «Волшебные слова дружбы» 3 Вводный Орлятский урок «Орлёнок – Эрудит» 4 «Кто такой эрудит? Эрудит – это…»» 5 «Всезнайка» 6 «Встреча с интересным эрудитом – книгой» «Орлёнок – Доброволец» 7 «Спешить на помощь безвозмездно» 8 «Наша забота!» 9 «Доброволец – это доброе сердце» 10 «Подведём итоги» «Орлёнок – Мастер» 11 «Мастер – это…» 12 «Мастерская Деда Мороза …» 13 «Класс мастеров» 14 «Классная ёлка » 15 «Новогоднее настроение «Орлёнок – Спортсмен» 16 «Утро мы начнём с зарядки» 17 «Сто затей для всех друзей 18 «Весёлые старты» 19 «Самые спортивные ребята моей школы» «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 20 «Поход в музей» 21 «Историческое чаепитие» «Орлёнок – Эколог» 22 «ЭКОЛОГиЯ» 23 «Каким должен быть настоящий эколог?» «В гости к природе» «Мы друзья природе» «Орлята – экологи» 24 25 26 «Орлёнок – Лидер» 27 «Лидер – это…» Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 Подведение итогов 31-33 «Я хочу быть лидером!» «Как становятся лидерами?» «Мы дружный класс» 1 1 1 Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году. Посвящение в орлята 3 ИТОГО: 2 класс Срок Тема проведения Старт Программы сентябрь Вводный «Орлятский урок» «Орлёнок – Лидер» октябрь «Лидер – это…» октябрь «Я могу быть лидером» октябрь «Как стать лидером?» октябрь «Мы дружный класс!» «Орлёнок – Эрудит» ноябрь «Кто такой эрудит?» ноябрь «Я – эрудит, а это значит…» ноябрь «Развиваемся, играя!» ноябрь «Могу быть изобретателем» «Орлёнок – Мастер» декабрь «Мастер – это…» декабрь «Мастерами славится Россия» декабрь «От идеи – к делу!» декабрь «Город Мастеров» Подведение промежуточных итогов январь Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Эколог» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» «Орлёнок – Доброволец» январь «От слова к делу» январь «Спешить на помощь безвозмездно!» январь КТД «Братья наши меньшие» «Орлёнок – Спортсмен» февраль «Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!» февраль «Должен быть режим у дня» февраль «Сто затей для всех друзей» 33 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 февраль «Готовимся к спортивным состязаниям» «Орлёнок – Эколог» март «ЭКОЛОГиЯ» март «Каким должен быть настоящий эколог?» март «Мой след на планете» март «Что должен знать и уметь эколог?» «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» апрель «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» апрель «Хранитель семейных традиций» апрель «Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны» апрель «Я – хранитель, мы – хранители» Подведение итогов май Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году ИТОГО: 3-4 класс Срок Тема проведения Старт Программы сентябрь Вводный «Орлятский урок» «Орлёнок – Лидер» октябрь «Лидер – это…» октябрь «Я могу быть лидером. В команде рождается лидер» октябрь «КЛАССный выходной. От идеи – к делу» октябрь «Мы дружный класс!» «Орлёнок – Эрудит» ноябрь «Кто такой эрудит?» ноябрь «Я – эрудит, а это значит.. Игра – это полезно и интересно» ноябрь «Эрудит – это широкий кругозор. Твори! Выдумывай! Пробуй!» ноябрь КТД «Играй, учись и узнавай» «Орлёнок – Мастер» декабрь «Мастер – это…» декабрь «Россия мастеровая» декабрь «Город Мастеров. От идеи – к делу!» декабрь КТД «Мастер своего дела» Подведение промежуточных итогов 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 34 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 январь Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» «Орлёнок – Доброволец» январь «От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно!» январь «От идеи к делу. КТД «Подари улыбку миру!» январь «Доброволец – это доброе сердце. Портрет добровольца»» «Орлёнок – Спортсмен» февраль «Движение – жизнь! Основы ЗОЖ»» февраль «Мы гордимся нашими спортсменами» февраль «Сто затей для всех друзей. Спортивная игра «Книга рекордов» февраль «Встреча-подарок» «Орлёнок – Эколог» март «ЭКОЛОГиЯ» март «Страна экологии. Мой след на планете» март Экологический квест «Ключи Природы. Игра по станциям «Путешествие в природу» март «Шагая в будущее – помни о планете» «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» апрель «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» апрель «Традиции моей страны» апрель Кодекс «Орлёнка – Хранителя. Знать, чтобы хранить» апрель КТД «История становится ближе» апрель КТД «Мы – хранители памяти» апрель «Расскажи мне о России» апрель «Мы – хранители» Подведение итогов май Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году ИТОГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 34