МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Управление образования администрации Николаевского муниципального района МБОУ СОШ № 5 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО Заместитель директора УВР Руководитель ШМО______Э.А. Цветкова ________________Буш С.Ю. Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. от «28» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ № 5 ______________Карпец О.В. Приказ № 105-осн от «28» августа 2024 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86 Владелец: Карпец Ольга Викторовна Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Движение есть жизнь» для обучающихся 1-4 классов г. Николаевск-на-Амуре, 2024 г. Пояснительная записка Реализация внеурочной образовательной деятельности по спортивнооздоровительному направлению - это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с младшей школы. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение, а часто и нежелание, самих детей быть здоровыми, недостаточное знание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения и укрепления своего здоровья. Решающая роль в решении проблемы улучшения уровня физического и психического здоровья школьников сегодня отводится школе. Именно школьное образование должно способствовать воспитанию новых поколений россиян, понимающих своё предназначение в жизни, здоровых физически и нравственно, способных к самопознанию, самоопределению, самореализации и самоутверждению в современных социальных реалиях. Концептуальные положения программы: - игра - исторически сложившееся явление общественной жизни; - «упражнение в радости» - возможность обретения личностью своего «Я»; - игры направлены на всестороннее физическое развитие учащихся и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни качеств, являются одним из наиболее действенных средств физического воспитания младших школьников; Актуальность программы обусловлена требованиями ФГОС НОО к реализации основной образовательной программы НОО через урочную и внеурочную деятельность, одним из направлений которой является спортивно-оздоровительное направление. Данное направление соответствует требованиям и задачам стандарта по физической культуре в общеобразовательной школе, так как направлено на выполнение учебных нормативов образовательной программы. 2 Практическая значимость обусловлена благотворным влиянием разнообразных движений в процессе игровой деятельности на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата младшего школьника, его мышечной системы, различных функций и систем организма, на формирование правильной осанки. Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют процесс игровой деятельности, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию лидерских качеств, воли, упорства, здорового желания первенства, учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке, т.е. обеспечивают благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем. Цель программы: Создание условий для сохранения, укрепления и развития физического и психического здоровья младших школьников через игровую деятельность. Задачи: - ввести младших школьников в мир подвижных игр и научить использовать их при организации досуга; - обучить правилам игр и других физических упражнений игровой направленности; - создать условия для формирования умения самостоятельно выбирать, организовывать и проводить игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств проведения игры; - донести до учащихся национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения в игре того или иного народа; - содействовать развитию и совершенствованию физических качеств и творческих способностей младших школьников, расширению их кругозора; - формировать потребность к систематическим занятиям различными видами спортивной и игровой деятельности; 3 - воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как к культурному наследию и к проявлению здорового образа жизни. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности Реализация программы осуществляется посредством двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью. Часть занятий отведена «Своей игре» (игры, правила которых придуманы самими детьми). Формы организации деятельности по программе коллективная и групповая. Аудиторные занятия проводятся в виде разучивания правил различных игр, составления правил новых игр, практической игровой деятельности, встреч со спортсменами, участниками и победителями спортивных соревнований различных уровней, эстафет, исторических путешествий, спортивных калейдоскопов, викторин, просмотром и обсуждением видеоматериалов по направлению «подвижные игры народов мира». Внеаудиторные занятия – в виде спортивных соревнований и конкурсов, спортивных праздников и праздников любимых игр, игровых программ. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после всех уроков основного расписания. Занятия проводятся на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде: подвижных игр, народных оздоровительных игр, прогулок, спортивно-оздоровительных часов, физкультурных праздников, спортивных соревнований. 4 Практическая деятельность затрагивает все двигательные умения, навыки и направлена на: 1. Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие выносливости; 2. Закрепление и совершенствование навыков в прыжках; 3. Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность; 4. Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча; 5. Освоение общеразвивающих упражнений с предметами; 6. Освоение акробатических упражнений; 7. Освоение навыков лазанья и перелезания; 8. Освоение навыков равновесия; 9. Освоение танцевальных упражнений. Теоретические знания охватывают основы знаний о физической культуре, умения и навыки, такие как: Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека, положения тела в пространстве (стойки, седы, упоры, висы). Работа органов дыхания, роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека. Основные формы движений (вращательные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетнообразных упражнений и подвижных игр с использованием основных форм движений. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств. 5 Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения; обучение движениям и правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Движение есть жизнь» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 5. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: - в выделении в цели программы ценностных приоритетов; - в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; - в интерактивных формах занятий для учащихся, обеспечивающих их вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности 6 Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие. Воспитательные результаты внеурочной деятельности младших школьников распределяются по трём уровням. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и спортом. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений младшего школьника к родной природе и культуре, своему собственному здоровью и внутреннему миру, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): опыт заботы о младших и организация их досуга; опыт организации и самоорганизации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, т.к. в правилах игры заложено большое воспитательное значение. Занятия в рамках программы способствуют развитию личностных качеств учащихся и являются средством формирования у обучающихся универсальных действий (компетенций). Эти компетенции выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности. Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и 7 воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты В результате изучения курса на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) патриотического воспитания: ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому наследию, понимание значения физической культуры в жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией о спортивных достижениях сборных команд по видам спорта на международной спортивной арене, основных мировых и отечественных тенденциях развития физической культуры для блага человека, заинтересованность в научных знаниях о человеке; 2) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; 3) ценности научного познания: знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании человека в российской культурно-педагогической традиции; 8 познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по физической культуре, необходимых для формирования здоровья и здоровых привычек, физического развития и физического совершенствования; познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 4) формирование культуры здоровья: осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства, ответственное отношение к регулярным занятиям физической культурой, установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом; 5) экологического воспитания: экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к двигательных человеку, действиях, его потребностям ответственное в жизнеобеспечивающих отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметные результаты В результате изучения курса «Движение есть жизнь» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия 9 Базовые логические и исследовательские действия, работа с информацией: выявлять признаки положительного влияния занятий физической культурой на работу организма, сохранение его здоровья и эмоционального благополучия; моделировать правила безопасного поведения при освоении физических упражнений; устанавливать связь между физическими упражнениями и их влиянием на развитие физических качеств; самостоятельно (или в совместной деятельности) составлять комбинацию упражнений для утренней гимнастики с индивидуальным дозированием физических упражнений; формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, в том числе для целей эффективного развития физических качеств и способностей в соответствии с сенситивными периодами развития, способности конструктивно находить решение и действовать даже в ситуациях неуспеха; овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, использовать знания и умения в области культуры движения, эстетического восприятия в учебной деятельности иных учебных предметов; использовать информацию, полученную посредством наблюдений, просмотра видеоматериалов, иллюстраций, для эффективного физического развития, в том числе с использованием гимнастических, игровых, спортивных, туристических физических упражнений; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации возможности её использования для решения конкретных учебных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия 10 и Общение: вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; описывать влияние физической культуры на здоровье и эмоциональное благополучие человека; строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях нарушения правил при выполнении физических движений, в играх и игровых заданиях, спортивных эстафетах; организовывать (при содействии взрослого или самостоятельно) игры, спортивные эстафеты, выполнение физических упражнений в коллективе, включая обсуждение цели общей деятельности, распределение ролей, выполнение функциональных обязанностей, осуществление действий для достижения результата; проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь; продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач выполнения физических упражнений, игровых заданий и игр на уроках, во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности; конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация и самоконтроль: оценивать влияние занятий физической подготовкой на состояние своего организма (снятие утомляемости, улучшение настроения, уменьшение частоты простудных заболеваний); 11 контролировать состояние организма на занятиях физической культурой и в самостоятельной повседневной физической деятельности по показателям частоты пульса и самочувствия; предусматривать возникновение возможных ситуаций, опасных для здоровья и жизни; проявлять волевую саморегуляцию при планировании и выполнении намеченных планов организации своей жизнедеятельности, проявлять стремление к успешной образовательной, в том числе физкультурноспортивной, деятельности, анализировать свои ошибки; осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. Содержание курса внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Движение есть жизнь» состоит из пяти разделов: - Здоровье и физическое развитие человека. - Современные подвижные игры. - Старинные подвижные игры. - Русские народные игры и забавы. - Русские игровые традиции. Раздел «Здоровье и физическое развитие человека» входит в содержание обучения каждого класса. Программа знакомит учащихся с играми народов России, народов мира, спортивными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности разных народов. Теоретический материал программы предлагается в форме бесед до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности, в ходе которых дети узнают много интересного об истории происхождения и развития различных игровых видов деятельности; знакомятся с правилами игры, 12 правилами общения, правилами безопасного поведения на занятиях и во время самостоятельно организованных игр. В практическую часть программы помимо игр различных народов, входят комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), комплексы гигиенической гимнастики, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов. Технологическую основу программы составляют следующие технологии: - педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса (педагогика сотрудничества); - педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса (групповые технологии, технологии индивидуального обучения); - педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (практические игровые технологии). Реализация данных технологий осуществляется через следующие организационные формы: - беседы о культуре народов мира, их подвижных и спортивных играх; - практические занятия по разучиванию игр; - организация творческих мастерских; - организация соревнований или чемпионатов по проведению игр. Содержание по классам 1 класс Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека. Работа органов дыхания, роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их 13 выполнения; обучение движениям и правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Современные подвижные игры. ознакомление с играми, требующими командного состава. 2 класс Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека. Работа органов дыхания, роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения; обучение движениям и правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Старинные подвижные игры. Культура и этикет. 3 класс Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека. Работа органов дыхания, роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения; обучение движениям и правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Русские народные игры и забавы. 4 класс 14 Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека. Работа органов дыхания, роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения; обучение движениям и правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Русские игровые традиции. Мода и гигиена, профилактика вредных привычек. 15 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № Тема п/п 1 Здоровый образ жизни 2 Утренняя зарядка 3 Личная гигиена 4 Профилактика травматизма Виды деятельности школьников Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом. Познавательная беседа о простейших правилах закаливания и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе выполнения упражнений. Составление и выполнение индивидуального распорядка дня с включением утренней гимнастики, физкультминуток. Беседа о правилах составления распорядка дня с использованием знаний принципов личной гигиены. Организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях. Знакомство с основными формами движений (вращательные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Количество часов 1 2 1 4 5 Профилактика нарушения осанки 6 Современные подвижные игры Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств. Выполнение корригирующих упражнений для нормализации осанки; упражнений с использованием различных предметов и снарядов. Беседы о культуре народов мира, об истории происхождения и развития различных игровых видов деятельности; знакомство с правилами игры, правилами общения во время игры. Участие в спортивных эстафетах, развивающих подвижных играх, в том числе ролевых, спортивных соревнованиях и конкурсах, спортивных праздниках и игровых программах. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 23 33 17 2 КЛАСС № Тема п/п 1 Здоровый образ жизни 2 Утренняя зарядка 3 Личная гигиена 4 Профилактика травматизма Виды деятельности школьников Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом. Познавательная беседа о простейших правилах закаливания и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе выполнения упражнений. Составление и выполнение индивидуального распорядка дня с включением утренней гимнастики, физкультминуток. Беседа о правилах составления распорядка дня с использованием знаний принципов личной гигиены. Организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях. Знакомство с основными формами движений (вращательные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств. 18 Количество часов 1 2 1 4 5 Профилактика нарушения осанки 6 Старинные подвижные игры Выполнение корригирующих упражнений для нормализации осанки; упражнений с использованием различных предметов и снарядов. Беседы об истории происхождения и развития различных игровых видов деятельности; знакомство с играми старины, культурой и этикетом того времени, правилами общения во время игры. Участие в спортивных эстафетах, развивающих подвижных играх, в том числе ролевых, спортивных соревнованиях и конкурсах, спортивных праздниках и игровых программах. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 24 34 19 3 КЛАСС № Тема п/п 1 Здоровый образ жизни 2 Утренняя зарядка 3 Личная гигиена 4 Профилактика травматизма Виды деятельности школьников Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом. Познавательная беседа о простейших правилах закаливания и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе выполнения упражнений. Составление и выполнение индивидуального распорядка дня с включением утренней гимнастики, физкультминуток. Беседа о правилах составления распорядка дня с использованием знаний принципов личной гигиены. Организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях. Знакомство с основными формами движений (вращательные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств. 20 Количество часов 1 2 1 4 5 Профилактика нарушения осанки 6 Русские народные игры и забавы Выполнение корригирующих упражнений для нормализации осанки; упражнений с использованием различных предметов и снарядов. Беседы об истории происхождения и развития различных игровых видов деятельности; знакомство с играми игры, правилами общения во время игры. Участие в спортивных эстафетах, развивающих подвижных играх, в том числе ролевых, спортивных соревнованиях и конкурсах, спортивных праздниках и игровых программах. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 24 34 21 4 КЛАСС № Тема п/п 1 Здоровый образ жизни 2 Утренняя зарядка 3 Личная гигиена 4 Профилактика травматизма Виды деятельности школьников Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом. Познавательная беседа о простейших правилах закаливания и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе выполнения упражнений. Составление и выполнение индивидуального распорядка дня с включением утренней гимнастики, физкультминуток. Беседа о правилах составления распорядка дня с использованием знаний принципов личной гигиены. Организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях. Знакомство с основными формами движений (вращательные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств. 22 Количество часов 1 2 1 4 5 Профилактика нарушения осанки 6 Русские игровые традиции Выполнение корригирующих упражнений для нормализации осанки; упражнений с использованием различных предметов и снарядов. Беседы об истории происхождения и развития различных игровых видов деятельности; знакомство с правилами игры, правилами общения во время игры. Встречи со спортсменами, участниками и победителями спортивных соревнований различных уровней, эстафет, викторин. Участие в спортивных эстафетах, развивающих подвижных играх, в том числе ролевых, спортивных соревнованиях и конкурсах, спортивных праздниках и игровых программах. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 24 34 23 Список используемых ресурсов 1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни. - 2002.-№ 5.-с.54. 2. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004. 3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. -М.: 2004. 4. Антропова, М.В., Кузнецо Смирнов И.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002 5. Трофимова Г.В. Помоги себе сам. Минск, 2003. 6. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007. 7. Подвижные игры: 1–4 классы. / Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007. 8. Дереклеева,Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО 2007 г. - / Мастерская учителя. 9. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.) 10. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя. 11. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха. 12. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с. 13. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с. 14. Колемаскина Л.В., Акимова Н.М. Игры для динамической паузы. Ж. «Начальная школа» 2012 г, №11, с.18. 25