Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Моя информационная культура"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования Николаевского Муниципального района
МБОУ СОШ № 5

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
Руководитель ШМО
_______Восковщук С.Ю.
Протокол №1
от 30.08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
___________Буш С.Ю.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Карпец О.В.
Приказ №170-осн
от 30. 08. 2023 г.

от 30.08.2023 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86
Владелец: Карпец Ольга Викторовна
Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«МОЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»
для обучающихся 1-4 классов

г. Николаевск-на-Амуре 2023 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной
деятельности «Моя информационная культура» (далее — курс) составлена на
основе требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального

общего

образования

(Приказ

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении Федерального
государственного
образования»),

с

образовательного
учётом

программы

стандарта

начального

воспитания

(одобрена

общего
решением

федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 23 июня 2022 г № 3/20)), основной образовательной программы
начального общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля
2015 г № 1/15)), Приказа Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г
№ 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».
Программа по курсу внеурочной деятельности «Моя информационная
культура» включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения
программы курса, содержание курса, тематическое планирование и формы
организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного
процесса.
Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику
курса, общие цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре
плана внеурочной деятельности.
Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные
и предметные результаты за период обучения (по классам).
В

содержании

курса

представлены

дидактические

единицы,

распределённые по классам и разделам программы.
В тематическом планировании описываются программное содержание
по всем разделам содержания обучения каждого года за период обучения и
характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при
изучении той или иной программной темы.

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ КУРСА
«Моя информационная культура»
Программа курса отражает:
 перечень

базовых

навыков,

необходимых

для

формирования

компьютерной грамотности;
 сущность

информатики

закономерности

как

протекания

научной
и

дисциплины,

возможности

изучающей

автоматизации

информационных процессов в различных системах;
 основные области применения информационных технологий;
 междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Курс «Моя информационная культура» как пропедевтический этап
обучения информатике, логике и алгоритмике оказывает существенное
влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную
позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и
использования информационных технологий как необходимого инструмента
практически

любой

деятельности.

На

данном

этапе

начинается

формирование навыков будущего, необходимых для жизни и работы в
современном технологичном обществе. Многие предметные знания и
способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении данного
курса, найдут применение как в рамках образовательного процесса при
изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях,
станут значимыми для формирования качеств личности, т. е., они
ориентированы

на

формирование

метапредметных

и

личностных

результатов обучения.
Курс внеурочной деятельности отражает содержание следующих
четырёх основных тематических разделов:
1. цифровая грамотность;
2. теоретические основы информатики;
3. алгоритмы и программирование;
4. информационные технологии.
3

Целью изучения курса «Моя информационная культура» является
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире
универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на
основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том
числе овладение умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную
информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты.
Развитие алгоритмического и критического мышлений.
Основные задачи курса «Моя информационная культура»:
 формирование понимания принципов устройства и функционирования
объектов цифрового окружения;
 формирование знаний, умений и навыков грамотной постановки задач,
возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью
информационных технологий;
 формирование

умений

и

навыков

формализованного

описания

поставленных задач;
 формирование базовых знаний основных алгоритмических структур и
умения применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по
их математическим моделям;
 формирование умений и навыков составления простых программ по
построенному алгоритму на языке программирования Scratch;
 формирование умения грамотно интерпретировать результаты решения
практических задач с помощью информационных технологий, применять
полученные результаты в практической деятельности.
МЕСТО КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности «Моя информационная культура»
позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами
«Технология» (раздел «Информационно-коммуникативные технологии»),
«Математика» (раздел «Математическая информация»), «Окружающий
мир» (раздел «Правила безопасной жизни»).
Программа

курса

предназначена

для

организации

внеурочной
4

деятельности, направленной на реализацию особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся. Программа курса составлена из
расчёта 135 учебных часов — по 1 часу в неделю. В 1 классе — 33 часа, во 2—
4 классах — по 34 часа.
Срок реализации программы — 4 года.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое
может быть использовано участниками образовательного процесса в целях
формирования вариативной составляющей содержания рабочей программы. В
резервные часы входят некоторые часы на повторение, проектные занятия и
занятия, посвящённые презентации продуктов проектной деятельности. При
этом обязательная часть курса, установленная примерной рабочей программой,
и время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса в школе у обучающихся будут
сформированы следующие результаты:
Личностные результаты
Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность
обучающихся

руководствоваться

традиционными

социокультурными и духовно-нравственными ценностями,

российскими
принятыми

в

обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение
первоначального опыта деятельности обучающихся в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности.
5

Эстетического воспитания:
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в
окружающей среде (в том числе информационной);
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологического воспитания:
 проявление бережного отношения к природе;
 неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
 формирование первоначальных представлений о научной картине мира;
 осознание ценности познания, проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и
обогащении

своих

знаний,

в том

самостоятельности

в

числе с использованием различных

информационных средств.
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные учебные действия:
 базовые логические действия:
-

сравнивать

объекты,

устанавливать

основания

для

сравнения,

устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
-

определять

существенный

признак

для

классификации,

классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
6

данных

и

наблюдениях

на

основе

предложенного

педагогическим

работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
 базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником
вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть — целое, причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие

процессов, событий и их

последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного педагогическим работником способа её
проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети
7

Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
-

самостоятельно

создавать

схемы,

таблицы

для

представления

информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
 общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления;
 совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на

основе

предложенного

формата

планирования,

распределения

промежуточных шагов и сроков;
- оценивать свой вклад в общий результат.
Универсальные регулятивные учебные действия:
 самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
 самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
8

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
К концу обучения в 1 классе по курсу обучающийся на учится:
Цифровая грамотность:
 соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;
 иметь представление о компьютере как универсальном устройстве для
передачи, хранения и обработки информации;
 использовать русскую раскладку клавиш на клавиатуре;
 иметь представление о клавиатуре и компьютерной мыши (описание и
назначение);
 знать основные устройства компьютера;
 осуществлять базовые операции при работе с браузером;
 иметь представление о программном обеспечении компьютера (понятие
«программа»);
 иметь базовые представления о файле как форме хранения информации
Теоретические основы информатики:
 знать понятие «информация»;
 иметь представление о способах получения информации;
 знать основные информационные процессы: хранение, передача и
обработка;
 использовать понятие «объект»;
 различать свойства объектов;
 сравнивать объекты;
 использовать понятие «высказывание»;
 распознавать истинные и ложные высказывания;
 знать понятие «множество»;
 знать название групп объектов и общие свойства объектов
Алгоритмы и программирование:
 иметь представление об алгоритме как порядке действий;
 знать понятие «исполнитель»;
 иметь представление о среде исполнителя и командах исполнителя;
9

 работать со средой формального исполнителя «Художник»
Информационные технологии:
 иметь представление о стандартном графическом редакторе;
 уметь запускать графический редактор;
 иметь представление об интерфейсе графического редактора;
 осуществлять базовые операции в программе «Калькулятор» (алгоритм
вычисления простых примеров в одно действие);
 иметь представление о стандартном текстовом редакторе;
 знать интерфейс текстового редактора;
 уметь набирать текст и исправлять ошибки средствами текстового
редактора.
К концу обучения во 2 классе по курсу обучающийся научится:
Цифровая грамотность:
 различать аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера,
клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск,
процессор, системный блок;
 иметь
программное

представление
обеспечение,

о

программном

меню

«Пуск»,

обеспечении
меню

компьютера:

программ,

кнопки

управления окнами;
 иметь базовые представления о файловой системе компьютера (понятия
«файл» и «папка»).
Теоретические основы информатики:
 правильно использовать понятия «информатика» и «информация»;
 различать органы восприятия информации;
 различать виды информации по способу восприятия;
 использовать понятие «носитель информации»;
 уметь определять основные информационные процессы: хранение,
передача и обработка;
 уметь работать с различными способами организации информации:
таблицы, схемы, столбчатые диаграммы;
 знать виды информации по способу представления;
10

 уметь оперировать логическими понятиями;
 оперировать понятием «объект»;
 определять объект по свойствам;
 определять истинность простых высказываний;
 строить простые высказывания с отрицанием
Алгоритмы и программирование:
 определять алгоритм, используя свойства алгоритма;
 использовать понятия «команда», «программа», «исполнитель»;
 составлять линейные алгоритмы и действовать по алгоритму;
 осуществлять работу в среде формального исполнителя
Информационные технологии:
 создавать текстовый документ различными способами;
 набирать, редактировать и сохранять текст средствами стандартного
текстового редактора;
 знать клавиши редактирования текста;
 создавать графический файл средствами стандартного графического
редактора;
 уметь

пользоваться

основными

инструментами

стандартного

графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти.
К концу обучения в 3 классе по курсу обучающийся научится:
Цифровая грамотность:
 различать и использовать обеспечение компьютера: микрофон, камера,
клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск,
процессор, оперативная память, системный блок, устройства, передающие
информацию

от

пользователя

компьютеру,

устройства,

передающие

информацию от компьютера пользователю;
 пользоваться

программным

обеспечением

компьютера:

кнопки

управления окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ;
 пользоваться

файловой

системой

компьютера;

 «файл» и «папка», инструкции по работе с файлами и папками:
закрыть, переименовать, создать, открыть, удалить);
11

 осуществлять простой поиск информации
Теоретические основы информатики:
 определять виды информации по форме представления;
 пользоваться различными способами организации информации

и

информационными процессами;
 различать основные информационные процессы: хранение (носитель
информации, виды носителей информации), передача (источник информации,
канал связи, приёмник информации), обработка (виды обработки информации);
 группировать объекты;
 определять общие и отличающие свойства объектов;
 находить лишний объект;
 определять одинаковые по смыслу высказывания;
 использовать логические конструкции «все», «ни один», «некоторые»;
 решать задачи с помощью логических преобразований.
Алгоритмы и программирование:
 иметь представление об алгоритмах и языках программирования;
 определять алгоритм по свойствам;
 иметь представление о различных способах записи алгоритмов;
 знать основные элементы блок-схемы: начало, конец, команда,
стрелка;
 строить блок-схему по тексту;
 иметь представление о циклических алгоритмах;
 строить блок-схему циклического алгоритма;
 знать элемент блок-схемы «цикл»;
 строить блок-схему циклического алгоритма по блок-схеме линейного
алгоритма;
 различать основные элементы среды визуального программирования
Scratch;
 использовать понятия «спрайт» и «скрипт»;
 составлять простые скрипты в среде визуального программирования
12

Scratch
Информационные технологии:
 знать, что такое текстовый процессор;
 отличать текстовый процессор от текстового редактора;
 создавать и сохранять текстовый документ средствами текстового
процессора;
 знать основные элементы интерфейса текстового процессора;
 знать правила набора текста в текстовом процессоре;
 редактировать текст в текстовом процессоре: удалить, копировать,
вставить, разделить на абзацы, исправить ошибки;
 знать понятие «форматирование»;
 пользоваться базовыми функциями форматирования: шрифт, кегль,
начертание, цвет;
 добавлять изображения в текст средствами текстового процессора;
 изменять положение изображения в тексте средствами текстового
процессора;
 работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры, цвет,
ластик, подпись, кисти, фон, контур фигур, масштаб, палитра, фрагменты
картинок, копирование фрагмента изображения.
К концу обучения в 4 классе по курсу обучающийся научится:
Цифровая грамотность:
 различать

и

использовать

аппаратное

обеспечение

компьютера:

устройства ввода, устройства вывода и устройства ввода-вывода;
 различать программное

обеспечение компьютера: операционная

система, кнопки управления окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню
программ, файловая система компьютера.
Теоретические основы информатики:
 определять виды информации по способу получения и по форме
представления;
 пользоваться

различными

способами

организации

информации

в

повседневной жизни;
13

 иметь

развёрнутое

представление

об

основных

информационных

процессах;
 оперировать объектами и их свойствами;
 использовать знания основ логики в повседневной жизни;
 строить

различные

логические

высказывания: простые, с

отрицанием, с конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с
конструкциями «и», «или»
Алгоритмы и программирование:
 знать элементы интерфейса визуальной среды программирования Scratch;
 создавать простые скрипты на Scratch;
 программировать действия со спрайтами: смена костюма, команд
«говорить», «показаться», «спрятаться», «ждать»;
 реализовывать в среде визуального программирования Scratch циклы,
анимацию, повороты (угол, градусы, градусная мера) и вращения, движение;
 иметь представление об алгоритме с ветвлением и его блок-схеме;
 использовать условия при составлении программ на Scratch
Информационные технологии:
 работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры, цвет,
ластик, текст, кисти, работа с фрагментами картинок, копирование и вставка
фрагмента изображения;
 набирать, редактировать и форматировать текст средствами текстового
процессора;
 использовать «горячие» клавиши в процессе набора и редактирования
текста;
 добавлять изображения в текст средствами текстового процессора и
изменять их положение;
 создавать маркированные и нумерованные списки средствами текстового
процессора;
 иметь представление о редакторе презентаций;
 создавать

и

редактировать

презентацию

средствами

редактора

презентаций;
14

 добавлять различные объекты на слайд: заголовок, текст, таблица,
схема;
 оформлять слайды;
 создавать, копировать, вставлять, удалять и перемещать слайды;
 работать с макетами слайдов;
 добавлять изображения в презентацию;
 составлять запрос для поиска изображений.

15

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Моя информационная культура»
1 КЛАСС
Цифровая грамотность
 Техника

безопасности

при

работе

с

компьютером.

Устройство

компьютера;
 Клавиатура и компьютерная мышь (описание и назначение);
 Понятие аппаратного обеспечения компьютера;
 Знакомство с браузером;
 Понятие программного обеспечения компьютера;
 Файл как форма хранения информации.
Теоретические основы информатики
 Информация и способы получения информации;
 Хранение, передача и обработка информации;
 Понятие объекта;
 Названия объектов;
 Свойства объектов;
 Сравнение объектов;
 Понятие высказывания;
 Истинные и ложные высказывания;
 Понятие множества;
 Множества объектов;
 Названия групп объектов;
 Общие свойства объектов.
Алгоритмы и программирование
 Последовательность действий;
 Понятие алгоритм;
 Исполнитель;
 Среда исполнителя;
 Команды исполнителя;
 Свойства алгоритмов: массовость, результативность, дискретность,
16

понятность Знакомство со средой формального исполнителя «Художник».
Информационные технологии
 Понятие «графический редактор»;
 Стандартный графический редактор;
 Запуск графического редактора;
 Интерфейс графического редактора;
 Калькулятор;
 Алгоритм вычисления простых примеров в одно действие;
 Стандартный текстовый редактор;
 Интерфейс текстового редактора;
 Набор текста;
 Исправление ошибок средствами текстового редактора.
2 КЛАСС
Цифровая грамотность
 Устройства

компьютера:

микрофон,

камера,

клавиатура, мышь,

монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный
блок;
 Программное обеспечение;
 Меню;
 «Пуск», меню программ, кнопки управления окнами;
 Файлы и папки.
Теоретические основы информатики
 Информатика и информация;
 Понятие «информация»;
 Восприятие информации;
 Органы восприятия информации;
 Виды информации по способу восприятия;
 Носитель информации;
 Хранение, передача и обработка как информационные процессы;
 Способы организации информации: таблицы, схемы, столбчатые
диаграммы;
17

 Представление информации;
 Виды информации по способу представления;
 Введение в логику;
 Объект, имя объектов, свойства объектов;
 Высказывания;
 Истинность простых высказываний;
 Высказывания с отрицанием.
Алгоритмы и программирование
 Определение алгоритма;
 Команда, программа, исполнитель;
 Свойства алгоритма;
 Линейные алгоритмы;
 Работа в среде формального исполнителя;
 Поиск оптимального пути.
Информационные технологии
 Стандартный текстовый редактор;
 Набор текста;
 Создание и сохранение текстового документа;
 Клавиши редактирования текста;
 Редактирование текста;
 Стандартный графический редактор;
 Создание и сохранение графического файла
 Основные инструменты

стандартного

графического

редактора:

заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти.
3 КЛАСС
Цифровая грамотность
 Аппаратное обеспечение компьютера;
 Устройства
монитор,

компьютера:

принтер,

наушники,

микрофон,
колонки,

камера,
жёсткий

клавиатура,
диск,

мышь,

процессор,

оперативная память, системный блок (описание и назначение);
 Компьютер — универсальное устройство для работы с информацией;
18

 Программное обеспечение компьютера (примеры и назначение);
 Основные элементы рабочего окна программы;
 Рабочий стол;
 Ярлык программы;
 Меню «Пуск», меню программ;
 Файлы и папки (инструкции по работе с файлами и папками: закрыть,
переименовать, создать, открыть, удалить);
 Поиск информации;
Теоретические основы информатики
 Понятие «информация»;
 Виды информации по форме представления;
 Способы организации информации и информационные процессы;
 Хранение, передача, обработка (три вида обработки информации);
 Носитель информации (виды носителей информации);
 Источник информации, приёмник информации;
 Способы

организации

информации:

таблицы,

схемы,

столбчатые

диаграммы;
 Представление информации;
 Виды информации по способу представления;
 Объект, свойство объекта, группировка объектов, общие и отличающие
свойства;
 Нахождение лишнего объекта;
 Высказывания;
 Одинаковые по смыслу высказывания;
 Логические конструкции «все», «ни один», «некоторые»;
 Решение задач с помощью логических преобразований.
Алгоритмы и программирование
 Алгоритмы и языки программирования;
 Свойства алгоритмов: массовость, результативность, дискретность,
понятность;
 Понятие «Алгоритм»;
19

 Способы записи алгоритмов;
 Команда;
 Программа;
 Блок-схема;
 Элементы блок-схемы: начало, конец, команда, стрелка;
 Построение блок-схемы по тексту;
 Циклические алгоритмы;
 Блок-схема циклического алгоритма;
 Элемент блок-схемы: цикл;
 Построение блок-схемы циклического алгоритма по блок-схеме
линейного алгоритма;
 Работа в среде формального исполнителя.
Информационные технологии
 Текстовый процессор;
 Создание и сохранение текстового документа;
 Интерфейс текстового процессора;
 Редактирование текста;
 Инструменты

редактирования:

удалить,

копировать,

вставить,

разделить на абзацы, исправить ошибки;
 Форматирование;
 Инструменты форматирования: шрифт, кегль, начертание, цвет;
 Изображения в тексте: добавление, положение;
 Стандартный графический редактор;
 Создание и сохранение графического файла;
 Инструменты графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик,
подпись, кисти, фон, контур фигур, масштаб, палитра;
 Работа с фрагментами картинок;
 Копирование фрагмента изображения;
 Добавление цвета в палитру;
 Масштабирование изображения.

20

4 КЛАСС
Цифровая грамотность
 Компьютер как универсальное устройство для передачи, хранения и
обработки информации;
 Аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура,
мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, оперативная
память, процессор, системный блок, графический планшет, гарнитура,
сенсорный экран;
 Основные и периферийные устройства компьютера;
 Устройства ввода, вывода и ввода-вывода;
 Программное обеспечение (основные и прикладные программы);
 Операционная система;
 Кнопки управления окнами;
 Рабочий стол;
 Меню «Пуск», меню программ;
 Файловая система компьютера.
Теоретические основы информатики
 Понятие «информация»;
 Виды информации по форме представления;
 Способы организации информации и информационные процессы;
 Хранение, передача, обработка (развёрнутое представление);
 Источник информации, приёмник информации;
 Объекты и их свойства;
 Объект, имя объектов, свойства объектов;
 Логические утверждения;
 Высказывания: простые, с отрицанием, с конструкциями «все», «ни
один», «некоторые», сложные с конструкциями «и», «или».
Алгоритмы и программирование
 Алгоритмы;
 Визуальная среда программирования Scratch;
 Интерфейс визуальной среды программирования Scratch;
21

 Линейный алгоритм и программы;
 Скрипты на Scratch;
 Действия

со

спрайтами:

смена

костюма,

команд

«говорить»,

«показаться» «спрятаться», «ждать» Scratch: циклы, анимация, повороты
(угол, градусы, градусная мера) и вращение, движение;
 Алгоритм с ветвлением и его блок-схема;
 Использование условий при составлении программ на Scratch.
Информационные технологии
 Графический редактор;
 Создание и сохранение графического файла;
 Инструменты графического редактора: карандаш, заливка, фигуры
(дополнительные параметры фигур), цвет, ластик, текст, кисти;
 Добавление

новых

цветов

в

палитру,

изменение

масштаба

изображения и размера рабочего полотна;
 Копирование и вставка фрагмента изображения;
 Коллаж;
 Текстовый процессор;
 Создание и сохранение текстового документа;
 Редактирование

текста

средствами

текстового

процессора

и

с

использованием «горячих» клавиш;
 Инструменты

редактирования:

удалить,

копировать,

вставить,

разделить на абзацы, исправить ошибки;
 Форматирование;
 Инструменты форматирования: шрифт, кегль, начертание, цвет;
 Изображения в тексте: добавление, положение;
 Маркированные и нумерованные списки;
 Знакомство с редактором презентаций;
 Способы организации информации;
 Добавление объектов на слайд: заголовок, текст, таблица, схема;
 Оформление слайдов;
 Действия со слайдами: создать, копировать, вставить, удалить,
22

переместить;
 Макет слайдов.

23

Календарно-тематическое

планирование

курса

«Моя

информационная

культура»
1 КЛАСС
Темы занятий

Содержание

Основные

виды Кол-во

программы

деятельности

часов

учащихся

при

изучении

темы

(на уровне

Дата
проведения

учебных

действий)
Раздел 1. Введение в ИКТ (5 ч)
Техника

Техника

Изучает

правила

безопасности

безопасности

техники безопасности

при работе

при

с компьютером.

с компьютером.

2ч

работе

Анализирует
различные ситуации,
работает
с иллюстративным
материалом.
Компьютер —

Устройство

Обсуждает устройства

универсальное

компьютера.

компьютера.

устройство

Клавиатура

Приводит

обработки данных

и компьютерная

различных устройств

2ч

примеры

мышь (описание компьютера с опорой
и назначение).

на собственный опыт.

Понятие
аппаратного
обеспечения
компьютера.
Программы

Знакомство

Осуществляет работу

и данные

с браузером.

при помощи браузера

1ч

в сети Интернет.
Раздел 2. Информация и компьютер (4 ч)
24

Программы

Понятие

Раскрывает

смысл

и данные

программного

изучаемых

обеспечения

(«файл», «папка»).

компьютера.

Определяет

1ч

понятий

Файл как форма программные
хранения

средства,

информации.

необходимые

«Калькулятор».

осуществления

Алгоритм

информационных

вычисления

процессов

простых

решении задач.

для

при

примеров в одно Оперирует
действие

компьютерными
информационными
объектами в наглядноГрафическом
интерфейсе.
Осуществляет работу
с файлами и папками
в файловой

системе

компьютера.
Компьютерная

Понятие

Раскрывает

графика

«графический

изучаемых понятий

редактор».

(«графический

Стандартный

редактор»).

графический

Анализирует

редактор.

пользовательский

Запуск

интерфейс

графического

применяемого

редактора.

программного

Интерфейс

средства.

графического

Создаёт и редактирует

редактора

изображения
с

смысл

2ч

помощью
25

инструментов
растрового
графического
редактора.
Текстовые

Стандартный

Раскрывает

смысл

документы

текстовый

изучаемых понятий

редактор.

(«текстовый

Интерфейс

редактор»).

текстового

Анализирует

редактора.

пользовательский

Набор

интерфейс

текста.

применяемого

Исправление

программного

ошибок

средства.

средствами

Создаёт

текстового

текстовые документы

редактора.

посредством

1ч

небольшие

квалифицированного
клавиатурного письма
с использованием
базовых

средств

текстовых редакторов.
Раздел 3. Логика. Объекты (5 ч)
Элементы

Понятие

Раскрывает

смысл

математической

объекта.

изучаемых понятий.

логики

Названия

Оперирует

объектов.

«объект».

Свойства

Совершает действия с

объектов.

объектами на

Сравнение

основе их свойств.

объектов.

Приводит

5ч

понятием

примеры

объектов.
Раздел 4. Логика. Множества (6 ч)
Элементы

Понятие

Анализирует

6ч
26

математической

высказывания.

логики

Истинные

логическую структуру
и высказываний.

ложные

Классифицирует

высказывания.

объекты

Понятие

множествам.

множества.

Определяет

Множества

свойства объектов.

по
общие

объектов.
Названия групп
объектов.
Общие свойства
объектов.
Раздел 5. Алгоритмы (5 ч)
Исполнители

и Последовательн

Анализирует

алгоритмы.

ость

Алгоритмические

Понятие

величин

конструкции

алгоритма.

пошаговом

Исполнитель.

выполнении

Среда

алгоритма.

5ч

действий. изменение значения
при

исполнителя.
Команды
исполнителя.
Свойства
алгоритмов:
массовость,
результативност
ь, дискретность,
понятность.
Знакомство

со

средой
формального
исполнителя
«Художник».
Раздел 6. Систематизация знаний (3 ч)
27

Систематизация

Обобщает

3ч

знаний

и систематизирует
материал курса.

Резерв 5 ч
2

КЛАСС

Темы занятий

Содержание

Основные виды

Кол-во

Дата

программы

деятельности

часов

проведения

учащихся при
изучении темы
(на уровне учебных
действий)
Раздел 1. Теория информации (5 ч)
Информация

и Информатика и Раскрывает

смысл

информационные

информация.

изучаемых понятий

процессы

Понятие

(«информатика»,

«информация».

«информация»,

Восприятие

«носитель

информации.

информации»,

Органы

«хранение»,

восприятия

«передача»,

информации.

«обработка»).

Виды

Приводит

5ч

примеры

информации по информационных
способу

процессов с опорой на

восприятия.

жизненный

Носитель

ранее

информации.

материал.

Хранение,

Классифицирует

передача
обработка

и

изученный

и информационные
как процессы.

информационны
е

опыт

Использует различные

процессы. способы организации

Способы

информации

при
28

организации

осуществлении

информации:

информационных

таблицы,

процессов.

схемы,
столбчатые
диаграммы.
Представление
информации.
Виды
информации по
способу
представления.
Раздел 2. Устройство компьютера (5 ч)
Компьютер

— Устройства

Получает

2ч

универсальное

компьютера:

информацию

о

устройство

микрофон,

характеристиках

обработки данных

камера,

компьютера.

клавиатура,
мышь, монитор,
принтер,
наушники,
колонки,
жёсткий

диск,

процессор,
системный блок.
Программы
данные

и Программное
обеспечение.
Меню

Раскрывает

смысл

3ч

изучаемых понятий

«Пуск», («файл»,

«папка»,

меню программ, «меню "Пуск”»,
кнопки

«программа»).

управления

Определяет

окнами. Файлы и программные
папки.

средства,
необходимые

для
29

осуществления
информационных
процессов

при

решении задач.
Оперирует
компьютерными
информационными
объектами в нагляднографическом
интерфейсе.
Выполняет основные
операции с файлами и
папками.
Осуществляет работу
с файлами и папками в
файловой

системе

компьютера.
Раздел 3. Текстовый редактор (4 ч)
Текстовые

Стандартный

Анализирует

4ч

документы

текстовый

пользовательский

редактор. Набор интерфейс
текста.
Создание

применяемого
и программного

сохранение

средства.

текстового

Создаёт

документа.

текстовые документы

Клавиши

посредством

редактирования

квалифицированного

текста.

клавиатурного письма

Редактирование

с

текста.

базовых

небольшие

использованием
средств

текстовых редакторов.
Осуществляет набор и
редактирование текста
30

средствами текстового
редактора.
Раздел 4. Алгоритмы и логика (5 ч)
Элементы

Введение

в Раскрывает

смысл

математической

логику. Объект, изучаемых понятий

логики

имя

2ч

объектов, («объект»,

свойства

«высказывание»).

объектов.

Определяет объекты и

Высказывания.

их свойства.

Истинность

Классифицирует

простых

объекты.

высказываний.

Анализирует

Высказывания с логическую структуру
отрицанием.

высказываний.
Строит

логические

высказывания
с отрицанием.
Исполнители

и Определение

Анализирует

алгоритмы.

алгоритма.

предлагаемые

Алгоритмические

Команда,

последовательности

конструкции

программа,

команд на наличие у

исполнитель.

них

Свойства

алгоритма.

алгоритма.

Анализирует

Линейные

изменение значения

алгоритмы.

величин

таких

3ч

свойств

при

Работа в среде пошаговом
формального

выполнении

исполнителя.

алгоритма.

Поиск

Строит

оптимального

алгоритмическую

пути.

конструкцию
«следование».
Работает

в

среде
31

формального
исполнителя.
Раздел 5. Графический редактор (5 ч)
Компьютерная

Стандартный

Анализирует

5ч

графика

графический

пользовательский

редактор.

интерфейс

Создание

и применяемого

сохранение

программного

графического

средства.

файла.

Создаёт и редактирует

Основные

изображения

инструменты

с

стандартного

инструментов

графического

растрового

редактора:

графического

помощью

заливка, фигуры, редактора.
цвет,

ластик,

подпись, кисти.
Раздел 6. Систематизация знаний (4 ч)
Систематизация

Обобщает

знаний

и систематизирует

4ч

материал курса
Резерв 6 часов
3

КЛАСС

Темы занятий

Содержание
программы

Основные виды
деятельности
учащихся при
изучении темы
(на уровне учебных
действий)

Кол-во
часов

Дата
проведени
я

Раздел 1. Введение в ИКТ (6 ч)
Информация

и Понятие

Раскрывает смысл

информационные

«информация».

изучаемых понятий

процессы

Виды

(«информатика»,

информации по

«информация»,

2ч

32

форме

«носитель

представления.

информации»,

Способы

«хранение»,

организации

«передача»,

информации

«обработка»,

и

«источник

информационны

информации»,

е процессы.

«приёмник

Хранение,

информации», «канал

передача,

связи»).

обработка (три

Определяет виды

вида обработки

информации по форме

информации).

представления.

Носитель

Использует различные

информации

способы организации

(виды носите-

информации при

лей

осуществлении

информации).

информационных

Источник

процессов.

информации,

Определяет виды

приёмник

носителей

информации.

информации.

Способы

Определяет виды

организации

обработки

информации:

информации.

таблицы, схемы,
столбчатые
диаграммы.
Представление
информации.
Виды
информации по
способу
представления.
33

Компьютер

— Аппаратное

Получает

универсальное

обеспечение

информацию о

устройство

компьютера.

характеристиках

обработки данных

Устройства

компьютера.

компьютера:

Определяет

микрофон,

устройства

камера,

компьютера и их

клавиатура,

назначение.

2ч

мышь, монитор,
принтер,
наушники,
колонки,
жёсткий диск,
процессор,
оперативная
память,
системный блок
(описание и
назначение).
Компьютер —
универсальное
устройство для
работы с
информацией.
Программы
данные

и Программное

Раскрывает смысл

обеспечение

изучаемых понятий

компьютера

(«программа»,

(примеры и

«программное

назначение).

обеспечение»,

Основные

«Рабочий стол»,

элементы

«меню “Пуск”»,

рабочего окна

«файл», «папка»).

программы.

Определяет

Рабочий стол.

программные

2ч

34

Ярлык

средства,

программы.

необходимые для

Меню «Пуск»,

осуществления

меню программ.

информационных

Файлы и папки

процессов при

(инструкции по

решении задач.

работе с

Оперирует

файлами и

компьютерными

папками:

информационными

закрыть,

объектами в наглядно-

переименовать,

графическом

создать,

интерфейсе.

открыть,

Выполняет основные

удалить). Поиск

операции с файлами и

информации.

папками.
Ищет информацию в
сети Интернет.

Раздел 2. Текстовый процессор (4 ч)
Текстовые

Текстовый

Анализирует

документы

процессор.

пользовательский

Создание и

интерфейс

сохранение

применяемого

текстового

программного

документа.

средства.

Интерфейс

Создаёт небольшие

текстового

текстовые документы

процессора.

посредством

Редактирование

квалифицированного

текста.

клавиатурного

Инструменты

письма с

редактирования:

использованием

удалить,

базовых средств

копировать,

текстовых

вставить,

процессоров.

4ч

35

разделить на

Форматирует

абзацы,

текстовые документы

исправить

(изменение шрифта,

ошибки.

кегля, начертания,

Форматирование цвета).
. Инструменты

Вставляет в документ

форматирования

изображения

: шрифт, кегль,

и изменяет их

начертание,

положение.

цвет.
Изображения в
тексте:
добавление,
положение.
Раздел 3. Графический редактор (4 ч)
Компьютерная

Стандартный

Анализирует

графика

графический

пользовательский

редактор.

интерфейс

Создание и

применяемого

сохранение

программного

графического

средства.

файла.

Создаёт и редактирует

Инструменты

изображения

графического

с помощью

редактора:

инструментов

4ч

заливка, фигуры, растрового
цвет, ластик,

графического

подпись, кисти,

редактора.

фон, контур

Применяет навыки

фигур, масштаб,

работы с фрагментами

палитра. Работа

рисунка при создании

с фрагментами

изображений.

картинок.
Копирование
36

фрагмента
изображения.
Добавление
цвета в палитру.
Масштабирован
ие изображений.
Раздел 4. Логика (6 ч)
Элементы

Объект,

Группирует объекты

математической

свойство

по общим и

логики

объекта,

отличительным

группировка

признакам.

объектов, общие

Анализирует

и отличающие

логическую структуру

свойства.

высказываний.

Нахождение

Осуществляет работу

лишнего

с логическими

объекта.

конструкциями «все»,

Высказывания.

«ни один»,

Одинаковые по

«некоторые».

смыслу

Применяет навыки

высказывания.

работы с объектами и

Логические

высказываниями для

конструкции

логических

«все», «ни

преобразований.

один»,
«некоторые».
Решение задач с
помощью
логических
преобразований.
Раздел 5. Алгоритмы. Блок-схемы (5 ч)
Исполнители

и Алгоритмы и

Анализирует

алгоритмы.

языки

предлагаемые

Алгоритмические

программирован

последовательности

5ч

37

конструкции

ия. Свойства

команд на наличие у

алгоритмов:

них таких свойств

массовость,

алгоритма.

результативност

Определяет по блок-

ь, дискретность,

схеме, для решения

понятность.

какой задачи

Понятие

предназначен данный

«Алгоритм».

алгоритм.

Способы

Анализирует

записи

изменение значения

алгоритмов.

величин при

Команда.

пошаговом

Программа.

выполнении

Блок-схема.

алгоритма.

Элементы блок-

Сравнивает различные

схемы: начало,

алгоритмы

конец, команда,

решения одной

стрелка.

задачи.

Построение

Создаёт, выполняет

блок-схемы по

вручную и на

тексту.

компьютере

Циклические

несложные алгоритмы

алгоритмы.

с использованием

Блок-схема

циклов и ветвлений

циклического

в визуальной среде

алгоритма.

программирования.

Элемент
блок-схемы:
цикл.
Построение
блок-схемы
циклического
алгоритма по
блок-схеме
38

линейного
алгоритма.
Работа в среде
формального
исполнителя.
Раздел 6. Систематизация знаний (3 ч)
Систематизация

Обобщает

знаний

и систематизирует
материал курса.

Резерв 6ч
4

КЛАСС

Темы занятий

Содержание

Основные

виды Кол-во

программы

деятельности

часов

учащихся

при

изучении

темы

(на уровне

Дата
проведения

учебных

действий)
Раздел 1. Введение в ИКТ (5 ч)
Информация

Понятие

Определяет

виды

и информационны

«информация».

информации

е процессы

Виды

способу

по

получения

информации по и по

форме

форме

представления.

представления.

Использует различные

Способы

способы организации

организации

информации

информации

осуществлении

и информационн

информационных

ые

2ч

при

процессы. процессов.

Хранение,
передача,
обработка
(развёрнутое
39

представление).
Источник
информации,
приёмник
информации.
Компьютер —

Компьютер

как Определяет

2ч

универсальное

универсальное

устройство

устройство

обработки данных

передачи,

назначение.

хранения

Классифицирует

и обработки

устройства

информации.

компьютера

Аппаратное

основные,

обеспечение

периферийные,

компьютера:

устройства

ввода,

микрофон,

устройства

вывода

камера,

и устройства

клавиатура,

вывода.

устройства

для компьютера

и их

на

вводаПолучает

мышь, монитор, информацию
принтер,

о характеристиках

наушники,

компьютера.

колонки,
жёсткий

диск,

оперативная
память,
процессор,
системный блок,
графический
планшет,
гарнитура,
сенсорный
экран. Основные
и периферийные
устройства
40

компьютера.
Устройства
ввода,

вывода

и ввода

–

вывода.
Программы

Программное

Раскрывает

смысл

и данные

обеспечение

изучаемых

понятий

(основные

(«программа»,

и прикладные

«программное

программы).

обеспечение»,

Операционная

«операционная

система. Кнопки система»,
управления

1ч

«Рабочий

стол», «меню “Пуск”»,

окнами. Рабочий «файл»,

«папка»).

стол.

Меню Определяет

«Пуск»,

меню программные

программ.

средства,

Файловая

необходимые

система

осуществления

компьютера.

информационных
процессов

для

при

решении задач.
Оперирует
компьютерными
информационными
объектами в нагляднографическом
интерфейсе.
Выполняет основные
операции

с файлами

и папками.
Раздел 2. Графический и текстовый редакторы (4 ч)
Компьютерная

Графический

Анализирует

графика

редактор.

пользовательский

2ч

41

Создание

интерфейс

и сохранение

применяемого

графического

программного

файла.

средства.

Инструменты

и редактирует

графического

изображения

редактора:

с помощью

карандаш,

инструментов

Создаёт

заливка, фигуры растрового
(дополнительны
е

графического

параметры редактора. Применяет

фигур),

цвет, навыки

ластик,

работы

текст, с фрагментами

кисти.

рисунка при создании

Добавление

изображений.

новых

цветов

в палитру,
изменение
масштаба
изображения
и размера
рабочего
полотна.
Копирование
и вставка
фрагмента
изображения.
Коллаж.
Текстовые

Текстовый

Анализирует

2ч

документы

процессор.

пользовательский

Создание

интерфейс

и сохранение

применяемого

текстового

программного

документа.

средства.

Создаёт
42

Редактирование

небольшие текстовые

текста

документы

средствами

посредством

текстового

квалифицированного

процессора

и с клавиатурного письма

использованием

с использованием

«горячих»

базовых

клавиш.

текстовых

Инструменты

процессоров.

редактирования:

Форматирует

удалить,

текстовые документы

копировать,

(изменение

вставить,

кегля,

разделить

средств

шрифта,

начертания,

на цвета).

абзацы,

Вставляет в документ

исправить

изображения

ошибки.

и изменяет

их

Форматирование положение.
Инструменты

Создаёт

форматирование

маркированные

: шрифт, кегль, и нумерованные
начертание,

списки.

цвет.
Изображения

в

тексте:
добавление,
положение.
Маркированные
и нумерованные
списки.
Раздел 3. Редактор презентаций (5 ч)
Мультимедийные

Знакомство

с Раскрывает

смысл

презентации

редактором

изучаемых

понятий

презентаций.

(«презентация»,

5ч

43

Способы

«редактор

организации

презентаций»,

информации.

«слайд»).

Добавление

Анализирует

объектов

на пользовательский

слайд: заголовок, интерфейс
текст,

таблица, применяемого

схема.

программного

Оформление

средства.

слайдов.

Определяет

условия

Действия

со и возможности

слайдами:

применения

создать,

программного

копировать,

средства для решения

вставить,

типовых задач.

удалить,

Создаёт презентации,

переместить.

используя

Макет слайдов.

шаблоны.

готовые

Раздел 4. Алгоритмы 1 (5 ч)
Элементы

Объекты и

математической

свойства.

логики

Объект,

их Группирует

объекты

по

2ч

общим

имя и отличительным

объектов,

признакам.

свойства

Анализирует

объектов.

логическую структуру

Логические

высказываний.

утверждения.

Строит

Высказывания:

высказывания

логические

простые,

с с отрицанием.

отрицанием,

с

конструкциями
«все»,

Строит

логические

высказывания

«ни с конструкциями

один»,

«все»,

«ни

один»,

«некоторые»,

«некоторые»,

«и»,
44

сложные

с «или».

конструкциями

Вычисляет

истинное

«и», «или».

значение логического
выражения.

Язык

Алгоритмы.

Определяет

по

программирования

Визуальная

программе,

для

среда

решения

программирован

какой

ия

предназначена.

Scratch.

Программирует

Интерфейс

линейные

визуальной

циклические

среды

алгоритмы.

программирован

Осуществляет

ия

задачи

Scratch. действия

Линейный
алгоритм

3ч

она

и

со

скриптами.
и

программы.
Скрипты

на

Scratch.
Действия

со

спрайтами:
смена костюма,
команд
«говорить»,
«показаться»,
«спрятаться»,
«ждать».
Раздел 5. Алгоритмы 2 (5 ч)
Язык

Scratch:

программирования

анимация,

циклы, Определяет

по

программе,

для

5ч

повороты (угол, решения какой задачи
градусы,

она предназначена.

градусная мера)

Программирует
45

и вращение,

линейные,

движение.

циклические

Алгоритм

и разветвляющиеся

с ветвлением

алгоритмы.

и его

блок

- Осуществляет

схема.

действия

Использование

скриптами.

условий

со

при

составлении
программ

на

Scratch.
Раздел 6. Систематизация знаний (4 ч)
Систематизация

Обобщает

знаний

и систематизирует

4ч

материал курса.
Резерв 6ч

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».