МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации Николаевского
муниципального района
МБОУ СОШ № 5
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО
замдиректора по УВР
Директор
Руководитель ______ Э.А. Цветкова
_______________С.Ю. Буш
_____________О.В. Карпец
Протокол № 1
«28» августа 2024 г.
от «28» августа 2024 г.
Приказ № 105-осн
от «28» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Я-ты-он-она - вместе целая
страна»
для обучающихся 5 классов
г. Николаевск на Амуре, 2024г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна»
разработана с целью приобщения обучающихся к российским
традиционным
ценностям;
духовно-нравственным
развития
инициативности
и
социокультурным
и
самостоятельности
пятиклассников, умения работать в коллективе; ориентирована на
создание благоприятных условий для адаптации при переходе на
следующий уровень образования.
Ценностно-целевыми
воспитания
являются
основаниями
федеральной
традиционные
российские
программы
духовно-
нравственные ценности. Их сохранение и укрепление является одной
из стратегических целей системы образования, что закреплено Указом
президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 и Стратегией
национальной безопасности Российской Федерации.
В
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом основного общего образования, ООП
ООО реализуется посредством урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и
другими институтами воспитания.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна»
(далее — Программа) разработана с целью приобщения обучающихся
5 классов к российским традиционным духовно-нравственным и
социокультурным
ценностям.
Данная
Программа
является
преемственной по отношению к программе социальной активности
для обучающихся начальных классов «Орлята России».
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей» Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №
400
«О
Стратегии
национальной
безопасности
Российской
Федерации»
Актуальность Программы
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных
механизмов, одним из которых является внеурочная деятельность
обучающегося.
Под
образовательная
внеурочной
деятельность,
деятельностью
направленная
понимается
на
достижение
планируемых результатов освоения основных образовательных
программ
(предметных,
метапредметных
и
личностных),
осуществляемая в формах, отличных от урочной.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать
активность
и
самостоятельность
индивидуальную
и
групповую
обучающихся,
работы,
сочетать
проектную
и
исследовательскую деятельность,экскурсии, походы, деловые игры и
пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл
занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным
проблемам современного мира. Данные занятия должны быть
направлены
на
удовлетворение
социальных
интересов
и
потребностей обучающихся. Основная цель занятий — развитие
важных для жизни подрастающего человека социальных умений:
заботиться
о
других
и
организовывать
свою
собственную
деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и
нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать
другие точки зрения.
Основная задача, решаемая с помощью занятий, - обеспечение
психологического благополучия обучающихся в образовательном
пространстве школы, создание условий для развития ответственности
за формирование макро и микрокоммуникаций, складывающихся в
образовательной
организации,
понимания
обучающимися
зон
личного влияния на уклад школьной жизни.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного
возраста к подростковому, поэтому среди пятиклассников можно
увидетьи еще «психологических младшекласников», и одновременно
младших подростков. Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция
школьника, которую он занимал в начальных классах. У него
появляется возможность к построению обобщений в более сложной
деятельности по усвоению норм взаимоотношений, что выражается в
активизации интимно-личностного и стихийно-группового общения.
Фактически
в
пятом
классе
происходит
переход
ведущей
деятельности ребенкаот учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью
меняется характер обучения по сравнению с начальной школой,
поэтому особое внимание в Программе уделено вопросам адаптации
школьников к новым условиям. Происходит активное формирование
ценностной сферы личности, определяются жизненные перспективы.
Дети осознают себя и свои возможности, интересы, способности, у
них формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на
свое будущее. В этом возрасте актуализируются потребности в
установлении
доверительных
отношений,
признании
и
самоутверждении, главным образом, в группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на
других людей. Они начинают осознавать и нести ответственность за
свои
поступки,
внешняя
регуляция
активности
смещается
к
внутренней регуляции. Деятельность с одной стороны должна
отвечать потребностям пятиклассника в самоутверждении, а с другой
— создавать условия для развертывания отношений с товарищами и
признания его реальной значимости как полноправного члена
общества. Участие в такой деятельности обеспечивает признание
взрослых и в то же время создает возможности для построения
разнообразных отношений со сверстниками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные
события, под которыми понимаются субъект-субъектные формы
взаимодействия взрослого и ребенка, в которых активность взрослого
способствует овладению представлениями о какой-либо ценности,
формированию отношения к ней и к приобретению ребенком
собственного
опыта
преобразовывает
ее
переживания.
персональный
В
событиях
социальный
опыт
ребенок
на
личные
установки и позиции, включается в многообразные социальные связи,
является исполнителем разных ролевых функций, тем самым
преобразует окружающее общество и себя. Участие ребенка в такого
рода событиях обеспечивает активную социализацию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна»
разработана с учетом указанных выше возрастных особенностей
пятиклассников,
социальной
образовательной организации
ситуации
и
развития
направлена
на
их
детей
в
активную
социализацию.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: приобщение обучающихся к российским
традиционным
духовно-нравственным
и
социокультурным
ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и
психологических особенностей.
Задачи Программы:
создание условий для усвоения обучающимися социальных норм,
духовно-нравственных ценностей, традиций;
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям,
традициям
социокультурного
опыта
поведения,
общения,
межличностных и социальных отношений;
развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности,
самопознания, ответственности, умения работать в коллективе;
обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся
5-х классов при переходе на следующий уровень образования.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ
Методологическими
основаниями
Программы
являются
аксиологический, антропологический и системно-деятельностный
подходы:
аксиологический
подход
предполагает,
что
воспитание
представляет собой социальную деятельность, направленную на
передачу
ценностей
от
старшего
поколения
к
младшему.
Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях,
приобретают социокультурный опыт; у них формируется моральная
рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура;
антропологический
подход
предполагает
становление
и
воспитание человека во всей полноте его природных, социальных
и духовных характеристик. Воспитание человека осуществляется в
системе реальных жизненных связей и отношений в событийных
общностях, в которых происходит зарождение нравственного
сознания,
обретается
опыт
нравственного
поведения,
что
в
совокупности с личностными особенностями составляет основу
субъектности ребенка;
системно-деятельностный подход обуславливает системную
реализацию воспитательного потенциала содержания образования,
формирование и развитие у обучающихся мотивации к учебной
деятельности, развитие субъектной личностной позиции на основе
опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора.
В основе Программы лежит понятие образовательного события,
которое было введено в педагогическую систему А. С. Макаренко и
закреплено
классической
Образовательное событие —
традиционной
педагогикой.
это особая форма организации
совместной деятельности детей и взрослых, которая предполагает
инициативные формы включения и создание «продукта совместной
деятельности», позволяющая ребенку приобретать собственный
опыт переживания той или иной ценности. В воспитательном
событии осуществляется взаимное обогащение
воспитательного
самостоятельности,
пятиклассников.
процесса.
Оно
всех
субъектов
способствует
развитию
ответственности,
инициативности
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Классные
п/
события
п
1 «Моя
школа мои
возможнос
ти»
2
«Моя семья —
моя опора»
ИТОГО: 5
3 «Мой
выбор —
моя
ответстве
нность»
ИТОГО: 8
4 «Мои знания —
моя сила»
Темы занятий
Занятие 1.
«Какие мы?»
Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»
Занятие 4. «Школьные старты» (подготовка)
Занятие 5. «Школьные старты»
Занятия 6–7. «Мы — команда»
Занятие 8.
«История моей семьи»
Занятие 9.
«Семья — начало всех начал»
Занятие 10.
«Правила счастливой семьи» (подготовка)
Занятия 11–12.
«Правила счастливой семьи»
Количество
часов
1
2
1
1
2
ИТОГО: 7
1
1
1
2
Занятие 13.
«Моя гражданская позиция: почему важно
выбирать»
Занятие 14.
«Цифровая грамотность и безопасность в
сети»
Занятие 15.
«Безопасное использование цифровых
ресурсов»
Занятие 16.
«Финансовая безопасность»
Занятие 17.
«Планируем бюджет»
Занятие 18.
«5 правил финансовой грамотности»
Занятия 19–20.
«Мы выбираем»
1
Занятия 21–22.
«Чудеса науки»
Занятие 23.
«Эмоциональный интеллект»
Занятие 24.
«Правильные привычки: здоровое питание»
2
1
1
1
1
1
2
1
1
ИТОГО: 7
5 «Моя
страна —
моя
история»
ИТОГО: 5
Итоговое занятие
ИТОГО: 34 часа
Занятия 25.
«Правильные привычки: правила
безопасности»
Занятия 26–27.
«В здоровом теле — здоровый дух»
1
Занятие 28.
«Аллея памяти»
Занятие 29.
«Живет герой на улице родной»
Занятие 30.
«Через года, через века помните…»
Занятия 31–32.
«Зарница»
1
«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ
СТРАНА»
2
1
1
2
2
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в
каждом из которых отражаются особенности личностного развития
ребенка, его воспитания и социализации. Активная социализация
осуществляется через овладение представлениями о ценностях,
нормах
и
правилах
поведения
в
обществе;
формирование
ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с
ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на
развитие представлений ребенка о школе как единой общности,
помогающей
развить
сформировать
навыки
его
индивидуальные
активной
социальной
способности,
деятельности
в
коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат такие
ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и
командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение
семейных
ценностей
и
традиций,
актуализирует
у
детей
представления о семье как важнейшем социальном институте.
Событие
актуализирует такие
ценности,
как
крепкая
семья,
милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на
развитие умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах
жизни. В основе данного события лежат такие ценности, как
справедливость,
гуманизм,
гражданственность,
выбор
и
ответственность, праваи свободы человека, приоритет духовного над
материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению
детей
к
миру
научного
знания,
формированию
навыков
познавательной деятельности. Данное событие строится на таких
ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие
патриотических
гражданской
чувств
детей,
идентичности.
формирование
Данное
общероссийской
событие
способствует
актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм,
историческая
память и
преемственность
поколений,
единство
народов России, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из
которых состоит из трех частей.
Первая
часть
—
«информирование»:
ребенок
получает
информацию, формирующую у него представления о какой-либо
ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события.
Вторая
информации
часть
—
ребенку
«практика»:
предлагаются
в
контексте
полученной
практические
задания,
выполнение которых способствует формированию отношения к
транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной
информации и проделанной самостоятельной работы ребенок при
поддержке педагога делает выводы о полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором
дети демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной
деятельности, делятся индивидуальным опытом по каждому из
занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего
события для группы.
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники,
которые позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт.
Такимобразом, в конце учебного года у каждого пятиклассника будет
иметься собственная
брошюра,
иллюстрирующая
его
путь
в
Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на
которой дети демонстрируют полученные в течение учебного года
знанияи умения, подводят коллективные и индивидуальные итоги.
Таким образом, у пятиклассников происходит построение
логической цепочки от собственного опыта проживания каждого
занятия к ознакомлению с опытом других детей и к формированию
общего отношения классного коллектива к прожитому ими событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Яты- он-она — вместе целая страна» и наглядно демонстрирует
особенности протекания активной социализации на практике, когда
знания и опыт отдельного субъекта, с одной стороны, интегрируются
в общее социальное пространство, а с другой стороны, дополняют и
обогащают опыт самого субъекта новыми коллективными знаниями.
Основными
формами
взаимодействия
педагогов
с
обучающимися являются: классный час, творческая мастерская
хакатон,
квест-игра,
которые
направлены
на
формирование
ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать
не только учебный кабинет, закрепленный за классом, но и другие
помещения образовательной организации (спортзал, библиотеку,
рекреации и т. д.), а также пришкольную территорию. Кроме того,
Программа предусматривает организацию экскурсий, мастер-классов
и других занятий за пределами школы на территории социальных
партнеров.
Приветствуется
подготовке
и
активное
проведении
старшеклассников
участие
занятий
(наставников),
самих
Программы,
других
родителей и социальных партнёров школы.
обучающихся
педагогов
а
в
также
школы,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение
достижений
школьниками
следующих
личностных
и
метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей
программы воспитанияв общеобразовательных организациях.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление
об основных правах, свободах
социальных
и
обязанностях
гражданина,
нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремление
к
взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской
идентичности
многоконфессиональном
обществе,
в
поликультурном
проявление
исследованию родного языка, истории,
культуры
интереса
и
к
Российской
Федерации, своего края, народов России,к истории и современному
состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на
моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
возникающих в процессе реализации проектов или исследований,
осознание важности морально-этических принципов в деятельности
исследователя; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия: осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков,
курения) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям,
в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и других без осуждения; умение
осознавать эмоциональное
управлять
состояние
собственным
себя
и
других,
эмоциональным
умение
состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая семью, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность
действоватьв условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение
учиться у
других
людей,
осознавать
в
совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных,
осознавать
дефициты
собственных
компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
знаний
и
В сфере овладения универсальными учебными познавательными
действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов
(явлений);
устанавливать
существенный
признак
классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинноследственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы
с
использованием
умозаключений,
умозаключений
дедуктивных
по
и
аналогии,
индуктивных
формулировать
гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения
учебной задачи; формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы
при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
задачи;
выбирать,
интерпретировать
анализировать,
информацию
систематизировать
различных
видов
и
и
форм
представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие
одну
и
ту же идею, версию) в различных
информационных источниках.
В
сфере
овладения
универсальными
учебными
коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать
суждения, выражать эмо ции в соответствии с целями и условиями
общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных
текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично
представлять
результаты
исследования,
проекта);
выполненного
опыта
самостоятельно
(эксперимента,
выбирать
формат
выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории
и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием
иллюстративных
материалов;
понимать
и
использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения
групповых
форм
взаимодействия
при
решении
поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться,
планировать
организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять
задачи
между членами
команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать
свои действия с другими членами команды; оценивать качество
своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия;
сравнивать
результаты с исходной зада- чей и вклад каждого члена команды в
достижение
результатов,
разделять
сферу
ответственности
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
и
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными
действиями: выявлять проблемы для решения в жизненных и
учебных
ситуациях;
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм
решения задачи (илиего часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план
действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность
за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и
рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения; учитывать контекст и пред- видеть трудности, которые
могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности,
оценку приобретенному опыту, уметь находить
давать
позитивное в
произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на
основе
новых
обстоятельств,
изменившихся
ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; различать; выявлять
и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать
способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому
человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же
право другого; принимать себя и других без осуждения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации Программы и обеспечения единых
подходов
к
ее
реализации
разработан
учебно-методический
комплекс, состоящий из отдельных тетрадей по каждому событию, в
которых
содержатся
методические
рекомендации
педагогу,
помогающие ему грамотно организовать деятельность школьников.
Разработки занятий представлены в виде технологических карт.
Технологическая
карта
представляет
собой
документ,
регламентирующий деятельность педагога по планированию и
организации образовательного процесса на занятии в соответствии с
требованиями
ФОП
ООО.
Технологическая
карта
является
обобщенно-графическим выражением сценария урока, основой его
проектирования, средством представления индивидуальных методов
работы педагога. В каждой технологической карте представлено
описание необходимого для проведения занятия материальнотехнического обеспечения, а также обозначено
пространство,
соответствующее условиям проведения занятия.
В приложениях к соответствующим технологическим картам
размещены необходимые для проведения занятий демонстрационные
и раздаточные материалы.
При
разработке
использовался
принцип
методических
материалов
вариативности,
к
позволяющий
занятиям
педагогу
самостоятельно выбрать задания, формы занятий в зависимости от
имеющихся в образовательной организации материально-технических
и кадровых ресурсов, а также уровня сформированности классного
коллектива.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)