Победа 80

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр» для 5-9 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации Николаевского муниципального
района
МБОУ СОШ № 5

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель ШМО_______ Э.А. Цветкова
Протокол № 1
от «28» августа 2024г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора УВР
_______________С.Ю. Буш
от «28»августа 2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор ________О.В. Карпец
Приказ № 105-осн.
от «28» августа 2024 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86
Владелец: Карпец Ольга Викторовна
Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Театр»
для обучающихся 5-9 классов

г. Николаевск-на-Амуре, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность

программы:

Курс

программы

внеурочной

деятельности направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей
школьников в художественно - эстетическом развитии, формирование и
развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и
поддержку талантливых детей.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр» разработана
в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-

Федерального

государственного

стандарта

основного

общего

образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021
№ 287;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от
28.01.2021 № 2.
Актуальность программы
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных
задач

общества

и

государства

является

воспитание

нравственного,

ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В
Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

общего

образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения
системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную
основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности,

принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального
партнерства школы с семьей.
Данная программа направлена на создание условий для развития
творческой личности и создание условий для её самореализации. Занятия
театральной деятельностью не только развивают психические функции
личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую
универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству
в любой области. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и
синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки
постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями,
умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть
непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии
игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально
положительный

результат.

В

то

же

время

театральное

искусство

(театрализация) способствует внешней и внутренней социализации ребёнка,
т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство
товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества,
необходимые

для

успешного

взаимодействия

с

социальной

средой;

пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и
более осмысленно; активизирует и развивает интеллектуальные и творческие
способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста
и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Реализация программы с помощью выразительных средств театрального
искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только
знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и
учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события,
взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра
способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов
детского

творчества

(художественно-речевого,

музыкально-игрового,

танцевального,

сценического)

в

жизни

школьника.

Одновременно

способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного
диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Цель курса «Театр»: приобщение обучающихся к искусству театра,
развитие творческих способностей и формирование социально активной
личности средствами театрального искусства. Формирование обязательного
минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных
ролей обучающихся.
Задачи курса:
- формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и
малыми социальными группами;
- развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства
сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения;
- формирование интереса к театру как средству познания жизни,
духовному обогащению;
- развитие творческих способностей;
-

создание

благоприятной

эмоциональной

атмосферы

общения

обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти
себя» поверить в свои силы;
- ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры,
духовными ценностями отечественной культуре
В программу входят теоретические и практические знания. Программа
построена таким образом, чтобы обучающиеся не только усвоили
информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни.
В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы
следующие результаты:
Личностные результаты:
- умение слаженно работать в коллективе, оценивать собственные
возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;

- приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- создание предпосылок для объективного анализа своей работы и
работы товарищей;
- стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
-

планировать

решение

учебной

задачи:

выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
(«убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно»);
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом
возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной
(неуспешной) деятельности;
- оценивать результаты деятельности (чужой, своей);
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
(отвечая на вопрос «что я не знаю и не умею?»), находят ошибки,
устанавливают их причины.
Познавательные универсальные учебные действия:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеосюжетов, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах,
чтении по ролям
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность;

- работать в группе, учитывать мнения партнёров;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями
речевого этикета;
- составлять устные монологические высказывания, «удерживают»
логику повествования, приводить убедительные доказательства;
-

уметь

самостоятельно

выбирать,

организовывать

небольшой

творческий проект, импровизировать;
- работать в группе, в коллективе;
- выступать перед публикой, зрителями.
Предметные результаты:
- знать особенности театра как вида искусства, виды театров, правила
поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
- иметь представление о театральных профессиях;
- знать теоретические основы актерского мастерства, пластики и
сценической речи; упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
упражнения для снятия мышечных зажимов; базовые упражнения для
проведения актерского тренинга; правила проведения рефлексии.
- уметь ориентироваться в сценическом пространстве, выполнять
простые действия на сцене;
- взаимодействовать на сценической площадке с партнeром;
- произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
- создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ;

- передавать образы с помощью вербальных и невербальных
выразительных средств.
Формы и методы работы с обучающимися:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки
дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
1. Индивидуальные: беседа, дискуссии, консультация, обмен мнениями,
совместный поиск решений, совместное

решение проблемы, диагностика,

тестирование, анкетирование.
2. Творческие группы, тренинги.
3. Конкурсы, игры, презентации, выставки, экскурсии, встречи
с интересными людьми, работниками культуры и искусства.
4. Спектакли и театрализованные праздники.
Место курса в учебном плане:
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 5 всего на реализацию курса
внеурочной деятельности «Театр» в 5-8 классах отводится 1 час в неделю в
каждом классе
Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.
Занятия курса рассчитаны на 34 учебных часов для обучающихся 5-8 классов
один раз в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Раздел 1. «Азбука театра»
Вводное занятие. Знакомство с обучающимися. Ознакомление с
режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и
программой. Устав и название коллектива. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в автобусе,
правилами противопожарной безопасности. Беседа о театре. Театр вокруг нас.
Ролевая игра «Мы идем в театр». О профессии актера и его способности

перевоплощаться. Игры «По правде и понарошку», «Одно и то же поразному».
Театр как вид искусства. Особенности театрального искусства. Виды
театров. Правила поведения в театре. Устройство сцены и театра. Театральные
профессии. Актер – главное «чудо».
Раздел 2. «Сценическая речь»
Предмет сценической речи.
Диапазон звучания. Темп речи. Интонация. Дыхательная гимнастика,
фонационная

(звуковая)

гимнастика.

Артикуляционная

гимнастика.

Гигиенический массаж, вибрационный массаж.
Художественное чтение.
Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Основы
практической работы над голосом
Выразительное чтение.
Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи, посыл звука в
зрительный зал. Участие в играх на

выразительность и громкость голоса:

«Оркестр», «Метание звуков», «Звук и движение».
Дикционные упражнения.
Выполнение дикционных упражнений, произнесение скороговорок.
Голосовой тренинг. Выразительное чтение по ролям. Разучивание и
инсценировка чистоговорок, скороговорок и стихов.
Развитие навыка логического анализа текста.
Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских
стишков). Знаки препинания, грамматические паузы, логические ударения.
Игры со словами и звуками.
Участие в играх со словами и звуками: «Ворона», «Чик-чирик»,
«Мишень», «Сочиняю я рассказ». «Все слова на букву…». Упражнения
«и,э,а,о,у,ы»; двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы-ббы» и т.п.
Раздел 3. «Актерская грамота».
Работа актера над собой.

Особенности сценического внимания.
Особенности сценического внимания. Тренинги на внимания
Значение дыхания в актерской работе.
Значение дыхания в актерской работе. Выполнение упражнений: на
развитие сценического внимания. Работа над дыхание.
Мышечная свобода.
Мышечная свобода. Зажим. Тренинги и выполнение упражнений с
приемами релаксации
Понятие о предлагаемых обстоятельствах.
Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Выполнение этюдов: на
достижение цели, на события, на зону молчания, на рождение слова, этюдовнаблюдений.
Сценическая задача и чувство.
Сценическая

задача

и

чувство.

Выполнение

упражнений

на

коллективную согласованность действий
Раздел 4. «Театральные игры».
Понятие «театральная игра».
Понятие «театральная игра». Значение игры в театральном искусстве.
Воображение и вера в вымысел.
Понятие «Предлагаемые обстоятельства».
Понятие «Предлагаемые обстоятельства». Выполнение упражнений на
предлагаемые обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играхпревращениях, сюжетных играх.
Составление этюдов.
Составление

этюдов.

Индивидуальные

и

групповые

этюды.

Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений.
Сочинение и представление этюдов по сказкам.
Импровизация.
Выполнение музыкальных этюдов. Выполнение упражнений: «Сказка»,
«Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь», «Три точки».

Раздел 5. «Ритмопластика».
Пластика. Мышечная свобода. Жесты. Выполнение основных позиций
рук,

ног,

постановки

корпуса.

Работа

над

жестами

(уместность,

выразительность). Участие в играх на жестикуляцию (плач, прощание,
встреча). Выполнение этюдов на основные эмоции (грусть, радость, гнев)
Тренировка суставно-мышечного аппарата.
Тело человека: его физические качества, двигательные возможности,
проблемы и ограничения. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного
отдела.
Речевая и двигательная гимнастика.
Речевая и двигательная гимнастика. Выполнение упражнений при
произнесении элементарных стихотворных текстов. Произношение текста в
движении. Тренировочный бег. Бег с произношением цифр, чтением стихов,
прозы
Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы.
Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. Перестроение в
указанные (геометрические) фигуры. Хлопки, ходьба, бег в заданном ритме.
Выполнение упражнений на запоминание и воспроизведение ритмического
рисунка, для развития актерской выразительности
Пластическая импровизация на музыку разного характера.
Пластическая импровизация на музыку разного характера. Участие в
играх на определение сценического образа через образ музыкальный.
Слушание музыки и выполнение движений (бег – кони, прыжки – воробей,
заяц, наклоны – ветер дует и т.д.) в темпе музыкального произведения.
Раздел 6. Работа над инсценировками.
Работа над инсценировками. Чтение литературного произведение.
Разбор.
Работа над инсценировками. Разбор. Читка по ролям.
Работа

над

инсценировками.

репетиции на площадке. Разбор мизансцен.

Разучивание

текстов. Этюдные

Работа

над

инсценировками.

Разбор

мизансцен. Выполнение

сценического действия, своей задачи.
Работа над инсценировками. Выполнение сценического действия,
своей задачи. Прогон.
Работа над инсценировками.) Сценическая оценка. Прогон.
Раздел 7. Творческий отчет.
Тема 7.1. Премьерный показ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Основные виды деятельности
Количество
п/п Тема, раздел курса Основное содержание
обучающихся
часов
5 - 8 кл. Особенности театрального искусства. Ознакомление с режимом занятий,
2
1. Азбука театра
Виды театров. Правила поведения в театре. правилами поведения на занятиях,
Устройство сцены и театра. Театральные формой
одежды
и
программой.
профессии. Актер – главное «чудо».
Инструктаж по технике. Беседы о
театре, о профессии актера.
Проведение игр «По правде и
понарошку», «Одно и то же поразному».
2.

3.

Сценическая речь

5-8
кл
Предмет
сценической
речи.
Художественное
чтение.
Дикционные
упражнения. Развитие навыка логического
анализа текста. Игры со словами и звуками.

Выполнение
дыхательной,
фонационной,
артикуляционной
гимнастики. Выразительное чтение.
Участие в играх на выразительность и
громкость голоса: «Оркестр», «Метание
звуков»,
«Звук
и
движение».
Выполнение дикционных упражнений,
произнесение скороговорок. Голосовой
тренинг.
Разучивание
и
инсценировка
чистоговорок, скороговорок и стихов.
Участие в играх со словами и звуками.
Актерская грамота.- 5-8 кл. Работа актера над собой. Особенности Тренинги на внимания. Выполнение
сценического внимания. Значение дыхания в упражнений на развитие сценического
актерской работе. Мышечная свобода. внимания. Работа над дыханием.
Понятие о предлагаемых обстоятельствах.
Тренинги и выполнение упражнений с
Сценическая задача и чувство.
приемами релаксации. Выполнение
этюдов: на достижение цели, на события,
на зону молчания, на рождение слова,
этюдов-наблюдений.
Выполнение
упражнений
на
коллективную согласованность действий

5

5

12

4.

Театральные
игры.

5.

Ритмопластика

6

Работа над
инсценировками

7.

Творческий
отчет.

5-8 кл. Понятие «театральная игра». Понятие Беседы о значении игры в театральном
«Предлагаемые обстоятельства». Составление искусстве. Выполнение упражнений на
этюдов. Импровизация.
предлагаемые обстоятельства. Участие
в
играх-инсценировках,
играхпревращениях, сюжетных играх.
Составление этюдов. Индивидуальные
и групповые этюды. Сочинение и
представление этюдов по сказкам.
Выполнение музыкальных этюдов.
Выполнение упражнений: «Сказка»,
«Ассоциация»,
«Борьба
стихий»,
«Ладонь», «Три точки».
5-8 кл. Пластика. Мышечная свобода. Выполнение основных позиций рук,
Жесты. Тренировка суставно-мышечного ног, постановки корпуса. Работа над
аппарата.
жестами
(уместность,
Речевая и двигательная гимнастика. Речевая и выразительность). Участие в играх на
двигательная гимнастика. Музыкальный образ жестикуляцию
(плач,
прощание,
средствами пластики и пантомимы. Тело встреча). Выполнение этюдов на
человека:
его
физические
качества, основные эмоции (грусть, радость, гнев)
двигательные возможности, проблемы и Гимнастика на снятие зажимов рук, ног
ограничения. Музыкальный образ средствами и шейного отдела
пластики и пантомимы. Пластическая
импровизация на музыку разного характера.
5-8 кл. Работа над инсценировками. Подбор Чтение литературного произведение.
литературного произведения. Составление Разбор. Читка по ролям. Разбор.
сценария. Распределение ролей. Репетиции. Разучивание
текстов.
Этюдные
Постановка спектакля.
репетиции на площадке. Разбор
мизансцен. Выполнение сценического
действия, своей задачи Прогон.
Сценическая оценка.
Премьерный показ
Дебют участников коллектива. Показ
спектакля.

4

4

12

2

13

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир
искусства». – М.: «Искусство», 1996;
2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и
практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ,
2008;
3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике
речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;
6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава;
под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019; 7.
Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.:
«Просвещение», 1975;
8. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы». – М.:
«Просвещение», 1995;
9. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;
10. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989;
11. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей
детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001;
Интернет-ресурсы:

1.

Устройство

сцены

в

театре

http://istoriya-

teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.sht
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к помещению для занятий:
- проветриваемый кабинет (аудитория, актовый зал) с хорошим освещением или

учебный

класс,

соответствующий

требованиям

СанПиН

2.4.4.3172-14

(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014, №
41);

- аудио

и видеоаппаратура (компьютер);

- игрушки

мягкие, мячи, маты (коврики) для тренинга;

- элементы

театральных (сценических) костюмов;

- предметы

мелкого реквизита для этюдов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».