МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации Николаевского
муниципального района
МБОУ СОШ № 5
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель ШМО_______ Э.А. Цветкова
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора УВР
_______________С.Ю. Буш
от «28» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор ________О.В. Карпец
Приказ № 105-осн.
от «28» августа 2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86
Владелец: Карпец Ольга Викторовна
Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Профи-парк»
для обучающихся 5-9 классов
г. Николаевск-на-Амуре 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
основного
общего
образования
с
учётом
выбора
участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во
всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его
пределами.
Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью
подростков в самоопределении, в том числе в определении сферы будущей
профессиональной деятельности.
А это влечёт за собой необходимость в педагогическом сопровождении
профессионального самоопределения школьников, в развитии мотивации
школьника к осуществлению трудовой деятельности, в формировании
готовности школьников к выбору профессионального пути и к обучению в
течение всей жизни.
Эти важные задачи лишь отчасти решаются в учебном процессе. Работа
по программе внеурочной деятельности «Профи-парк» позволит педагогу
реализовать эти актуальные для личностного развития учащегося задачи.
Программа станет востребованной как школьниками, которые планируют
после окончания основной школы продолжить обучение в колледжах и
техникумах, так и теми, кто планирует получить среднее образование в стенах
школы. Сегодня профессионалу любой сферы деятельности необходимо
владеть набором универсальных навыков, поэтому программа ориентирована
на всех школьников вне зависимости от профиля (направленности)
предполагаемой будущей профессии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Профи-парк»
Курс внеурочной деятельности «Профи-парк» нацелен на помощь
учащемуся:
- в освоении надпрофессиональных компетенций (навыков общения,
навыков работы в команде, навыков поведения в конфликтной ситуации,
навыков сотрудничества, навыков принятия решений и ответственности за них
т. д.). Эти навыки являются важными для любой профессии, владение ими
позволит учащемуся в будущем реализовать себя как в профессиональной
сфере, так и в личной жизни;
-
в ориентации в мире профессий и
в способах получения
профессионального образования. Это позволит учащемуся в большей степени
самостоятельно делать выборы в профессиональной сфере, объективнее
оценивать свои шансы на получение профессии, корректировать свой
школьный образовательный маршрут;
- в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. Эти навыки
помогут учащемуся стать увереннее в себе, честнее с самим собой, понимать
и оценивать степень влияния других людей на свои решения, в том числе в
сфере выбора профессии;
- в формировании и развитии трёх компонентов готовности к
профессиональному
самоопределению:
мотивационно-личностного
(смыслового), когнитивного (карьерная грамотность) и деятельностного;
- в планировании жизненного и профессионального пути. Это позволит
учащемуся строить образ своего будущего, видеть задачи, которые предстоит
решить для достижения этого образа;
- в поддержании мотивации учащегося к осуществлению трудовой
деятельности. Это позволит ему видеть социальный характер любого труда,
понимать естественность каждодневных усилий как для повышения своего
будущего профессионального уровня, так и для обычного труда в семье, во
дворе своего дома.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Профи-парк»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа будет реализована в работе со школьниками 5-9 классов.
Программа курса рассчитана на 17 часов в рамках, которых предусмотрены
такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на
производство, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий,
профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации
педагога и психолога.
Программа будет реализована в течение первого полугодия учебного
года 1 раз в неделю.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом
рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике
соединить
обучающую
и
воспитательную
деятельность
педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие учащегося. Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в
примерной программе воспитания;
- в возможности включения школьников в деятельность, организуемую
образовательной организацией в рамках модуля «Профориетация» программы
воспитания;
-
в
возможности
комплектования
разновозрастных
групп
для
организации профориентационной деятельности школьников, воспитательное
значение которых отмечается в примерной программе воспитания;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих
большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми
деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых
общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается
Примерной программой воспитания.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОГРАММЕ
Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс
профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого
через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных
формах. При этом результатом работы педагога в первую очередь является
личностное развитие учащегося. Личностных результатов педагог может
достичь,
увлекая
деятельностью,
учащегося
устанавливая
совместной
во
время
и
интересной
занятий
им
обоим
доброжелательную,
поддерживающую атмосферу, насыщая занятия ценностным содержанием.
Примерная схема проведения занятий по программе может быть такой:
приветствие школьников; эмоциональная разрядка короткие игры, маленькая
притча, размышления учащихся о предложенном высказывании или цитате и
т. п.); проблематизация темы предстоящего занятия; работа по теме занятия;
рефлексия.
Особенностью
занятий
являются
их
интерактивность
и
многообразие используемых педагогом форм работы: в ходе даже одного
занятия педагог может чередовать разнообразные игры, групповую работу,
обмен мнениями, самостоятельную работу, дискуссии. Кроме того, программа
предусматривает
организацию
экскурсий,
мастер-классов,
профориентационных проб, проведение которых будет более успешным при
участии самих школьников в их организации, при участии других педагогов
школы, родителей и социальных партнёров школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФИ-ПАРК»
КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми
школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы
«Профи-парк»;
- готовность к разнообразной совместной деятельности;
- выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на
основе взаимопонимания и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа,
с
которыми
школьники
будут
знакомиться
в
ходе
профориентационных экскурсий на предприятия своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
- осознание важности свободы и необходимости брать на себя
ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:
- осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе
прикладного;
- стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду
вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой
школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным
необходимостью
профессионального
самоопределения,
осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей
профессиональной жизнью;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять
собственным
эмоциональным
состоянием
для
экономии
внутренних ресурсов;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения курса
«Профи-парк»;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной
траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе
ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает
ту или иную профессиональную деятельность;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
- ориентация в деятельности, связанной с освоением курса «Профипарк», на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира,
средством
самосовершенствования
человека,
в
том
числе
в
профессиональной сфере;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности в
процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
-
освоение
соответствующих
социального
ведущей
опыта,
основных
деятельности
возраста,
социальных
норм
и
ролей,
правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку;
- способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные
пробы в разных сферах деятельности;
- навык выявления и связывания образов, способность осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие, в том числе профессиональное;
- умение оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
-
способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски
и
последствия,
формировать
опыт,
уметь
находить
позитивное
в
произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения универсальными учебными познавательными
действиями:
- выявлять дефицит информации о той или иной профессии,
необходимой для полноты представлений о ней, и находить способы для
решения возникшей проблемы;
- использовать вопросы как инструмент для познания будущей
профессии;
- аргументировать свою позицию, мнение;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной
в ходе работы с интернет-источниками;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия, связанные с выбором будущей профессии;
- выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту
или иную специальность в новых условиях;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или
дальнейшим обучением;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации, предназначенную для остальных участников курса «Профипарк».
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями:
- воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и
условиями общения в рамках занятий, включённых в курс «Профи-парк»;
- выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;
- понимать намерения других участников занятий курса «Профи-парк»,
проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в
занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения друг с другом;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты работы, проделанной в рамках
выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной
деятельности, коллективно планировать действия по её достижению:
распределять роли,
договариваться,
обсуждать
процесс
и
результат
совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких участников курса «Профи-парк»,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и др.);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
участников курса «Профи-парк».
В
сфере
овладения
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
- выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
-
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- делать выбор и брать на себя ответственность за решения,
принимаемые в процессе профессионального самоопределения;
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей
профессии;
-
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения
курса по профориентации, уметь находить позитивное в любой ситуации;
- уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
- различать, называть и управлять собственными эмоциями;
- уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения участников курса, осознанно относиться к ним.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы основного общего
образования представлены с учётом специфики содержания предметных
областей,
затрагиваемых
в
ходе
профориентационной
деятельности
школьников.
Русский язык:
- формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения
при помощи современных средств устной и письменной речи): создание
устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и
личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научнопопулярной литературы: монолог-описание; монолог-рассуждение; монологповествование;
- участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информации, сообщение информации;
- обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой
деятельности;
- извлечение информации из различных источников, её осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями,
справочной
литературой,
в
том
числе
информационно-справочными
системами в электронной форме;
- создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм
построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; цельность и
относительная законченность; последовательность изложения (развёртывание
содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность
выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в
тексте; логичность.
Литература:
- овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать
проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения
учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила информационной
безопасности.
Иностранный язык:
- овладение основными видами речевой деятельности в рамках
знакомства со спецификой современных профессий;
- приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать
правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и
при работе в Интернете; использовать иноязычные словари и справочники, в
том числе информационно-справочные системы в электронной форме.
Информатика:
- овладение основными понятиями: информация, передача, хранение,
обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их
использование для решения учебных и практических задач;
- умение оперировать единицами измерения информационного объёма и
скорости передачи данных;
- сформированность мотивации к продолжению изучения информатики
как профильного предмета на уровне среднего общего образования.
География:
- освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах
географических
объектов,
понимание
роли
географии
в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете
Земля, в решении современных практических задач своего населенного
пункта;
- умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами;
-
умение
использовать
географические
знания
для
описания
существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной
жизни;
- сформированность мотивации к продолжению изучения географии как
профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Физика:
- умение использовать знания о физических явлениях в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами
и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
- понимание необходимости применения достижений физики и
технологий для рационального природопользования;
-
расширенные
представления
о
сферах
профессиональной
деятельности, связанных с физикой и современными технологиями,
основанными на достижениях физической науки, позволяющие рассматривать
физико-техническую
область
знаний
как
сферу
своей
будущей
профессиональной деятельности;
- сформированность мотивации к продолжению изучения физики как
профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Обществознание:
- освоение и применение системы знаний о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности
семьи как базового социального института; характерных чертах общества;
содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные
отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том
числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового
законодательства); процессах и явлениях в экономической сфере (в области
макро- и микро- экономики);
- умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации)
деятельности
людей,
социальных
объектов,
явлений,
процессов
определённого типа в различных сферах общественной жизни, их
структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа
социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм;
- умение классифицировать по разным признакам (в том числе
устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты,
явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни,
их существенные признаки, элементы и основные функции;
- овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
- приобретение опыта использования полученных знаний, включая
основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение
проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для
реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том
числе
потребителя
финансовых
услуг)
и
осознанного
выполнения
гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства;
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной
среды).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОФИ-ПАРК»
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Профи-парк»
(2 ч.)
Знакомство участников программы. Игры и упражнения, помогающие
познакомиться. Ожидания каждого школьника и группы в целом от
совместной работы. Понятие «профессия».
О чём люди думают прежде всего, когда задумываются о будущей
профессии. Одна профессия на всю жизнь или сто профессий на одну жизнь.
Примеры
профессиональных
судеб
известных
учёных,
писателей,
изобретателей, артистов. Развилки на профессиональном пути.
Особенности современного рынка труда страны и региона. Профессии
прошлого, настоящего, будущего. Профессии членов семей школьников и
педагогических
работников
школы.
С
чего
начать
проектирование
собственного профессионального пути. Первый выбор, связанный с будущей
профессией, который делает школьник после получения аттестата об
основном
общем
образовании.
Собственный
ранжированный
список
предпочитаемых профессий: первая версия.
Профессии людей, с которыми учащиеся сталкиваются по пути из дома
в школу. Общее и особенное каждой профессии.
Что важно для людей любой профессии. Профессиональные и над
профессиональные навыки. Современные исследования об определяющей
роли надпрофессиональных навыков человека для поиска работы, карьерного
роста, самореализации в профессии. Профессии, которые ушли в прошлое.
Раздел 2. Универсальные навыки (3 ч.)
Вербальная
и
невербальная
коммуникация
и
профессиональной жизни человека. Устная и письменная речь.
их
роль
в
Нужно ли профессионалу быть грамотным? Общение как умение не
только высказывать свои мысли, но и слушать чужие.
Невербальные средства общения. Жесты, мимика, телодвижения как
источник
информации
работодателя).
Влияние
о
человеке
интонации
(например,
на
для
потенциального
слушателя.
Эффективная
коммуникация. Что значит быть «активным слушателем»? Основные правила
делового этикета. Составление перечня профессий, для представителей
которых навык коммуникации является приоритетным. Понимание как основа
взаимоотношений между людьми.
Умение поставить себя на место другого человека. Эмпатия как
способность человека осознанно сопереживать эмоциональному состоянию
других людей. Перечень профессий, для представителей которых важно
обладать эмпатией. О чём говорят поступки человека. Личная страница в
соцсетях как возможность понять других людей.
Что такое «личное пространство человека». Значение личного
пространства для самочувствия, настроения, работоспособности человека.
Почему нас раздражает переполненный транспорт или давка в очереди.
Дистанции в общении. Нарушение личных границ. Способы сохранения
личных границ в личной и профессиональной сфере.
Чем опасен конфликт в профессиональной жизни человека? Польза
конфликта. Нужно ли и как избегать конфликтных ситуаций? Конфликт как
стимул к дальнейшему развитию. Конструктивный и деструктивный путь
развития конфликта. «Я-высказывания» против «ты-высказываний». Способы
взаимодействия в конфликте. Ролевые игры, помогающие получить навык
разрешения конфликта. «Конфликтоёмкие» профессии.
Влияние профессии на здоровье человека. Профессиональные риски,
возникающие не только в травмоопасном производстве. Риск возникновения
заболеваний, связанных с профессией. Способы профилактики.
Раздел 3. Какой я? (3 ч.)
Что мы наследуем от предков и что приобретаем в процессе развития.
Учёт психологических особенностей человека в процессе выбора профессии.
Игры, развивающие внимание, память, логику, абстрактное и критическое
мышление. Правила командных игр. Профессии, требующие максимальной
концентрации внимания.
Способность к самопознанию как особенность человека. Возникновение
лженаук астрологии и нумерологии как ответ на запрос человека о познании
себя. Способы получения знаний о себе. «Я» в зеркале «другого». Понимание
себя как одно из условий успешного профессионального самоопределения.
Профессии «психолог» и «психотерапевт». Профориентационные тесты
стандартизированной методики оценки. (При разработке и использовании
профориентационной диагностики целесообразно опираться на Российский
стандарт тестирования персонала.) О точности их результатов. Экстремальные
ситуации и «экстремальные» профессии.
Какое впечатление мы производим на людей и какое впечатление люди
производят на нас. Внешняя красота и внутренняя.
Проблема неравенства при приёме на работу. Кому и когда важно
презентовать себя. На что обращают внимание при первом знакомстве во
время приёма на работу. Язык тела. Грамотная речь как ресурс человека.
Создание собственного стиля и уместность его демонстрации при приёме на
работу. Резюме - что это такое и как его составить.
Раздел 4. Образовательная траектория (2 ч.)
Ошибки, которые мы совершаем в жизни. Причины ошибок. Ошибка в
выборе профессии и её последствия. Как не ошибиться в выборе колледжа,
вуза, профессии. Пути исправления ошибок. Ориентация на собственное
будущее как залог сегодняшних успехов. Построение траектории собственной
жизни. Сегодняшние успехи и достижения. Факторы, влияющие на успех в
карьере. Примеры траекторий становления известных людей мира, страны,
города.
Раздел 5. Профессиональные возможности нашего региона (2 ч.)
Обзор учреждений среднего профессионального образования региона:
место расположения, проходной балл, направления подготовки, бюджетные,
внебюджетные и целевые места, возможности трудоустройства после
окончания. Встреча с приглашённым в школу представителями СПО города,
куда часто поступают выпускники 9 класса школы. Экскурсия по территории
колледжа и техникума, знакомство с условиями поступления и обучения в
учреждения
СПО,
беседы,
интервью.
Обзор
учреждений
высшего
профессионального образования региона: место расположения, проходной
балл прошлого года на разные факультеты, направления подготовки,
возможности трудоустройства после окончания вуза. Поиск нужной
информации на сайтах вузов.
Обзор ведущих предприятий региона. Профессиональные судьбы людей
региона. Встреча с родителями школьников, работающими на предприятиях
региона. Потребность региона в кадрах, динамика роста заработной платы в
регионе, социальные гарантии, перспективы карьерного роста и повышения
квалификации в своём регионе и в соседних регионах.
Раздел 6. Проба профессии (5 ч)
Окончание 9 класса и первый профессиональный выбор школьника. Что
и кто влияет на выбор дальнейшего образовательного и профессионального
пути. Значение ОГЭ для будущей профессиональной карьеры. «Примерка»
профессий. Посещение профессиональных проб.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
Тема
Виды деятельности школьников
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Профи-парк» (2 ч.)
Тема 1. Начало пути к выбору
Представление участников программы. Участие в играх, помогающих познакомиться,
профессии
снять напряжение, установить доверительную атмосферу (например, «Никто не знает,
что я…», «Расскажи мне о себе» и т. п.). Высказывание детьми своих ожиданий от
занятий курса с использованием игры «Разворачивающаяся кооперация». Обсуждение
вопроса о том, всегда ли совпадают призвание и профессия, полученное образование и
сфера деятельности. Беседа о развилках на профессиональном пути, уникальности
каждого профессионального маршрута, о наличии у каждого возможностей для его
изменения
Тема 2. Что важно для человека любой
Составление списка из 10-12 профессий, представителей которых школьники
профессии
встречают по пути из дома в школу. Деловая игра «Общее и особенное каждой
профессии», во время которой участники формулируют профессиональные и
надпрофессиональные навыки, необходимые представителям профессий, и делают
вывод о том, что надпрофессиональные навыки у представителей разных профессий
очень близки между собой. Беседа о причинах этого и принципиальной важности
коммуникации для представителей почти всех профессий. Знакомство с ролью
надпрофессиональных навыков в становлении профессионального и личного пути
человека.
Раздел 2. Универсальные навыки (3 ч.)
Тема 3. Коммуникация
Знакомство участников программы с понятием «вербальная коммуникация». Участие в
дискуссии «Нужно ли современному человеку быть грамотным?», в ходе которой
школьники вместе с педагогом ищут ответы на вопросы: означает ли грамотность только
знание орфографии; чем устная речь отличается от письменной; связаны ли устная и
письменная речь с чтением.
Знакомство школьников с характеристиками невербальной коммуникации. Участие в
беседе о внешнем виде как источнике информации о человеке, о причинах использования
смайликов вместо слов, о значении интонации в общении. Участие в играх «Интонация»
и «Разговор через стекло».
Работа в парах по составлению списка барьеров, которые мешают общению быть
плодотворным. Обсуждение общего списка барьеров в общении и способов
нивелирования этих барьеров. Работа в группах по определению навыков, которые
помогают сделать общение между людьми эффективным. Обобщение результатов работы
Количество
часов
1
1
1
4
Тема 4. Моё личное пространство
5
Тема 5. Конфликт и негативные
эмоции
6
Тема 6. Темперамент. Память. Внимание.
Особенности мышления
7
Тема 7. Как узнать, какой
я на самом деле
и формулирование перечня навыков, важных для эффективного профессионального
общения в будущем.
Участие в беседе о том, что личное пространство человека является многосоставным
понятием. Работа в парах: собственное определение понятия «личное пространство
человека». Общее обсуждение: что значит это понятие для всей группы.
Участие в беседе о том, что нарушение личного пространства человека может повлечь
за собой тревогу, беспокойство, нервный срыв, агрессию. Совместная выработка правил,
которые необходимо соблюдать, чтобы не нарушать границы личного пространства
другого человека, и правил, соблюдая которые, собственное личное пространство не
будет нарушено.
Участие в игре «Назови свою профессию», в ходе которой школьники называют по
одной-две профессии, у представителей которых часто возникает риск нарушения их
личного пространства.
Участие в игре «Ассоциации», в ходе которой школьники называют ассоциации,
которые у них возникают при упоминании слова «конфликт». Желающие вспоминают
какую-нибудь конфликтную ситуацию из их жизни и рассказывают, как она разрешилась.
Составление общего списка возможных выходов из конфликта. Обсуждение в парах:
может ли конфликт иметь положительные последствия, и если «да», то какие? Работа в
группах: школьники делятся на группы в зависимости от основных стратегий поведения
в конфликте (соперничество, приспособление, избегание, сотрудничество и компромисс);
обсуждают плюсы и минусы выбранной стратегии.
Раздел 3. Какой я? (3 ч.)
Участие в беседе с приглашённым на занятие школьным психологом о психологическом
портрете человека, о возможностях развития памяти, внимания, критического и
абстрактного мышления. Участие в играх для развития зри- тельного, слухового внимания
(«Перепутанные линии», «Анаграммы», «Таблицы Шульте», «Пятнашки» и т. п.), памяти
(«Мемори», «Мафия», «Судоку» и т. п.9), логики («Данетки», ребусы, поиск
закономерностей и т. п.). Обсуждение правил командных игр, допустимого поведения во
время игр, проявление взаимного уважения, честности, чувства юмора, ответственности.
Составление в группах списка профессий, требующих: максимальной концентрации
внимания; хорошей зрительной памяти; хорошей моторной памяти; хорошей слуховой
памяти.
Участие в беседе о способности человека к познанию себя, о мотивах своих поступков
и особенностях своего поведения. Обсуждение вопроса о том, может ли человек с
уверенностью сказать, что знает всё о себе самом. Игра «Верю - не верю», связанная с
историей лженаук - астрологии и нумерологии.
1
1
1
1
8
Тема 8. Секреты восприятия
9
Тема 9. Ошибки, которые
мы совершаем
Составление перечня вопросов школьному психологу на тему «Как узнать себя и что
потом с этим делать?». Участие в блиц-интервью со школьным психологом. Обсуждение
связи психологических особенностей личности и будущей профессии. Прохождение
онлайн-тестов стандартизированной методики оценки, направленной на измерение
индивидуальных свойств и качеств подростка, прямо или косвенно связанных с выбором
профессиональных и образовательных траекторий, например диагностики проекта
«Билет в Будущее» или «Профилум». (При разработке и использовании
профориентационной диагностики целесообразно опираться на Российский стандарт
тестирования персонала.) Обсуждение с психологом, педагогом вопроса о степени
точности таких тестов.
Участие в беседе об экстремальных ситуациях и «экстремальных» профессиях:
обсуждение ситуаций, которые могут стать экстремальными для разных людей
(например, поход в горы; оказание первой помощи; беседа с незнакомым человеком и т.
д.). Участие в рефлексии: закончить предложение «Экстремальной для себя я считаю
ситуацию, когда …». Составление собственного списка «экстремальных» профессий.
Обсуждение вопроса о том, как мы воспринимаем человека, с которым встречаемся
впервые. Участие в игре «Кто это?»: школьники наедине записывают на листке свои
самые сильные стороны; после этого листки перемешиваются и в произвольном порядке
педагог зачитывает вслух текст из взятого наугад листочка. Остальные пытаются
отгадать, чьи качества перечисляет педагог. Обсуждение проблемы совпадения и
несовпадения собственного мнения о себе с мнением окружающих.
Игра «Достоинства и недостатки», игра «Комплимент» Работа в мини-группах, во время
которой школьники каждой группы представляют себя руководителем предприятия
(например, торговли, транспорта, сферы обслуживания и т. п.), который набирает
персонал: каждая группа формулирует вопросы анкеты, которую они хотели бы
предложить потенциальным работникам своей организации, и по возможности
ранжируют вопросы по степени важности для представителя профессии этой сферы
деятельности. Обсуждение проблемы неравенства (гендерного, возрастного, расового)
между людьми, претендующими на одну и ту же должность.
Раздел 4. Образовательная траектория (2 ч.)
Участие в беседе об ошибках в нашей жизни и их роли. Работа в парах: составление
участниками списков ошибок, которые могут совершить и совершают выпускники в
выборе профессии; соотнесение своих списков со списком, предложенным педагогом
(выбор экзаменов, не соответствующих той деятельности, которой хочется заниматься в
будущем; учёт только материальной составляющей профессии; выбор по аналогии с
выбором близ- ких друзей; выбор престижной специальности, не имея к ней склонностей
1
1
10
11
12
13
1416
17
и т. п.); обсуждение списков педагога и школьников. Дискуссия «Надо ли исправлять
ошибки».
Тема 10. Я через 5, 10, 20,
Участие в беседе о важности наличия мечты, о возможностях и преградах по пути
50 лет
следования за мечтой, о потенциале образа будущего для совершения действий в
настоящем.
Самостоятельная работа, в ходе которой школьники схематично изображают или
записывают, какими они видят себя через 5, 10, 20 лет; затем записывают, какие основные
события (успехи, неудачи) случились с ними до сегодняшнего дня: 2 года назад, 4 года
назад, 8 лет назад. Обсуждение того, повлияли ли эти события на то, что происходит с
ними сегодня.
Обсуждение вопроса о том, можно ли превратить собственный желаемый образ в
реальный, и какие шаги для этого нужно предпринять.
Раздел 5. Профессиональные возможности нашего региона (2 ч.)
Тема 11. Учреждения среднего
Участие школьников в блиц-опросе о колледжах и техникумах, которые работают в
профессионального образования
регионе, о друзьях и знакомых школьников, которые там учились или учатся. Участие в
нашего региона. Экскурсия в
беседе с руководителями и студентами колледжа. Интервью с руководителями колледжа,
медицинский колледж г. Николаевска- студентами.
на-Амуре
Тема 12. Экскурсия в НиколаевскийУчастие в беседе с руководителями и студентами техникума. Интервью с
на-Амуре промышленноруководителями колледжа, студентами.
гуманитарный техникум
Раздел 6. Проба профессии (5 ч.)
Тема 13. Как «примерить»
Беседа о тревогах, ожиданиях, планах, связанных с окончанием 9-ого класса.
профессию
Знакомство с интернет-ресурсами, позволяющими «примерить» профессию.
Прохождение тестов для «примерки» профессии (например, сайт проекта «Билет в
будущее» http://gotourl.ru/14321. Обсуждение результатов «примерки». Беседа о
профессиях, в которых можно себя попробовать до окончания школы. Условия приёма на
работу в 14, 15, 16 лет. Знакомство с тем, что такое профессиональная проба и в каких
профессиях можно себя попробовать на ближайших занятиях.
Тема 14. Профориентационные
Профориентационные экскурсии на предприятия города и района. Беседы с
экскурсии на предприятия города и
представителями различных профессий города и района.
района.
Тема 15. Подведение итогов курса
Участие в рефлексии: каждый школьник продолжает предложенные педагогом фразы:
«Мои главные эмоции во время занятий…», «Мои главные открытия за это время…»,
«Мои сомнения связаны с тем, что…», «Я хочу в будущем…», «Хочу сказать спасибо…»,
«Самое интересное занятие курса…».
1
1
1
1
3
1
Просмотр слайд-шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогом и детьми во время
занятий (экскурсий, профессиональных проб, групповой работы, игр и т. п.).
Составление второй версии предпочитаемых школьниками профессий или сфер
деятельности.
Составление версии 9.0 (на момент окончания 9 класса) траектории профессионального
и образовательного пути.
Благодарности друг другу за совместную работу.