МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации Николаевского муниципального района
МБОУ СОШ № 5
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО учителей
гуманитарного цикла
__________Бабко Е.Ю.
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
______________ Буш С.Ю.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______________ О.В. Карпец
Приказ № 105-осн
от «28» августа 2024 г.
от «28» августа 2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86
Владелец: Карпец Ольга Викторовна
Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК»
10 – 11 классы
г. Николаевск-на-Амуре, 2024 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Малая академия наук» для 10-11
классов рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), всего 68 часов за 2 года
обучения.
Программа курса составлена на основе требований к результатам
освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной
рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Также
содержательная
часть
курса
внеурочной
деятельности
учитывает
универсальные кодификаторы проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы по уровню среднего общего
образования и элементов содержания по учебному предмету «Русский язык»
для использования в федеральных и региональных процедурах оценки
качества образования, подготовленные Федеральным государственным
бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических
измерений».
Русский язык – один из обязательных предметов государственной
итоговой аттестации по освоению образовательной программы среднего
общего образования. Курс внеурочной деятельности по русскому языку
нацелен на дополнительную помощь в подготовке выпускника к единому
государственному экзамену и успешное преодоление ГИА. Программа курса
способствует расширению и систематизации теоретических сведений,
формированию различных видов предметных компетенций (лингвистической,
языковой,
коммуникативной,
культуроведческой),
своевременной
диагностике уровня развития компетенций и коррекции уровня знаний.
Курс внеурочной деятельности является дополнением к учебной
программе по русскому языку за 10-11 класс. В содержании программы курса
выделяются модули: «Система языка. Культура речи», «Орфография»,
«Пунктуация»,
«Выразительность
русской
речи»,
«Функциональные
разновидности языка», «Речевая деятельность».
Курс внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования
обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к
продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего
образования.
При разработке программы использованы методические материалы,
пособия И.П. Цыбулько, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской, Н.А.
Сениной, А.Г. Нарушевича, открытый электронный банк заданий на сайтах
ФИПИ, «Решу ЕГЭ», актуальные демоверсии КИМ ЕГЭ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе
овладения основными понятиями культуры речи и функциональной
стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых
единиц
и
расширение
круга
используемых
языковых
средств;
совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения,
способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
развитие функциональной грамотности: совершенствование умений
текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой
(подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений
чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.);
совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и
использовать полученную информацию в практической деятельности;
обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах
орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах
русского языка; совершенствование умений анализировать языковые единицы
разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации,
умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
осознание
и
проявление
общероссийской
гражданственности,
патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации и языку межнационального общения на основе
расширения представлений о функциях русского языка в России и мире; о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и
истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных
российских духовно-нравственных ценностей; формирование ценностного
отношения к русскому языку;
овладение русским языком как инструментом личностного развития и
формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского
языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной
самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и
социализации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные результаты освоения обучающимися программы курса
достигаются в единстве предметной и воспитательной деятельности в
соответствии
с
традиционными
российскими
социокультурными,
историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям
старшего
поколения;
взаимного
уважения,
бережного
отношения
к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения курса на уровне среднего общего образования у
выпускника будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении
с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений,
написанных на русском языке;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
2) патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному
наследию,
памятникам,
боевым
подвигам
и
трудовым
достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том
числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по русскому языку.
5) физического воспитания:
–
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
сформированность экологической
культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем.
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по
русскому языку, индивидуально и в группе.
В
процессе
достижения
личностных
результатов
освоения
обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать,
понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
социальных
навыков,
включающих
способность
выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего
образования
у
обучающегося
будут
сформированы
познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать
проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и
процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка,
функционально-смысловых типов, жанров;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
результатов целям;
координировать
и
выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по русскому языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
учётом собственного речевого и читательского опыта.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык»,
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в
том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и
методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать
параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности,
освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду;
выдвигать
новые
идеи,
оригинальные
подходы,
предлагать
альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть
навыками
получения
информации,
в
том
числе
лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть
различными
способами
общения
и
взаимодействия;
аргументированно вести диалог;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать
своё мнение, строить высказывание.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно
составлять
план
решения
проблемы
с
учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать
осознанный
выбор,
уметь
ответственность за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
аргументировать
его,
брать
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.
У
обучающегося
будут
сформированы
самоконтроля, принятия себя и других
следующие умения
как части регулятивных
универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть
навыками
познавательной
рефлексии
как
осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их
снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности,
практической
значимости;
проявлять
творческие
способности и воображение, быть инициативным.
Предметные результаты
Выпускник получит следующие предметные результаты по русскому
языку:
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного
предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского
языка (в рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения
основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления
падежной
и
предложно-падежной
формы
управляемого
слова
в
словосочетании, употребления однородных членов предложения, причастного
и деепричастного оборотов (в рамках изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения
пунктуационных правил современного русского литературного языка (в
рамках изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктуации.
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Иметь
представление
функциональных
стилей
об
основных
(научного,
признаках
разговорной
публицистического,
делового), языка художественной литературы.
речи,
официально-
Распознавать,
анализировать
функциональных
и
разновидностей
комментировать
языка
тексты
(разговорная
различных
речь,
научный,
публицистический и официально-деловой стили, язык художественной
литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных
жанров научного, публицистического, официально-делового стилей
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой
практике.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (10 КЛАСС)
Введение 2 ч.
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной
работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки
тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы 1 ч.
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Орфоэпические нормы 1 ч.
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы 3 ч.
Лексическое
и
грамматическое
значение
слова.
Лексическое
многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на
группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы,
синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика
ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые
слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
Грамматические нормы 3 ч.
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические,
синтаксические.
Словообразовательные нормы 2 ч.
Способы
словообразования.
Ошибочное
словообразование.
Предупреждение ошибок.
Морфологические нормы 9 ч.
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования
форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных
окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне,
их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.
Синтаксические нормы 13 ч.
Словосочетание.
управления,
Виды
примыкания.
словосочетаний.
Построение
Нормы
согласования,
словосочетаний.
Предложение.
Порядок слов в предложении. Виды предложений.
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как
главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное
предложения. Построение предложений с однородными членами. Построение
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая
синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные
ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (11 КЛАСС)
Орфографические нормы 4 ч.
Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные
гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок.
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и
суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные,
раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное
и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание
служебных слов.
Пунктуационные нормы 4 ч.
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм.
Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки
препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных
членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со
словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном
предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в
сложном
предложении
с
союзной
и
бессоюзной
связью.
Сложное
предложение с разными видами связи.
Текст 7 ч.
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная
целостность
текста.
Последовательность
предложений
в
тексте.
Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями
микротекста.
Средства
связи
предложений
в
тексте.
Основная
и
дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи 5 ч.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили речи 6 ч.
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи.
Предупреждение ошибок при определении стиля текста.
Изобразительно-выразительные средства языка 4 ч.
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика.
Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция 4 ч.
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной
работы.
Формулировка
проблем
исходного
текста.
Виды
проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская
позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного
мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования
аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая
связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их
характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в
абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и
выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных,
языковых, речевых, этических, фактологических норм.
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
Наименование
раздела
Наименование темы
10 класс
Введение.
Нормативные и методические документы
Нормативно-правовое по
подготовке
и
проведению
обеспечение ЕГЭ 2 ч.
государственной (итоговой) аттестации в
форме ЕГЭ по русскому языку.
Особенности ЕГЭ по русскому языку
Спецификация экзаменационной работы.
Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки тестовых
заданий и сочинения
Литературный язык.
Литературный язык. Языковые нормы.
Языковые нормы 1ч.
Типы норм. Словари русского языка
Орфоэпические нормы Основные
правила
орфоэпии.
русского языка 1ч.
Орфография. Ударение
Лексические нормы
Лексическое и грамматическое значение
русского языка 3 ч.
слова.
Лексическое
многообразие
лексики русского языка
Деление лексики русского языка на
группы в зависимости от смысловых
связей между словами. Омонимы,
синонимы,
антонимы,
паронимы;
общеупотребительная лексика, лексика
ограниченного
употребления;
заимствованная лексика, устаревшие и
новые слова
Фразеологизмы. Речевые ошибки на
лексическом уровне, их предупреждение
Грамматические
Грамматические нормы
нормы русского языка Грамматические
нормы:
3 ч.
словообразовательные,
морфологические, синтаксические
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
7
8
Грамматические
ошибки
и
их
предупреждение
Словообразовательные Словообразовательные нормы. Способы
нормы русского языка словообразования.
Ошибочное
2 ч.
словообразование
Предупреждение
ошибок
при
словообразовательном анализе
Морфологические
Морфологические нормы
нормы русского языка Правила и нормы образования форм слов
9 ч.
разных частей речи
Морфология
и
орфография.
Морфологические
нормы
русского
языка. Варианты падежных окончаний
Самостоятельные
части
речи.
Грамматическое
значение,
морфологические
признаки
и
синтаксическая роль
Служебные части речи
Междометия.
Звукоподражательные
слова
Морфология.
Средства
связи
предложений в тексте
Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне
Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне
Синтаксические
Словосочетание, виды словосочетаний,
нормы русского языка их
построение.
Лексическая
и пунктуация 13 ч.
сочетаемость слов
Предложение.
Порядок
слов
в
предложении.
Грамматическая
(предикативная) основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные
члены
предложения, способы
их
выражения
Простые и сложные предложения
Односоставные предложения. Неполные
предложения. Интонационная норма
Нормы согласования
Нормы управления
Нормы примыкания
Синтаксическая синонимия
Знаки
препинания
в
простом
предложении. Преобразование прямой
речи в косвенную
Предложения
со
словами
и
конструкциями,
грамматически
не
связанными с членами предложения
Знаки препинания в сложносочинённых
предложениях
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
4
Орфографические
нормы русского языка
7 ч.
Пунктуационные
нормы русского языка
4 ч.
Текст 4 ч.
Функциональносмысловые типы речи
5 ч.
Знаки препинания в сложноподчинённых
предложениях
Знаки
препинания
в
сложных
бессоюзных предложениях
11 класс
Принципы
русской
орфографии.
Трудные случаи русской орфографии:
правописание корней и приставок
Правописание
корней.
Безударные
гласные корня
Гласные и, ы после приставок
Правописание падежных окончаний.
Правописание личных окончаний и
суффиксов глаголов и глагольных форм
Н- и –НН- в суффиксах различных частей
речи;
правописание
суффиксов
различных частей речи (кроме –Н-/-НН-)
Слитное и раздельное написание не с
различными частями речи. Правописание
служебных слов
Слитное,
дефисное и
раздельное
написание
омонимичных
слов
и
сочетаний слов
Использование алгоритмов при освоении
пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации
Пунктуация в простом предложении:
знаки препинания в предложениях с
однородными
членами,
при
обособленных членах
Знаки препинания в предложениях со
словами
и
конструкциями,
грамматически не связанными с членами
предложения
Пунктуация в сложных предложениях:
Сложное предложение с разными видами
связи
Структура,
языковое
оформление.
Смысловая
и
композиционная
целостность текста
Последовательность предложений в
тексте. Разноаспектный анализ текста.
Логико-смысловые отношения между
частями микротекста
Средства связи предложений в тексте
Основная и дополнительная информация
микротекста.
Информационная
обработка
письменных
текстов
различных стилей и жанров
Функционально-смысловые типы речи,
их отличительные признаки
Повествование
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
6
7
Функциональные
стили речи 6 ч.
Изобразительновыразительные
средства языка 3 ч.
Коммуникативная
компетенция 5 ч.
Рассуждение
Описание
Предупреждение
ошибок
при
определении типов речи
Функциональные
стили
речи, их
основные
особенности:
назначение
каждого из стилей, сфера использования.
Типы речи
Разговорный
стиль
речи.
Его
особенности
Официально-деловой стиль речи. Его
основные признаки, назначение, сфера
использования, своеобразие лексики,
синтаксиса и построения текста
Публицистический
стиль,
его
особенности. Средства эмоциональной
выразительности.
Жанры
публицистического стиля
Научный стиль, его особенности
Художественный
стиль
речи.
Предупреждение
ошибок
при
определении стиля текста
Речь.
Изобразительно-выразительные
средства языка. Выразительные средства
лексики и фразеологии
Тропы, их характеристика. Умение
находить их в тексте
Стилистические фигуры, их роль в тексте
Коммуникативный уровень выполнения
экзаменационной работы. Требования к
письменной
работе
выпускника
(критерии содержания, композиция,
речевое оформление, грамотность)
Исходные
тексты,
их
жанровое
многообразие. Структура письменной
экзаменационной работы. Формулировка
проблем исходного текста. Виды
проблем.
Комментарий
к
сформулированной проблеме исходного
текста. Авторская позиция. Отражение
авторской позиции в тексте
Аргументация собственного мнения по
проблеме.
Формы
аргументации.
Правила использования аргументов.
Источники аргументации. Смысловая
цельность,
речевая
связность
и
последовательность
изложения.
Логические ошибки, их характеристика и
предупреждение
Абзацное членение, типичные ошибки в
абзацном членении письменной работы,
их
предупреждение.
Точность
и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
выразительность речи. Соблюдение
орфографических,
пунктуационных,
языковых,
речевых,
этических,
фактологических норм
Требования
к
точности
и
выразительности речи экзаменационной
работы. Речевые ошибки и недочёты.
Фактические и фоновые ошибки.
Психологическая подготовка к ЕГЭ
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому
языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2013.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.:
Просвещение, 1989.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение,
1987.
Егораева Г.Т. Русский язык. Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен,
2024.
Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык.
Контрольные измерительные материалы 2024, М.: Просвещение, 2024.
Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2024. Русский язык. Репетитор, М.:
Эксмо, 2024.
Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных
заданий ЕГЭ: 2024: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2024.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1.
ФИПИ открытый банк заданий
2.
Htpp//edu.1september.ru
3.
WWW.scool.edu.ru
4.
Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
5.
Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
6.
http://4ege.ru/russkiy
7.
ege.edu.ru/ru/classes-11/egeru