МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации Николаевского муниципального района
МБОУ СОШ № 5
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
___________Цветкова Э.А.
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
______________ Буш С.Ю.
от «28» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______________ О.В. Карпец
Приказ № 105-осн
от «28» августа 2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86
Владелец: Карпец Ольга Викторовна
Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Россия – моя история»
для обучающихся 10 – 11 классов
г. Николаевск-на-Амуре, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – моя
история»(далее – программа) для 10-х и 11-х классов составлена на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы,
представленных
в
федеральном
государственном
образовательном стандарте среднего общего образования (далее – ФГОС
СОО), утвержденного приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 12 августа 2022 г. № 732, приказом Министерства образования
и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413(с изменениями от 29 декабря 2014
г. № 1644), а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания,
Концепции преподавания учебного курса «История России» в
образовательных
организациях,
реализующих
основные
общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября
2020 г.)
При разработке программы использовались также следующие
нормативные документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
1.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
Актуальность курса «Россия – моя история»
Актуальность
курса
внеурочной
деятельности
обусловлена
необходимостью формирования целостного представления о различных
этапах становления
и
развития
российской
государственности,
актуализации знанийпо истории России от Древней Руси до современности.
Создание курса продиктовано высокими требованиями современного
российского общества к качеству исторического образования, возросшим
интересом к событиям отечественной истории. Новая геополитическая
ситуация предполагает, что наряду с воспитанием патриотизма у
обучающихся особое внимание следует уделить формированию
мировоззренческой позиции, дать четкое понимание того, какую миссию в
мире несла и продолжает нести Россия. Особое место в программе курса
занимают темы, где отражена роль православной церкви и других конфессий
в истории страны. Также впервые рассматриваются темы зарождения и
развития русофобии, раскрываются причины и этапы формирования
антироссийских взглядов на Украине. Преподавание курса основано на
знаниях, полученных обучающимися в ходе изучения учебного предмета
«История», и будет способствовать дополнению, обобщению и осмыслению
знаний, полученных на уроках истории.
Цель курса «Россия – моя история»
Курс имеет историко-просветительскую цель, способствует
формированию у обучающихся готовности к защите исторической правды и
сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации
исторических фактов.
Основные задачи курса «Россия – моя история»
- дать дополнительные знания по истории Отечества при особом
внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе как
самобытной цивилизации;
- расширить знания обучающихся в процессе изучения дополнительных
исторических источников с
целью
противодействия попыткам
фальсификации истории;
- способствовать развитию и воспитанию личности, способной к
гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации и
определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта государства;
- показать достижения предшествующих поколений, их вклад в
экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России;
- подчеркнуть историческую роль христианства, ислама, буддизма,
иудаизма в формировании традиционных ценностей народов России;
- содействовать формированию интереса обучающихся к материальным,
культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;
- сформировать способность интегрировать знания из курса истории,
литературы, обществознания, географии в целостную картину прошлого и
настоящего России;
- способствовать осознанному единству с народом России как
источником
власти
и
субъектом
тысячелетней
российской
государственности;
- формировать навык распознавания, понимания и анализа характерных
для российской идентичности образов, культурных форм, символов и
сюжетов при знакомстве с памятниками культуры;
- на примере исторических личностей сформировать понимание
важности ответственного служения своему народу и государству;
- способствовать расширению знаний обучающихся о региональной
истории, об известных людях родного края;
- привлечь внимание обучающихся к материалам исторических
парков «Россия – моя история» с целью побуждения к проектной и
исследовательской деятельности.
Место курса «Россия – моя история»
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть
реализованы в течение одного учебного года в 10 или 11 классе.
Материалы курса возможно использовать при подготовке
индивидуального проекта в классах гуманитарного профиля. В этом случае
они могут лечь в основу исследований обучающихся, помочь им в выборе
темы.
Взаимосвязь с рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной
рабочей программы воспитания, что позволяет на практике соединить
обучениеи воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
обучающегося. Курс носит гражданско-патриотическую и историкокультурную направленность, что позволяет отразить такие целевые
ориентиры результатов воспитания, как:
осознанное выражение российской гражданской идентичности в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном
российском обществе, мировом сообществе;
осознанное единство с народом России как источником власти и
субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским
государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на
основе исторического просвещения, сформированного российского
национального исторического сознания;
способность к сохранению и защите исторической правды;
приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учетом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ».
Содержание курса внеурочной деятельности «Россия – моя история»
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов при изучении курса.
Личностные результаты
гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской
истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность
гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества; осознание исторического значения конституционного
развития России, своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка; принятие традиционных духовно-нравственных
ценностей; готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях; готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотическое
воспитание:
сформированность
российской
гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального
народа
России; ценностное отношениек государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная
убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и
принятиесущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся
духовно- нравственных ценностей российского народа; способность
оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы
современного российского общества; понимание значения личного вклада в
построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим
родителям, представителям старшихпоколений, осознание значения создания
семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
эстетическое
воспитание:
представление
об
исторически
сложившемся культурном многообразии своей страны и мира; способность
воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание
значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;
физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости
ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об
идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в
исторических обществах и в современную эпоху; ответственное отношение к
своему здоровью иустановка на здоровый образ жизни;
трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения
трудовой деятельности как источника развития человека и общества;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;
формирование
интереса к различным сферам профессиональной
деятельности; готовность совершать осознанный выбор будущей профессии
и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и способность к
образованию и самообразованию на протяжениивсей жизни.
Метапредметные результаты
Универсальные учебные познавательные действия:
Базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос,
требующий решения; устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерные
чертыи противоречия в рассматриваемых явлениях.
Базовые исследовательские действия: определять познавательную
задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического
материала,
объекта;
владеть
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной деятельности; осуществлять анализ объекта в соответствии с
принципом историзма, основными процедурами исторического познания;
систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные
признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи
событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определяя
основания для сравнения, выявляя общиечерты и различия; формулировать и
обосновывать выводы; соотносить полученный результат с имеющимся
историческим
знанием; определять новизну и
полученного
результата;
объяснять
сферу
проведенного
учебного
исследования
в
обоснованность
применения
современном
и
значение
общественном
контексте.
Работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать и
интерпретировать информацию; различать виды источников исторической
информации;
высказывать
информации
источника
суждение
(по
о достоверности и значении
предложенным
или
самостоятельно
сформулированным критериям).
Универсальные учебные коммуникативные действия
Общение:
представлять
особенности
взаимодействия
людей
в
исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении
событий и личностей прошлого и современности, выявляя сходство и
различие высказываемых оценок; излагать и аргументировать свою точку
зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть способами
общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в
школе и социальном окружении; аргументированно вести диалог, уметь
смягчать конфликтные ситуации.
Совместная деятельность: осознавать на основе исторических
примеров значение совместной деятельности людей как эффективного
средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять
совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе
на региональном материале; определять свое участие в общей работе и
координировать свои действия с другими членами команды; проявлять
творческие способностии инициативу в индивидуальной и командной работе;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия
Самоорганизация: уметь выявлять проблему, задачи, требующие
решения;
составлять
план
действий,
определять
способ
решения,
последовательно реализовывать намеченный план действий и др.
Самоконтроль: уметь осуществлять самоконтроль, рефлексию и
самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с
учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
Принятие себя и других: уметь осознавать свои достижения и слабые
стороны в обучении, школьном и внешкольном общении, сотрудничестве со
сверстниками и людьми старших поколений; принимать мотивы и аргументы
других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право
других на ошибку; вносить конструктивные предложения для совместного
решения учебных задач, проблем.
Предметные результаты
целостные представления об историческом пути России и ее месте и
роли в мировой истории;
базовые знания об
отечественной истории;
основных
этапах
и
ключевых
событиях
способность применять понятийный аппарат исторического знанияи
приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
иявлений прошлого и современности;
умение работать с основными видами современных источников
исторической
информации;
с
историческими
письменными,
изобразительными ивещественными источниками;
способность представлять описание событий, явлений, процессов
историиродного края, истории России и мировой истории и их участников,
основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;
владение приемами оценки значения исторических событий и
деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории;
умение сравнивать деятельность людей, социальные объекты, явления,
процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные
функции;
умение формулировать и аргументировать собственные выводы на
основеполученных знаний;
приобретение
опыта
использования
полученных
знаний
в
практическойпроектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ».
При проведении занятий по курсу внеурочной деятельности
предусмотрены следующие формы их организации: беседы, дискуссии,
виртуальные экскурсии и др. Отличительной особенностью курса является
использование материалов исторических парков «Россия – моя история»,
которые содержат видео-, фотоматериалы, интерактивные карты и цифровые
варианты аутентичных исторических источников.
«Россия – великая наша держава» (1 час)
Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом
сообществе. Содружество народов России и единство российской
цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и
культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее.
«Откуда есть пошла русская земля» (1 час)
Род Рюриковичей. Торговые пути через Восточно-Европейскую
равнину, их влияние на формирование древнерусской государственности.
Значение Ладоги и Новгорода. Древний Киев – мать городов русских.
Походы
русских
князей на Царьград и русско-византийское
взаимодействие. Крещение Руси: причины, ход, последствия. Значение
кирилло-мефодиевской традиции для русской культуры. Образ Древней
Руси в «Повести временных лет».
Призыв к единству. Нашествие монголов с Востока, натиск с
Запада. (1 час)
Нарастание политической раздробленности на Руси и ее причины.
Борьба князей за власть и «отчины». Владимир Мономах. Курс Андрея
Боголюбскогона укрепление единодержавия и его культурная политика.
Идея единства Русив «Слове о полку Игореве» и «Слове о погибели Русской
земли». Установление ордынского владычества на Руси. Русь – щит Европы.
Александр Невский как спаситель Руси. Многовекторная
политика князя (1 час)
Жизнь Александра Невского. Наступление западных соседей Руси и
духовно- рыцарских орденов. Его отражение: Невская битва и Ледовое
побоище. Внешнеполитическая программа Александра Невского и его
церковная политика.
Деятельность
митрополита
Киевского
Кирилла
Наследие
II.
Александра Невского – великая Россия. Исторический выбор Даниила
Галицкого и его последствия для Галицкой Руси.
Собиратели земель русских (1час)
Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Укрепление
власти московских князей. Иван Калита. Борьба с Великим княжеством
Литовским. Сергий Радонежский, Митрополит Алексий и Дмитрий Донской.
Куликовская битва. Монастырское освоение северной Руси. Василий II
Темный и отвержение Флорентийской
унии. Иван III. Присоединение
Великого Новгорода. Бракс Софией Палеолог. Стояние на Угре. Завершение
объединения русских земель и начало борьбы за возвращение русских земель
от Литвы.
Иван Грозный и его эпоха (1час)
Венчание Ивана Грозного на царство. Стоглавый собор. Составление
сборника
«Великие
Четьи-Минеи».
Шатровое
зодчество
–
церковь
Вознесения в Коломенском и собор Василия Блаженного, их символика.
Присоединение Поволжья. Полемика Ивана Грозного и Андрея Курбского о
границах царской власти.Ливонская война и ее последствия для отношений
России и Европы. Учреждение Московского патриаршества при Федоре
Иоанновиче и патриархе Иове.
Двуглавый орел. Символы и идеология Российского царства (1 час)
Государственная титулатура и символика. Символика двуглавого орла и
всадника-змееборца.
Титул
«государь
всея
Руси».
Развитие
великокняжеского и царского титула в XV–XVII вв. Сакрализация
великокняжеской власти. СимволикаМосковского Кремля. Символы царской
власти: Шапка Мономаха и другие. Формирование государственной
идеологии: «Сказание о князьях Владимирских». Учение о Москве как
третьем Риме и его отражение в государственных документах.
Смутное время и его преодоление (1 час)
Династический кризис и причины Смутного времени. Правление
Бориса
Годунова.
Подрыв
представлений
о
сакральности
власти.
Лжедмитрий I. Гражданская война при Василии Шуйском. Польско-
литовское вторжение. Семибоярщина. Призыв православной церкви и
патриарха Гермогена к спасению Руси. К. Минин и Д. М. Пожарский.
Восстановление царской власти, избрание Михаила Романова на царство.
«Волим под царя Восточного, Православного» (1 час)
Положение западнорусских земель под властью Речи Посполитой.
Политика полонизации и ее опасность для национальной и религиозной
идентичности населения западной и южной Руси. Запорожское казачество
под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и
Переяславская Рада 1654 г. Война России с Польшей и Швецией. Измена
гетмана
Выговского
и
преодоление
ее
последствий.
Андрусовское
перемирие. «Вечный мир», выкуп Киева у Речи Посполитой и окончательное
воссоединение Левобережной Украины с Россией.
Петр Великий. Строитель великой империи (1 час)
Азовские походы. Северная война. Перестройка армии. Предательство
Мазепы и Полтавская битва. Петр Великий – реформатор: историческое
значение его деятельности. Преобразование страны в ходе социальноэкономических и политических реформ. Значение провозглашения России
империей в 1721 г. Российская империя как одно из ведущих государств мира.
«Отторженная возвратих» (1 час)
Россия при Екатерине II. Русско-турецкая война 1768–1774 гг.
Деятельность князя Г. А. Потемкина. Упразднение Запорожской Сечи.
Присоединение
Крыма к
России.
Освоение
земель
Новороссии,
переселенческая политика при Екатерине II. Строительство Севастополя как
базы Черноморского флота.
«Навстречь солнца» Русские географические открытия XVI –
XVIII вв. (1 час)
Освоение русского Севера и роль в нем монастырей. Первые походы
русских за Урал. Поход Ермака и вхождение Сибири в состав России.
Взаимодействие России с коренными народами Сибири и Дальнего Востока.
Мангазейский морской ход и его закрытие. Экспедиции русских
землепроходцев. Основание Якутска. Плавание С. И. Дежнева по проливу
между Азией и Америкой, его историческое значение. Начало освоения
Россией Дальнего Востока.
«Сквозь ярость бурь». Русские географические открытия XVIII –
XX вв. (1 час)
Переход к научно-академическому изучению Сибири. Великая
северная экспедиция. Феномен русской Америки. Кругосветное плавание И.
Ф. Крузенштерна. Открытие Антарктиды. Исследование Сахалина и
Приамурья,их присоединение к России. Экспедиции вглубь Азии. Научные
и разведывательные задачи русских экспедиций. В. К. Арсеньев – разведчик,
географ, писатель. Исследования Северного морского пути.
«…И вечной памятью двенадцатого года» (1 час)
Россия против экспансии Франции. Офранцуживание российской элиты
и его критики, идеология национально-освободительной войны. Начало
войны и отступление русской армии. Царские манифесты и их автор
адмирал А. С. Шишков. Личность и военное искусство М. И. Кутузова.
Деятельность графаФ. В. Ростопчина, оставление Москвы, пожар в
Москве. Культура Россиив 1812 году и патриотический подъем. «Народная
война» и ее формы. Крах «Великой армии».
Золотой век русской культуры. Обретение себя (1 час)
Осознание необходимости русской культурной самобытности и
борьбас французским влиянием. «История государства Российского» Н. М.
Карамзина и открытие русской древности. Философия русской истории в
творчестве А. С. Пушкина. Н. В. Гоголь: от истории казачества к
православной философии. Расцвет русского ампира. Формирование руссковизантийского стиля в архитектуре: К. А. Тон. Становление русской
национальной оперы. М. И. Глинка. Поиски самобытного стиля в русской
живописи.
Золотой век русской культуры. Завоевание мира (1 час)
Журнальная и идейная полемика демократов, почвенников и
консерваторов. Гражданская лирика: Ф. И. Тютчев и Н. А. Некрасов.
Творчество Ф. М. Достоевского: на вершинах духовных поисков
человечества. Семья и история в романах Л. Н. Толстого. Всемирное значение
творчества А. П. Чехова. Расцвет русского стиля в архитектуре. Переход к
неорусскому стилю. Расцвет русской музыки в творчестве «Могучей кучки».
Передвижники: от натурализма к историзму.
Крымская война – Пиррова победа Европы (1 час)
Курс императора Николая I на укрепление консервативных начал в
Европе и России и реакция на него западноевропейского общества.
«Восточный вопрос» и попытка его решения. Дипломатическая изоляция
России. Страх европейских государств перед усилением России. Основные
события войны. Оборона Севастополя – мужество защитников города. Взятие
Карса. Применение на Балтикеновых видов оружия. Победа русского оружия
на Дальнем Востоке. Парижский мирный договор. Отказ России от
ограничений по договору в 1870 г.
Триумф Российской империи (1 час)
Курс на индустриализацию Российской империи. Идеологи
промышленного развития: Александр III, Д. И. Менделеев, С. Ю. Витте.
Экономический и инженерный потенциал Российской империи.
Строительство Транссибирской магистрали. Развитие нефтепромыслов в
Баку. Превращение Россиив энергетическую державу. Выдающейся инженер
и изобретатель В. Г. Шухов. Развитие угольной промышленности Донбасса.
Большая морская программа 1911–1916 гг. Начало электрификации России.
Развитие новых технологий.
В огне Первой мировой (1 час)
Противостояние Тройственного союза и Антанты. Поддержка
православныхнародов со стороны России. План Шлиффена. Начало войны.
Значение Гумбинненского сражения и Галицийской битвы для дальнейшего
хода мировой войны. Причины неудач в Восточной Пруссии. Взятие
Трапезунда. Горлицкий прорыв и «Великое отступление». Крепость Осовец:
«атака мертвецов». Принятие императором Николаем II верховного
главнокомандования и последствия этого шага. Брусиловский прорыв.
Развитие технологий в период войны. Планы послевоенного мирового
устройства мира и России.
Россия в революционной смуте (1 час)
Подготовка к свержению российской монархии: прогрессивный блок,
агитация в Государственной Думе и армии. А. И. Гучков и П. Н. Милюков.
Внешнее влияние на революционные процессы. Выступления в
Петроградев феврале 1917 г. Восстание петроградского гарнизона. Создание
Петроградского совета и Временного правительства. Отречение Николая II.
Нарастание анархии и распада государственности. Корниловское
выступление. Захват власти большевиками.
Гражданская война в России (1 час)
Начало гражданской войны. Брестский мир и его восприятие
российским обществом. Германское вторжение и интервенция стран
Антанты. Формирование Добровольческой армии. Судьба царской семьи. От
КОМУЧа до А. В. Колчака – белое движение в Сибири. Северо-Западная
армия Н. Н. Юденича под Петроградом. Расказачивание и Донское восстание.
Поражение белых армий в Сибири и на Юге России. Советско-польская война
и позиция русского офицерства. Петлюровщина и ее разгром. Махновское
движение. Эвакуация армии Врангеля из Крыма. Крестьянская гражданская
война и Кронштадтское восстание.
«Уходили мы из Крыма». Феномен русской эмиграции первой волны
(1 час)
Феномен русской послереволюционной эмиграции. Основные центры
эмиграции: Галлиополийский лагерь, Югославия, Прага, Берлин, Париж; их
особенности. Казачья поэзия Николая Туроверова. «Философский пароход»
и егопассажиры. И. А. Ильин. Хранение идеала: И. С. Шмелев. Тоска по
Родине имировое признание: С. В. Рахманинов, И. А. Бунин, В. В. Набоков.
Русскиеизобретатели в эмиграции. В. Н. Ипатьев и переворот в химии ХХ в.
Новыегоризонты техники: В. К. Зворыкин и телевидение, А. М. Понятов и
видеозапись.
Русская церковная эмиграция и ее миссия. Значение первой волны
русской эмиграции для российской и мировой культуры.
Проект «Украина» (1 час)
Украинофильство в Российской империи. Тарас Шевченко и его
отношение к России. «Кирилло-мефодиевское братство» и судьба его
участников. Общественные деятели России об украинофильстве.
Особенности пропаганды украинского национализма в Австро-Венгрии.
Михаил Грушевский. Феномен закарпатских русин. Террор против
«русофилов» в Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны. Создание
Украинской Народной Республики. Брестский мир и оккупация Украины.
Гетманство П. Скоропадского. Гражданская война на Украине. Создание
УССР.
Первые пятилетки (1 час)
Принципы советского планирования. Первый пятилетний план.
Флагманы пятилеток: Магнитка, Кузнецк, Днепрогэс, Сталинградский и
Харьковский тракторный заводы, Азовсталь. Создание новых отраслей:
химическая, автомобильная, авиационная. Коллективизация и голод 1932–
1933 гг. География голода 1932–1933 гг. Миф о голодоморе как
антиукраинской акции. Вопрос о роли принудительного труда в
осуществлении индустриализации. Романтика первых
пятилеток.
Стахановское движение. Наступление на религию. Изменения в жизни и быте
советских людей по итогам пятилетки.
«Вставай, страна огромная!» (1 час)
Основные этапы и ключевые события Великой Отечественной войны.
Обращения В. М. Молотова и И. В. Сталина к народу. Призыв Русской
православной церкви к защите Отечества. Планы Гитлера по уничтожению
славянских народов. Патриотический подъем народа в годы Великой
Отечественной войны. Фронт и тыл. Позиция русской эмиграции по
отношению к войне. Защитники Родины и пособники нацизма.
Патриотический подвиг деятелей культуры.
От «перестройки» к кризису. От кризиса к возрождению (1 час)
Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ
в 1990-е годы. Рыночные реформы. Противостояние президента и
парламента в 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации.
Экономика и общество: «новые русские», олигархи, финансовые пирамиды.
«Парад суверенитетов». Война с терроризмом на Кавказе. Положение
русскоязычных в странах СНГ. Религиозныйренессанс.
Россия. XXI век. (1 час)
Изменение вектора развития страны после 2000 года. В. В. Путин. Рост
патриотических настроений. Укрепление вертикали власти. Устранение
влияния стран Запада на внутреннюю и внешнюю политику России. Курс на
суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в САР.
Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные
проекты. Перспективы импортозамещения и технологических рывков.
Присоединение Крыма и Севастополя к России. Внесение поправок в
Конституцию. Специальная военная операция.
Православие в истории России (1 час)
Основы православного Символа веры. Смысл христианских таинств –
освящение человека: крещение и евхаристия. Церковные праздники.
Значениемонашества в православной традиции. Русские монастыри: КиевоПечерская лавра, Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь. Идея Святой Руси
и ее значение для русской культуры.
Ислам в России (1 час)
Основные положения исламской религии. Пять столпов ислама, Коран и
священное предание (сунна). Исламский календарь. Направления ислама.
Появление ислама на территории России и его распространение. Создание
института муфтиятов. Мусульмане на службе Российской империи.
Советские гонения. Мусульмане в Великой Отечественной войне.
Мусульмане в войне с терроризмом и в СВО. Современное положение
ислама в России.
Буддизм в истории России (1 час)
Основные положения буддийской религии. Пантеон. Типитака, Ганджур
и Даньджур. Буддийский культ: будни и праздники. Появление буддизма
на территории России: вторая по древности религиозная организация в
России после Православной Церкви. Буддийские общины Тувы, Бурятии и
Калмыкии. Буддийские школы. Иволгинский дацан. Буддисты в
Отечественной войне 1812 г. Буддисты в Великой Отечественной войне.
БТСР и ее вклад в укрепление межрелигиозного и межнационального мира.
Буддисты в СВО.
Иудаизм в истории России (1 час)
Основные положения иудейской религии. Единобожие. Тора, Танах,
Талмуд.Иудейское благочестие: будни и праздники. Появление иудаизма на
территории России: Хазарский каганат. Иудейская община Киева. Ешивы
Западной Россиив XV–XVI вв. Иудаизм и караимство в Крыму. Оформление
хасидизма: любавичские раввины. Иудеи – герои Российской империи.
Трагедия и подвиг советских евреев в годы Великой Отечественной войны.
Современный иудаизм в России.
История антироссийской пропаганды (1 час)
Образ Московии в западноевропейской литературе и пропаганде.
«Завещание Петра Великого» и другие антироссийские мифы в период
наполеоновского похода на Россию. Либеральная и революционная
антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской
революционной эмиграции. Пропаганда гитлеровской Германии – образ
«недочеловеков». Антисоветская пропаганда эпохи холодной войны.
Мифологемыи центры распространения современной русофобии. Концепция
«отмены русской культуры».
«Слава русского оружия» (1 час)
Ранние этапы истории русского оружейного дела: государев пушечный
двор, тульские оружейники. Вехи истории российского флота. Значение
военной промышленности в модернизации Российской империи:
Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Оборонная
промышленность в эпоху Великой Отечественной войны. Атомный проект и
развитие советского оборонно- промышленного комплекса. Космическая
отрасль,
авиация,
ракетостроение,
кораблестроение.
Обороннопромышленный комплекс современной России и ее новейшие разработки.
Итоговое занятие. Проектная конференция (1 час)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
Наименование разделов и тем
программы
«Россия – Великая наша держава»
Количество часов
Всего
Практические
работы
1
Проект
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
«Откуда есть пошла земля
Русская»
1
Призыв к единству. Нашествие
монголовс Востока, натиск с
Запада
Александр Невский какспаситель
Руси. Многовекторная политика
князя.
1
1
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
Собиратели земель Русских
1
Иван Грозный и его эпоха
1
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
7
Двуглавый орел. Символы и
идеология Российского царства.
1
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
8
Смутное время и его преодоление
1
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
2
3
4
5
6
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
«Волим под царя Восточного,
Православного»
1
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
Петр Великий. Строитель великой
империи.
«Отторженная возвратих»
1
«Навстречь солнца». Русские
географическиеоткрытия XVI–
XVIII вв.
1
«Сквозь ярость бурь». Русские
географическиеоткрытия XVIII–
XX вв.
«…И вечной памятью
двенадцатого года»
1
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
1
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
Золотой век русской культуры.
Обретение себя
Золотой век русской культуры.
Завоеваниемира
Крымская война – Пиррова победа
Европы
1
Триумф Российской империи
1
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
1
1
1
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
19
В огне Первой мировой
1
20
Россия в революционной смуте
1
21
Гражданская войнав России
1
22
«Уходили мы из Крыма». Феномен
русской эмиграции первой волны
1
23
Проект «Украина»
1
24
Первые пятилетки
1
25
«Вставай, страна огромная!»
1
26
От «перестройки» к кризису. От
кризисак возрождению
1
27
Россия. XXI век
1
28
Православие в истории России
1
29
Ислам в истории России
1
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
30
Буддизм в историиРоссии
1
31
Иудаизм в истории России
1
32
История антироссийской
пропаганды
1
33
«Слава русского оружия»
1
Итоговое занятие.
Проектная конференция
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
34
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia
https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moia-istoriia