Победа 80

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Движение есть жизнь»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации Николаевского муниципального района
МБОУ СОШ № 5

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
Заместитель директора УВР
Руководитель ШМО______Э.А. Цветкова ________________Буш С.Ю.
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
от «28» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ № 5
______________Карпец О.В.
Приказ № 105-осн
от «28» августа 2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86
Владелец: Карпец Ольга Викторовна
Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности «Движение есть жизнь»
для обучающихся 10-11 классов

г. Николаевск-на-Амуре, 2024 г.

Пояснительная записка
Реализация внеурочной образовательной деятельности по спортивнооздоровительному направлению — это обучение школьников бережному
отношению к своему здоровью, начиная с младшей школы. Сегодня много
говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно
сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом
развитии. В рамках внеурочной деятельности можно восполнить недостаток
движения, а также помочь предупредить умственное переутомление и
повысить работоспособность детей во время учёбы.
Программа «Движение есть жизнь» предназначена для физкультурно –
спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими
интерес к физической культуре и спорту. Она включает в себя мотивацию и
потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом,
овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности,
разностороннюю физическую подготовленность. При создании данной
программы

учитывалось,

что

система

физического

воспитания,

объединяющая урочные и внеурочные формы занятий физическими
упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные
условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей
ребенка.
Актуальность программы обусловлена требованиями ФГОС СОО к
реализации основной образовательной программы СОО через урочную и
внеурочную

деятельность, одним из направлений

спортивно-оздоровительное

направление.

В

которой

программе

является

представлены

доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению
элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических
способностей. Основная

идея

программы

заключается

в мотивации

обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании
2

потребности

сохранения

физического

и

психического

здоровья

как

необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Практическая

значимость

обусловлена благотворным

влиянием

разнообразных движений в процессе игровой деятельности на организм в
целом, выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей
обучающихся к различным спортивным видам деятельности. Это позволяет
создать условия для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они
определяют процесс игровой деятельности, регулируют действия и поведение
детей, их взаимоотношения, содействуют формированию лидерских качеств,
воли,

упорства,

здорового

желания

первенства,

учат

сплоченности,

товариществу, взаимовыручке, т.е. обеспечивают благоприятные условия для
успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.
Цель

программы: укрепление

здоровья,

физического

развития

и

подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и
совершенствование

жизненно

важных

двигательных

навыков,

основ

спортивной техники избранных видов спорта.
Задачи:
- пропаганда

здорового

образа

жизни,

укрепление

здоровья,

содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;
- популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям
спортивными играми;
- обучение технике и тактике спортивных игр;
-

развитие

физических

способностей

(силовых,

скоростных,

скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств.
3

Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма,
режим и место проведения занятий, виды деятельности
Реализация программы осуществляется посредством двигательной
деятельности с общеразвивающей направленностью.
Формы

организации деятельности

по

программе

коллективная

и

групповая.
Аудиторные занятия проводятся в виде повторения/закрепления правил
спортивных игр, встреч со спортсменами, участниками и победителями
спортивных соревнований различных уровней, эстафет, просмотром и
обсуждением видеоматериалов.
Внеаудиторные занятия – в виде спортивных соревнований и конкурсов,
спортивных праздников и игровых программ.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, на улице, в
спортивном зале после всех уроков основного расписания.
Практическая деятельность затрагивает все двигательные умения,
навыки и направлена на:
1.

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие

выносливости;
2.

Закрепление и совершенствование навыков в прыжках;

3.

Закрепление и совершенствование техники ведения мяча, стоек и

перемещений, ловля и передача мяча на месте и в движении, различные
комбинации в игре баскетбол;
4.

Закрепление правил и жестов судей по баскетболу и волейболу;

5.

Закрепление и совершенствование передач мяча у сетки, прямой

нападающий удар, комбинации из основных элементов, блокирование и
страховка, взаимодействие игроков линии защиты и нападения.
Теоретические знания охватывают основы знаний о физической
культуре, умения и навыки, такие как:
4



Повторение правил и жестов судей по баскетболу, и роль игры в

баскетбол в современном обществе. Оборудование и спортинвентарь для игры
в баскетбол. Правила игры и соревнований.


Повторение правил и жестов судей по волейболу, и роль игры в волейбол

в современном обществе. Оборудование и спортинвентарь для игры в
волейбол. Правила игры и соревнований.


Влияние физических упражнений на организм подростка. Физические

качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим
развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила
их выполнения. Упражнения для закрепления игры в баскетбол/волейбол.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Движение есть жизнь» составлена в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа
в неделю: 10-11 классы - 34 часа в год.
Принадлежность

к

внеурочной

деятельности

определяет

режим

проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся
после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует
рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рабочей
программы воспитания МБОУ СОШ № 5. Это позволяет на практике
соединить

обучающую

и

воспитательную

деятельность

педагога,

ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
- в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
- в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в
примерной программе воспитания;
5

- в интерактивных формах занятий для учащихся, обеспечивающих их
вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной
деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства
двигательных

умений,

высокий

уровень

развития

жизненных

сил,

нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём
здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности
для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по
причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся,
посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения,
приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
- первостепенным результатом реализации программы внеурочной
деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному
здоровью.
В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
готовность проявлять интерес к истории и развитию физической
культуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся
отечественных спортсменов-олимпийцев;
готовность отстаивать символы Российской Федерации во время
спортивных соревнований, уважать традиции и принципы современных
Олимпийских игр и олимпийского движения;
6

готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы
межличностного
проведении

взаимодействия

совместных

занятий

при

организации,

физической

планировании

культурой

и

и

спортом,

оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга.
готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения
совместных

занятий

физической

культурой,

участия

в

спортивных

мероприятиях и соревнованиях;
готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и
ушибах, соблюдать правила техники безопасности во время совместных
занятий физической культурой и спортом;
стремление

к

физическому

совершенствованию,

формированию

культуры движения и телосложения, самовыражению в избранном виде
спорта;
осознание здоровья как базовой ценности человека, признание
объективной необходимости в его укреплении и длительном сохранении
посредством занятий физической культурой и спортом;
осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства
профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое,
психическое и социальное здоровье человека;
-

развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный

выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов,
способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
готовность соблюдать правила безопасности во время занятий
физической

культурой

и

спортом,

проводить

гигиенические

и

профилактические мероприятия по организации мест занятий, выбору
спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и
поведения при выполнении учебных заданий на занятиях физической
культурой, игровой и соревновательной деятельности;
7

повышение компетентности в организации самостоятельных занятий
физической культурой, планировании их содержания и направленности в
зависимости от индивидуальных интересов и потребностей;
формирование представлений об основных понятиях и терминах
физического воспитания и спортивной тренировки, умений руководствоваться
ими

в

познавательной

и

практической

деятельности,

общении

со

сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях.
Метапредметные результаты
В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего
образования

у

обучающегося

будут

сформированы

универсальные

познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные
действия, универсальные регулятивные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие универсальные
познавательные учебные действия:
анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на
воспитание положительных качеств личности, устанавливать возможность
профилактики вредных привычек;
устанавливать причинно-следственную связь между планированием
режима дня и изменениями показателей работоспособности;
устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на
состояние здоровья и выявлять причины нарушений;
устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития
физических

качеств,

состоянием

здоровья

и

функциональными

возможностями основных систем организма;
устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения
техникой физического упражнения и возможностью возникновения травм и
ушибов во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест
занятий на открытых площадках и правилами предупреждения травматизма.
8

У обучающегося будут сформированы следующие универсальные
коммуникативные учебные действия:
выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных
источников об образцах техники выполнения разучиваемых упражнений,
правилах планирования самостоятельных занятий физической и технической
подготовкой;
описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения,
выделять фазы и элементы движений, подбирать подготовительные
упражнения;
и планировать последовательность решения задач обучения, оценивать
эффективность обучения посредством сравнения с эталонным образцом;
наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения
физических упражнений другими обучающимися, сравнивать её с эталонным
образцом, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения.
У обучающегося будут сформированы следующие универсальные
регулятивные учебные действия:
составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических
упражнений

с

разной

функциональной

направленностью,

выявлять

особенности их воздействия на состояние организма, развитие его резервных
возможностей с помощью процедур контроля и функциональных проб;
активно

взаимодействовать

в

условиях

игровой

деятельности,

ориентироваться на указания учителя и правила игры при возникновении
конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своё право и право
других на ошибку, право на её совместное исправление;
разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта,
активно взаимодействуют при совместных тактических действиях в защите и
нападении, терпимо относится к ошибкам игроков своей команды и команды
соперников;
9

организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во
время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять
способы и приёмы помощи в зависимости от характера и признаков
полученной травмы.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Движение есть жизнь» состоит из двух разделов:
- Баскетбол;
- Волейбол.
Теоретический материал программы предлагается в форме бесед до,
после или в процессе выполнения двигательной деятельности, в ходе которых
учащиеся узнают об истории происхождения и развития спортивных игр;
знакомятся с правилами игры.
В практическую часть программы помимо спортивных игр, входят
комплексы

общеразвивающих

упражнений

(ОРУ),

корригирующие

упражнения для нормализации осанки; широко применяются упражнения с
использованием различных предметов и снарядов.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации
образовательного процесса (педагогика сотрудничества);
- педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации образовательного процесса (групповые технологии, технологии
индивидуального обучения);
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся (практические игровые технологии).
Реализация

данных

технологий

следующие организационные формы:
- беседы о спортивных играх;
- практические занятия по изучению игр;
10

осуществляется

через

- самостоятельная работа в группах, парах, индивидуально;
- организация соревнований или чемпионатов по проведению спортивных
игр.
Содержание по классам
10 класс
Общая физическая подготовка
Повторение техники безопасности на уроке. Беседы о здоровом образе
жизни и режиме дня. Комплекс ОРУ с корригирующими упражнениями для
осанки и с различными предметами. Повторение правил и жестов судей по
баскетболу. Стойки и перемещения. Остановки баскетболиста. Комбинация из
основных элементов техники передвижений. Ловля и передача мяча на месте
и в движении

без сопротивления,

с пассивным

и

активным

сопротивлением защитника, тактические действия в нападении, игра в
баскетбол.
Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя
спиной к цели. Прямой нападающий удар при встречных передачах.
Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, блокирование.
Взаимодействие игроков на площадке в нападении и защите. Игры и игровые
задания по усложненным правилам, с ограничением пространства и с
ограниченным количеством игроков. Игра в волейбол.
11 класс
Общая физическая подготовка
Повторение техники безопасности на уроке. Беседы о здоровом образе
жизни и режиме дня. Комплекс ОРУ с корригирующими упражнениями для
осанки и с различными предметами. Повторение правил и жестов судей по
баскетболу. Стойки и перемещения. Остановки баскетболиста. Комбинация
из основных элементов техники передвижений. Ловля и передача мяча на
месте и в движении без сопротивления, с пассивным и активным
11

сопротивлением защитника, тактические действия в нападении, игра в
баскетбол.
Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху,
стоя спиной к цели. Прямой нападающий удар при встречных передачах.
Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, блокирование.
Взаимодействие игроков на площадке в нападении и защите. Игры и игровые
задания по усложненным правилам, с ограничением пространства и с
ограниченным количеством игроков. Игра в волейбол.

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п

Тема

Виды деятельности школьников

Количество
часов

1

Баскетбол

Повторение Т.Б. Беседы о ЗОЖ. История происхождения баскетбола, первые
правила. Комплекс ОРУ с корригирующими упражнениями для осанки и с
различными предметами. Повторение правил и жестов судей по баскетболу.
Стойки и перемещения. Остановки баскетболиста. Ловля и передача мяча на
месте, в движении. Позиционное нападение без изменения позиций игроков, с
изменение позиций, личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5
на одну корзину. Игра в баскетбол по правилам и т.д. Проведение соревнований.

17

2

Волейбол

Повторение Т.Б. Беседы о ЗОЖ. История происхождения волейбола. Комплекс
17
ОРУ с корригирующими упражнениями для осанки и с различными предметами.
Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя
спиной к цели. Прямой нападающий удар при встречных передачах. Комбинации
из освоенных элементов: прием, передача, блокирование. Взаимодействие
игроков на площадке в нападении и защите. Игры и игровые задания по
усложненным правилам, с ограничением пространства и с ограниченным
количеством игроков. Игра в волейбол.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№ п/п

Тема

Виды деятельности школьников

Количество
часов

1

Баскетбол

Повторение Т.Б. Беседы о ЗОЖ. История происхождения баскетбола, первые правила.
Комплекс ОРУ с корригирующими упражнениями для осанки и с различными
предметами. Повторение правил и жестов судей по баскетболу. Стойки и перемещения.
Остановки баскетболиста. Ловля и передача мяча на месте, в движении. Позиционное
нападение без изменения позиций игроков, с изменение позиций, личная
защита в
игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину. Игра в баскетбол по
правилам и т.д. Проведение соревнований.

17

2

Волейбол

Повторение Т.Б. Беседы о ЗОЖ. История происхождения волейбола. Комплекс ОРУ с
17
корригирующими упражнениями для осанки и с различными предметами. Передача
мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. Прямой
нападающий удар при встречных передачах. Комбинации из освоенных элементов:
прием, передача, блокирование. Взаимодействие игроков на площадке в нападении и
защите. Игры и игровые задания по усложненным правилам, с ограничением
пространства и с ограниченным количеством игроков. Игра в волейбол.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

14

Список используемых ресурсов
1.

Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа

жизни. - 2002.-№ 5.-с.54.
2.

Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле –

здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое
общество России, 2004.
3.

Организация

и

оценка

здоровьесберегающей

деятельности

образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего
образования. -М.: 2004.
4.

Антропова, М.В., Кузнецо Смирнов И.К. Здоровьесберегающие

образовательные технологии в современной школе. М., 2002
5.

Трофимова Г.В. Помоги себе сам. Минск, 2003.

6.

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков

здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
7.

Подвижные игры: 1–4 классы. / Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.:

ВАКО, 2007.
8.

Дереклеева,Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья:

1-5 классы. – М.: ВАКО 2007 г. - / Мастерская учителя.
9.

Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы

/ Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика.
Психология. Управление.)
10.

Ковалько,

В.И.

Школа

физкультминуток

(1-11

классы):

Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов,
подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская
учителя.
11.

Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. -

176с. - / Мозаика детского отдыха.
12.

Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей:

психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В.
Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

13.

Смирнов,

Н.К.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
14.

Колемаскина Л.В., Акимова Н.М. Игры для динамической паузы.

Ж. «Начальная школа» 2012 г, №11, с.18.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».