ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговом проекте обучающихся 9-х классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 5
имени Героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова
г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основе закона «Об образовании в
Российской
Федерации»
(№273-ФЗ),
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования, основной
образовательной программы основного общего образования и Устава МБОУ СОШ
№ 5.
1.2. Под проектной деятельностью понимается целенаправленно
организованная деятельность, объединяющая педагогов, обучающихся, родителей
(законных представителей) и социальных партнёров.
1.3. Проектная работа представляет собой деятельность, выполняемую
обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов
(интегрированный проект), способствует повышению качества образования,
позволяет использовать полученные знания, освоить различные формы и методы
практической работы.
1.4. Проектная деятельность обучающихся является одним из методов
развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку
самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и
обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных
результатов), помогает развитию творческих способностей и логического
мышления.
1.5. Включение учащихся в проектную деятельность - один из путей
повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на всех уровнях
образования, который обеспечивает достижение обучающимися метапредметных
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
1.6. В организации и обеспечении проектной деятельности участвуют все
педагогические структуры школы.
1.7. Проект-это форма организации совместной деятельности ученика
(учеников) и руководителя (учителя, родителей, социальных партнёров),
направленная на достижение поставленной цели и решение проблемы, значимой
для учащегося, оформленная в виде конечного продукта.
2.Цель и задачи проектной деятельности
2.1. Цель проектной деятельности – создание условий сотрудничества,
партнерства участников образовательного процесса, совместного поиска новых
комплексных знаний, овладения умениями использовать эти знания при создании
своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом; развития
творческих способностей, логического мышления и социального взросления.
2.2. Общие задачи:
укреплять, совершенствовать и творчески развивать сложившуюся в школе
систему проектной деятельности;
расширять области тематического исследования в проектной деятельности;
укреплять престиж участия в проектной деятельности, воспитывать
сознательное, ответственное отношение к занятиям в проектно-образовательной
сфере;
2
расширять границы практического использования проектных работ учащихся;
привлекать социальных партнёров по проектной деятельности и укреплять
разнообразные взаимополезные контакты.
2.3. Учебные задачи:
обучать планированию собственной деятельности;
формировать навык сбора и обработки информации, материалов, в том числе в
сети Интернет;
развивать умение анализировать (креативность и критическое мышление);
формировать и развивать умения составлять письменный отчёт о
самостоятельной работе над индивидуальным итоговым проектом;
формировать позитивное отношение к работе, активную жизненную позицию;
формировать систему межпредметной интеграции и целостной картины мира.
2.4. Воспитательные задачи:
воспитывать у обучающихся интерес к познанию мира, к углубленному
изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах
деятельности;
мотивировать учащихся к выбору профессии, профессиональной и социальной
адаптации;
формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями.
3.Проект как форма итоговой аттестации обучающихся на уровне основного
общего образования
3.1. Итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый
обучающимся 9 класса в рамках одного или нескольких учебных предметов с
целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении
содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, и
способность проектировать и осуществлять целесообразную, результативную
деятельность
(учебно-познавательную,
конструкторскую,
социальную,
художественно-творческую).
3.2. Итоговый проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту,
способностям и возможностям обучающегося.
3.3. Тема итогового проекта должна быть интересна для обучающегося и
совпадать с зоной его ближайшего развития.
3.4. Итоговый проект может включать один из аспектов избранной
проблемы, тем самым быть открытым для ее дальнейшего изучения.
3.5. Итоговый проект должны иметь практическую направленность и быть
востребованными, иметь возможность применения в той или иной сфере
человеческой деятельности.
3.6. Итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных
результатов, полученных учащимися в ходе освоения образовательных программ
по учебным предметам.
3.7. Выполнение итогового проекта обязательно для каждого обучающегося,
его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по
любому учебному предмету.
3
3.8. Результаты выполнения итогового проекта могут рассматриваться как
дополнительное основание при зачислении выпускника 9 класса на избранное им
направление профильного обучения на уровне среднего общего образования.
4.Требования к организации работы над итоговым проектом
4.1. Общее руководство проектной деятельностью обучающихся в МБОУ
СОШ № 5 на уровне основного общего образования осуществляют классные
руководители выпускных классов и заместитель директора по учебной работе.
4.2. Руководителями проектной деятельности обучающихся являются
учителя, реализующие ФГОС начального, основного общего образования.
4.3. Руководителем, консультантом итогового проекта, обучающегося могут
быть педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся,
сотрудники иных организаций по профилю проекта (социальные партнеры).
4.4. Инициатором в выборе руководителя проекта является обучающийся.
4.5. Руководитель проекта назначается приказом директора.
4.6. Руководители проекта:
организуют работу обучающегося над итоговым проектом,
представляют заявку на руководство проектной деятельностью обучающегося,
план работы для рассмотрения на методическом совете школы;
обращаются за консультациями к специалистам по просьбе обучающихся,
проводят индивидуальные консультации с обучающимися, испытывающими
затруднения на разных этапах работы.
4.7. Обучающиеся самостоятельно выбирают предметную область, в которой
будет проходить работа над итоговым проектом.
4.8. Обучающиеся вместе с руководителем выбирают тему, определяют
результат (продукт) работы и ее жанровые особенности, планируют деятельность.
4.9. Промежуточная экспертиза проекта осуществляется комиссией
методического совета посредством анализа продукта проектной деятельности.
4.10. Сроки защиты итоговых проектов утверждаются приказом директора.
4.11. Публичная защита итоговых проектов осуществляется в соответствии с
регламентом экзаменов по выбору.
5. Требования к содержанию и направленности итоговых проектов
5.1. Итоговый проект может быть
1. По содержанию:
монопредметный - относящийся к определённым областям знаний;
метапредметный - относящийся к определённой области деятельности;
2. По доминирующей деятельности:
информационный (поисковый) направлен на сбор информации об объекте,
явлении, на ознакомление с ней участников проекта, её анализ и обобщение
фактов;
исследовательский – подчиненный логике небольшого исследования, имеет
структуру, совпадающую с исследованием;
творческий – предлагает максимально свободный подход к представлению
результата (спектакль, сценарий, концерт, шоу, акция и т.д.);
4
практико-ориентированный (прикладной)– нацелен на социальные интересы
участников проекта или заказчика;
игровой (ролевой) - участники таких проектов принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
5.2. Представление итоговых проектов может быть проведено в форме:
компьютерной презентации с описанием продукта,
демонстрации прибора, макета, конструкции (в том числе ЛЕГО), web-сайта или
страницы,
сценария, экскурсии, стендовых отчетов, фотоальбома, модели, сочинения,
сборника творческих работ, видеофильма, карты, музыкального произведения,
игры, деловой игры, бизнес-плана и т.д.;
схемы, алгоритма, таблицы, пособия (в том числе на электронном носителе),
сборника упражнений, практикума,
реферата, включающего результаты эксперимента, опытов, решений и т.д.
6.Требования к оформлению итогового проекта
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
6.1 Итоговый проект должен содержать:
Титульный лист.
Содержание (список, состоящий из обоснования проекта, описания проекта,
заключения и приложений с указанием их положения по страницам в работе).
Обоснование проекта, в котором обосновывается значимость темы,
актуальность проблемы, на разрешение которой направлен проект:
формулируется цель проектной работы;
определяются задачи;
определяется продукт проектной деятельности;
характеризуются конкретные ожидаемые результаты.
Описание проекта. В этой части:
излагается путь решения проблемы, предложенные методы и способы
реализации проекта;
приводится план выполнения проекта – последовательность действий (по
этапам), привлекаемые ресурсы.
Ожидаемые результаты.
Заключение. Содержит общие выводы, степень достижения целей и задач
проекта.
Список литературы.
Приложения.
В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом
мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ
и т.п. В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной
деятельности (или фотографии/видеозаписи/аудиозаписи, на которых запечатлён
продукт проектной деятельности).
Продуктом проектной деятельности могут быть аналитические материалы,
обзорные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа,
представленная в виде прозаического или стихотворного произведения,
5
инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное
конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.
6.3. Требования к оформлению проекта:
Текст работы представляется на белой бумаге формата А4 (297*210), текст
располагается только на одной стороне листа.
Ориентация – книжная, размер полей: левое – 3 см, верхнее и нижнее – 2 см,
правое – 1,5 см.
Основной шрифт текста – Тimes New Roman, заголовки – Тimes New Roman
полужирное начертание текста, точка после заголовков не ставится.
Размер шрифта – 14.
Межстрочный интервал – 1,5.
Абзацный отступ – 1,25.
Выравнивание основного текста по ширине, заголовки по центру.
Страницы должны быть пронумерованы. Нумерация страниц начинается с
титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не
ставится. Далее все страницы работы, включая список литературы и
приложения, нумеруются по порядку до последней. Нумерация страниц по
центру.
Каждая часть проекта оформляется на отдельном листе.
Ссылки оформляются в соответствии с образцом.
Печатный материал дублируется на диске. Обложка папки – футляра для диска
может иметь элементы красочного рекламного оформления и содержать
краткую аннотацию.
7.Сроки и этапы выполнения итогового проекта
7.1. Сроки подготовки и защиты итогового проекта определяются
регламентом и утверждаются приказом директора.
7.2. Регламент работы над проектом:
Срок
Мероприятие
Сентябрь (1-2 неделя)
Определение
Направления (естественно-научное,
гуманитарное, информационно-математическое)
Сентябрь (3 неделя)
1 неделя октября – 2 неделя
декабря
Выбор руководителя проектной работы
Посещение курса «Проектная деятельность»
3 неделя декабря - 4 неделя
января
2 неделя - апреля
Работа с руководителями проекта
Защита проекта на итоговой конференции
обучающихся 9
классов
6
8.Подведение итогов работы над итоговым проектом
8.1. Для защиты итоговых проектов в ходе государственной итоговой
аттестации обучающихся 9 классов в МБОУ СОШ № 5 создается специальная
экспертная комиссия.
8.2. Состав комиссии определяется органами государственно-общественного
управления школы (педагогическим советом, Управляющим советом) и
утверждается приказом директора.
8.3. Итоговый проект может быть представлен на ежегодной школьной
научно-практической конференции, открытых научно-практических конференциях
различного уровня.
8.4. Лучшие проекты (по согласованию с автором проекта) размещаются на
сайте школы, могут быть опубликованы в школьных СМИ, изданы отдельным
сборником в рамках НОУ.
9. Требования к защите итогового проекта
9.1. Защита итогового проекта является одной из обязательных
составляющих
материалов
системы
внутришкольного
мониторинга
образовательных достижений обучающихся.
9.2. Учащиеся 9 классов представляют свой проект в качестве
экзаменационной работы за одну неделю до защиты для просмотра комиссии.
9.3. Защита проекта производится в сроки, установленные для сдачи
экзаменов по выбору.
9.4. Учащиеся 9 классов защищают свой проект согласно утвержденному
директором расписанию.
9.5. Публичная защита итогового проекта проводится в устной форме с
обязательной демонстрацией фрагментов проекта или презентации и не должна
превышать 10 минут, количество слайдов в презентации – не более 15.
9.6. После завершения выступления ученик должен ответить на вопросы
комиссии (если таковые возникли).
9.7. Публичное представление итогового проекта, обучающегося должно
содержать:
обоснование выбранной темы, доказательства ее актуальности,
цели и задачи проекта и степень их выполнения,
обязательное указание на степень самостоятельности проделанной работы,
описание возможностей применения продукта на практике в разных сферах
деятельности;
а также учитывается:
эмоциональное воздействие на слушателей,
правильность речи,
умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ,
дизайн проекта.
9.8. Все демонстрационные материалы для защиты итогового проекта
должны быть заранее записаны на компьютер, использующийся во время защиты.
9.9. Обучающимся предоставляется возможность по специальному графику
апробировать технику и качество записи.
7
10.Критерии оценки итоговых проектов
10.1. Экспертная комиссия оценивает уровень сформированности
метапредметных
планируемых
результатов
обучающихся
9
классов,
продемонстрированный ими в ходе выполнения итогового проекта на основании
рассмотрения представленного продукта.
10.2. Итоговый проект оценивается по критериям:
Постановка цели проекта;
Планирование путей достижения цели проекта;
Глубина раскрытия темы проекта;
Разнообразие источников информации, целесообразность их использования;
Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе;
Понимание содержания областей взаимодействия;
Соответствие требованиям оформления письменной части;
Качество проведения презентации;
Качество проектного продукта.
10.3. Оценивание метапредметных планируемых результатов обучающегося
в ходе защиты итогового проекта происходит в соответствии с критериями оценки
итогового проекта руководителем проекта и членами экспертной комиссии,
которые отображаются в карте оценки.
10.4. Итоговая оценка по каждому критерию и итоговая оценка в целом за
проект определяется по количеству баллов, выставленных руководителем проекта
и членами экспертной комиссии.
10.5. Итоговая оценка за защиту проекта выставляется в протокол оценки
проектной работысоответствии с количеством набранных баллов учащимся:
26-24 баллов – оценка «5».
23-16 баллов – оценка «4».
15-13 баллов – оценка «3».
Менее 12 баллов – оценка «2».
11.Обязанности и ответственность сторон за нарушение установленных
норм
11.1. Руководитель итогового проекта обучающегося работы обязан:
Обеспечить постоянный контроль за ходом и выполнением итогового проекта;
Оказывать консультационную поддержку обучающемуся;
Оказывать помощь при оформлении и подготовке к защите итогового проекта;
Обеспечить доступ к информационным и иным ресурсам, имеющимся в школе.
11.2. В случае невыполнения руководителем своих обязанностей, он может
быть по решению педагогического совета, с согласия обучающегося и его
родителей, заменен другим руководителем.
11.3. Обучающийся обязан:
соблюдать сроки выполнения итогового проекта;
соблюдать требования к оформлению проекта и к его защите;
представлять письменный вариант защиты проекта педагогу или руководителю
для проверки за 2 недели до его защиты.
11.4. В случае невыполнения требований настоящего Положения
обучающийся считается не достигшим метапредметных планируемых результатов
8
освоения ООП ООО согласно Порядку проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам основного общего образования.
12. Порядок вступления в силу локального акта
12.1. Настоящее Положение обсуждается и принимается педагогическим
советом и Управляющим советом МБОУ СОШ № 5 и утверждается приказом
директора.
9