МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Управление образования Николаевского Муниципального района МБОУ СОШ № 5 РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Руководитель ШМО _______Восковщук С.Ю. Протокол №1 от 30.08.2023 г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Буш С.Ю. от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор _________Карпец О.В. Приказ № 170-осн от 30.08.2023 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86 Владелец: Карпец Ольга Викторовна Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся 1-4 классов г. Николаевск-на-Амуре 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа «Математическая разбита на шесть грамотность», блоков: «Финансовая «Читательская грамотность», грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и 2 оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно - научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в негодеятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года: 1 класс – 33 часа; 2 класс – 34 часа; 3 класс – 34 часа; 4 класс – 34 часа. В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической, финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить. Формы организации занятий: Предметные недели; Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения 3 Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; - овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные 4 пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «естественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для 5 распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «глобальная компетентность»: - способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы); - овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и критически мыслитьпри рассуждении о глобальных событиях; - способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию; - способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения 6 СМИ; - способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения; - способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения, или пола. Предметные результаты изучения блока «креативное мышление»: - умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения; - практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки; - стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей. 7 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Функциональная грамотность» 1 КЛАСС (33 ЧАСА) Читательская грамотность: - В. Бианки. «Лис и мышонок». - Русская народная сказка «Мороз и заяц». - В. Сутеев. «Живые грибы». - Г. Цыферов. «Петушок и солнышко». - М. Пляцковский. «Урок дружбы». - Русская народная сказка «Как лиса училась летать». - Е. Пермяк «Четыре брата». Математическая грамотность: - «Про курочку рябу, золотые и простые яйца». - «Про козу, козлят и капусту». - «Про петушка и жерновцы». - «Как петушок и курочки делили бобовые зернышки». - «Про наливные яблочки». - «Про Машу и трех медведей». - «Про медведя, лису и мишкин мед». Креативное мышление: - История со словом «дедушка». - Рассказы по картинкам. Финансовая грамотность: - За покупками. - «Находчивый колобок». - «День рождения мухи-цокотухи». - «Буратино и карманные деньги». - «Кот Василий продает молоко». - «Лесной банк». - Как мужик золото менял. Естественно-научная грамотность: - «Как Иванушка хотел попить водицы». 8 - «Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик». - Про репку и другие корнеплоды. - «Плывет, плывет кораблик». - «Про Снегурочку и превращения воды». - Как делили апельсин. - «Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду». - В. Сутеев «Яблоко». 1. Глобальная компетенция: - Комплексное задание «Найденыш». - Комплексное задание «Мировой океан загрязняется». 2 КЛАСС (34 ЧАСА) Читательская грамотность: - Михаил Пришвин «Беличья память». - И. Соколов-Микито «В берлоге». - Лев Толстой «Зайцы». - Николай Сладков «Веселая игра». - Обыкновенные кроты. - Эдуард Шим «Тяжкий труд». - Про полевого хомяка. - Про бобров. Математическая грамотность: - Про беличьи запасы. - Медвежье, потомство. - Про зайчат и зайчиху. - Лисьи забавы. - Про крота. - Про ежа. - Про полевого хомяка. - Бобры строители. Креативное мышление: 9 - История со словом «фотоальбом». - Рассказы по картинкам. Финансовая грамотность: - «Беличьи деньги». - Поврежденные и фальшивые деньги. - Банковская карта. - Безопасность денег на банковской карте. - Про кредиты. - Про вклады. - Ловушки для денег. Естественно-научная грамотность: - «Про белочку и погоду». - «Лесные сладкоежки». - «Про зайчишку и овощи». - «Лисьи норы». - Корень часть растения. - Занимательные особенности яблока. - Про хомяка и его запасы. 1. Глобальная компетентность: - Комплексное задание «Футбол и дружба». - Комплексное задание «Случай в гостях». 3 КЛАСС (34 ЧАСА) Читательская грамотность: - «Про дождевого червяка». - Кальций. - Сколько весит облако? - Хлеб, всему голова. - Про мел. - Про мыло. - История свечи. 10 Естественно-научная грамотность: - Дождевые черви. - Полезный кальций. - Про облака. - Про хлеб и дрожжи. - Интересное вещество мел. - Чем интересно мыло и как оно «работает»? - Про свечи. - Волшебный Магнит. Финансовая грамотность: - Что такое «бюджет»? - Семейный бюджет. - Откуда в семье берутся деньги? - Зарплата. - Пенсия и социальные пособия. - Наследство, вклад выигрыш. - На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. - Как сэкономить семейные деньги? Математическая грамотность: - Расходы и доходы бюджета. - Планируем семейный бюджет. - Подсчитываем семейный доход. - Пенсии и пособия. - Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. - Подсчитываем расходы. - Расходы на обязательные платежи. - Подсчитываем сэкономленные деньги. Глобальная компетентность: - Комплексное задание «Говорим на одном языке». - Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» Креативное мышление: 11 - История со словом «почта». - Рассказы по картинкам. 4 КЛАСС (34 ЧАСА) Читательская грамотность: - Старинная женская одежда. - Старинные женские головные уборы. - Старинная мужская одежда и головные уборы. - Жилище крестьянской семьи на Руси. - Внутреннее убранство русской избы - Предметы обихода русской избы - История посуды на Руси. - Какие деньги были раньше в России. Естественно-научная грамотность: - Томат. - Болгарский перец. - Картофель. - Баклажан. Семейство Паслёновые. - Лук. - Капуста. - Горох. - Грибы. Финансовая грамотность: - Потребительская корзина. - Прожиточный минимум. - Инфляция. - Распродажи, скидки, бонусы. - Благотворительность. - Страхование. Математическая грамотность: - В бассейне. 12 - Делаем ремонт. - Праздничный торт. - Обустраиваем участок. - Поход в кино. - Организуем экскурсию - Отправляемся в путешествие. Глобальная компетентность - Комплексное задание «Экологичная обувь». - Комплексное задание «Этичная одежда». Креативное мышление - История со словом «спички». - Рассказы по картинкам. 13 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 1 КЛАСС № п/п Тема Виды деятельности Кол-во учащихся часов Читательская грамотность (7 часов) 1. В. Бианки «Лис и Игровая 1ч мышонок». 2. Русская народная сказка Познавательная 1ч «Мороз и заяц». 3. В. Сутеев «Живые Научно-познавательная 1ч грибы». 4. Г. Цыферов «Петушок и Игровая 1ч солнышко». 5. М. Пляцковский. «Урок Познавательная 1ч дружбы». 6. Русская народная сказка Познавательная «Как лиса 1ч училась летать». 7. Е. Пермяк «Четыре Игровая 1ч брата». Математическая грамотность (7 часов) 8. «Про курочку золотые и рябу, Познавательная 1ч простые яйца». 9. «Про козу, козлят и Учебная 1ч капусту». 10. «Про петушка и Познавательная 1ч «Как петушок и курочки Познавательная 1ч жерновцы». 11. делили бобовые зернышки». 12. Про наливные яблочки. Учебная 14 1ч Дата изучения 13. Про Машу и трех Игровая 1ч Про медведя, лису и Учебная 1ч медведей. 14. мишкин мед. Креативное мышление (2 часа) 15. История со словом 1ч «дедушка». 16. Рассказы по картинкам. 1ч Финансовая грамотность (7 часов) 17. За покупками. Игровая 1ч 18. Находчивый колобок. Игровая 1ч 19. День рождения мухи- Игровая 1ч цокотухи. 20. Буратино и карманные Познавательная 1ч деньги. 21. Кот Василий продает Деятельность общения 1ч молоко. 22. Лесной банк. 23. Как мужик Познавательная золото Учебная 1ч 1ч менял. Естественно-научная грамотность (8 часов) 24. «Как Иванушка хотел Научно-познавательная 1ч попить водицы». 25. «Пятачок, Винни-пух и Познавательная 1ч воздушный шарик». 26. «Про репку и другие Игровая 1ч корнеплоды». 27. Плывет, плывет Научно-познавательная 1ч кораблик. 28. «Про Снегурочку и Игровая 1ч превращения воды». 29. Как делили апельсин. Научно-познавательная 1ч 30. «Крошка енот и Тот, Игровая 1ч кто сидит в пруду». 15 31. В. Сутеев «Яблоко». Игровая 1ч Глобальная компетентность (2 часа) 32. Комплексное задание 1ч задание 1ч «Найденыш» 33. Комплексное «Мировой океан загрязняется» 2 КЛАСС № п/п Тема Виды деятельности Кол-во учащихся часов Читательская грамотность (8 часов) 1. Михаил Пришвин. Сформировать установку 1ч «Беличья память». на активное участие в решении задач, практических осознанием важности образования. 2. И. Соколов-Микитов «В Проведение берлоге». простых 1ч исследований и анализ их результатов. 3. Лев Толстой «Зайцы». Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 4. Николай Сладков «Веселая Развить игра». интерес к 1ч сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. 5. Обыкновенные кроты. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 6. Эдуард труд». Шим «Тяжкий Развивать активное 1ч участие в коллективных 16 Дата изучения учебноисследовательских, проектных и других творческих работах 7. Про полевого хомяка. Использование полученных заданий) 1ч (из самих знаний для объяснения явлений. 8. Про бобров. Использование полученных заданий) 1ч (из самих знаний для объяснения явлений. Математическая грамотность (8 часов) 9. Про беличьи запасы. Развить мотивацию к 1ч целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным. 10. Медвежье потомство. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 11. Про зайчат и зайчиху. Развивать активное 1ч участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах. 12. Лисьи забавы. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 13. Про крота. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 14. Про ежа. Использовать 17 1ч информацию из текста для решения практической задачи. 15. Про полевого хомяка. Использование полученных заданий) 1ч (из самих знаний для объяснения явлений. 16. Бобры строители. Развить активное участие 1ч в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах. Креативное мышление (2 часа) 17. История со словом 1ч «фотоальбом». 18. Рассказы по картинкам 1ч Финансовая грамотность (7 часов) 19. Беличьи деньги. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 20. Поврежденные и Проведение фальшивые деньги. простых 1ч исследований и анализ их результатов. 21. Банковская карта. Выявлять и 1ч анализировать финансовую информацию. Проведение простых исследований и анализ их результатов. 22. Безопасность денег банковской карте. на Развить интерес к 1ч сотрудничеству. Приобрести успешного межличностного 18 опыт общения. Оценивать результаты своей деятельности. 23. Про кредиты. Выявлять и 1ч анализировать финансовую информацию. Выдвижение обсуждение идей и различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности. 24. Про вклады. Выявлять и 1ч анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической Оценивать задачи. результаты своей деятельности. 25. Ловушки для денег. Выявлять и 1ч анализировать финансовую информацию .Использовать информацию из текста для решения практической Оценивать задачи. результаты своей деятельности. Естественно-научная грамотность (7 часов) 26. Про белочку и погоду. Развить 19 интерес к 1ч сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. 27. Лесные сладкоежки. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 28. Про зайчишку и овощи. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 29. Лисьи норы. Развивать активное 1ч участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах. 30. Корень часть растения. Выдвижение идей обсуждение и 1ч различных способов проявления креативности. 31. Занимательные Развить интерес особенности яблока. сотрудничеству. Приобрести к 1ч опыт успешного межличностного общения. 32. Про хомяка и его запасы. Использование полученных заданий) (из 1ч самих знаний для объяснения явлений. Глобальная компетенция (2 часа) 33. Комплексное 1ч задание «Футбол и 20 дружба» Комплексное 34. задание 1ч «Случай в гостях» 3 КЛАСС № п/п Тема Виды деятельности Кол-во учащихся часов Читательская грамотность (7 часов) 1. Про дождевого червяка. Сформировать установку 1ч на активное участие в решении задач, осознанием важности образования. 2. Кальций. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 3. Сколько весит облако? Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 4. Хлеб, всему голова. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 5. Про мел. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 6. Про мыло. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 7. История свечи. Развить интерес к 1ч сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Естественно-научная грамотность (8 часов) 21 Дата изучения 8. Дождевые черви. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 9. Полезный кальций. Развить интерес к 1ч сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. 10. Про облака. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 11. Про хлеб и дрожжи. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 12. Интересное вещество Развивать мел. активное 1ч участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах 13. Чем интересно мыло и Проведение как оно «работает»? простых 1ч исследований и анализ их результатов. 14. Про свечи. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 15. Волшебный Магнит. Развивать активное 1ч участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах Глобальная компетентность (2 часа) 16. Комплексное задание 1ч 22 «Говорим на одном языке». 17. Комплексное задание 1ч «Выбрасываем продукты или голодаем?» Финансовая грамотность (7 часов) 18. Что такое «бюджет»? Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 19. Семейный бюджет. Выдвижение идей обсуждение и 1ч различных способов проявления креативности. 20. Откуда в семье берутся Использовать деньги? Зарплата. 1ч информацию из текста для решения практической задачи 21. Пенсия и социальные Использование пособия. полученных заданий) 1ч (из самих знаний для объяснения значений данных понятий. Оценивать результаты своей деятельности. 22. Наследство, вклад Развить выигрыш. интерес к 1ч сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. 23. На что тратятся 1ч семейные деньги? Использование Виды расходов. полученных заданий) (из знаний объяснения явлений. 23 самих для 24. Как сэкономить 1ч семейные деньги? Креативное мышление (2 часа) 25. История со словом 1ч «почта». 26. Рассказы по картинкам. 1ч Математическая грамотность (8 часов) 27. Расходы и доходы Выявлять и анализировать 1ч бюджета. финансовую информацию. Выдвижение идей обсуждение и различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности. 28. Планируем семейный Развивать бюджет. активное 1ч участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих Развитие работах. интереса к сотрудничеству. 29. Подсчитываем семейный Выявлять и анализировать 1ч доход. финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. 30. Пенсии и пособия. Использование полученных заданий) 24 (из знаний 1ч самих для объяснения значений данных понятий. Оценивать результаты своей деятельности. 31. Подсчитываем Выявлять и анализировать 1ч случайные финансовую информацию. (нерегулярные) доходы. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. 32. Подсчитываем расходы. Выявлять и анализировать 1ч финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. 33. Расходы на обязательные Использовать платежи. 1ч информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. 34. Подсчитываем Использовать сэкономленные деньги. информацию из текста 1ч для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. 4 КЛАСС № п/п Тема Виды деятельности Кол-во 25 Дата учащихся часов Читательская грамотность (8 часов) 1. Старинная женская одежда. Сформировать 1ч установку на активное участие в решении практических осознанием задач, важности образования. 2. Старинные женские головные уборы. Развить мотивацию к 1ч целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным. 3. Старинная мужская одежда и головные уборы. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 4. Жилище крестьянской Развить семьи на Руси. интерес к 1ч сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. 5. Внутреннее убранство русской избы. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 6. Предметы обихода русской избы. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 7. История посуды на Руси. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 8. Какие деньги были раньше Проведение в России. исследований и анализ 26 простых 1ч изучения их результатов. Естественно – научная грамотность (8 часов) 9. Томат. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 10. Болгарский перец. Развивать активное 1ч участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах. 11. Картофель. Выявлять и 1ч анализировать финансовую информацию. Проведение простых исследований и анализ их результатов. 12. Баклажан. Семейство Проведение простых Паслёновые. исследований и анализ 1ч их результатов. 13. Лук. Развить интерес к 1ч сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. 14. Капуста. Проведение простых 1ч исследований и анализ их результатов. 15. Горох. Развить интерес к 1ч сотрудничеству. Приобрести успешного 27 опыт межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности. 16. Грибы. Развивать активное 1ч участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах. Глобальная компетенция (2 часа) 17. Комплексное задание 1ч «Экологичная обувь». 18. Комплексное задание 1ч «Этичная одежда». Финансовая грамотность (6 часов) 19. Потребительская корзина. Выявлять и 1ч анализировать финансовую информацию. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности. 20. Прожиточный минимум. Выдвижение идей и 1ч обсуждение различных способов проявления креативности: 21. Инфляция. Развивать активное 1ч участие в коллективных учебноисследовательских, 28 проектных и других творческих работах. 22. Распродажи, скидки, бонусы. Использовать 1ч информацию из текста для решения практической задачи. 23. Благотворительность. Развить интерес к 1ч сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. 24. Страхование. Использование 1ч полученных (из самих заданий) знаний объяснения для явлений. Оценивать результаты своей деятельности. Математическая грамотность (8 часов) 25. В бассейне. Использование 1ч полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. 26. Делаем ремонт. Выявлять и 1ч анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической Оценивать задачи. результаты своей деятельности. 27. Делаем ремонт. Использование 29 1ч полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. 28. Праздничный торт. Использование 1ч полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. 29. Обустраиваем участок. Развить активное участие 1ч в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах. 30. Поход в кино. Выявлять и 1ч анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. 31. Организуем экскурсию Развить интерес к 1ч сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. 32. Отправляемся в путешествие. Использовать 1ч информацию из текста для решения практической Оценивать задачи. результаты своей деятельности. Креативное мышление (2 часа) 33. История со словом 1ч 30 «спички». 34. Рассказы по картинкам. 1ч 31 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/ Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/ Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/ Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoygramotnosti Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ. 1. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/). 2. Открытые задания PISA на официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества образования». 3. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru 32