МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации Николаевского муниципального района
МБОУ СОШ № 5
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО учителей
художественно-эстетического
цикла
__________Михайлова Е.А.
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
______________ Буш С.Ю.
от «28» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______________ О.В. Карпец
Приказ № 105-осн
от «28» августа 2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86
Владелец: Карпец Ольга Викторовна
Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ЧЕРЧЕНИЕ»
8 – 9 классы
г. Николаевск-на-Амуре 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Графические информационные средства, используемые в практике,
чрезвычайно разнообразны, а область их применения необычайно широка. В
настоящее время графическая информация приобретает особое значение в
связи с созданием систем управления, включающих различные графические
способы отображения геометрических и технических свойств объектов
предметного
мира.
изобразительных
и
Эти
способы
знаковых
систем,
являются
той
которые
совокупностью
составляют
основу
информации, образно называемой графическим языком.
Способствовать развитию графической культуры и графической
грамотности поможет учебный курс «Черчение».
Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,
деятельностного подходов к обучению «Черчению»:
•
развитие инновационной творческой деятельности в процессе решения
прикладных задач;
•
овладение методами проектной деятельности, решения творческих
задач, моделирования, конструирования;
•
овладение средствами и формами графического отображения объектов
или процессов, правилами выполнения графической документации;
•
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным
предметам для решения прикладных учебных задач;
•
формирование представлений о мире профессий, связанных с
изучаемыми технологиями, и их востребованностью на рынке труда;
•
приобщение школьников к графической культуре – совокупности
достижений человечества в области освоения графических способов передачи
информации.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система
развития мышления, пространственных представлений и графической
грамотности учащихся.
Курс черчения в школе – составная часть трудового политехнического
образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют
трудовой политехнической и профессиональной подготовке школьников,
формированию основ графической грамоты, умению составлять чертежнографическую документацию и сознательно ею пользоваться.
Учебный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из
средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и
политехнического
образования
учащихся;
приобщает
школьников
к
элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии
современного производства; содействует развитию технического мышления,
познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением
оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности
и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся
важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют
на
формирование
эстетического
вкуса
учащихся,
что
способствует
разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная
технического
задача
мышления,
курса
черчения
–
формирование
учащихся
пространственных
представлений,
а
также
способностей к познанию техники с помощью графических изображений.
Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении
как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный
инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным,
привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе
внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление
учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей,
изучение
роли
чертежа
в
современном
производстве,
установление
логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла,
выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству
графических работ школьников на уроках математики, физики, химии,
технологии. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая
грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка
школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной
литературой для решения возникающих проблем.
Большая часть учебного времени при освоении курса «Черчение»
выделяется на упражнения и самостоятельную работу.
При выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названиями
деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и
механизмами, с материалами, из которого они изготовлены, а также получают
некоторые сведения об их изготовлении.
Программа
детализирует
и
раскрывает
содержание
стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения,
которые определены стандартом.
Рабочая программа по черчению ориентирована на обучающихся 8-9
классов. В соответствии с учебным планом рассчитана на 1 час в неделю в 8
классе, что составляет 34 часа в год, в 9 классе рассчитана на 1 полугодие 1
час в неделю, и составляет 17 часов. Данное количество часов, содержание
предмета полностью соответствует варианту авторской программы А.Д.
Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов по курсу
«Черчение» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Правила оформления чертежей
Учебный курс «Черчение». Значение графического изображения в
производственной деятельности человека (построения и перспективы). Цели
и задачи изучения черчения в школе и дальнейшей профориентации. Правила
оформления чертежей
История и развитие методов графических изображений. Инструменты,
принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с
инструментами и организация рабочего места. История и развитие методов
графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для
выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация
рабочего места. Основные правила оформления чертежей. Понятие о
стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на
чертежах.
Графическая работа № 1. Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и
знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей
чертежным шрифтом.
Графическая работа № 2. Основные правила, приемы и методы
нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки, знаки радиуса,
диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр.
Способы проецирования
Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования
(центральный, параллельный, прямоугольный). Получение изображения на
плоскости различными методами проецирования. Проецирование детали на
одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования.
Определение вида, правила расположения видов на чертеже, названия видов.
Аксонометрические проекции. Косоугольная, фронтальная, диметрическая
проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Направление осей.
Показатели искажения. Нанесение размеров. Построение аксонометрических
проекций плоских геометрических фигур. Аксонометрические проекции
окружностей. Способы построение овала. Построение аксонометрических
предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.
Чтение и выполнение чертежей
Анализ геометрических форм предметов на основе характерных
признаков. Проекции геометрических тел. Особенности проецирования
правильных пирамид. Особенности проецирования цилиндра и конуса.
Проекции
группы
геометрических
тел.
Взаимное
расположение
геометрических тел относительно плоскостей проекции. Проекции вершин,
ребер и граней предмета.
Графическая работа № 3. Построение третьего вида. Построение
третьего вида по двум данным. Нанесение размеров на чертежах с учетом
формы предметов. Использование знака квадрата. Дополнительные сведения
о нанесении размеров с учетом формы предмета. Развертки поверхностей
некоторых тел. Выполнение чертежей предметов с использованием
геометрических построений. Деление окружности
на равные части.
Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Сопряжение
окружности и прямой дугой заданного радиуса. Геометрические построения
для чертежей и разметки деталей.
Графическая работа № 4. Взаимная связь изменения формы предмета.
Взаимное положение его частей и пространственного положения самого
предмета, отображение этих предметов на чертеже. Конструирование по
изображениям. Порядок чтения чертежей деталей.
Графическая работа № 5. Эскизы деталей с натуры.
9 КЛАСС
Общие сведения о способах проецирования
Сечения и разрезы
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.
Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы
(горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с
частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи
разрезов. Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Определение
необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор
главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих
условности. Решение графических задач, в том числе творческих.
Сборочные чертежи
Чертежи типовых соединений деталей. Общие понятия о соединении
деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые,
шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и
обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных,
клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение
метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей,
содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение
чертежей резьбовых соединений. Сборочные чертежи изделий. Обобщение и
систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера
позиций и др.). Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности
и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей.
Размеры
на
сборочных
чертежах.
Чтение
сборочных
чертежей.
Деталирование.
Графическая работа № 6. Выполнение простейших сборочных чертежей,
в том числе с элементами конструирования.
Чтение строительных чертежей
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение.
Отличия строительных чертежей от машиностроительных чертежей. Фасады.
Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные
изображения
дверных
и
оконных
проемов,
санитарно-технического
оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со
справочником.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты, достигаемые в процессе подготовки
школьников в области черчения:
развитие познавательных интересов и активности при изучении курса
черчения;
воспитание
трудолюбия
и
ответственности
за
качество
своей
деятельности;
овладение установками, нормами и правилами организации труда;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-
смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и
мировоззрению;
формирование
современному
целостного
уровню
развития
мировоззрения,
науки
и
соответствующего
общественной
практике,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной и творческой деятельности, готовности и способности
вести диалог и достигать в нём взаимопонимания;
формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам.
Метапредметные результаты, достигаемые в процессе подготовки
школьников в области черчения:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учении
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, строить логическое рассуждение, делать выводы
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы
владение основами самоконтроля и самооценки
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения
умение отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого
этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и
дополнительных сведений.
уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или
прослушанному тексту;
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
владеть монологической и диалогической формами речи;
Формирование стойкого интереса к творческой деятельности с
элементами конструирования, базирующихся на ИКТ; формирование и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-
коммуникационных технологий;
умение использования различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве интернета),
сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их
достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи
или по осуществлению проекта;
оценивать
соответствие
результата
цели
и
условиям
и
при
необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Умение принятия себя и других:
–
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации
проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления
учебного проекта;
в
рамках
публичного
представления
результатов
проектной
деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных
сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в
социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при
реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств
как необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника –
участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом
законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
Предметные результаты, достигаемые в процессе подготовки
школьников в области черчения:
К концу обучения в 8 классе:
владеть приемами работы с чертежными инструментами
владеть правилами выполнения чертежей;
анализировать графический состав изображений;
пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником,
учебными пособиями, справочной литературой;
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных
инструментов и приспособлений и (или) с использованием программного
обеспечения;
владеть основами прямоугольного проецирования на одну, две и три
взаимно перпендикулярные плоскости проекций; принципами построения
наглядных изображений;
проводить
самоконтроль
правильности
и
качества
выполнения
простейших графических работ;
характеризовать мир профессий, связанных с черчением, компьютерной
графикой их востребованность на рынке труда.
К концу обучения в 9 классе:
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных
инструментов и приспособлений;
пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником,
учебными пособиями, справочной литературой;
создавать и редактировать сборочные чертежи;
характеризовать
мир
профессий,
связанных
технологиями, их востребованность на рынке труда.
с
изучаемыми
Тематическое планирование
8 класс
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Правила оформления чертежей
7
0
3
https://resh.edu.ru/
2
Способы проецирования
13
0
8
https://resh.edu.ru/
3
Чтение и выполнение чертежей
14
1
8
https://resh.edu.ru/
34
1
19
Контрольные
работы
Практические
работы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
9 класс
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Обобщение сведений о способах проецирования
1
0
0
https://resh.edu.ru/
2
Сечения и разрезы
8
0
5
https://resh.edu.ru/
3
Сборочные чертежи
6
0
4
https://resh.edu.ru/
4
Строительные чертежи
2
0
1
https://resh.edu.ru/
17
0
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышепольский.
Черчение. Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание
доработанное. Москва, «Астрель», 2020 год.
2.
Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к
учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С.
/Вышнепольский - М.: Изд. Оникс 21 век 2018 - 64 с.
3.
Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-
сост. С.В. Титов. - Волгоград: Учитель, 2016.-210с.
Учебно–методический комплект:
1.
Г.Г. Ерохина. Поурочные разработки по черчению. Универсальное
издание. Москва, «ВАКО». 2011 год.
2.
Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 1.: Пособие для учителя /
Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Миначева Р.М. и др.; под ред. Степаковой
В.В.-М.: Просвещение, 2014 - 160 с.
3.
Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя /
Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В.М.: Просвещение,2015 - 64 с