Победа 80

Рабочая программа курса «История Дальнего Востока» 5 – 8 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации Николаевского муниципального района
МБОУ СОШ № 5

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО учителей
социально-экономического
цикла
__________Перевозная Л.Г.
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
______________ Буш С.Ю.
от «28» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______________ О.В. Карпец
Приказ № 105-осн
от «28» августа 2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 077DD69001A3C6F531EE548E753AFF86
Владелец: Карпец Ольга Викторовна
Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ИСТОРИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»
5 – 8 классы

г. Николаевск-на-Амуре 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «История Дальнего Востока России» предназначена для
реализации в образовательной организации на уровне основного общего
образования с обучающимися 5-8 классов и реализуется на основе учебных
пособий «История Дальнего Востока России в древности и Средневековье»
для обучающихся 5-6 классов (О.Ю. Стрелова, М.И. Романова. М.: ООО
«Русское слово», 2019, 2021), «История Дальнего Востока России в Новое
время (XVII-XVIII вв.)» для учащихся 7-8 классов //О.Ю. Стрелова. – М.: ООО
«Русское слово», 2022), разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (утвержден Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации № 287 от 31 мая 2021 г.).
При изучении курса истории в рамках основного общего образования
обучающиеся не имеют возможности сопоставить ход всеобщей истории и
истории России с событиями и явлениями, происходившими в прошлом на
территории Дальнего Востока, ввиду отсутствия информации о них.
Программа курса «История Дальнего Востока России» восполняет этот
пробел, наполняя периоды древности, Средневековья и Нового времени
содержанием регионального значения. Изучение истории региона является
важным фактором формирования ценностных ориентаций и развития
духовно-нравственной

культуры

подрастающего

поколения,

самоидентификации подростка как дальневосточника на основе усвоения
исторического наследия и культурных традиций жителей Дальнего Востока.
Программа состоит из двух разделов: 5-6 классы «История Дальнего Востока
в древности и Средневековье» и 7-9 классы «История Дальнего Востока
России в Новое время (XVII-XVIII вв.)». Содержание курса показывает
великий труд народа России по освоению громадных пространств Дальнего
Востока в контексте событий и процессов российской и мировой истории:
Великих географически открытий, походов русских землепроходцев, «встречь
солнца» в XVII веке и научных экспедиций к берегам Тихого океана в XVIII

столетии.
Изучение истории Дальнего Востока в новое время строится на основе
историко-антропологического и этнокультурного подходов и раскрывает
формирование российского социума на сложной многонациональной и
поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала
взаимовыручки, толерантности и веротерпимости.
Цель курса: формирование у обучающихся целостного Представления о
развитии Дальнего востока в период древности и Средневековья, в Новое
время (XVII-XVIIIвв.) как значимой части Российской и всемирной истории.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие
задачи:


формирование знаний об исторических особенностях развития региона

в период древности и Средневековья в контексте всемирной истории;


создание условий для получения учениками прочных знаний об

исторических особенностях развития региона в XVII-XVIII вв.;


воспитание у учащихся патриотизма, уважения к историческому

прошлому дальневосточного региона;


формирование

гражданской,

социальной,

культурной

самоидентичности в окружающем мире;


развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в

различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого,
рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности на основе достижений современной
исторической науки;


формирование у школьников умений применять знания региональной

истории в проектной деятельности;


приобретение

опыта

публичного

выступления,

отстаивания

и

продвижения собственных идей при разработке проектов по истории
дальневосточного региона в Новое время.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 КЛАСС Дальний Восток в древности
Раздел 1. Дальний Восток в доисторические времена
Теоретическое содержание
Дальневосточная

земля

до

появления

человека.

Формирование

территории и природы Дальнего Востока.
Каменные и рудные сокровища Дальнего Востока. Минералы Дальнего
Востока, их классификация. Уникальные самоцветы Дальнего Востока:
чароит, ирнимит. Рудные месторождения Дальнего Востока.
В дебрях доисторической тайги. Формирование дальневосточной флоры.
Уникальные растения Дальнего Востока.
Обитатели дальневосточных морей древнейшие существа на Земле
Палеонтология как наука. Фауна дальневосточных морей и ее изменение по
геологическим периодам.
Парк Юрского периода Дальнего Востока. Появление динозавров.
Захоронения останков древних ящеров в Амурской области. Олоротитан динозавр-лебедь Ванюша.
Страна мамонтов. Колыма – страна мамонтов. Шерстистые мамонты
Чукотки. Мамонтенок Дима. Музей мамонта в Якутии.
Практическая работа
Комплексная

практическая

работа

№1.

Дальний

Восток

в

доисторические времена.
Часть 1. Определение времени и места событий доисторического
Дальнего Востока.
Рабочая тетрадь «Дневник путешественника в прошлое Приамурья», 5
класс, маршрут 1, остановки «Хронологическая», «Картографическая»
Часть 2. Классификация камней и металлов Дальнего Востока
Рабочая тетрадь «Дневник путешественника в прошлое Приамурья», 5
класс, маршрут 1, остановки «Геологическая», «Фактологическая».
Часть 3. Написание рассказа о флоре и фауне Дальнего Востока в
древности

Рабочая тетрадь «Дневник путешественника в прошлое Приамурья», 5
класс,

маршрут

1,

остановки

«Ботаническая»,

«Археологическая»,

«Творческая».
Проект «Дальний Восток в глубине веков»
Вводное

занятие.

Проект

как

форма

учебно-познавательной

деятельности. Этапы проекта: проблематизация, целеполагание, планирование
деятельности,

осуществление

деятельности,

презентация,

рефлексия.

Распределение на группы, обсуждение проблемы проекта, цели, задач,
конечного результата, выбор групповых тем в соответствии с общей темой
«Парк Юрского периода: путешествие в древнее Приамурье».
Источники информации о древнейшей истории Приамурья и методы
работы с ними (письменные, вещественные).
Практическая работа
Подготовка продукта - иллюстрированного каталога «Парк Юрского
периода: путешествие в древнее Приамурье» (сбор и структурирование
информации).
Изготовление продукта: интегрированное занятие с учителем ИЗО
(рисование динозавра).
Оформление каталога.
Выбор формы презентации.
Представление каталога перед учащимися начальной школы, оформление
выставки.
Рефлексия.
Раздел П. Дальний Восток в первобытную эпоху
Теоретическое содержание
Первые люди на Дальнем Востоке. Периодизация древнейшей истории
человечества. Заселение Дальнего Востока.
И охотник, и рыбак, в плотник: жизнь первобытного человека в
дальневосточной природе. Первые орудия труда: находки у с. Филимошки, с.
Кумары и реки Усть-Ту. Охота и рыбалка -

основа жизни первых

дальневосточников. Жилища.
Гончар, кузнец и воин открытие древними мастерами Дальнего Востока
новых материалов и технологий. Роль огня в жизни первых жителей Дальнего
Востока. Использование глины. Открытие металлов.
Волшебная

сила

искусства:

мир

дальневосточной

природы

в

первобытной скульптуре. Скульптуры животных из камня: отражение
природы, использование в быту первобытных людей и магических ритуалах.
Амурская Нефертити и Спящая красавица. Личины богов и другие
шедевры древностей дальневосточной земли. Амурская Нефертити и Спящая
красавица: история обнаружения, местонахождение, внешний вид, возраст,
назначение.
Загадки и ребусы древних скульпторов Дальнего Востока. Необычные и
загадочные

предметы,

найденные

археологами:

амурский

водяной,

«тигриный» предмет, керамические шары.
Практическая работа
Комплексная практическая работа №2. Дальний Восток в первобытную
эпоху
Часть 1. Определение места исторических событий во времени и
пространстве. Историческая терминология.
Рабочая тетрадь «Дневник путешественника в прошлое Приамурья». 5
класс, маршрут 2, остановки «Историческое время», «Историческая
география», «Исторические термины и понятия».
Часть 2. Исследование жилища первобытного оружейника: работа с
различными типами информации.
Рабочая тетрадь «Дневник путешественника в прошлое Приамурья», 5
класс, маршрут 2, остановки «Мой дом - моя крепость», «Исторические
факты», «Мастерская орудий труда».
Часть 3. Изучение особенностей неолитического искусства Дальнего
Востока.
Рабочая тетрадь «Дневник путешественника в прошлое Приамурья», 5

класс, маршрут 2, остановки «Волшебная сила искусства», «Хозяйка неба,
земли и воды», «Древняя Берингия».
Проект «Дальневосточный край: загадки древности»
Создание виртуального музея
Вводное занятие. Распределение на группы, обсуждение проблемы
проекта, цели, задач, конечного результата, выбор групповых тем в
соответствии с общей темой и задачей создание виртуального музея.
Экскурсия в Музей археологии, фотографирование экспонатов по
направлениям работы подгруппы.
Изготовление продукта. Индивидуальные и групповые консультации.
Оформление

продукта.

Подготовка

презентация

итогов

работы.

Индивидуальные и групповые консультации.
Открытие виртуального музея: проведение экскурсии для учеников
начальной школы, проведение итоговой игры.
Рефлексия.
6 КЛАСС Дальний Восток в Средневековье
Раздел 1. Первые государства на территории российского Дальнего
Востока
Теоретическое содержание
Образование первых государств на Дальнем Востоке. Государство Бохай
и Золотая империя чжурчжэней. Памятники на территории и в музеях
Дальнего Востока. Источники знаний об этих государствах.
Там, где не был Марко Поло. Путешествие Марко Поло и его
жизнедеятельность на Дальнем Востоке. Государства Бохай, Ляо, Цзинь,
Юань: время существования, территория. Понятия «ранние империи»,
«варварские империи».
Бохай - страна просвещения и ученых. Причины возникновения
государства

племен

Мохэ.

Королевство

Бохай

и

его

правители.

Географическое расположение, особенности административного устройства,
занятия жителей.

Искусные дипломаты, мастера и ... Внешняя политика Бохая
вооруженные конфликты или дипломатия? Посольства в Китай и Японию.
Прием бохайских послов при дворе императора. Храмовый комплекс
Краскинского городища. Религиозные представления. Изделия бохайских
ремесленников.
Золотая империя чжурчжэней. Чжурчжэни: места проживания, внешний
вид,

занятия,

вооружение.

Возникновение

Золотой

империи.

Агуда

Географическое расположение. Административное устройство. Императоры.
Многоликая империя. Население Золотой империи. Система управления
Золотой империей.
Загладки Золотой империи Каменная черепаха. Небесные всадники.
Чжурчжэньский Икар.
Практическая работа
Комплексная практическая работа №1 Первые государства на
территории российского Дальнего Востока
Часть 1. Определение событий раннего Средневековья на Дальнем
Востоке во времени и пространстве.
Рабочая тетрадь «Дневник путешественника в прошлое Приамурья», 6
класс, маршрут 1, остановки «Времен связующая нить», «В сокровищнице
знаний», «И слово делом отзовется», «История - это география во времени».
Часть 2. Сравнение внешней и внутренней политики правителей.
Рабочая тетрадь «Дневник путешественника в прошлое Приамурья», 6
класс, маршрут1, остановки «Будешьет нашим королем», «Великие
посольства», «Наука побеждать», «Искусство управления», «Агуда –
император чжурчженей».
Часть 3. Изучение образа жизни чжурчженей.
Рабочая тетрадь «Дневник путешественника в прошлое Приамурья», 6
класс, маршрут 1, остановки «Шайгинское городище», «На городском торгу»,
«Чжурчжени с армии начинали …
Раздел П. Народы. Дальнего Востока России в ХI-ХVII вв.

Теоретическое содержание
Хрупкое золото чжурчженей. Монгольские завоевания в Азии и Европе.
Монгольская империя Юань
Чжурчжени с армии начинали, армией и закончили. Военное дело
империи
Цзинь: вооружение, тактика ведения боя, методы поддержания дисциплины.
Чжурчжени и монгольская Линастия Юань (1280-1368). Маньчжуры.
Судьба восточных чжурчженей. Политика монголов на захваченных землях.
Последняя война чжурчженей с монголами. Остров Сахалин. Крепость
Сирануси. Разрушение погребального комплекса Эсыкуя.
Чжурчжени и китайская династия Мин (1358-1644). Взаимодействие
Китая с чжурчженями в XIV-XVII вв. Попытки проникновения Китая на
северо-восток: храм Юннинсы.
История народов Приамурья в памятниках археологии. Покровская
археологическая культура. Западины.
О чем рассказали мусорные ямы и могильники. Могильники: курганные
и грунтовые. Покровская археологическая культура. Керамика покровцев.
Посуда и оружие из металла. Доспехи. Украшения. Остров сокровищ Большой Уссурийский остров.
История народов Приамурья в китайских летописях и преданиях
Китайские летописи и предания народов Приамурья о правах и обычаях
покровцев.
Практическая работа
Комплексная практическая работа №2. Народы Дальнего Восток России
в XIII XVII вв.
Часть 1. Эпоха забвения Приамурья: пространство и время.
Рабочая тетрадь «Дневник путешественника в прошлое Приамурья», 6
класс, маршрут 2. остановки «И золото бывает хрупким», «Народ
воинственный и коварный», «География «Северные походы династии Мин».

история в пространстве»,

Часть 2. Характеристика образа жизни народов Дальнего Востока.
Рабочая тетрадь «Дневник путешественника в прошлое Приамурья», 6
класс, маршрут 2, остановки «Тайны слова», Мой дом – моя крепость»,
«Загадка археолога», «Все по полочкам…».
Часть 3. Историческая реконструкция событий Средневековья.
Рабочая тетрадь «Дневник путешественника в прошлое Приамурья», 6
класс, маршрут 2, остановки «Археологическая экспедиция В.К. Арсеньева»,
«Монгольский Вавилон».
Раздел III. Забытыми дорогами Приамурья
Интеллектуальная ярмарка
Вводное занятие. Распределение на группы, обсуждение проблемы
проекта, цели, задач, выбор групповых тем в соответствии с общей темой.
Конечный продукт проекта: интеллектуальная ярмарка как пространство
для представления итогов деятельности подгрупп. Формы представления
результатов:

игра, стенд

(инфографика),

макет

музея

(по

замыслу

обучающихся). Критерии оценивания. Планирование работы подгрупп.
Организационный этап: информационные ресурсы, необходимые для решения
проблемы.
Обзор программных продуктов и средств, необходимых для выполнения
проекта. Консультация с учителем информатики по запросу подгрупп.
Изготовление группового продукта. Индивидуальные и групповые
консультации.
Анализ сделанного (групповое обсуждение): что удалось, что не удалось,
почему не удалось, что можно было улучшить или сделать иначе
Изготовление группового продукта с учетом корректив.
Концепция и процедура оформления проекта как материализованного
продукта общей интеллектуальной деятельности.
Правила и секреты публичного выступления: грамотная речь, темп речи
и дикция, мимика и жесты, краткость и яркие примеры, уместный юмор,
внешний вид и умение держать себя перед аудиторией.

Защита проектной работы. Критериальное оценивание
Подведение итогов работы.
Рефлексия.
7 КЛАСС
XVII век: эпоха географических открытий походы «встречь солнца»
РАЗДЕЛ 1. Народы юга Дальнего Востока России в первой половине
XVII в.
Века Великих географических открытий и экспедиций в истории
Дальнего Востока России. Картина мира XVII века. Основные события и
процессы исторического развития XVII века. Основные события и процессы
российской истории XVII века. Дальний Восток в XVII веке как часть
российского государства: территория, население, землепроходцы.
«Пахотные хлебные люди», «оленные и пашенные тунгусы». Этнический
состав населения Дальнего Востока в 1 пол. XVII в. «Народ дючеры». Дауры.
Тунгусы.
Владимирская археологическая культура. Понятия «археологическая
культура», «грунтовый могильник», «западина», «некрополь». Источники
знаний владимирской археологической культуры. Памятники владимирской
археологической культуры: бытовые предметы, вооружение, элементы
одежды.
РАЗДЕЛ II. XVII ВЕК: «Встречь солнца»
Какой была Сибирь в XVII веке? Происхождение названия «Сибирь».
Сибирь в составе Российского государства.
«К

морю-окцяну

Ламу».

Поход

Ивана

Москвитина:

источники

информации, поход к Охотскому морю из Якутска, взаимоотношения с
местным населением, трудности похода.
Поход Москвитина в памяти потомков. Памятник И. Москвитину в г.
Охотске.
Амурская экспедиция В. Пояркова (1643-1646 гг.). Цели похода В.
Пояркова. Трудности похода. Сведения об амурских землях. Народы,

встреченные Поярковым в Приамурье. Итоги похода и его значение.
«С Ерофеем крестьянским сыном ты из Вологды шла сюда...».
Характеристика личности Ерофея Хабарова. Хабаров в глазах современников
и потомков. Биография Хабарова. Амурские походы Хабарова. Во что был
одет Е. Хабаров? Памятники Е. Хабарову. Значение деятельности.
Албазин

–

первый

русский

город

на

Амуре

(1665-1689

г.).

Местоположение Албазинского острога. Устройство острога и его жители,
Основание Албазина и его осада. Легендарный кубок защитников Албазина.
Реликвии Албазина.
Охотск – первый русский город на Тихом океане. Основание Охотского
острога. История Охотского острога во 2 пол. XVII века.
Первопроходцы

Сибири.

Социальный

состав

землепроходцев-

исследователей Сибири и Дальнего Востока. Цели и способы освоения
Сибири. Источники сведений об освоении Сибири.
Нерчинский трактат – первый договор между Россией и Китаем.
История подготовки и подписания Нерчинского договора. Роль Ф.А. Головина
в подписании договора. Содержание договора. Значение договора для
Приамурья.
Хабаровский краеведческий музей об освоении Приамурья в XVII веке.
Археологические находки и письменные свидетельства пребывания русских
землепроходцев на территории Дальнего Востока.
Первооткрыватели земли Амурской в памяти потомков. Памятники
землепроходцам на территории Дальнего Востока. Топонимы Сибири и
Дальнего

Востока.

Землепроходцы

Сибири

и

Дальнего

Востока

в

произведениях литературы и искусства. Коллекция художественных и научнопопулярных фильмов об освоении Дальнего Востока в XVII веке.
Колумбы русские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь
отворят на восток… Река Лена «увела» первопроходцев к северу от
Амурского края. Открытия северо-востока России, поход И. Реброва и И.
Перфильева, экспедиция С. Дежнёва, открытие Камчатки.

Подвиг до востребования: Семён Дежнёв. Фильм режиссёра Николая
Гусарова, 1983 г. как источник. Историко-биографическая картина о русском
путешественнике XVII века Семёне Дежнёве, первооткрывателе новых
сибирских земель.
Проект «Дальний Восток в XVII веке «встречь солнца».
На выбор: этнографическое описание народов России. Отражение
Сибири и Дальнего Востока на европейских картах XVI-XVIII века. Поход И.
Москвитина «Со товарищи к Ламу». Перевод исторических текстов на
современный язык. Василий Поярков: белые пятна и неизвестные страницы.
Албазинский острог первое поселение русских на Амуре.
Что такое проблема и как её сформулировать. Виды источников
информации. Способы фиксирования информации (план, тезисы, ключевые
слова, конспект, выписки). Особенности поиска информации в Интернете.
Образовательные ресурсы в сети. Способ представления результатов
информационного проекта электронный журнал в программе FlipHTML5
Разработка

электронного журнала. Способы

презентации проекта и

требования к ним экспресс-метод, презентация идеи, презентация продукта.
Презентация результатов проекта. Рефлексия.
2 ч. – резерв
Перечень практических работ
1. Выявление особенностей владимирской археологической культуры.
2. Описание Албазинского острога.
3. Описание образа первопроходцев Сибири.
4. Анализ Нерчинского договора.
8 КЛАСС
XVIII век: эпоха научных экспедиций к берегам и водам Тихого
океана
РАЗДЕЛ 1. XVIII: от эпохи географических открытий к эпохе
научных экспедиций
Пётр І и Сибирь. Сведения о Сибири в России в XVII веке. Что знал о

Сибири Пётр І. Сибирская губерния при Петре І. М.П. Гагарин – первый
губернатор Сибири.
«Жизнь за Курилы». Памятники как средство сохранения исторической
памяти. Биография И.П. Козыревского. Исследование Камчатки. Эскиз
памятника Ивану Козыревскому.
Ожерелье Курильских островов. «Чертеж морским островам» И.
Козыревского.
Охотск – родина отечественного судостроения на Дальнем Востоке.
Указ Петра І. «Об отыскании морского пути на Камчатку» 1713 г.
Строительство лодки «Восток» в Охотске. Исследование Камчатки морским
путём.
«И для того искать, где оная сошлась с Америкой». Командор Витус
Беринг. Первая Камчатская экспедиция: замысел Петра І. Цели, средства и
результаты экспедиции. Географические открытия В. Беринга.
Между Нерчинским и Айгуньским договорами. Развитие торговых
отношений между Россией и Китаем. Буринский и Кяхтинский договоры.
Кяхта как торговый форпост между Россией и Китаем.
«Золотой век» Охотска или упущенные возможности. Охотск во 2
четверти XVIII века: надежды и реальность. Начальник Охотска Григорий
Писарев.
Охотск в XVIII веке. Из истории Охотского краеведческого музея.
Охотск в XVIII веке. Герб Охотска. Экспонаты музея: эвенкийский календарь,
кортик, пушка. Судьбы охотских кораблей.
Великая Сибирская экспедиция. Великая Северная экспедиция. Вторая
Камчатская экспедиция (Великая Северная): цели, участники, ход, результаты.
Отражение результатов экспедиции на географических картах XVIII века.
«Надо знать своё Отечество во всех его пределах». Биография Степана
Крашенинникова.

Деятельность

Крашенинникова

в

составе

Великой

Сибирской экспедиции. «Описание земли Камчатской».
«А я кидаю камешки с крутого бережка далёкого пролива Лаперуза».

Кругосветная экспедиция графа Лаперуза; цели и задачи. Маршрут
экспедиции: топонимы на географической карте России. Пребывание
Лаперуза в Петропавловске-Камчатском.
«Как

вторая

Камчатская

стала

частью

Великой

Сибирской

экспедиции?» Замысел и задачи Великой Северной экспедиции. Деятельность
отрядов экспедиции. Камчатская экспедиция 1841 г. Академический отряд и
научные достижения членов экспедиции. Значение Великой Северной
экспедиции для российской науки. Великая Северная экспедиция в памяти
потомков,
РАЗДЕЛ П. Россия на берегах и водах Тихого океана
«Преполезное открытие доныне неизвестных ранее островов». Медаль
«За полезные обществу труды». Экспедиция П.К. Креницына - М.Д. Левашова.
Экспедиция И.И. Биллингса Г.А. Сарычева.
«Колумб здесь Росский» Григорий Иванович Шелехов как пример
успешной предпринимательской деятельности. Биография Шелехова: путь к
успеху. Освоение Аляски, основание Российско-Американской компании.
Европейцы в Петропавловске-Камчатском в конце XVIII в. Витус Беринг
основатель Петропавловского острога. Петропавловск-Камчатский во 2
половине XVIII века. Памятные места: Ж.Ф. Лаперуз, Ч. Клерк, Людовик
Делиль де ла Кроер.
Восточный фронтир России. Что такое фронтир. Восточная граница
Российской империи в конце XVIII века.
Фронтир в истории Сибири и Северной Америки. Черты сходства и
различия в истории США и России в XVIII веке. Историческая память о
процессе

освоения

Сибири

и

Дальнего

Востока:

художественные

произведения, памятники.
Проект: Дальний Восток России: 100 поводов для гордости.
Создание онлайн-ресурса для популяризации истории Дальнего Востока
России в XVIII веке. От проблемы к решению: актуализация информации об
этапах проектной деятельности.

Примерные темы:
1. Лучшие книги об освоении Дальнего Востока в XVIII веке.
2. Освоение Дальнего Востока в художественных фильмах.
3. Первый арктический художник и его последователи.
4. По волнам северных морей (корабли участники экспедиций).
5. Забытые герои (на выбор).
6. Освоение Русской Америки.
7. Памятники и памятные места первооткрывателям и учёным на Дальнем
Востоке.
Критерии качества информационных статей.
Критический анализ информационных источников. Правила цитирования
электронных изданий. Разработка тематического сайта: от макета к
презентации. Онлайн-платформы для разработки сайтов. Порядок создания
видеопрезентации на основе Power Point. Оценивание качества ресурса.
Подготовка к презентации для учащихся параллельных классов в форме игры.
Презентация проекта, проведение мероприятия. Рефлексия.
Дальний

Восток

в

Новое

время.

От

первооткрывателей

к

государственным замыслам: итоги деятельности по освоению территории
Дальнего Востока. Судьба коренных жителей Дальнего Востока. Перспективы
в развитии дальневосточных территорий в ХІХ веке. Память о событиях XVIIXVIII вв. на территории Дальнего Востока.
1 ч. резерв
Перечень практических работ
1. Описание Курильской гряды.
2. Создание виртуальной экспозиции Охотского краеведческого музея
«Охотск в XVIII веке».
3. Создание тематической карты «Плавание Лаперуза по Тихому океану».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
5 класс

6 класс

Патриотическое воспитание:
- осознание гражданской идентичности дальневосточника, проявление интереса к
познанию истории, культуры Дальнего Востока;
- ценностное отношение к природным богатствам Дальнего Востока и культурноисторическому наследию и памятникам его прошлого
- проявляет интерес к изучению прошлого - принимает участие в мероприятиях по
Дальнего Востока;
изучению и популяризации знаний о
- представляет уникальность культурнорегионе:
исторического наследия древнейшей
- выражает личную заинтересованность в
истории региона;
сохранении культурного, природного,
- проявляет бережное отношение к
исторического наследия Дальнего Востока
природным культурно-историческим
богатствам Дальнего Востока
7 класс
8 класс
Патриотическое воспитание:
- осознание гражданской идентичности дальневосточника, проявление интереса к
познанию истории, культуры Дальнего Востока
- ценностное отношение к культурно-историческому наследию и памятникам прошлого
Дальнего Востока
Гражданское воспитание:
- осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству
-проявляет интерес к изучению прошлого - принимает участие в мероприятиях по
Дальнего Востока
изучению и популяризации знаний о
осознаёт
значимость
подвигов регионе
землепроходцев в ходе пути «встречь - выражает личную заинтересованность в
солнцу»
сохранении культурного, природного,
- высказывает ценностное отношение к исторического наследия Дальнего Востока
социально-нравственному
опыту - разрабатывает проекты, способствующие
открывателей Дальнего Востока
сохранения и популяризации знания о
- испытывает чувство гордости за деятельности учёных, путешественников,
деятельность первооткрывателей Дальнего совершивших исторический подвиг по
Востока и уважение к его прошлому
освоению Дальнего Востока

Метапредметные

результаты

освоения

программы:

метапредметные

результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные

учебные

действия

(познавательные,

регулятивные,

коммуникативные).
5 класс
6 класс
В сфере универсальных учебных регулятивных действий
- совместно с педагогом и сверстниками
- при работе в группах
определяет цели учебного проекта, ставит самостоятельно определяет цели
и формулирует задачи, определяет
учебного проекта, ставит и
последовательность действий и
формулирует задачи, определяет
планирует результаты работы;
последовательность действий и планирует
- совместно с педагогом и
результаты работы;
сверстниками планирует пути достижения - при работе в группах совместно с
целей, выбирает наиболее
одноклассниками планирует пути
эффективные способы решения учебных и достижения целей, выбирает наиболее

познавательных задач;

эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- совместно с педагогом и
- при работе в группах совместно
сверстниками соотносит свои действия с
соотносит свои действия с планируемыми
планируемыми результатами,
результатами, осуществляет контроль
осуществляет контроль своей
своей
деятельности в процессе достижения
деятельности в процессе достижения
результата
результата
В сфере универсальных учебных познавательных действий
- объединяет предметы и явления в группы - объединяет предметы и видения в группы
по заданным признакам, сравнивает,
по заданным признакам сравнивает,
классифицирует и обобщает факты и
классифицирует и обобщает факты и
явления;
явления по самостоятельно
- выявляет причину и следствие событий и сформулированным критериям;
исторических явлений
- определяет обстоятельства, которые
предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств
выделяет определяющие, способные быть
причиной данного явления
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий
- осуществляет учебную
- организовывает совместную деятельность
деятельность индивидуально и в группе;
с учителем и сверстниками;
- высказывает и обосновывает
- формулирует, аргументирует и
мнение (суждение) и запрашивает
отстаивает свое мнение;
мнение партнера в рамках диалога;
- представляет итоги своей работы
- выступает с сообщением перед
публично с использованием компьютерной
аудиторией
презентации
7 класс
8 класс
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
- выявлять существенные признаки группировать
и
сопоставлять
исторических явлений
исторические
факты
на
основании
заданных
или
самостоятельно
сформулированных критериев
- сопоставлять исторические события, - анализировать и обобщать информацию,
явления, процессы на основании заданных содержащуюся в готовых информационных
критериев
объектах
- выделять главную и избыточную - выполнять смысловое свертывание
информацию
выделенных фактов, мыслей, обобщать
информацию
- составлять простой и сложный план;
- представлять информацию в наглядно- заполнять и дополнять таблицу, схемы, символической форме (в виде таблиц,
диаграммы, тексты
графических схем и диаграмм)
- приводить аргументы как доказательство - устанавливать причинно-следственные
своих суждений
связи; делать выводы
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
- выявлять противоречие, лежащее в основе - ставить цели и задачи в соответствии с
проблемы
выявленной проблемой
- составлять план действий
поэтапно
контролировать
ход
выполнения работы в соответствии с
планом
- оценивать собственную деятельность на - разрабатывать критерии качества
основании предложенных критериев
выполнения своей работы и работы групп

- определять соответствие полученных - вносить коррективы в свою деятельность
результатов запланированным параметрам по результатам критериального оценивания
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
- описывать особенности взаимодействия - аргументировать свою точку зрения на
людей в определенную историческую основе фактов о событиях и личностях
эпоху
- участвовать в обсуждении событий и - высказывать свою позицию в устном и
личностей прошлого
письменном виде
- при помощи наставника планировать и самостоятельно
планировать
и
осуществлять совместную работу над осуществлять совместную работу над
практическими заданиями и проектами
практическими заданиями и проектами
- публично представлять итоги групповой публично
представлять
итоги
совместной деятельности
индивидуальной проектной деятельности

Предметные:
5 класс
6 класс
Умение определять место событий истории Дальнего Востока во времени
- объясняет смысл основных
- называет даты важнейших событий,
хронологических понятий (век,
происходивших на Дальнем Востоке в
тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
период Средневековья, определяет их
- определяет длительность и
принадлежность к веку;
последовательность событий древней
- устанавливает длительность и
истории Дальнего Востока
синхронность событий истории государств
и народов Дальнего Востока и истории
Руси, всеобщей истории
Знание исторических фактов, работа с фактами
- группирует, систематизирует факты по
заданному признаку

- указывает место, обстоятельства,
участников, результаты важнейших
событий в истории региона эпохи
Средневековья;
- группирует, систематизирует факты по
самостоятельно указанному признаку
Работа с исторической картой
- находит и показывает на исторической
- находит и показывает на карте
карте природные и исторические объекты; исторические объекты, использует легенду
- указывает (называет) места обнаружения карты, дает словесное описание их
археологических находок на территории
местоположения;
Дальнего Востока;
- извлекает из карты информацию
- устанавливает на основе
о территории, экономических и
картографических сведений связь между
культурных центрах государств
условиями среды обитания людей и их
Приамурья в Средние века, о
занятиями
направлениях крупнейших передвижений
людей: походах, завоеваниях,
дипломатических связях
Работа с историческими источниками
- называет и различает основные типы
- различает основные виды письменных
исторических источников (письменные,
источников средневекового Дальнего
визуальные, вещественные) по истории
Востока (китайские летописи, предания
Дальнего Востока периода древности;
народов Приамурья, хроники, поэтические
- приводит примеры источников разных
произведения);

типов,
- различает памятники культуры
изучаемой эпохи и источники, созданные
в последующие эпохи или в других
исторических условиях;
- извлекает из письменного источника
исторические факты (имена, названия
событий, даты),
- находит в визуальном источнике и
вещественном памятнике ключевые
символы, образы

- характеризует авторство, время, место
создания источника;
- выделяет в тексте письменного
источника исторические описания (хода
событий, действий людей) и объяснения
(причин, сущности, последствий
исторических событий);
- находит в визуальных памятниках
изучаемой эпохи ключевые знаки,
символы, раскрывает смысл (главную
идею) высказывания, изображения

Историческое описание (реконструкция)
- характеризует эволюцию жизни на
территории Дальнего Востока в древности;
- рассказывает о значительных
археологических открытиях на территории
Дальнего Востока;
- дает краткое описание памятников
первобытной культуры;
- описывает внешний облик и образ жизни
древнейших людей Приамурья

- рассказывает о ключевых событиях
истории Дальнего Востока в эпоху
Средневековья, их участниках;
- составляет краткую характеристику
(исторический портрет) известных
деятелей государств Бохай и Цзинь
(известные биографические сведения,
личные качества, основные деяния);
- рассказывает об образе жизни различных
групп населения государств
средневекового Приамурья;
- представляет описание памятников
материальной и Приамурья в период
Средневековья
Анализ, объяснение исторических событий, явлений

- объясняет закономерность эволюции
человеческого общества на примере
древнейшей истории дальневосточного
региона;
- раскрывает существенные черты
первобытного общества на территории
Дальнего Востока (взаимодействие с
природой, изготовление орудий труда,
неолитическое искусство);
- сравнивает исторические явления,
определяет их общие черты;
- объясняет причины и следствия
важнейших событий древней истории

- объясняет закономерность образования,
развития и распада средневековых
государств Дальнего Востока с позиций
современной исторической науки;
- раскрывает существенные черты: а)
социально-экономических отношений и
политического строя первых государств
Приамурья;
6) ценностей, господствовавших в
средневековых обществах Дальнего
Востока;
- объясняет смысл ключевых понятий,
относящихся к данной эпохе,
конкретизирует их на примерах
исторических событий, ситуаций;
- объясняет причины и следствия
важнейших событий истории Дальнего
Востока в период Средневековья: а)
находит в учебнике и излагает суждения о
причинах и следствиях исторических
событий; б) соотносит объяснение причин
и следствий событий, представленное в
нескольких текстах;

- проводит синхронизацию и сопоставление
однотипных событий истории Приамурья и
процессов отечественной и всеобщей
истории (по предложенному плану),
выделяет черты сходства и различия
Рассмотрение исторических версий и оценок
- объясняет, в чем заключается
- высказывает отношение к поступкам и
назначение памятника, предмета;
качествам людей эпохи Средневековья с
- выделяет конструктивные и
учетом исторического контекста и
художественные элементы;
восприятия современного человека
- высказывает на уровне эмоциональных
оценок отношение к памятникам
культуры Приамурья
Применение исторических знаний
- раскрывает значение памятников
- объясняет значение памятников истории и
древней истории и культуры,
культуры первых государств Дальнего
необходимость сохранения их в
Востока эпохи Средневековья,
современном мире;
необходимость сохранения их в
- выполняет учебные проекты по истории современном мире:
первобытности на основе регионального
выполняет учебные проекты по истории
материала;
Средневековья на основе регионального
- оформляет полученные результаты в
материала
форме сообщения, альбома, презентации
7 класс
8 класс
Умение определять место событий истории Дальнего Востока во времени:
- называть даты важнейших событий в - называть даты важнейших событий в
истории Дальнего Востока в XVII веке, истории Дальнего Востока в XVIII веке;
определять их принадлежность к части века - устанавливать их синхронность событиям
(половина, четверть, треть);
Отечественной и Всеобщей истории XVIII
- устанавливать их синхронность с века
событиями Истории России, Всеобщей
истории
Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать
(называть)
место указывать
(называть)
место,
обстоятельства, участников, результаты обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий истории Дальнего важнейших событий истории Дальнего
Востока в XVII веке
Востока в XVIII веке
Работа с исторической картой:
- использовать историческую карту как - выявлять и показывать на карте
источник информации о границах России и изменения, произошедшие в результате
других
государств,
важнейших географических открытий XVIII века, ход
исторических событиях истории Дальнего экспедиции,
организованных
Востока в XVII веке
правительством
Работа с историческими источниками:
- приводить поиск информации в тексте - объяснять назначение исторического
письменного источника, визуальных и источника,
раскрывать
его
вещественных памятниках эпохи:
информационную ценность;
- сопоставлять и систематизировать извлекать,
сопоставлять
и
информацию из нескольких однотипных систематизировать
информацию
о
источников
событиях истории Дальнего Востока из
взаимодополняющих
письменных,

визуальных и вещественных источников
Историческое описание (реконструкция)
- составлять краткую характеристику
известных первопроходцев XVII века
(ключевые факты биографии, личные
качества, деятельность);
- рассказывать об образе жизни коренных
народов Сибири и Дальнего Востока в XVII
веке;
- представлять описание памятников
материальной и художественной культуры
изучаемой эпохи

- рассказывать о ключевых событиях
истории Дальнего Востока XVIII века, их
участниках;
составлять
характеристику
(исторический
портрет)
известных
личностей дальневосточной истории XVIII
века на основе информации учебника и
дополнительных материалов;
- представлять описание памятников
материальной и художественной культуры
изучаемой эпохи ( в виде сообщения,
аннотации)
Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
- объяснять смысл ключевых понятий, - объяснять смысл ключевых понятий,
относящихся к истории Дальнего Востока; относящихся
к
данной
эпохе,
- конкретизировать их на примерах конкретизировать
их
на
примерах
исторических событий, ситуаций;
исторических событий, ситуаций;
- выявлять
в историческом тексте и - объяснять причины и следствия
излагать суждения о причинах и важнейший событий;
следствиях событий
- приводить сопоставление однотипных
событий и процессов Отечественной и
Всеобщей истории XVIII века:
А) раскрывать повторяющиеся черты
исторических ситуаций;
Б) выделять черты сходства и различия
Рассмотрение исторических версий и оценок:
- выражать отношение к деятельности - различать в описаниях событиях и
исторических личностей XVII века с личностей
XVIII
века
ценностные
учётом обстоятельств изучаемой эпохи и в категории, значимые для данной эпохи (в
современной шкале ценностей
том числе, для разных социальных слоев),
выражать свое отношение к ним
Применение исторических знаний
- объяснять значение памятников истории - объяснять значение памятников истории
культуры России и других стран XVII века и
культуры
Дальнего
Востока
и
для времени, когда они появились, и для необходимость
сохранения
их
в
современного общества;
современном мире;
- выполнять учебных проекты по истории - выполнять учебные проекты по истории
Дальнего Востока XVII века
Дальнего Востока XVIII века

Тематическое планирование курса «История дальнего Востока» 5-6 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Количество часов
Всего Практические
работы

Проект

5 класс
Дальний Восток в древности (34 часа)
Раздел 1. Дальний Восток в доисторические времена (17 часов)
Дальневосточная земля до
1.1
1
0
0
появления человека
Каменные и рудные сокровища
1.2
1
0
0
Дальнего Востока
1.3
В дебрях доисторической тайги
1
0
0
Обитатели дальневосточных
1.4
морей – древнейшие существа на
1
0
0
Земле
Парк Юрского периода Дальнего
1.5
1
0
0
Востока
1.6
Страна мамонтов
1
0
0
Комплексная практическая
1.7
работа № 1 Дальний Восток в
0
3
0
доисторические времена
Проект «Дальний Восток в
1.8
0
0
8
глубине веков»
Итого по разделу
17

https://sci.e.nlrs.ru/open/109618
https://history.jes.su/s207987840017855-9-1/
https://history.jes.su/s207987840017855-9-1/
https://sci.e.nlrs.ru/open/109618
https://sci.e.nlrs.ru/open/109618
https://sci.e.nlrs.ru/open/109618
https://sci.e.nlrs.ru/open/109618
https://sci.e.nlrs.ru/open/109618

Раздел П. Дальний Восток в первобытную эпоху (17 часов)
2.1
Первые люди на Дальнем Востоке
1
0
И охотник, и рыбак, и плотник:
2.2
жизнь первобытного человека в
1
0
дальневосточной природе
Гончар, кузнец и воин: открытие
древними мастерами Дальнего
2.3
1
0
Востока новых материалов и
технологий
Волшебная сила искусства: мир
2.4
дальневосточной природы в
1
0
первобытной скульптуре
Амурская Нефертити и Спящая
красавица. Личины богов и другие
2.5
1
0
шедевры древностей
дальневосточной земли
Загадки и ребусы древних
2.6
1
0
скульпторов Дальнего Востока
Практическая работа № 2
2.7
Дальний Восток в первобытную
0
3
эпоху.
2.8
Проект «Дальневосточный край:
0
0
загадки древности»
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17
34

0
0

0

0

0

0
0
8

https://sci.e.nlrs.ru/open/109618
https://sci.e.nlrs.ru/open/109618

https://sci.e.nlrs.ru/open/109618

https://sci.e.nlrs.ru/open/109618

https://sci.e.nlrs.ru/open/109618

https://sci.e.nlrs.ru/open/109618
https://sci.e.nlrs.ru/open/109618
https://sci.e.nlrs.ru/open/109618

6 класс

Дальний Восток в Средневековье (34 часа)

Раздел 1. Первые государства на территории российского Дальнего Востока (10часов)
Образование первых государств
https://sci.e.nlrs.ru/open/109618
1.1
1
0
0
на Дальнем Востоке
1.2
Там, где не был Марко Поло
1
0
0
https://sci.e.nlrs.ru/open/109618
Бохай -страна просвещения и
https://alexandr1.3
1
0
0
ученых
palkin.livejournal.com/5995528.html
Искусные дипломаты, мастера
https://alexandr1.4
1
0
0
и…
palkin.livejournal.com/5995528.html
https://alexandr1.5
Золотая империя чжурчженей
1
0
0
palkin.livejournal.com/5995528.html
https://alexandr1.6
Многоликая империя
1
0
0
palkin.livejournal.com/5995528.html
https://alexandr1.7
Загадки Золотой империи
1
0
0
palkin.livejournal.com/5995528.html
Комплексная практическая
работа №1 Первые государства
https://sci.e.nlrs.ru/open/109618
1.8
0
3
0
на территории российского
Дальнего Востока
Итого по разделу
10
Раздел П. Народы. Дальнего Востока России в ХI-ХVII вв. (10 часов)
2.1
Хрупкое золото чжурчженей
1
0
0
https://sci.e.nlrs.ru/open/109618
2.2
Чжурчжени с армии начинали,
1
0
0
https://alexandrармией и закончили
palkin.livejournal.com/5995528.html
2.3
Чжурчжени и многоликая
1
0
0
https://alexandr-

династия Юань 1280-1368
Чжурчжени и китайская
2.4
династия Мин 1368-1644
История народов Приамурья в
2.5
памятниках археологии
О чем рассказали мусорные
2.6
ямы и могильники
История народов Приамурья в
2.7
китайских летописях и
преданиях
Комплексная практическая
работа №2 Народы Дальнего
2.8
Востока России в XIII-XVII
веках
Итого по разделу
Раздел III. Забытыми дорогами Приамурья
Проект Забытыми дорогами
3.1
Приамурья (интеллектуальная
игра)
Итого по разделу:
Общее количество часов по программе

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

0

0

3

14

0

palkin.livejournal.com/5995528.html
https://alexandrpalkin.livejournal.com/5995528.html
https://alexandrpalkin.livejournal.com/5995528.html
https://alexandrpalkin.livejournal.com/5995528.html
https://alexandrpalkin.livejournal.com/5995528.html

https://sci.e.nlrs.ru/open/109618

10
(14 часов)
0
14
34

https://sci.e.nlrs.ru/open/109618

Тематическое планирование курса «История дальнего Востока» 7-8 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

7 класс

Количество часов
Всего

Практические
работы

Проект

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

XVII век: эпоха географический открытий - походы «встречь солнца» (34 часа)

РАЗДЕЛ I. Народы юга Дальнего Востока России в первой половине XVII в.(4 ч.)
1.1
1.2
1.3

Века Великих географических открытий
и экспедиций в истории Дальнего
Востока России.
«Пахотные хлебные люди», «оленьи и
пашенные тунгусы»
Владимирская археологическая культура

Итого по разделу

1

https://hkm.ru

1

https://hkm.ru

2

1

http://museumkhv.ru

4

РАЗДЕЛ II. XVII век. «Встречь солнца» (30 ч.)
2.1
2.2
2.3
2.4

Какой была Сибирь в XVI веке? Чем к
себе манила?
"К морю-окияну Ламу"
Амурская экспедиция В Пояркова (16431646 гг.)
"С Ерофеем крестьянским сыном - ты из

1
1
1
2

http://museumkhv.ru
http://museumkhv.ru
http://museumkhv.ru
http://museumkhv.ru

Вологды шла сюда..."
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10

2.11

2.12
2.13
3

Албазин – первый русский город на
Амуре ( 1665-1685 г.)
Охотск – первый русский город на
Тихом океане
Первопроходцы Сибири
Нерчинский трактат – первый договор
между Россией и Китаем
Хабаровский краеведческий музей об
освоении Приамурья в XVII веке
Первооткрыватели земли Амурской в
памяти потомков
Колумбы русские презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на
восток…» Мини-проект
Подвиг до востребования: Семён
Дежнёв
Дальний Восток в XVIIвеке: «встречь
солнца», итоговый проект
Резерв

http://museumkhv.ru

2

http://museumkhv.ru

1
1

http://museumkhv.ru
http://museumkhv.ru

1

https://hkm.ru

1

https://hkm.ru

2

https://hkm.ru
2

4
7
2

Итого по разделу

30

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1
https://hkm.ru
https://hkm.ru

8 класс

XVIII век: эпоха научны экспедиций к берегам и водам Тихого океана ( 34 ч.)

РАЗДЕЛ I. XVIII: от эпохи географических открытий к эпохе научных экспедиций ( 18 ч.)
1.1
1.2
1.3
1.4

Петр I и Сибирь
«Жизнь за Курилы»
Ожерелье Курильских островов
Охотск – родина отечественного
судостроения на Дальнем Востоке

«И для тог искать, где оная сошлась с
Америкой»
Между Нерчинским и Айгуньским
1.6
договорами
«Золотой век» Охотска или упущенные
1.7
возможности
1.8
Охотск в XVIII веке.
1.9
Великая Сибирская экспедиция.
«Надо знать своё Отечество во всех его
1.10
пределах»
«Как вторая Камчатская частью Великой
1.11
Сибирской экспедиции?» проект
Итого по разделу
1.5

2
1
1

https://hkm.ru
https://hkm.ru
http://museumkhv.ru
http://museumkhv.ru

1

http://museumkhv.ru

2

http://museumkhv.ru

1

http://museumkhv.ru

1
2
1

http://museumkhv.ru
http://museumkhv.ru

1

http://museumkhv.ru

4

1

18

РАЗДЕЛ II. Россия на берегах и водах Тихого океана (16 ч.)

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

«Преполезное открытие доныне
неизвестных ранее островов»
«Колумб здесь Росский…»
Европейцы в ПетропавловскеКамчатском в конце XVIII в.
Восточный фронтир России
Фронтир в истории Сибири и Северной
Америки
Дальний Восток России: 100 поводов
для гордости
Дальний Восток в Новое время
Резерв

1
1
1
1
1
7
2
1

Итого по разделу

16

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

http://museumkhv.ru
http://museumkhv.ru
http://museumkhv.ru
http://museumkhv.ru
http://museumkhv.ru
http://museumkhv.ru
http://museumkhv.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. О.Ю.Стрелова, М.И.Романова «История Дальнего Востока Росссии в
древности и Средневековье» 5-6 кл.» Русское слово,2021
2. Рабочая тетрадь «Дневник путешественника в прошлое Приамурья» 5
класс. Карамышева Н.М.-Хабаровск: КГАОУ ДПО ХК ИРО, 2023
3.

Дневник проекта «Мир Юрского периода: доисторическое

Приамурье. 5 класс»/Карамышева Н.М. – Хабаровск: КГАОУ ДПО ХК ИРО,
2023
4. Дневник проекта «Дальневосточный край: загадки древности. 5
класс»/ Карамышева Н.М. – Хабаровск: КГАОУ ДПО ХК ИРО, 2023
5. Рабочие листы «Творческий дневник пятиклассник по региональному
курсу «История Дальнего Востока России в древности и Средневековье» 5-6
класс/ Ядыкина С.Е. - Хабаровск: КГАОУ ДПО ХК ИРО, 2023
6. Игра-бродилка «Путешествие в прошлое Приамурья»/ Ядыкина С.Е. Хабаровск: КГАОУ ДПО ХК ИРО, 2023.
7. Учебное пособие «История Дальнего Востока России в новое время
(XVII – XVIIIвв.) для учащихся 7-8 класса //О.Ю. Стрелова - М., ООО
«Русское слово», 2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Шавкунов Э. В. Тайна древних зеркал. Владивосток, 1993./
Государство Бохай и памятники культуры в Приморье Л.,1968
Алексеева А. И. Амурские экспедиции 1849-1855 М., 1974 // Хозяйка
залива счастья. Хабаровск, 1981
Задорнов Н. П. Капитан Невельской. М., 2022
Кабузан В. М. Дальневосточный край в XVII- начале XX в. (1640-1917)
Чехов А. П. Остров Сахалин (Из путевых записок).- Любое издание.
Константинова А.А. почётные граждане Хабаровска. Хабаровск 1997.

Кирпиченко Т. В. Главные достижения Приамурья на излёте XIX века
// Словестница искусств. 2014. №2
«Дерсу Узала» (режиссер Акиро Курасаво, 1975) – художественный
фильм рассказывает об увлекательных путешествиях замечательного
русского учёного и писателя В. К. Арсеньева
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://sites.google.com/view/sibir-dv/рекомендации

методические

материалы для учителя по изучению истории Сибири и Дальнего Востока
https://nasledie27.ru/ - сайт Хабаровского краевого центра охраны
памятников истории культуры
https://www.paleo.ru/ - сайт Палеонтологического музея им. Ю. А.
Орлова в г. Москве https://www.dvklad.3nx.ru/- Сизиманский каменный
лес// ДВклад.форум историков и кладоискателей
https://hkm.ru/ - музей археологии. Хабаровский краевой музей им. Н.
И. Городекова Деревянко А. П. В странах трёх солнц: рассказы археолога
о древностях Приамурья. Хабаровск 1970
https://www.slovoart.ru/.- Уснувший дракон. Сказки и легенды
коренных народов Приамурья// Словестница искусств 2006


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».