Адаптированная основная общеобразовательная программа - основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - АООП НОО для обучающихся с ТНР) предназначена для сопровождения обучающихся с ТНР муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 имени Героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края (далее МБОУ СОШ № 5) и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к данному уровню общего образования. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» АООП для обучающихся с ТНР включает набор учебно-методической документации, которая определяет наполняемость и характеристику целевого, содержательного и организационного разделов программы начального общего образования.
На основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и АООП для обучающихся с ТНР МБОУ СОШ № 5 разработала АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи. МБОУ СОШ № 5, реализующей АООП НОО для обучающихся с ТНР, использует АООП как документ, определяющий стратегию образовательной деятельности конкретного уровня образования. Вместе с тем такой вариант представления адаптированной программы начального общего образования не предполагает механического, формального ее копирования. Это связано с тем, что при создании своей адаптированной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 5 учитывает следующие требования:
- программа строится с учетом особенностей контингента обучающихся с ТНР: формы речевого недоразвития, структуры дефекта и степени его тяжести;
- программа строится с учетом особенностей социально-экономического развития региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории края; конкретного местоположения МБОУ СОШ № 5, формы обучения (инклюзивное в среде сверстников с нормативным речевым развитием);
- при подготовке программы учитываются статус обучающегося с ТНР младшего школьного возраста, его типологические психологические особенности и возможности, специфика недоразвития психических функций, что гарантирует создание оптимальных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого обучающегося;
- при необходимости программа начального общего образования предполагает создание индивидуальных учебных планов, особенно в случаях поддержки обучающихся младшего школьного возраста с различной степенью выраженности дефекта (в том числе для ускоренного обучения) или обучающихся, входящих в особые социальные группы (дети мигрантов; дети с особым состоянием здоровья, с девиантным поведением);
- обязательным требованием является учет запросов родителей (законных представителей) обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности, факультативные занятия, индивидуальные консультации.
МБОУ СОШ № 5 обеспечивает выполнение гигиенических нормативов и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения.