Адаптированная основная общеобразовательная программа - образовательная программа основного общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Описание образовательной программы

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования (далее ― АООП ООО) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 имени Героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края (далее МБОУ СОШ № 5) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее – Стандарт);
  • Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026;
  • В АООП ООО внесены изменения в части преподавания предмета «Труд (технология) на основании приказа Министерства просвещения РФ от 17 июля 2024 г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ».
  • Санитарными правила и нормами «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (СанПиН 1.2.3685-21), утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20);
  • Методическими рекомендациями по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ (письмо Минпросвещения России от 3 марта 2023 г. № 03-32);
  • Уставом МБОУ СОШ № 5.  

В соответствии с ФАООП УО образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированную основную общеобразовательную программу.

Зачисление на обучение по АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) осуществляется только с согласия (по    заявлению) родителей (законных     представителей) обучающегося и на основании рекомендаций ПМПК.

АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как   общих,   так   и   особых   образовательных    потребностей    разных    групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения, места проживания обучающегося, вида образовательной организации.

АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ СОШ № 5 обеспечивает освоение содержания и планируемых результатов, не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАООП УО и предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ по учебным предметам: «Русский язык», «Чтение (Литературное чтение)», «География», «Мир истории», «История отечества».

При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации изучения предмета.

Содержание АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся.

Для обеспечения возможности освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) АООП ООО может быть применена сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.

В основу разработки АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.Хочу такой сайт

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера; 
  • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) положены следующие принципы:

  • принципы государственной политики Российской Федерации в области образования; 
  • принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
  • принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
  • принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
  • принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
  • принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
  • принцип учета особенностей психического развития разных групп, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
  • принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
  • принцип сотрудничества с семьей.

Структура АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) включает целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями Стандарта. 

АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью, получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других нарушений развития, места проживания обучающегося, вида образовательной организации. 

Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает в пролонгированные сроки образование по АООП (варианты 1), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.

АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) при необходимости может индивидуализироваться и предусматривать разработку специальной индивидуальной программы развития (далее - СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.

АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения образования.

Определение варианта АООП ООО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 

АООП_ООО_УО (вариант 1) Документ подписан квалифицированной электронной подписью Серийный номер 781328832026744566530359342881859512580461912 Директор/Заведующий МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГЕОРГИЯ ЕВДОКИМОВИЧА ПОПОВА Г. НИКОЛАЕВСКА-НА-АМУРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Дата подписания документа 13.09.2024 17:11:15 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».