Адаптированная основная общеобразовательная программа - образовательная программа основного общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная общеобразовательная программа основного общего образования (далее ―
АООП ООО) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) ― это
общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП
ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 5 имени Героя Советского Союза
Георгия Евдокимовича Попова г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края (далее
МБОУ СОШ № 5) разработана в соответствии с:
- Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным
государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной
отсталостью, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
19 декабря 2014 г. № 1599 (далее – Стандарт);
- Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной
приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026;
- В АООП ООО
внесены изменения в части преподавания предмета «Труд (технология) на
основании приказа Министерства просвещения РФ от 17 июля 2024 г. № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных
программ».
- Санитарными
правила и нормами «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(СанПиН 1.2.3685-21), утвержденными постановлением главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021
г. № 2;
- Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи (СП 2.4.3648-20);
- Методическими
рекомендациями по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных
программ (письмо Минпросвещения России от 3 марта 2023 г. № 03-32);
- Уставом МБОУ
СОШ № 5.
В
соответствии с ФАООП УО образовательные организации самостоятельно
разрабатывают и утверждают адаптированную основную общеобразовательную программу.
Зачисление
на обучение по АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) осуществляется только с согласия
(по заявлению) родителей (законных
представителей) обучающегося и на основании рекомендаций ПМПК.
АООП
ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) содержит дифференцированные требования к структуре,
результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение
как общих, так и особых
образовательных потребностей разных
групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), получение образования вне зависимости от
выраженности основного нарушения, места проживания обучающегося, вида
образовательной организации.
АООП
ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) МБОУ СОШ № 5 обеспечивает освоение содержания и
планируемых результатов, не ниже соответствующих содержания и планируемых
результатов ФАООП УО и предусматривает непосредственное применение федеральных
рабочих программ по учебным предметам: «Русский язык», «Чтение (Литературное
чтение)», «География», «Мир истории», «История отечества».
При
этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут
использоваться в качестве основы для разработки педагогическими работниками
рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации изучения предмета.
Содержание
АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) представлено учебно-методической документацией
(учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный
план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации
базовые объем и содержание образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
АООП
ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) может быть реализована в разных формах: как совместно
с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях.
Обязательной
является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации
как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся.
Для
обеспечения возможности освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) АООП ООО может быть применена
сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а
также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.
В
основу разработки АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный
подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение
дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный
подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической
науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом
специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный
подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного
возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным
средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
- придание
результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное
усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
- существенное
повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
- обеспечение
условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования
базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение
некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В
основу АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) положены следующие принципы:
- принципы
государственной политики Российской Федерации в области образования;
- принцип
коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- принцип
практической направленности, предполагающий установление тесных связей
между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование
знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения
практико-ориентированных задач;
- принцип
воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо) и
понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
- онтогенетический
принцип;
- принцип
преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
- принцип
целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и
учебными предметами, входящими в их состав;
- принцип учета
возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных
областей и результаты личностных достижений;
- принцип учета
особенностей психического развития разных групп, обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- принцип
направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип
переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет
обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и
активной деятельности в реальном мире;
- принцип
сотрудничества с семьей.
Структура
АООП ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) включает целевой, содержательный и организационный
разделы в соответствии с требованиями Стандарта.
АООП
ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) содержит дифференцированные требования к структуре,
результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение
как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных
обучающихся с умственной отсталостью, получение образования вне зависимости от
выраженности основного нарушения, наличия других нарушений развития, места
проживания обучающегося, вида образовательной организации.
Обучающийся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает в
пролонгированные сроки образование по АООП (варианты 1), которое по содержанию
и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с
содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений
здоровья.
АООП
ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) при необходимости может индивидуализироваться и
предусматривать разработку специальной индивидуальной программы развития (далее
- СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе
индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или
отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
АООП
ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной
программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания
специальных условий получения образования.
Определение варианта АООП ООО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.