Адаптированная основная общеобразовательная программа - основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа – основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (далее АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) предназначена для сопровождения деятельности обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 имени Героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края (далее - МБОУ СОШ № 5) и отражает вариант конкретизации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Содержание АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня начального общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы
АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с задержкой психического развития и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА.
Структура АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) МБОУ СОШ № 5, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР начального общего образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального общего образования.
Содержательный раздел определяет содержание начального общего образования обучающихся с ЗПР и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
- рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;
- программу формирования УУД;
- программу коррекционной работы;
- рабочую программу воспитания.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
Организационный раздел включает:
- учебные планы начального общего образования обучающихся с ЗПР;
- календарный учебный график;
- календарный план воспитательной работы.
Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения АООП НОО и разработаны на основе требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам освоения программы начального общего образования и федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –ФАОП).
Программа формирования УУД содержит:
- описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов;
- характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся.
Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Организационный раздел АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы начального общего образования и включает:
- учебный план;
- календарный учебный график;
- календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся МБОУ СОШ № 5.
В основу формирования АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) положены следующие принципы:
а) принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников);
б) принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
в) принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
г) принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
д) онтогенетический принцип;
е) принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) ориентировку на АООП основного общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2), что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
ж) принцип целостности содержания образования;
з) принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
и) принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
к) принцип сотрудничества с семьей;
л) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2, действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования).